Лончеры бесконечности: проблема или возможности?

Лончеры бесконечности: проблема или возможности?

Вспомните рабочий стол своего ПК образца 2010 года. Уверен, что там найдётся клиент Steam преимущественно для игры в Counter-Strike, да новый перезапущенный Battle.net, если вы поклонник проектов Blizzard. А теперь взгляните на свой рабочий стол сейчас. Если вы активный игрок и не пиратите, то, скорее всего, у вас будет целая прорва лончеров от разных издателей: Steam, Uplay, GoG, Origin, Wargaming.net, Battle.net, а теперь ещё и Epic Games Store. Про зашитый в систему Microsoft Store я вообще молчу. Напрашивается вполне закономерный вопрос – зачем нам столько посредников?

Истоки

Происходящее сегодня вокруг магазина Steam – это последствия долго копившегося коллективного возмущения издателей и разработчиков, причина которого – жадность создателей площадки. Монополия – это настоящий бич для любого бизнеса. Отсутствие конкуренции порождает нездоровую ситуацию диктата на рынке. Игровая индустрия, как и любая другая, существует в рамках капиталистической системы, а значит часть её всегда будет про цифры. Это реалии сегодняшнего дня.

До 2011 года Steam была единственной крупной и отлаженной платформой, куда шли все издатели компьютерных игр, которые хотели расширить охват своей аудитории и выпустить игру посредством цифровой дистрибуции. Первой взбунтовалась Electronic Arts, которой пришелся не по душе процент, который требовала площадка за выпуск третьей части Battlefield. Бунт привёл к созданию собственного лончера Origin, через который сегодня реализуются проекты как собственной кухни EA, так и сторонних мастеров.

Следом появился Uplay – продукт Ubisoft, который закрепил серию Assassin`s Creed и другие проекты издателя за собой, но не стал жестко ограничивать модель распространения. Игры от Ubisoft сегодня свободно продаются в Steam и требуют лишь регистрации на сервисе издателя.

Сила Steam, как площадки для продвижения, по-прежнему кроется в её популярности среди игроков. Недавно этот факт осознали CD Projekt RED, когда решили выпустить Thronebreaker: The Witcher Tales эксклюзивно в своём магазине GoG. Продажи оказались куда меньшими, чем предполагалось, и проект вскоре выпустили в Steam. Причина неоправдавшихся финансовых ожиданий кроется не в качестве продукта, который был ожидаемо высок, а в нежелании пользователей лишний раз заморачиваться и устанавливать лончер ради одной игры.

Однако, негласная монополия Steam пошатнулась, когда на рынке появился новый игрок - Epic Games Store, анархист от мира площадок цифровой дистрибуции с его мизерным процентом и грамотным позиционированием. Вспыхнувшие скандалы вокруг противостояния двух ресурсов, внезапные перебежки в стан конкурента говорят о том, что разработчики больше не хотят терпеть несправедливость.

Их можно понять. Зачем переплачивать, когда есть выгодная альтернатива. Зачем платить кому-то, если можно эти же деньги пустить на создание собственного ресурса, который будет подконтролен только тебе. Ты сам регулируешь цены на продукты, отвечаешь за техническое обеспечение и не зависишь от чужих прихотей. Этот путь сложнее, но профит от него больше.

Но стало ли легче нам, игрокам?

Город тысячи лончеров

Основное неудобство в сложившейся ситуации кроется не столько в количестве лончеров, сколько в отсутствии у них взаимосвязи между собой. И это реальная боль. Вы не можете просто так взять и переехать на другую площадку-магазин со всеми сохранениями.

Получается странный расклад. Ты вроде бы купил игру, заплатил разработчику свои кровные, а тебе предлагают вновь приобрести её в другом сервисе. Во времена розничной дистрибуции, если ты покупал диск с игрой, то он был с тобой до самой своей кончины от пролитого на него кофе (пусть и была корявая защита, позволяющая установить игру только на определенное количество ПК, ну и что?).

А может быть, мне просто надоел этот ваш Steam, и я хочу поддержать GoG, ведь там тоже есть ачивки и сохранения, да ещё игры без DRM, а интерфейс глазу приятнее. Но мало кто решится собирать коллекцию игр заново в другом магазине. Это неудобно и дорого.

Тогда меня посетила мысль – почему до сих пор нет площадки, которая объединила бы все лончеры в себе, избавив от необходимости устанавливать их поштучно. Представьте, что вы через этот лончер покупаете игру от любого издателя, и она навсегда остаётся в вашей библиотеке и доступна отдельно с любого лончера, где официально представлена. Вам не нужно беспокоиться по поводу сохранений, потому что площадка синхронизирует их между собой, где бы вы не приобрели игру. Площадка является своего рода буфером обмена между магазинами и игроками, созданная для удобства, в первую очередь, последних и не заставляет вас устанавливать то, что вам не нужно.

Затем я спустился с мира идей в реальный мир 2019 года и задался вопросом - почему процесс объединения библиотек игр разных магазинов до сих движется со скрипом?

Прозрение

Лучшим советчиком в интересующих вопросах всегда является человек, который варится в этой кухне ежедневно. Я начал стучаться в двери к различным игровым издателям с просьбой объяснить мне насколько мои мысли утопичны и как должны расположиться звёзды на небосклоне, чтобы всё это успешно реализовалось. Ответ пришёл от одного.

Вячеслав Гладышев, Director of Production, Platform, Wargaming

— Есть ли живые примеры объединений игровых библиотек существующих лончеров и для чего это делается?

GoG, например. Они сделали это для того, чтобы увеличить свою аудиторию и доходность. Для них это было способом привлечь новых пользователей, и они готовы платить издателям игр, чтобы раздавать их на GoG бесплатно тем, у кого они уже есть в Steam. Сервис, который захочет повторить подобную авантюру, должен чётко понимать, зачем он это делает, откуда он будет брать деньги и с кого.

— Какие правовые и технические вопросы необходимо решить сервису, который решит объединить существующие лончеры между собой?

GoG пользуется API Steam, о чём предупреждает на странице сервиса https://www.gog.com/connect. Такое использование API возможно до тех пор, пока оно не противоречит правилам Steam, который в любой момент может закрыть эту возможность. GoG не предлагает связать аккаунты с другими платформами. Почему? Возможно, потому что другие платформы либо не предоставляют подобный API, либо не разрешают использовать его для такой активности. Таким образом, сервис будет зависеть технически от API и от доброй воли других платформ.

Получив информацию о списке игр пользователя, GoG по сути начисляет на аккаунт игрока свои клиенты игр, но только тех, о которых у него есть договорённость с разработчиками. Данная опция напрямую зависит от разработчиков и их согласия работать таким образом.

Тот же GoG не переносит сейчас ничего кроме самих игр — ни сохранений, ни ачивок, ни списки друзей. Это связано как с отсутствием технической возможности — Steam не предоставляет такую информацию, — так и с другими причинами. Например, список ачивок для одной и той же игры на разных платформах может быть разный, а списки друзей могут попадать под действие закона о защите персональных данных.

— Нужно ли рынку и игрокам, чтобы лончеров стало меньше?

На первый взгляд кажется, что да — один лончер это же удобнее, чем пять. Однако, если копнуть глубже, то, возможно, ответ будет другим. Steam после выхода магазина Epic Games Store впервые за много лет объявил, что готов пересмотреть свои условия по комиссии игр, которая сейчас составляет 30%.

У игроков стало на один лончер больше, но у девелоперов появился шанс оставлять больше денег себе и инвестировать их в новые хорошие игры. Лично для меня нет проблемы поставить ещё один лончер. Главное, чтобы игра была достойная.

Одно дело мечтать, другое – претворять в реальность. На словах всегда всё кажется простым и понятным, но на деле оказывается, что есть куча нюансов, о которых мы попросту не знаем, потому что не видим всего закулисья. Возможно ли создание такой площадки? Потенциально, да. Но начать нужно с малого – сделать практику переноса библиотек игр с платформы на платформу повсеместной и без потерь.

ККак жить дальше?

После вышеописанного может показаться, что ситуация безвыходная. На самом деле, выход перед самым носом – изменить своё отношение к вопросу. У вас стоит пять лончеров кряду? Неужели они занимают так много места на террабайтном винте? Скорее всего, нет. Постоянно запускаются при включении ПК? Отключите автозапуск в настройках. Если вы много играете, то у вас в любом случае будет стоять множество лончеров, потому что есть проекты, которые к ним привязаны намертво.

Покупать игры сейчас выгоднее в Steam – это отлаженная площадка с постоянными скидками, сохранениями и ачивками. Всего перечисленного на данный момент нет в Epic Games Store. Последний выгоден пока что только для разработчиков из-за низкого процента.

Смысла по отдельности покупать игры партнёров в Origin субъективно нет. Лончер до сих пор немного тормознутый, да и попросту зачем, когда есть проверенные площадки. Выигрывает магазин только моделью подписки, которая за 3999 рублей позволяет играть во все представленные и будущие игры, да ещё в раннем доступе, на протяжении года.

Microsoft Store – это настоящая обдираловка для русскоязычного пользователя, привыкшего к ценам в районе 2000 рублей максимум за ААА-проект на 100500 часов игры. Разработчики обещают к лету перезапустить магазин – посмотрим, что у них получится.

GoG может поконкурировать с Steam. В нём есть и ачивки, и облачные сохранения, и богатая библиотека классных игр, в том числе олдскульных. Здесь дело вкуса, привычки и размера библиотеки у конкурента. Про Battle.net, Uplay и прочие локальные лончеры говорить нечего – вы их поставите в любом случае, если хотите сыграть в игры от издателей.

У разработчиков нет цели захламить наши винты бесполезными программами. Собственный лончер – это не только контроль и прибыль, но и риски и повышенная ответственность перед пользователем. Не имею ничего против нескольких лончеров на своём рабочем столе, если сэкономленные средства позволяют командам делать качественный продукт и улучшать сервис. Остальное – дело вкуса и размера винта.

Нравится24
Комментарии (24)
Если кто-то и создаст лаунчер для лаунчеров, то на его поддержание тоже понадобятся деньги. А откуда их брать? Очередной процент с продаж или те лаунчеры, что он объединяет будут ему платить? Маловероятно
GoliafJx
Да все это костыли, для конечного пользователя это в любом случае бред. Ладно бы это была еще попытка побороть монополию, но по тем же эпикам видны истинные мотивы-сделать свою монополию и все.
GoliafJx
Он есть и он open source
ты вспомни какой комп у тя был в 2000-х
GoliafJx
Дискорд же есть
Если вы активный игрок и не пиратите, то, скорее всего, у вас будет целая прорва лончеров от разных издателей: Steam, Uplay, GoG, Origin, Wargaming.net, Battle.net, а теперь ещё и Epic Games Store. Про зашитый в систему Microsoft Store я вообще молчу. Напрашивается вполне закономерный вопрос – зачем нам столько посредников?

Не вижу проблемы. У меня на раб. столе всего один ярлык под названием "лаунчер" - а в нём уже сами лаунчеры. Просто нужно уметь держать порядок на раб. столе. Вот и все дела. К тому же те, кто пиратят, у них всё ещё хуже. Ибо сначала надо скачать игру, а после её установить, то бишь под каждую игру нужно иметь в два раза больше места на диске, чем оно у честных игроков. В любом случае в лаунчерах нет ничего плохого. Главное, чтобы игра была крутая. Я ведь играю в игру, а не в лаунчер. Я даже готов для каждой игры свой лаунчер ставить отдельно, если буду уверен, что игра эпически высокого качества.
А теперь взгляните на свой рабочий стол сейчас.

Взглянул. 2 папки и 2 текстовика.

GoliafJx
GoliafJx написал:
Если кто-то и создаст лаунчер для лаунчеров, то на его поддержание тоже понадобятся деньг

playnite.link/

Janekste
Janekste написал:
К тому же те, кто пиратят, у них всё ещё хуже. Ибо сначала надо скачать игру, а после её установить, то бишь под каждую игру нужно иметь в два раза больше места на диске, чем оно у честных игроков.

Ты так толстишь или у тебя рил проблемы с восприятием?
Библиотека, на то и библиотека, что это средоточие того, что тебе принадлежит.
Нынешняя ситуация с эксклюзивами от издателей/магазинов это всё равно что хранить свои книги в разных местах (например в разных квартирах).
Единый лаунчер не нужен, конкуренция среди лаунчеров должна развиваться в сторону лучшего сервиса, предлагаемого клиентам/разработчикам/издателям.
Ключи опять же должны распространяться на все лаунчеры, т.е. активировать игру можно в любом/всех лаунчерах.
Сейчас же всё равно что дошираки бы продавались только в Пятерочке, а в Магните например нет.
Тогда меня посетила мысль – почему до сих пор нет площадки, которая объединила бы все лончеры в себе, избавив от необходимости устанавливать их поштучно.

Допустим. Во-первых, на работу этого лончера (по сути эта площадка - просто лончер) нужны деньги. Откуда ему их брать? Во-вторых, допустим, что такой лончер (назовем его "лончер второго поколения") появился. Это, по сути, будет монополист, и вполне вероятно появление другого лончера второго поколения с, опять же, более выгодными условиями. Таких лончеров может появиться много. А дальше что? Лончер третьего поколения? Который объединит лончеры второго поколения, которые объединяют Steam, Battle.net и т. д.? Замкнутый круг какой-то. Это если какие-то левые люди создадут такой лончер.

Может быть существует какой-то вариант, при котором все существующие сейчас лончеры объединятся в один, но мне это кажется маловероятным, так как и разработчики (и издатели вместе с ними) - слишком уж разношерстная компания, и едва ли существует такой вариант сотрудничества, который устроит большинство (я уж не говорю про всех). Я не утверждаю, что его не существует, но в то, что это будет очень и очень непростая схема, я уверен.

У этой проблемы есть еще два варианта решения проблемы: полностью отменить лончеры или отвязать от них игры.
Первый вариант я даже не рассматриваю, так как лончер - слишком удобная штука, и слишком много сил, денег, пота и крови в него вбухано, чтобы вот так просто от них отказываться.
Второй вариант мне кажется осуществимым: можно сделать лончеры НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ дополнением к игре. Многим ведь приходится качать лончер только для того, чтобы запустить игру, и они не пользуются встроенными магазином, чатом и т. д. Вот и нужно предложить пользователю выбор: либо качать установщик с сайта, где он купил игру, либо качать лончер, и пользоваться им и всеми его прелестями.

Janekste
Чувак, кончай этот троллинг:|
Реклама гога
Орды магазинов нахрен не нужны. Поэтому и все новые магазины воспринимаются в штыки.
Про магазин беседки забыли
На рабочем столе, кроме корзины ничего нет. Но тысячи лаунчеров идея такое се. Достаточно стима. Особенно вымораживает RGSC, который от стима не отвязать
Marquess
Rockstar Games Social Club работает хотя бы внутри игры, а не запускается как отдельный лаунер, а-ля помойный Uplay.
Не нужны никакие новые лончеры, просто разработчикам нужно достать язык из причинного места и вместе выступить с ультиматумом к Steam, дескать если комиссия не будет понижена, то ни один уважающий себя разработчик на платформе больше не появится. Иных способов цифровой дистрибуции более, чем достаточно, чтобы Steam начал волноваться от такого заявления.
А может просто отвязать игры от лончеров и сделать их по желанию?
Denis Alexandrovich
Вспомнил. У меня был один лаунчер: папка "Игры" на рабочем столе=)
vzglydizugla
GOG, ты покупаешь отдельный установщик который никак не связан с магазином (иногда разрабы прикручивают внутри игр статистику через аккаунт GOG, но это без принуждения, 1 раз спросят при первом запуске).
Именно по этому бытует полушутка, что GOG продает, по сути, пиратки. Репаки точно так же работают. Ни к чему ни привязанный оффлайн установщик без защиты.

А вообще мечтать об общем лаунчере безсмысленно. Конкуренция, защита личных данных, опять же деньги на содержание. Стим мог бы быть общим лаунчером, пусть через кастыли типа запуска uplay вместе с играми Юбисофт, но 30% комиссии реально много, потому и расплодились эти магазины в таком количестве.
По сути Стим изначально и был таким единым лаунчером. Все игры в одном месте. Потом уже жадные издатели и некоторые разработчики решили отпочковаться. Поэтому единого лаунчера не будет никогда. Все равно найдется отдельный засранец который решит сделать по своему. Потом к нему присоединится ещё один засранец и ещё и ещё.
А бороться с этим очень просто - не покупать, не устанавливать и не играть. Для твоей игры нужен отдельный лаунчер? Тогда нахрен твою игру.
В этом плане ГОГ и впрямь хорош. И синхронизация со Стимом есть регулярная, и постоянные акции и скидки.
С остальными приходится мириться. Но покупать что-то в Ориджине или Юплее пока желания нет.
торрент-маркет объединяет все лончеры
_Exsus_

это да, но есть проблема. Один раз я запустил макса 3 и зарегал аккаунт. Данные забыл и теперь он автоматом входит в акк. Сам аккаунт мне не нравится, выйти не могу. Хочу поиграть в гта, но именно в стиме. В гта он кстати атоматом заходит через этот акк. А вот эл эй нуар нет. Странно
Меня, как пользователя, в первую очередь интересует, а шо таки лично я с этого поимею. Что "эрик" продает игры дешевле чем "Стим"? Нет, стоят столько же..... если не дороже. Тогда возникает вопрос, а какого ...... я буду переходить с давно известного мне "стима" на какой то неизвестного мне "Эрика"?
Aphennom
Согласен! Предпочитаю сначала попробовать пиратку и только после этого решать, покупать эту игру в Стиме или нет
Если
B
i
u
Спойлер