Кто сделал "Оскар": как снимали лучший фильм года "Форма воды"

В ночь на 5 марта в Голливуде назвали обладателей премии «Оскар» за достижения в кинематографии в 2017 году. Лучшим фильмом стала «Форма воды» Гильермо дель Торро, в работе над которой были использованы самые современные технологии.

«Форма воды» Гильермо дель Торо стал обладателем главного «Оскара»-2017. Сюжет сказки прост — немая уборщица влюбляется в человека-амфибию и спасает его из секретной исследовательской лаборатории, — однако, чтобы реализовать задуманное дель Торо привлек лучших голливудских специалистов по созданию и разработке спецэффектов.

Фильм также наградили за лучшую режиссерскую работу и за лучшую работу художника-постановщика, но в категории «Лучшие визуальные эффекты» он номинирован не был, а победителем стала картина «Бегущий по лезвию 2049» продюсера Ридли Скотта. Тем не менее визуальные эффекты в «Форме воды» были отмечены множеством других наград американского кинематографа.

Казалось бы, что в этом фильме технически сложного? Здесь нет армии летающих фантастических тварей или эпичных военных конфликтов, города не разрушаются от стихийных бедствий, и никто не отправляется в межгалактические путешествия в поисках внеземных цивилизаций. Однако, чтобы создать Человека-амфибию, который бы мог двигаться в кадре и выражать эмоции также естественно, как человек, потребовалось целых семь месяцев работы, при том что сами съемки длились всего три.

Роль Человека-амфибии исполнил актер Даг Джонс, неоднократно игравший монстров у Гильермо дель Торо. Например, Бледного человека в «Лабиринте Фавна» или Эйба Сапиена в «Хеллбое», который, кстати, выглядел практически также, как герой Джонса в «Форме воды».

Оказывается, очередной впечатляющий костюм и грим Джонса (как раз отмеченные жюри «Оскара») представляют собой лишь часть того, что мы видим на экране. В работе над картиной принимало участие всего две студии: Legacy Effects, отвечавшая за создание персонажей с помощью грима и аниматроники, и малоизвестная VFX-студия (visual effects) Mr.X, с которой Гильермо дель Торо работает практически в каждом фильме.

Костюмы и визуальные эффекты

История компания Legacy Effects берет свое начало в гримерках Walt Disney Pictures, куда еще в конце 1960-х годов пришел работать Стэнли Уинстон. В конце 80-х Уинстон вместе с Линдсей Макгоуэном, Шейном Маханом, Джоном Розенгрантом и Аланом Скоттом начали работать над созданием специальных костюмах и аниматронике в кино. Чтобы понять, насколько другим стало кино благодаря их работе, можно назвать хотя бы «Аватар», «Титаник», «Мир Юрского периода», «Мстителей» или «Жизнь Пи». В 2018 году Шейн Махан получил за свою работу «Оскар».

Компанией, отвечающей за визуальные эффекты, стала VFX-студия Mr.X. По словам VFX-супервайзер компании Mr.X Трей Харрел их задачей было сделать амфибию максимально естественной, поэтому Mr.X и Legacy Effects приходилось работать вместе, согласовывая визуальные эффекты сцен с актерской игрой.

В интервью The Verge он заявил: «Каждый кадр фильма, в котором вы видите существо, — это отдельный визуальный эффект». Главной проблемой для аниматоров было сохранение игры актера и создание мимики на лице существа. Его команда выполнила «сотни сканирований» тела Дага Джонса для создания анимационной копии фигуры и карт натяжения и морщин, которые было невозможно отыграть в латексном костюме. «Мы принимаем морщины на лбу или носогубные складки как данность, — смеется Харрелл. — Но этими элементами невозможно управлять, если на тебе латексные накладки».

Анимация, с помощью которой художникам удалось передать тонкие эмоции существа, включала моргание глаз, двигающиеся жабры и люминесценцию. Хотя костюм был окрашен специальной люминесцентной краской, свечение все-таки добавляли на компьютере.

Дага Джонса в костюме и без отсканировали с помощью технологии фотограмметрии Xscan. Эта установка состоит из 56 зеркальных фотокамер, со всех сторон фиксирующих геометрию и текстуры в высоком разрешении. В итоге был создан 3D-портрет актера в 48 мимических позах без грима, на основе которых моделировалась мимика Человека-амфибии. Такие же технологии использовались при съемках фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

«Этот цифровой грим был самым сложным, который я когда-либо делал, — рассказывает супервайзер анимации Кевин Скотт в интервью тематическому изданию Cartoon Brew. — Гильермо хотел, чтобы мы показывали ему работу параллельно с отснятым материалом, постоянно переключаясь при этом между двумя кадрами. Поэтому мы добавили еще один уровень управления для полного слияния изображений. Нашу работу исследовали очень-очень тщательно».

В тех сценах, где Существо плавает в стеклянной колбе в Лаборатории, оно было сделано при помощи цифровой графики, потому что ни актер, ни даже профессиональный дайвер не могли бы двигаться под водой с такой скоростью. Для создания этих кадров, художники ориентировались на движения тела в воде олимпийских чемпионов по плаванию и пластику водоплавающих животных — пингвинов и акул, — чтобы все движения выглядели естественно и грациозно.

Сцены в воде

Еще одной технологией при создании фильма стала съемка подводных сцен в сухом павильоне «dry for wet».

«Мы провели большое исследование особенностей подводных видов, — сказал Берарди в интервью Cartoon Brew. — Сначала мы хотели снять все на хромакее и добавить комнату в цифре, но потом поняли, что Гильермо предпочитает строить декорации».

В тех сценах, где действие картины разворачивается под водой — например, сцена сна в затопленной квартире главной героини, — съемки проходили в сухих декорации, а эффект подводной среды достигался с помощью освещения и задымления, а плавающие предметы были подвешены на тонких тросах. Мощные проекторы создавали эффект лучей света, преломляющихся в воде, которая на самом деле была дымом, а с помощью графики в уже отснятый материал были добавлены пузырьки, рыбы, изменено положение волос Элизы и ее одеяла.

Нравится8
Комментарии (22)
  • 3
    Вот Дель Торо конечно молодец... вот только я болел за Дюнкерк...
  • 5
    Когда смотрел даже и подумать не мог что ему дадут Оскара хоть за что то, кроме картинки. Но лучший фильм???
  • 2
    Дель Торо конечно молодец, но я даже посмотреть не смог его. Ну вообще не зашел.
  • 4
  • 4
    Заслуженно. Секс с ихтиандром было что то
  • 2
    Визуальная составляющая сильная, но сюжет слишком предсказуемый, много нелогичностей.
  • 1
    Фильм очень красивый.
  • 0
    ZimmaZerg
    Как ты. ха-ха
  • 1
    Вы что, толерасты наверное ликовали! Любовь человека и ихтиандра, клондайк для рассуждения о равноправии, равенстве и толерантности. Сними порно с такими героями, и он получит оскар. Лучше него только предыдущий фильм года, о двух неграх гомиках Лунный свет. Что же интересно будет в след. году? Любовь латентного гея шимпанзе и трансгендерного афроазиата? Куда катится мир.
  • 0
    атмосфера в фильме крутая, но сюжет реально предсказуем. странно, что победил.
  • 2
    Smileofhand
    Если ты в фильме увидел только секс между "рыбой" и немой "бабой" уборщицей, то это только говорит о твоей зацикленности, как и прочих обитателей пг на проблемах толерантности и то, что везде пропихивают негров, трансов, и прочих представителях сексуальных меньшинств ради того, что бы им угодить. Только вот фильме этого нет, а твой комментарий больше похож на вброс очередного "разоблачителя" без какого - либо анализа сюжета фильма.
  • 2
    Карающая длань EA
    A - где в моем комментарии слово СЕКС, или намек на него?
    В - где в моем комментарии слова порицания о том что фильм плохой?
    С - где в моем комментарии слова о разоблаче... Кстати о каком нафиг разоблачении ты говоришь?
    Я лишь констатирую факты опираясь на очевидную тенденцию популизма вездесущей толерантности. Нет негров - расисты, нет баб - сексисты, нет ЛГБТ - гомофобы. Есть всё это, ты сын бога!
    D - Мой коммент о любви с особью другой расы/вида в этом фильме - ИРОНИЯ
  • 0
    Smileofhand
    1) ты сам в своем комментарии говоришь о порно с такими героями, явно указывая на фильм.
    2) Твой комментарий так и пропитан тем, что фильме как-будто кроме толерантности нет ничего.
    3) Здесь даже пояснять не буду.
    Наличие тенденции не говорит о том, что теперь каждый фильм в котором имеются персонажи другого цвета кожи, вероисповедания, расы и т.д. делаются лишь для того что бы получить награды только за то, что он поднимает остросоциальные вопросы и политкорректен. Здесь нет персонажей, которых добавили ради того чтобы они просто были. Эта линия хорошо чувствуется в фильме на примере сцен с забегаловкой и общением антагониста фильма с уборщицами.
  • 1
    Мне в фильме понравилась стилистика "ретрофутуризма", похоже на Fallout 4. Но вот натужная толерастия, сочащаяся изо всех щелей - действительно резанула глаз...
  • 1



  • 1




  • 2
    Карающая длань EA
    Оооо боги. Подарите этому ребенку мозг.
    1 - Аналогия с порно сарказм, отсылка не на фильм, а на всю ту же толерантность. Заметь, я говорил только слово любовь! Так что скорее ты видишь, то что хочешь видеть. Зацикленным получаюсь, не я.
    2 - Хоть это и не так, но даже если все было связанно на толерантности, разве это плохо? "где я сказал что фильм плохой?"
    И ради всего рационального и логичного, ознакомься с обозначением слово ИРОНИЯ!. Я че зря его жирным шрифтом выделил.
    Но уверен даже после этого ни черта не поймешь, априори не способен. Тогда объясню на пальцах.
    НЕТ! фильм не плохой. Нет! В этом фильме не построено всё на толерантности!
    p.s. Опережая твои потуги размышления о моем мнении, что толерантность я связываю с чем то плохим. НЕТ! это не так!
  • 2
    там прон есть в фильме? стоит смотреть?
  • 2
    Smileofhand
    А чего тут размышлять, если собственно никакого мнения у тебя и нет. Есть лишь дешевый трюк с попыткой завуалировать свой комментарий под "иронию". И сарказмом твой первый вброс уж точно не отдает.
  • 0
    Карающая длань EA
    атстань!
  • 0
    Smileofhand
    Как скажешь)
  • 0
    это же корешь Хэллбоя
B
i
u
Спойлер