"Кнопку ускорения мне держал друг". Вспоминаем первую FIFA, в которую мы играли

1998 год, PlayStation 1, FIFA 98. Пластиковый бокс с легендарной обложкой, навсегда отпечатавшейся в моей памяти.

 

Угловатые фигурки футболистов тогда казались вполне реальными, а выбор команд происходил не по звездам и предпочтениям, как сейчас, а по крутости национального флага и детским, чисто визуальным симпатиям. Бесконечные зарубы со старшими, попытки забить гол и неудачи, доводившие даже до слез.

Первые читы: старшие отходят, ставя игру на паузу, – отжимаю и пытаюсь забить гол вратарем, быстро убежав в атаку. Мечта детства – забить вратарем, пробив от своих ворот. Все это – FIFA 98, ставшая для меня входным билетом в страшный, но такой увлекательный мир компьютерных игр.

Дальше – больше. Отработка скилл-мувов, поиск фирменного стиля игры, освоение новых механик, которые вводились в каждую часть. Но все это уже осознанно и без тех бесценных детских воспоминаний, которые дарила первая FIFA. С каждым годом игра становилась все более технологичной, мои скиллы улучшались, но теплые воспоминания, трепет при запуске игры и знаменитом проигрыше «EA – It’s in the game» остались там, в 98-м.

Максим Полтавец, редактор отдела «Трибуна»

В свою первую FIFA я поиграл в 11 лет. Странно, но до этого времени я – подросток, проводивший 80% свободного времени за компьютером, – вообще не знал о существовании симулятора. Не знал до тех пор, пока в 2005 году одноклассник не одолжил мне картридж для геймбоя. Для тех, кто родился после 2000-го: Gameboy – дедушка PlayStation Portable от Nintendo.

Вечером после школы я запустил игру. Думал, поиграю недолго, но очнулся только часов через 5-6. Помню, в первый день играл за «Арсенал» (он был первым по алфавиту в первой по выдаче английской лиге), а о футболе знал крайне мало. Так что да, у меня в основе играли «Генри», «Лехманн» и «Лжундберг».

На следующие пару месяцев я прилип к геймбою и рубился только в FIFA. А на новый год папа подарил компьютерную FIFA 06: на обложке был Роналдиньо (его тогда знали все) и еще два каких-то чувака (потом я узнал, что это были Руни и Подольски). Так, благодаря однокласснику, папе и, конечно, FIFA интерес к компьютерной игре перенесся и на реальный футбол.

Александр Чаплинский, руководитель отдела разработки пользовательских интерфейсов

Первая FIFA была даже не моей, а лучшего друга: в 98 году у него уже был компьютер, и после уроков мы бежали рубиться в отборочных матчах ЧМ за Россию с Кирьяковым и Цымбаларем. Хотя самым веселым был режим футзала: мяч отскакивал от стен, а играть можно было друг против друга – клавиатура против мышки. Ну и вечный хит Song 2 от Blur у меня ассоциируется в первую очередь с FIFA 98.

Через год компьютер появился и у меня – количество часов, проведенных за FIFA 99, вряд ли поддается подсчету. Диск с игрой был, конечно, пиратским, у него была странная особенность: как только начинала играть определенная песня из саундтрека (a6RHIDAqOso вот эта), игра безвозвратно зависала (не сразу, а через несколько секунд). Опытным путем я нашел, что избежать безвозвратной потери только что добытой волевой победы московского «Спартака» над одноклубниками из «Трнавы» можно, вынув диск с игрой из дисковода и тут же засунув его обратно. Даже сейчас, когда слышу этот трек, просыпается чувство тревоги.

Помню, как в одном из матчей мне удалось сделать хет-трик Дэвидом Бекхэмом за Англию. Все три гола – с пенальти. Все три пенальти – после симуляций (в FIFA 99 можно было симулировать!). Вот это был реализм!

Никита Киселев, автор

Об этом не знают ни родители, ни друзья, но на мне уже 13 лет висит большое киберпреступление. Конечно, здесь замешана FIFA 2005.

В тот странный день я пришел со школы, закинул пиджак с рубашкой на спинку стула и купил в «Рейнджерс» Алана Ширера.

Пройдет пара лет, и я выработаю принцип не проворачивать сделки, которые неосуществимы в реальной жизни. Но это была моя первая FIFA, моя первая менеджерская работа, и тогда казалось, что можно все. Кроме, понятное дело, нормальных штрафных (хотел бы я знать, как сложились дела у человека, придумавшего тот дурацкий прицел), угловых (ой, спасибо за три варианта подач, зачем же так много) и еще кучи вещей.

Зато там была R7V6XMpYxok Beautiful Goal от Пола Окенфолда – одна из лучших музыкальных тем в истории пиксельного футбола.

FIFA 2005, возможно, самая заскриптованная часть серии, была для меня революцией. Это ее я умолял купить словами «Пап, ну давай попробуем, вдруг она пойдет на нашей развалине». Это впервые поиграв в нее, я осознал, как отстал от гонки технологий: мне было сложно развернуть ладонь на клавиатуре, и кнопку ускорения мне держал друг. Это в ней можно было сразу начать карьеру за «Рейнджерс» или «Селтик», но, засев у соседа, мы долго выбирали между «Хартсом» и «Сканторп Юнайтед», ведь у них такие прикольные эмблемы.

И я буду до конца своих дней благодарен ребятам из EA Sports за то, что они догадались сделать вратаря Ханса-Йорга Бутта пенальтистом «Байера». Во-первых, я узнал, что так бывает, а, во-вторых, отбить пенальти и бежать с мячом до центра – и все это ради корявого удара по пустым воротам – было по-настоящему весело.

Глеб Косолапов, руководитель отдела мобильной разработки

FIFA: Road to World Cup 98 – первый футбольный симулятор, в который я поиграл. Наверное, только мои ровесники могут ощутить весь антураж тех игр-посиделок со школьными друзьями: комната обычной хрущевки, ковер на стене, румынский гарнитур и кондовый письменный стол. На столе – громоздкий, воющий вентилятором комп с Windows 98, Pentium 133Mhz и вот этим вот всем. Интернет только через пищащий при подключении модем.

И мы, играющие по очереди друг с другом: один на клавиатуре, другой – на джойстике. Играли часами, устраивали турниры, проходили кампании. Да, и конечно, бомбический саундтрек в интро Blur – «Song 2». Woo Hoo!

Такое не забывается!

Александр Бушмакин, коммерческий отдел

В феврале 2003-го в моей жизни впервые появился компьютер, а вместе с ним и киберфутбол. Папа принес домой такой желанный диск FIFA Football 2003 с Роберто Карлосом, Гиггзом и Давидсом на обложке. До нее я видел только футбольный симулятор на SEGA, так что игру такого высокого уровня пробовал впервые.

Первым делом я запустил быстрый матч «Арсенал» – «Реал Мадрид». Смотреть управление в игре я, конечно, не стал – видимо, был уверен, что каким-то магическим образом игроки будут слушаться, если я вразнобой буду нажимать на все кнопки подряд. Процесс выбора стороны был не очень понятен – я просто оставил, как есть, и нажал «Далее».

Удивительно, но команды играли складно. Правда, иногда не слушались моих команд, но ничего: это просто крутая реалистичность игры и недостаток техники футболистов. Около 2 недель я провел перед монитором, просто наблюдая, как виртуальные фигурки топовых футболистов планеты сами рубятся в товарищеских матчах на моем компе. Только потом в перерыве какого-то матча я случайно передвинул иконку клавиатуры в сторону. И все понял.

Это уже в следующих сериях были зарубы с друзьями, серьезные турниры, крутые матчи, фантастические сюжеты, чумовые голы, радость, злость, напряжение и прочие прелести. А начиналось все с просмотра матчей в FIFA Football 2003, и это глупое воспоминание – очень теплое.

Герман Худяков, аккаунт-менеджер

Первый раз я узнал о FIFA в компьютерном клубе города Колпино (том самом, где учился играть в настоящий футбол Александр Панов) в 2003 году. В нем было 12 компьютеров, находился он на втором этаже «Пятерочки», и расположен был ровно между магазином для животных и магазином ритуальных услуг. Каждое утро перед открытием клуба там уже была толпа пацанов, которые терлись возле закрытой двери, чтобы занять единственный мощный комп Pentium IV (тогда это выглядело чем-то действительно волшебным). В коридоре (сквозь слезы и запах корма для собак) парни делились успехами в Counter-Strike.

Клуб был на другом конце города от моего дома, а ходил я туда только потому, что час игры стоил всего 16 рублей. Но главное – там была первая и, наверное, главная игра моей жизни – FIFA 2001 (да, на календаре был 2003-й, и серия ушла далеко вперед, но только не в этом киберклубе).

Больше всего мне нравилось играть за российские клубы. Было тяжело, но у меня была специальная тактика (и я ее придерживался): в той версии игры был режим «без карточек» и опция, позволявшая сбивать вратаря. Тактика была проста: забросить мяч вперед, успеть сбить вратаря, пока он не выбросит мяч, и забить гол. Так «Локомотив» иногда побеждал (но не всегда – даже с такой тактикой я умудрялся проигрывать).

Потом в моей жизни появились следующие версии FIFA, но в памяти останутся легендарные подкаты под вратарей и победы над зарубежными клубами из 2001-й.

А какая FIFA стала первой в вашей жизни? Делитесь историями в комментариях.

Нравится1
Комментарии (4)
я начал играть в фифу 2005. Как помню, ни разу не смог забить со штрафного, ух такая адская механика там была.
последняя фифа 2011, дальше остановился из-за резкого увеличения сис требований игры.
перешел на пес2012. поиграл до 16 версии.
сейчас уже играю футбик только на плойке
заголовок могут неправильно понять
А вы знаете кто на первой обложке фифа 98?
Играл в фифу с 95 на сеге, но открытием для меня стала 96 фифа, где через кнопку mode можно было набивать и делать финты с перекидкой. Вот это тема. Потом и 99 на пс1 норм доставляла, особенно высокие подкатывает через р1 и последующей травмой :3
Не помню точно, но вроде в 2007 появился режим карьеры или типа того, где управляешь клубом? После этого не играю в футбол, ничего интересного.
B
i
u
Спойлер