Как распознать в ребенке игровую зависимость и что с этим делать: советы родителям

Игры могут стать фактором, нарушающим нормальный сон, ухудшающим внимание, а значит, успеваемость.

Онлайн-игры, которые раньше были исключительно на компьютерах, теперь доступны везде: на ноутбуках, планшетах, телефонах. И находятся они в свободном доступе. Порой и взрослому человеку сложно совладать с собой, чтобы не увлечься игроманией, а ребенку и подавно.

Линда Стейд, педагог, писательница, исследовательница в колледже Уесли, предупреждает семьи о риске развития у детей игровой зависимости и рекомендует меры предосторожности и противодействия. Если у вас есть ребенок-подросток или вы работаете с подростками, то обязательно слышите про ту или иную модную онлайн-игру. Сейчас, например, это Fortnite. Просто сумасшествие, как было с Йо-йо в 1970-е годы или как с кубиком Рубика в 1980-е. Но если раньше родители решали проблему зависания с кубиком фразой: "Да отложи ты уже эту штуку!", то теперь мы должны спрашивать себя, не влияют ли новые компьютерные игры на психическое здоровье наших детей, не становятся ли наши чада зависимыми от игр, как от наркотиков? Беспокойство — это понятно, особенно когда родители не разбираются в том, что такое компьютерные игры.

Почему дети так любят игры

Алан Дрейкерсмит, заведующий учебной частью в колледже Уесли и преподаватель информатики, наблюдая за учениками, сделал вывод: "Игровая зависимость определяется не столько количеством часов, проведенных за дисплеем, сколько ответом на вопрос "Почему ребенку нравится игра?". Итак, давайте попробуем найти ответы на этот вопрос.

1. Успех. Компьютерные игры четко структурированы на достижения, признание и успех. Ты проходишь уровни, получаешь бонусы, набираешь очки, обходишь соперников, становишься чемпионом. Нам всем нравится быть чемпионами в чем-то, в компьютерных играх эта человеческая радость и жажда успеха получает подпитку в чистом виде. Особенно этой подпиткой увлечется ребенок, у которого в других сферах жизни скромные успехи.

2. Стабильный мир. Некоторые дети говорят о том, что в играх создан свой безопасный, понятный и интересный мир. В то время, как в реальном мире возникает столько проблем с меняющимся телом, с социализацией, со взрослением, дети и подростки находят в виртуальном мире место, где они могут держать все под контролем. Если семья неблагополучная, то ребенок ищет прибежища в цифровой реальности, которая, в отличии от настоящей, стабильна.

3. Инклюзия. Компьютерные игры предоставляют инклюзию многим категориям людей, которые чувствуют себя исключенными из жизни большинства. Анонимность в играх позволяет чувствовать себя интегрированным и принятым, это особенно важно для тех детей, которые страдают от буллинга в школе. Важно также знать, насколько компьютерные игры популярны среди людей с инвалидностью, — ведь в играх у всех одинаковые возможности.

4. Коммьюнити. Геймеры составляют крепкую коммьюнити. Для многих игр в режиме multi-player характерным элементом является командная работа игроков, которые могут общаться в сообщениях и обсуждать достижения и стратегии. Из этих совместных занятий нередко возникает и дружба, и чувство принадлежности к группе. Мы же все этого хотим, но не во всех наших кругах общения мы можем получить это, а в сообществах геймеров — легко.

5. Интерес. Игры нравятся, потому что это приключения, это весело и интересно, а ты — герой. Там есть музыка, яркие цвета и движение. Игра вызывает выработку гормонов радости.

Кто в зоне риска

Дрейкерсмит говорит: "Школа — это отражение общества. Конечно, учителя замечают учеников с проблемным отношениям к играм — они взламывают пароли школьной системы, чтоб получить доступ к играм в учебное время, у них часто бывают перепады настроения и приступы агрессии". Игры могут стать фактором, нарушающим нормальный сон, ухудшающим внимание, а значит, успеваемость. Некоторые родители признаются, что по выходным дети играют до 18 часов в день. В этом случае мы все согласны, что так много играть в компьютерные игры — вредно и для физического, и для психического здоровья. Это еще и время, отобранное у других видов активности, у других возможностей общения с семьей и друзьями.

Новозеландский психотерапевт Джеймс Драйвер тщательно изучил проблему игровой зависимости и сделал вывод, что она возникает тогда, когда игра удовлетворяет сразу несколько психологических и социальных потребностей, не удовлетворенных в реальной жизни.

"Одно дело играть для того, чтобы повеселиться, а другое — для того, чтобы убежать от трудностей, или для того, чтобы почувствовать в жизни смысл, а в себе — силу". Драйвер считает, что в зоне наибольшего риска находятся дети, тревожность которых в социальном взаимодействии высока, а психологические нужды в реальном мире не удовлетворены. Могут развить зависимость и очень умные дети, которым нравится проблем-солвинг (проблем-солвинг -комплексный подход к решению проблем. — Прим. Ред.), но которым скучно в школе и нет хорошо подобранной внешкольной активности.

Конечно, если игра имеет столько плюсов для детей, то как школе пояснить ученикам вредность зависимости? Это не легко, но в нашем колледже придумали как это сделать. Трое студентов поставили эксперимент на себе в рамках конкурса научных проектов. Цель — показать физиологические последствия игры Fortnite у игроков. Ребята измеряли пульс, температуру тела перед игрой и с минутным интервалом во время игры. Таким образом, они измерили, насколько стимулирующее действует игра на организм игроков. Результаты их эксперимента были очень интересными. Мальчики пришли к выводу, что реакция на стимулы зависит от личности игрока, а не от того, часто он играет или нет. Это пока еще не сформулировано в научных терминах, но это прекрасная возможность предупредить детей о риске зависимости.

Советы родителям

Дрейкерсмит советует: "Всегда наблюдайте, во что играет ребенок и как он себя ведет".

1. Если вдруг появляется агрессия в сторону членов семьи, которой раньше не было, если ребенок забросил игры и дела, которые раньше нравились ему, будьте начеку. Может быть, это не от игр, но разобраться, откуда подобное поведение берется, необходимо.

2. Вникните в те игры, в которые играет ребенок, тогда вы сможете говорить о них как информированный человек. Поиграйте с ребенком вместе в эти игры. Вдруг и вам понравится.

3. Детям нужны четкие границы и ваша последовательность в том, что касается игр. Вам нужно установить правила и договоренности и всей семьей их придерживаться.

4. Если причиной зависимости является нехватка близости между вами и ребенком, вам нужно подумать над тем, чтобы дети чувствовали себя услышанными и понятыми. Постарайтесь сделать так, чтобы время, которое вы проводите с ними было действительно качественным.

Нравится5
Комментарии (16)
  • трлоололололололо
  • Редко встретишь действительно хорошую статью по этой теме. В целом - все грамотно и верно, и советы неплохие.
  • Сейчас не столько страшна игровая зависимость, сколько зависимость от интернета и социальных сетей в частности.
  • Что делать,что делать - ребенком заняться. Воспитанием дома никто не занимается, в школе учителям с такой зарплатой тем более плевать. Только запрещают и деньги дают, а в итоге игры виноваты.
  • samosan
    А раньше был виноват телевизор, еще раньше - радио, а уж совсем давным-давно - любовь к чтению. Так что сбрасывать свою вину на что угодно - традиция даже не одного века :)
  • kurskiy
    Было конечно,но все же не так сильно. Сейчас вообще детьми не занимаются,только собой или работой, непонятно,зачем вообще заводили,разве что по залету. Зато орут яжематери постоянно и при любом удобном случае.
  • Обычно игровая зависимость настаёт тогда, когда кроме игр больше ничего не интересует - это есть корень проблем. Должно быть есчо чтото... Например, можно на пека не только играть, но и создавать игры. Понимаю, что это сложный процесс, я даже делал несколько простецких игр, одна из них шашки на питоне, много же я время потратил, когда обучал компьютер ходам, но сам процесс создания своей игры увлёк меня не меньше, чем какойнибудь асасин.
  • yariko.v
    Да на ПК можно кучу всего полезного (хотя бы в плане развития) делать. Рисовать или обрабатывать графику, монтировать видео, звук, сайты делать. Программировать опять же. Да хоть видео-уроки по интересной теме смотреть. Было бы желание. А вот есть желания чему-то учиться нет - вот это уже беда.
  • samosan
    Меня еще некоторые сотрудники добивали (на нескольких работах слышал): "Я вот своему ребенку не больше часа/двух в день разрешаю за компьютером сидеть". Причем, неважно что он за ним делает. А если он не играет, а учится чему-нибудь? Офигенный подход просто.
  • Игровая зависимость настаёт ещё и тогда, когда кроме ПК ничего нельзя. Это нельзя, спалишь что-нибудь, то нельзя, порежешься, этим заниматься просто негде, а гитару я тебе не куплю ибо нефиг, мы решили, что ты пойдёшь на юриста. Сиди под присмотром у ящика и деградируй. Что, ребёнок откажется рулить коптером, стрелять из реальной винтовки или гонять на снегоходе? Никогда, особенно если рядом правильный батя, который и научит, и присмотрит. Но правильный батя это настолько вымирающий вид, что за воспитание берутся трусливые и глупые тётки, которые сами запирают ребёнка в четырёх стенах а потом, лет через 10-15, начинают картинно заламывать руки и восклицать на тему "откуда же такое комнатное растение выросло и как с этим жить".
  • заметил у ребёнка игровую зависимость, заставь и помоги ему делать летсплеи, нет, не для того, чтобы он стал великим летсплейщиком и зарабатывал бабло, уже польза от того, что он дикцию начнёт подтягивал, станет более грамотно формулировать свои мысли, научился общаться с аудиторией пусть даже если она будет очень маленькой и т.п.
  • Playgroundный
    А заодно освоит съемку, монтаж, обработку звука. В жизни, может, и не пригодится, но все равно лишним не будет :)
  • kurskiy
    А заодно освоит съемку, монтаж, обработку звука. В жизни, может, и не пригодится, но все равно лишним не будет :)

    возможно работа со звуком и монтажом видео и не пригодится, но ребёнок начнёт работать в ПО с довольно непростым интерфейсом, ему будут полезны сопутствующие навыки, организованность, логика. а ещё ребёнок начнёт тратить свободное время не только на игры. в общем, плюсов полно.
  • Детей воспитывать нужно, а не рожать ради тренда, пафоса и чсв .
    Некоторые родители признаются, что по выходным дети играют до 18 часов в день.

    А кто им это позволяет ? Отобрал комп ,тыкнул в морду учебником - учи ! Пока все не выучишь ,никаких игр.Онлайн вообще поудалять нахрен.Скачаешь, вообще компа лишишься на месяц.Так делают в нормальных семьях ,а не пофигистах.Детьми не занимаются, а потом у них во всем игры виноваты.
    Тем у кого нет время на детей, советую забыть о них и не заводить.
  • нечего спиногрызам покупать гаджеты, пускай в школе учатся
  • Fox Blue
    А кто им это позволяет ? Отобрал комп ,тыкнул в морду учебником - учи ! Пока все не выучишь ,никаких игр.Онлайн вообще поудалять нахрен.Скачаешь, вообще компа лишишься на месяц.Так делают в нормальных семьях ,а не пофигистах.Детьми не занимаются, а потом у них во всем игры виноваты.
    Тем у кого нет время на детей, советую забыть о них и не заводить.

    те методы, что вы предлагаете как раз используют родители которым пофиг на ребёнка. это же вообще не воспитание, это настоящая дрессировка. и эти ваши фразочки "тыкнул", "морду" - ну прям как с животным. надеюсь у вас пока нет детей и в ближайшее время не собираетесь заводить, так как вы вообще не подготовлены к воспитанию человека.
B
i
u
Спойлер