Киберпанк мертв?! - Разбор полетов и История жанра

Возрастной рейтинг:16+

Восьмидесятые годы были славным временем для информационных технологий и культуры. Здесь вам и появление компакт-диска, интернета, и даже первого вируса, человеку пересажено искусственное сердце. Кажется, что грядет время, когда будут править передовые технологии — на благо человечества, конечно же. Но писатели-фантасты создают свою версию технологичного будущего, и называют его — киберпанк. И там все далеко не так радужно, как хотелось бы.

Да сколько можно этих бластеров с межгалактическими путешествиями?

Да сколько можно этих бластеров с межгалактическими путешествиями?

Классическая научная фантастика ходила по кругу и практически погрязла в самокопировании, как и любой ортодоксальный жанр. Открывая книгу или смотря новый фантастический фильм, мы в очередной раз окунались в мир будущего с бластерами и межпространственными космическими кораблями, которые видели уже сотни раз. Нужно было свежее дерзкое направление, которое быплюнуло на все догмы жанра.

Им и стал киберпанк. Четкого определения для направления, в названии которого есть слово панк, искать не стоит. И, как замечал Брюс Стерлинг (один из гуру жанра): с одной точки зрения, киберпанк — это просто все, что пишут киберпанки. На самом деле, немного парадоксально видеть неугасающий интерес к этому явлению в наше время, когда практически каждый человек на планете в любой момент может совершить видеовызов в любую точку мира, например. В 21-м веке научно-техническая революция просто лавиной накрыла человечество, и то ли еще будет… Многое, о чем было рассказано в киберпанке восьмидесятых и девяностых, нынешнему поколению может показаться смешным и даже нелепым, но что-то уже воплотилось в реальность. Жанр, который начинал как бунтарский, затем, как это бывает, опопсел и приелся, вновь почти ушел в андерграунд. Тем не менее, последние годы киберпанк снова задышал полной грудью. Сейчас пишутся книги, выходят фильмы и аниме, создаются игры, вдохновленные бунтарями того времени, в которых пик технического прогресса соседствует с тотальным моральным разложением общества.

Матрица - киберпанк или не киберпанк?

Матрица — киберпанк или не киберпанк?

В этой статье мы решили выделить основные черты киберпанка,  а также порекомендовать самых ярких представителей направления в поп-культуре, будь то книги, фильмы, аниме, и, конечно же, игры. И пусть киберпанк имеет довольно расплывчатые границы, и эксперты с пеной у рта готовы доказывать, что Матрица братьев Вачовски (простите, сестер) — это не киберпанк, мы все же обозначим характерные точки, присутствующие у представителей этого течения.

 

Общая концепция

Сейчас киберпанк как направление очень широк, и авторы, дабы не навлечь на себя лишнего хейта, весьма осторожно называют жанровую принадлежность своих творений. Часто встречаются такие высказывания, как "с элементами киберпанка" или "вдохновленный киберпанком". Это и правильно, ведь в наше время довольно сложно и глупо оставаться в рамках одного жанра, ибо все уже давно изъезжено вдоль и поперек. Так что сейчас киберпанк — это коктейль из научной фантастики, антиутопии, фэнтези, хоррора, нуара и всего, что посмеет добавить автора в свое произведение. Но отличительные черты все же выявить не так сложно.

Технологии
Как мы уже упоминали выше, для киберпанка характерны развитые технологии, искусственный интеллект, не уступающий человеческому (а в некоторых случаях и превосходящий), компьютеризация, роботизация, киборгизация, биоинженерия, генетика и нанотехнологии — все это находится на пике или на подъеме развития. Это если смотреть с технической стороны.

Социум
В социальном плане киберпанк схож с такими жанрами как постапокалиптика и антиутопия. То есть, являет собой моральное разложение общества, упадок культуры, возврат к примитивным ценностям, разгул преступности и киберпреступности, процветающие черные рынки, все это на фоне чудовищного классового неравенства и правящих элит и мегакорпораций. А приправлено это какой-нибудь экологической или климатической катастрофой, глобальной и разрушительной войной.

Цвета
В цветовой палитре преобладают мрачные, темные, хмурые цвета. Яркости добавляют лишь неоновые вывески и препараты, расширяющие сознание и дающие жителям будущего иллюзию счастья, пока вокруг бесчинствуют одичавшие банды, а вирусы и эпидемии косят выживших пачками — выпить воды из под крана сродни самоубийству.

Краски киберпанка

Краски киберпанка

Персонажи
Песонажи, как нетрудно догадаться, отличаются от главных героев классической фантастики. Здесь нет места бравому космопехотинцу, удалому авантюристу или капитану космического корабля, который живет высокими мотивами.
Наркоманы, наемники, преступники, вояки с посттравматическим синдромом, нуарные злоупотребляющие веществами детективы, проснувшиеся и разочаровавшиеся во всем киборги и роботы или просто винтики системы, решившиеся на бунт, и прочие отбросы этих мрачных историй, в которых, в принципе, все являются "отбросами", кроме правящих элит и их приближенных. Вот такие они — наши герои. Герои подстать сеттингу.

Декарт - классический нуарный герой

Декарт — классический нуарный герой

Отдельной строкой идут эти самые элиты — гигантские корпорации, сосредоточащие в своих руках всю власть, контролирующие тем или иным способом все — от верхних этажей сверкающих небоскребов до самых мрачных трущоб. Исключительно для собственной выгоды. Порой они выдают себя даже за богоподных существ, и главным героям приходится с ними бороться.
Живут же властители судеб, как несложно догадаться, в роскоши и изобилии — в архитекурных урбанистических памятниках, пока остальные вынуждены выживать в трущобах, полуразрушенных районах и бараках с минимальными удобствами.

Помогают же нашим героям отчаянные сорвиголовы, которые ютятся там, где Большой брат их не достанет. Им надоел тотальный контроль, они хотят свободы и правды и готовы за это отдать свои жизни. Естественно, помимо рядовых бойцов, в их рядах есть суперхакеры, которые могут взломать все, что угодно, и успешно с этим справляются.

Хакер - важная составляющая киберпанка

Хакер — важная составляющая киберпанка

Эта категория граждан также достойна отдельного упоминания, так как зачастую играет важную роль в истории. Киберпространство — уничтожает человечность.Виртуальная реальность поглощает личности. Персонаж, вдруг, узнает, что вся его жизнь — это просто симуляция или переписанный вариант, или он вообще просто программа. Чтобы прояснить ситуацию, часто требуется помощь героев-хакеров.

 

Эталоны киберпанка
С отличительными чертами мы разобрались. Теперь поговорим о гуру жанра в литературе и самых ярких примерах киберпанка в кино и играх.

Литература
Для этого вернемся в восьмидесятые, когда киберпанк отпочковался и вырос в полноценное направление. Как и в любом жанре, настоящих гуру не так много, остальные же являются жалкими подражателями. Впервые термин киберпанк был применен Брюсом Бетке в одноименном рассказе, но само творчество Бетке к киберпанку отношения не имеет. А вот следующую пару писателей писателей заслуженно называют отцами и гуру киберпанка.

Уильям Гибсон — основатель киберпанка. Лауреат различных литературных премий. Произведения, достойные внимания: Трилогия Киберпространство, включающая в себя романы НейромантГраф Ноль и Мона Лиза Овердрайв. Автор рассказа Джонни Мнемоник, экранизированного в 1995 с Киану Ривзом в главной роли.

Уильям Гибсон - основатель киберпанка

Уильям Гибсон — основатель киберпанка

Брюс Стерлинг — известный писатель-фантаст, также лауреат премий в сфере литературы, друг и соратник Уильяма Гибсона. Произведение, достойное внимания — Схизматрица, одна из самых значимых работ в жанре киберпанка.

Брюс Стерлинг - гуру киберпанка

Брюс Стерлинг — гуру киберпанка

Также внимания достойны Руди РюкерМайкл Суэнвик,  и Сергей Лукьяненко со своим Лабиринтом отражений.

Кино
Набирая обороты киберпанк перебрался на киноэкраны. И за все время вышло довольно внушительное количество фильмов по теме. Все перечислять не имеет смысла, и мы выбрали тройку лент, которые на наш взгляд хорошо передают дух жанра.

Джонни Мненомик — экранизация упомянутого выше одноименного рассказа Уильяма Гибсона с Киану Ривзом в главной роли. Конечно, различия с литературным источником присутствуют, но вполне интересно и смотрибельно до сих пор.

Джонни Мнемоник - 1995г.

Джонни Мнемоник — 1995г.

Побег из Нью-Йорка - этот фильм панка от кинематографа Джона Карпентера не увидишь в стандартных топах. И это плохо, Карпентер снял крутую и атмосферную историю, а более киберпанкового героя, чем Снейк Плисскин и представить сложно.

Снейк - эталонный герой киберпанка

Снейк — эталонный герой киберпанка

 

Бегущий по лезвию 1982

Бегущий по лезвию 1982


Конечно же, Бегущий по лезвию, продолжение которого не так давно огремело премьерами в кинотеатрах. Фильм руки Ридли Скотта, основой которого является роман Филиппа К. Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах, в свое время был не так тепло принят, как хотели авторы, но сейчас является настоящей киноиконой киберпанка. 

Выбрать три фильма было невероятно сложно, и так как киберпанк не имеет каких-то конкретных границ, то запутаться проще простого. Является ли Эквилибриум и Судья Дредд киберпанком, или это антиутопии? Можно ли отнести Бегущего человека и Вспомнить все к этому непростому в идентификации жанру? Споров по этому поводу возникало и возникает много.

Аниме
Япония часто становилась местом действия в произведениях писателей-киберпанков. Неудивительно, что одна из самых технологически развитых стран мира явила свои шикарные ответы в неповторимом стиле.

Кибер-город Эдо 808 — три эпизода в компании опасных преступников, киборгов-убийц, хакеров и даже вампиров. Этот крепкий боевик является отличным примером киберпанка, вне всяких сомнений.

Кибер-город Эдо 808. Вот те самые харизматичные преступники

Кибер-город Эдо 808. Вот те самые харизматичные преступники

Blame! — экранизация одноименной манги, произведенная компанией Netflix. Спорно, но достойно внимания, как образец жанра.

Blame! Экранизация подкачала?

Blame! Экранизация подкачала?

Призрак в доспехах — если разбирать это произведение, то оно является практически эталоном киберпанка, на самом деле, хотя часто жанровая принадлежность определяется, как научная фантастика.

Призрак в доспехах. Есть на что посмотреть

Призрак в доспехах. Есть, на что посмотреть

Игры.
Ну и, конечно, как же без игр. Ведь самая технически развитая сфера развлечений не могла обойти стороной жанр, в котором технологии стоят во главе.

Серия игр Syndicate (не берем во внимание шутер 2012 года) — отличный образец киберпанка по сеттингу, сама же игра включает в себя несколько жанров — от экшна до экономической стратегии. Также обязательно стоит обратить внимание на Satellite Reign — духовного продолжения или ремейка Syndicate.

Deus Ex (серия игр) — первая часть была по-киберпанковски атмосферной и имела целый ряд черт присущих направлению. В последующих частях смешение жанров было более заметным.

Оригинальная Deus Ex создана по канонам киберпанка

Оригинальная Deus Ex создана по канонам киберпанка

System Shock — говоря об играх в жанре киберпанк, нельзя пройти мимо этого культового творения.

System Shock - одна из самых влиятельных игровых серий

System Shock — одна из самых влиятельных игровых серий

Также в этот список можно отнести Remember Me, которая, кроме аппетитного персонажа, многим ничем и не запомнилась, или Hard Reset — топорный, а потому и любимый многими шутер в сеттинге киберпанка.

Из новинок к киберпанку отнесем недавний Observer Рутгером Хауэром в главной роли. Путешествие по Кракову будущего от Bloober team получило множество положительных отзывов в Steam. Вышедший в сентябре Ruiner — top-down боевик о киборге, жестко и методично уничтожающим систему, также был обласкан в отзывах.

В итоге, как громко бы не заявляли, что киберпанк мертв, невооруженным глазом видно, что жанр расширился и дал жизнь другим направлениям — он до сих пор интересен как создателям, так и простым смертным, иначе не писались бы новые книги и комиксы, не снимались бы новые фильмы, сериалы и аниме, и не создавались игры в сеттинге жанра. Остается верить, что весь ужас останется вымыслом, а нас ждет исключительно светлое будущее.

Нравится26
Комментарии (15)
  • Из игр есть ещё хорошая Neon Chrome от создателей Crimsonland.
  • Где он мёртв если его сделать никто нормально не может?
    Вот есть технодемки Самаритянин или Инфильтратор, есть фильмы 5 элемент, Бегущий по лезвию. Вот прям апогей киберпанка, и тем не менее ни одной игры даже близко с таким сеттингом нет. Deux Ex конечно хорош, но там неоновыми лампами и нуарностью даже не пахнет, скорее технократией.
    Ждем Cyberpunk 2077, может Прожекты осилят сеттинг.
    Разве что Observer хорошо сделан, но там скорее ретро-футуризм с смесью киберпанка, да и локация 3 на 3 метра.
  • Ruv1k
    5 элемент сроду не киберпанк
  • Матрица — киберпанк или не киберпанк?

    скорее антиутопия
  • BarackKamacho
    Бывает
  • Пока в руководстве находятся двадцатилетние парни, которые не знают куда его двигать, киберпанк так и будет топтаться на месте.
  • Как он может быть мёртв, если он за окном?) Рядовой потребитель цепляется за образы, тупо сравнивая их в лоб, тогда как нужно учиться видеть суть вещей. Да, гиноиды в купальниках не приносят вам почту, но в наличии высочайший уровень развития технологий, который отлично соседствует с ужасающей нищетой значительной части населения планеты.
    Сложно найти что-то лучше романов Дика в этом жанре. Почти каждый рассказ или роман - шедевр. Из почти каждого молодое поколение писателей и сценаристов что-то украло:) Из манги можно и нужно полистать Gunnm, душевная вещь.
  • CD Projekt RED докажет обратное.
  • Почему то забыли замечательный Shadowrun, Dreamfall Chapters да о других неплохих играх. Киберпанк не мертв, просто он стал нишевым жанром,но я уверен отобьет свои позиции (помогут им в этом, в том числе Cyberpunk 2077 и Beyond good & evil 2).
  • Хорошая статья.
    Удручает только одно: когда у меня руки дойдут до Гибсона?
  • роман Филиппа К. Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах
    Такое себе произведение,не сняли бы фильм,никто бы не вспомнил. Ну и Эквилибриум каким боком к киберпанку прикрутили,философоская антиутопия, тем более по мотивам повести Рея Бредбери,458 градусов по фаренгейту, температура возгорания бумаги
  • Stanfil
    Stanfil написал:458 градусов по фаренгейту, температура возгорания бумаги

    451. И не думаю, что все произведения, где жгут произведения искусства стоит записывать в прямые последователи Бредбери. И чем философская антиутопия (не знаю, правда, что в эквилибриуме философского) противоречит киберпанку?
    Электроовцы мне, лично, очень понравились, одно из лучших произведений Дика, на мой вкус. От фильма отличается довольно сильно, но вполне соизмеримые произведения.
  • Ruv1k
    Ruv1k написал: Бегущий по лезвию. Вот прям апогей киберпанка, и тем не менее ни одной игры даже близко с таким сеттингом нет

    Как бэ есть замечательная одноимённая (Bladerunner) игра 1997 года. Она, вместе с книгой и фильмом формирует триаду самобытных, но совершенно замечательных в своих форм-факторах произведений.
  • Stanfil
    роман Филиппа К. Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах
    Такое себе произведение,не сняли бы фильм,никто бы не вспомнил

    Прелесть романа и Бегущего по лезвию в том, что роман 69 года и фильм 82 в реальном 2017 все еще является далекой фантастикой на грани футуристики. Таки уже почти 50 лет как никак.

    А вообще ТС забыл важнейший аспект киберпанка: продуманность и реализм (ну не в полной мере, но как минимум стремление). Когда мы имеем дело с фантастикой, то можно навалять кучу условных допущений и просто смириться с ними. В киберпанке можно встретить кучу футуристичной бытовухи: напимер у Дженсена в Deus Ex дешевая квартирка напичкана по принципам умного дома. В Бегущем по лезвию очень много моментов уделяется реальности живых объектов ибо в рамках не реального развития биоинженерии искусственно созданная жизнь просто стала вытеснять реальную. При этом в Матрице, где есть сверх ИИ человечество сидит под землей и танцует в пещерах имея возможность моментом загонять в мозг знания (этак лет к 12 можно всех уже делать гениями, но нет..), но население игнорирует эту возможность (максимум духовных скреп). В первом Бегущем по лезвию в рамках тогдашних представлений Декард рассматривал фотографию на некотором домашнем компе с голосовым управлением, а в звездных войнах звезда смерти стреляла последовательным нажатием кнопочек и дерганьем за рубильники.
    Короче без гипотетически реальной и обоснованной бытовухи и в целом футуристичных принципов детально проходящих через все подряд аспекты показываемого мира киберпанк превращается в фантастику, или анти утопию... ну или совсем деградирует в подростковую анти утопию где озабоченные школьники бегают по лабиринтам и сбивают супер навороченные беспилотники из лука во имя сферической борьбы бобра с веслом.
  • Надеюсь создатели ведьмака поднимут с колен киберпанк, ждем
B
i
u
Спойлер