Компьютерные игры и синдром гиперактивности дефицита внимания (СДВГ): есть ли связь?

По данным Американской академии педиатрии, 8,5% детей в возрасте от 8 до 18 лет страдают расстройствами, связанными с интернет-играми. Чаще всего у юных геймеров диагностируют СДВГ или депрессию.

Почему эти явления связаны? У учёных нет данных о том, что видеоигры вызывают СДВГ. Однако есть тревожная статистика: чем больше дети играют, тем чаще проявляются симптомы этого расстройства. В июле команда ученых из Калифорнии сообщила неутешительный прогноз для подростков, зависимых от гаджетов: по данным экспертов, у них риск развития СДВГ повышен в 2 раза. Особенно опасными оказались видеочаты и компьютерные игры.

Когда игра становится опасной? Согласно исследованиям, пристрастие к играм становится проблемой тогда, когда ребёнок начинает посвящать им больше 9 часов в неделю. Однако это намного меньше, чем фактическая современная норма. Профессор психологии Жана Ванге в 2016 году подсчитал: 10% американских восьмиклассников проводят перед экранами не меньше 40 часов в неделю. Это почти 6 часов в день.

Однако психиатр Куроши Дини, автор книги «Видеоигры и зависимость: руководство для родителей», утверждает, что время здесь – не главное. Гораздо важнее, насколько хорошо ребёнок справляется со своими ежедневными делами. «Если он успевает все, я не обращаю внимание на количество часов (проведённых за компьютером)», – говорит Дини.

Почему дети с СДВГ страдают именно от игровой зависимости? У пациентов с таким диагнозом есть склонность к крайностям: их внимание либо рассеяно, либо «гипер-сфокусировано» на одном предмете. А игры работают как «костыли для внимания». Звуки, освещение, спецэффекты, музыка – всё это заставляет концентрироваться.

Однако игры не решают проблем с внимательностью в обычной жизни: об этом говорит исследование сингапурских учёных. Люди, страдающие тяжелыми формами зависимости, становятся еще более импульсивными и менее внимательными. Получается замкнутый круг.

Учёные также предполагают, что люди с СДВГ занимаются «самолечением» с помощью игр. Они вызывают всплески вещества, отвечающего за удовольствие – дофамина. А препараты, повышающие уровень дофамина, помогают сократить время, проведённое за игрой.

А есть ли плюсы у видеоигр? Да, и они не такие уж маленькие. Исследования показывают, что видеоигры развивают пространственное мышление не хуже, чем специальные курсы для старшеклассников. А это важно для детей, которые хотят связать жизнь с архитектурой, техникой, инженерией и ещё многими-многими областями.

Ещё один плюс – это развитие навыков работы с другими людьми. В онлайн-играх часто собираются целые команды, которым приходится постоянно общаться и учиться слаженно работать. Но тут есть и минус: другие подростки могут жестоко раскритиковать вашего ребёнка за «боевую» неудачу и вселить неуверенность в себе.

Могут ли видеоигры вызвать настоящую зависимость? Всемирная организация здравоохранения добавила «игровое расстройство» в список Международной Классификации Болезней (DSM-5). Фактически, компьютерные игры приравняли к алкоголю, никотину и азартным играм. Однако в примечании указано, что эта тема требует дальнейшего изучения. Случай, произошедший в Южной Корее в 2010 году, подпитывает опасения специалистов. Супружеская пара признала себя виновной в непреднамеренном убийстве: их трёхмесячная дочь умерла от голода, в то время как родители каждый день по 12 часов подряд играли в интернет-кафе. Рядом с телом полиция нашла бутылочку для молока, покрытую плесенью.

Сейчас учёные продолжают обсуждать тему зависимости от видеоигр. Однако доказательств тому, что это настоящая болезнь, уже собрано немало. Исследование 2011 года показало, что у геймеров, как и у азартных игроков, меняется структура мозга. Кроме того, по подсчётам учёных из Германии и Канаде, больше 25% подростков после игр с виртуальными монетами, переходят к настоящим деньгам.

Как понять, что у ребёнка зависимость? Вот симптомы, которые на это указывают:

  1. У него нарушен режим дня из-за игр;
  2. Все остальные интересы отошли на второй план (включая общение с близкими);
  3. Подросток не может контролировать время, проведённое за компьютером. Он играет даже тогда, когда это грозит проблемами в учёбе или ссорами с семьёй;
  4. Если ему запретить играть, появляется синдром отмены: нервные срывы, депрессия, паника;
  5. Он пытается сократить время, которое тратит на игры, но у него не получается;
  6. Ребёнок ощущает эйфорию во время игры. Он говорит, что «сбегает» в неё от реального мира;
  7. Подросток обманывает и специально преуменьшает время, проведённое перед экраном;
  8. В последнее время он без причины набрал или потерял в весе. Могут появиться боли в спине, голове и запястьях.

Что в итоге? Предположение, что видеоигры вызывают СДВГ, не доказано. Но они могут усугубить уже имеющееся расстройства: пациенты могут неосознанно использовать видеоигры, чтобы лучше справляться с проблемой. Однако в конечном итоге это не просто решит проблему, а усугубит её и вызовет зависимость.

Нравится5
Комментарии (18)
  • Посмотрите на "Мир" в котором Мы живем а потом Игры обвиняйте во всех Бедах!!!!!!!!!!
  • Проблема понятна. Главное чтобы под этим соусом не стали запрещать видеоигры. А то знаем мы товарищей... чуть что, сразу игры виноваты, интернет и пагубное влияние Запада.
  • Нету связи. Замените игры на книги/телик, ничего не изменится. Книги как и игры служат возможностью уйти от проблем и погрузится в чтение книжки/игровой процесс.
  • СДВГ можно диагностировать почти у каждого ребенка. В США обожают этот диагноз ставить.
  • Может проведение много времени в играх - следствие СДВГ и депрессии?
  • лол, не комп так соц сети, сейчас этим страдает бльшинство взрослых людей, буквально живут в телефонах, тоже самое и с книгами, как тут уже отметили, если это увлекает, то ничего не поделать, только от книг куда боле пользы, чем от бестолкового общения в соц сетях
  • Papa_Fritz
    Просто зачем лишний раз думать, что-то расследовать, если во всем можно обвинить игры??
  • Замените игры на книги, ничего не изменится. Это не совсем так. Книга развивает воображение и расширяет словарный запас. Хорошая книга, соответствующая возрасту читателя, то бишь пытать детей Достоевским смысла нет никакого. Игра...есть отдельные примеры достойных игр, но в целом они крайне примитивны. Сценарист уже всё прожевал, погромист залил спецэффектами, все сложные моменты выброшены для расширения ЦА. Думать уже не нужно, нужно смотреть ролики и давить на кнопки. Заметили, какие отзывы у мало-мальски вменяемой игры? Все эти тысячи васянов, которые "тут нада четать многа" и "игра гавно, нисмог прайти абучалку" Они как гоблинские души прапорщиков, в играх деревенеют окончательно.
  • Вот не было детей с таким синдромом в Союзе да и после тоже. Просто наше общество скатилось до того что ребёнка теперь не только пальцем тронуть нельзя но и посмотреть не правильно, засудят. В моём детстве такой синдром лечился просто, либо звездюлями либо работами и весь недуг улетучивался, да и изречение было такое "Чужих детей не бывает", вообще тебе мог любой знакомый семьи да и практически любой прохожий мог леща отвесить за хулиганство а потом ещё дома огрести за это чтобы семью не позорил.
    Короче этот синдром придумали врачи-психологи и фармацевты для продажи не нужных а зачастую вредных препоратов.
    В детях очень много не контролируемой энергии и задача взрослых направить эту энергию в нужное русло, спорт, секции да много ещё всего и не будет такой ереси ка этот синдром.
  • Einar37
    Лечить звездюлями это конечно эпик. Предлагаю таким родителям регулярно вставать перед зеркалом и в него плевать.
  • Опять школота начала игры защищать и во всём жестокий мир и родоков обвинять. Клише на клише
  • Нейромонах Мендоса Да)))0 Это точно. 100%
    Papa_Fritz К сожалению такие есть
  • Игры по большей части - это прожигание свободного времени, так же, как и различные хобби, чтение, просмотр сериалов, кино. Так и получение нужных и новых эмоций в виртуальности. Просто если тебе реальная жизнь скучна и сера, игры тебе помогут.
    Кто-то на играх зарабатывает (киберспорт, блоги, стримы), другие просто в жизни не нашли себя и она им не интересна и самоутверждаются в онлайн играх задротством и результативной игрой на цифры. Правда это, скорее всего, самоудовлетворение, т. к. эти цифры лишь цифры и ничего от них нет.
    У каждого своя причина, почему он играет в игры. По мне ничего плохого нет.
    А этот СДВГ вообще понятие очень растяжимое и точных симптомов нет. Там всё очень многогранно, как шизофрения. Под СДВГ можно приписать большинство детей.
  • Ещё один плюс – это развитие навыков работы с другими людьми. В онлайн-играх часто собираются целые команды
    Всё верно, пересчёт друг дружкиных мамок в онлайн-чатах значительно развивает коммуникабельность
  • есть и минус: другие подростки могут жестоко раскритиковать вашего ребёнка за «боевую» неудачу и вселить неуверенность в себе.

    Ну да, а загнобить в школе, универе и поставить печать вечного лоха не могут. Одни одуванчики вокруг, а в интернете жестокость.
  • (СДВГ)

    Букву "И" пропустили, моментально становится ясно)
  • ОберонУайт написал:
    Одни одуванчики вокруг, а в интернете жестокость.

    В реалии еще 10 раз подумают, прежде чем оскорблять, потому что и огрести за свой язык недолго, а вот в интернете тормоза у отдельных особей слетают совсем. Так что некоторая специфика все таки есть -- это разница в наличии сдерживащих факторов.
  • 8,5% детей в возрасте от 8 до 18 лет страдают расстройствами, связанными с интернет-играми

    Детям. Нельзя. Давать. Видеоигры. Точка. Психика лишь формируется, личность развивается, видеоигры для этого объективно не нужны, а в 8,5% случаев еще и вредны. Вывод я указал.
    Исследования показывают, что видеоигры развивают пространственное мышление не хуже, чем специальные курсы для старшеклассников. А это важно для детей, которые хотят связать жизнь с архитектурой, техникой, инженерией и ещё многими-многими областями.

    Это специфические игры, построение формул и графиков на экране для лучшего усвоения материала. Визуализация действительно помогает, например, когда объясняют что-либо по физике и химии. В мое время ничего такого не было, а сейчас в некоторых школах есть большие экраны (мониторы), где наглядно все показывают, и это хорошо. А вот игры жанра ммо, боевички всякие - не нужны детям, съедают их время, отвлекают от учебы - знаю по себе, ничего не выдумываю...

    DimakSerpg написал:
    Книги как и игры служат возможностью уйти от проблем и погрузится в чтение книжки/игровой процесс.

    Стоп, речь о зависимости от видеоигр. Существует зависимость от книг? 8)
    Что касается "уйти от проблем", то у детей в качестве данного способа выступают видеоигры, а у взрослых - алкоголь. Оба случая это проблема общества и личности, и личные проблемы данными способами не решить.
B
i
u
Спойлер