История Humble Bundle - хорошие игры за пару центов

©

Знаете ли вы компанию Wolfire Games? Скорее всего нет, и даже если вы играли в их игры, например в Receiver, вы вряд ли запомнили название разработчика. Между тем, именно эта компания помогла появится на свет одному из самых необычных сервисов цифровой дистрибуции. 4 мая 2010 года стартовали продажи Humble Indie Bundle 1, в состав которого вошли такие игры как World of Goo, Aquaria, Gish, Penumbra: Overture и Lugaru. Отборная инди элита пришлась по вкусу геймерам и игровой рынок изменился. Началась эпоха бандлов, которая продолжается и по сей день.

Пингвины нам помогут

Бандлы, то есть наборы игр в общем-то не являются изобретением самых HB. Автором идеи Humble Indie Bundle является разработчик из компании Wolfire Games, Джеф Розен, и вдохновлялся он наборами игр из Steam. А в Steam идею вероятно почерпнули из ритейла - в США и Европе очень часто в магазинах можно найти связки из 3 или 5 дисков по цене ниже, чем все эти игры по отдельности. Подобные акции всегда пользовались у игроков особым вниманием и информация об них распространялась из уст в уста, в связи с чем наборы игр шли на ура.

Но не только эта идея заставила Джефа Розена попробовать создать свой бандл. Сыграл роль еще и опыт других независимых разработчиков, продававших игры по цене, которую определял сам покупатель. Акции по типу “Заплати сколько хочешь” на рубеже десятилетий были довольно распространенным явлением и так небольшие компании продавали музыку, игры, книги и даже фильмы. Правда делали это в основном не слишком известные и оттого желающие большей популярности авторы, которым подобный жест щедрости был только на руку.

Согласитесь, выглядит очень красиво и стильно

Стать центром по продаже цифровых товаров со свободной ценой и решил стать Humble Bundle. И не просто продавать товар, а еще и направлять часть выручки в благотворительные организации. Покупатель набора Humble Bundle сам определял сколько платить за набор, кому направлять деньги и главное - как потом качать полученный товар - вы могли взять ключ и активировать его в Steam, скачать DRM free версию игры и при этом использовать прямую закачку или даже всеми любимый торрент. Да, да, игры из вашей библиотеки HB можно качать с помощью торрент клиента.

Для выпуска второго набора игр, который вышел 14 декабря 2010 года и получил название Humble Indie Bundle 2 была создана отдельная контора под названием Humble Bundle, Inc. До сих пор этот бандл считается лучшим в истории компании. В него вошли такие игры как Braid, Cortex Command, Machinarium, Osmos и Revenge of the Titans. Тем кто не жадничал и платил денег больше чем средняя цена в итоге подарили еще и первый бандл. Слухи о волшебном магазине, раздающем игры за смешные деньги быстро распространялся по интернету и продажи росли. HB стал приносит огромные, по меркам инди разработки, деньги, но до настоящей популярности было еще далеко. Несомненно, огромную роль в рекламе сервиса сыграл симбиоз со Steam.

Но в одном из своих интервью со-основатель HB Inc, John Graham рассказал, что большую роль в развитии сервиса сыграли Linux пользователи. Дело в том, что компания Wolfire Games выпускала свои игры для разных ОС - помимо главенствующей Windows в игры компании могли также поиграть владельцы машин на Mac OS и Linux. Этот же принцип решено было применить и для Humble Bundle. Как итог, тусовка Linux пользователей одними из первых заметила и оценила достоинства нового проекта, поэтому заносили эти ребята немало. И в этом нет ничего удивительного, ведь несмотря на то, что пользователей Linux в мире всегда было не очень много, с платежеспособностью у них было все в порядке.

Инди игры в каждый дом

В 2014 году HB смогли заработать на благотворительность 50 миллионов долларов. Огромная сумма, не правда ли? Неужели такие деньги можно заработать на каких-то инди играх?

На самом деле Humble Bundle хоть и виделся многим людям как магазинчик по продаже пачек индюшатины, на деле был весьма сложным проектом. Он давал пользователям то, что большинство сервисов делать категорически не хотело.

Прежде всего - творческий подход. Страница каждого бандла была красиво оформлена и каждая игра получала свой небольшой арт. Первые бандлы выглядели как красивый стол с тарелками, на которых располагались мини-арты игр. Это хорошо подчеркивало, что покупатели являются настоящими игровыми гурманами. Да даже сам Steam в своих первых распродажах был не так  изобретателен.

Вторым важным фактором популярности HB стала возможность выбора. Вы выбирали какой из наборов игр вам нужен - полный или минимальный, выбирали кому пойдут деньги, выбирали в какую версию игр играть - в чистый дистрибутив или Steam версию.

Третья и решающая причина популярности HB это цена. Да, вы правда могли забрать несколько игр всего за цент. За цент! Да за такие деньги в принципе нельзя купить что либо, а тут настоящие игры со Steam ключами! К счастью, большая часть хардкорных фанатов HB не скупилась на деньги и в итоге платежи к примеру в 25 баксов стали нормой. К тому же, для самых щедрых покупателей на сервисе создали “таблицу  лидеров” где можно было вписать свое имя.

Стоит ли упоминать о кроссплатформенности и приятных плюшках, в виде бесплатных игровых саундтреков, которые порой и достать где то еще было нереально?

Однако, восхищаясь успехами HB, нельзя забывать также о том, что огромную долю внимания сервис получил благодаря бандлам от крупных компаний. Первым таким бандлом был Humble THQ Bundle, вышедший 29 ноября 2012 года. К сожалению, традиционные ценности HB тогда были проигнорированы - никакой кросс платформы и DRM Free - только Steam ключи и саундтреки. Это сейчас мы можем играть в Saints Row в чистой версии, без защиты. А тогда это мало кого интересовало из крупных издателей. Бандл заработал 2 миллиона долларов и обошел по доходам остальные бандлы.

Этот бандл вызвал настоящий восторг у геймеров

Впоследствии вышли такие бандлы как Humble Origin Bundle и Humble WB Games Bundle. Оба бандла вышли в 2013 году и вызволи огромный интерес у геймеров. Теперь HB стал своим и в кругу почитателей ААА-игр.

Немного о жадности

Если пользователям дать много свободы, рано или поздно они начнут наглеть. Этот закон интернета коснулся и HB. Продажа Steam ключей за цент сыграла на руку различным мошенникам из Steam, которые регали аккаунт, активировали игры и шли обманывать доверчивых пользователей. Особенно жестко с дешёвыми ключами дело обстояло во время зимней распродажи Steam 2011 года, когда пользователи создавали массу фейковых учеток, на которых принялись фармить заветный уголь, необходимый для получения бесплатных игр. В последствии Steam забанил нечестных “шахтеров” а HB принял решение выдавать ключи только за покупки ценой больше доллара. За цент вы получали лишь DRM free версии игр из начального набора.

Естественно, HB боролся с жадностью покупателей как мог. Выставлял на видные места логотипы компаний, в которые идут пожертвования. Кроме того, при покупке игр за цент, покупатель некоторое время мог видеть страшненькую картинку-карикатуру с бедным инди-разработчиком, создающим игры за старым компом. Но все равно находились пользователи, которым жалко было 1 доллара и которые долго ныли на форумах что HB решил обчистить их карманы.

Атака клонов

HB не стал ограничивать себя только продажами компьютерных игр. Вскоре стали появляться бандлы мобильных игр, наборы книг и комиксов, софтверные бандлы. И каждый из таких проектов был успешен, поскольку позволял за смешные деньги получить действительно хорошие вещи.

Популярность HB не давала покоя многим предприимчивым людям. Как грибы после дождя стали плодится разномастные бандлы, которые порой были как две капли воды похожи на HB. Но в отличи от него, они не занимались благотворительностью и цены ставили немаленькие. Лишь немногие из них смогли пережить хотя бы год после начала работы и благополучно уходили с рынка. Потом стали появятся креативные бандлы - пользователям предлагали сначала скачать товары торрентом, а потом заплатить, самому составить пакет игр из огромного ассортимента и даже получить игры бесплатно, играя в различные игры. Но ни один из таких проектов не смог затмить собой HB.

Ты - разработчик

Одной из главных вещей, за которую я думаю стоит сказать спасибо Humble Bundle, являются на мой взгляд бандлы для начинающих разработчиков. Они часто критиковались пользователями за сомнительного качества исходники и программы, но не будем никого обманывать - покупали их в основном ради заветных ключей от Game Maker и Clickteam. Эти программы стоят очень дорого, но HB позволил получить их за смешные суммы.

Потратив всего доллар, ты мог спокойно работать на дорогой программе и не чувствовать угрызений совести. И на мой взгляд это показательный пример как нужно бороться с пиратством.

Свинка-копилка похоже является символом сервиса

Хамбл уже не тот?

Humble Bundle не стоит на месте. Сервис обзавелся своим собственным магазином и стал проводить в нем различные распродажи. Для привлечения новых покупателей, сервис стал раздавать хорошие игры бесплатно. К сожалению, творческий подход к бандлам ушел в прошлое и вместо красивых картинок нам предлагали созерцать стандартные артворки. Зато появились консольные бандлы и специальные физические сувениры для тех, кому не жалко денег за максимальный набор. Помимо магазина, сервис обзавелся своей собственной подпиской - Monthly, которая позволяла за ежемесячную плату, каждый месяц играть в набор современных и крутых игр. Причем - чем больше месяцев вперед вы оплачиваете, тем более крутые бонусы вы получаете. А еще ее можно подарить другу.

Бандлы же тем временем стали становится все хуже и хуже. Они больше не вызывали тех эмоций что раньше, да и минимальный набор игр сократился до трех. Порой в наборы попадали откровенно ужасные игры.  К тому же, многие игры получили региональный лок ключей. Но тем не менее, каждый новый бандл игроки ждали с нетерпением.

Черный юмор от HB

Наши дни

Что такое Humble Bundle сегодня? Огромный магазин игр? Сервис, раздающий хорошие игры бесплатно? Магазин, где щедрым покупателям дарят значки и игрушки? Или может конторка, торгующая дурацкими инди играми? Для каждого из нас Humble Bundle выглядит по-разному. Но нельзя отрицать одного- это великолепный сервис, завоевавший  наше доверие честным и тяжелым трудом. Он долгое время занимался тем, что большинству геймеров было в общем-то не нужно и тем самым поддерживал гейминг на непопулярных платформах, помогал людям осознать плюсы использования DRM и внес огромный вклад в благотворительность и борьбу с пиратством. А главное - он бы по настоящему удобным.

Выбрав главной идеей свободу использования, Humble Bundle сумели найти компромисс между привычками пользователя и своими собственными возможностями. Проводя рискованные акции и поддерживая разработчиков, HB каждый новый бандл или проект рассказывал о своей любви к играм и приглашал нас в свою дружную компанию любителей компьютерных игрушек.

Спасибо за внимание.

NightGameMassacre
об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
Нравится69
Комментарии (14)
  • Ни разу не видел в Humble Bundle нормальных распродаж. Один жуткий трешак, либо то, на что уже были огромные скидки в Стиме. Нормальные игры появляются только в бандлах за 30$ и выше; нормальная игра + куча ненужного трешака.
  • Хороший сайтик. Примерно раз пол года - год можно что-нибудь хорошее найти за копейки или вообще бесплатно. Игры ААА класса конечно не ждите. Например, сейчас там раздают Killer is dead, помню ещё вроде раздавали Beyond Good and Evil и Psychonauts
  • Я столько денег на Humble Bundle сделал, так что очень им благодарен
  • За бесплатные игры им спасибо
  • aleks777789
    Я тебя разочарую, но это ты им деньги сделал.
  • Отличный сервис,халява ни кого не оставит равнодушным
  • GoliafJx
    А как по мне DmC - ААА и вообще там куча годноты за один бакс.
  • Хоть раз в месяц хороший подбор делают.Насчет Monthly сложно сказать.Покупать кота в мешка как то не особо хочется но можно рискнуть
  • Иногда в Хамбл можно купить действительно отличные игры. Я помню как удивился Kholat, давно хотел ее прикупить, а тут такой подарок.
  • много хороших игр взял там бесплатно)
  • Да, бандл от wb со всеми частями fear за доллар вообще топ был. Учитывая то, что вторая часть регионально заблокирована для покупки в русском стиме.
  • Хамбл был великолепен до того как обзавелся собственным магазом. Большая часть моего стима из его распродаж. А сейчас у них неинтересные бандлы по конским ценам. Да и валюта подорожала
  • Лет этак пять ,взял за "цельный" доллар! red orchestra 1 - 2, killing floor (делюкс) и был дико рад, до сих пор иногда в них гоняю. Потом одним бандлом ;Trine 2: Complete Story, Mark of the Ninja -(вообще бомба!), Eets Munchies, Brutal Legend; Rayman Origins и Call of Juarer Gunslinger.... всегда стараюсь ,что то дельное там захватить. Так, что не согласен с критикой не интересных бандлов, а , что доллар подорожал, это вопрос к тем, кто кубометры дермонтина и кожи на министерских креслах пропердел, дуя из трубы нефть с газом за границу, собственное производство не развивая.
  • Классная история и сервис тоже нравится.
B
i
u
Спойлер