Первый взгляд на NVIDIA RTX 2080: лучик счастья в тёмном царстве

О новых видеокартах NVIDIA можно говорить или хорошо, или ничего. Производительность в 4K, технологии, энергоэффективность, новый референсный дизайн охлаждения — замечательно. Цена и доступность — вздохнём и не будем о грустном. Тем не менее первые модели уже продаются в России. Мы протестировали одну из них.

О чём весь шум-то?

Если вы каким-то образом прибыли на машине времени из прошлого или провели в анабиозе последние пару лет, ситуация такова. На рынке графических ускорителей — застой. Сначала по кошелькам игроков прошлись производители памяти, подозрительно синхронно подняв прайс на готовые микросхемы оперативки и видеопамяти. Затем они же устроили перебои в поставках и, затеяв модернизацию фабрик, создали дефицит GDDR5 на рынке. Подкузьмила и майнинговая лихорадка: из-за добычи злосчастного «Эфира» опустели полки с видеокартами. Что стало с ценами — сами понимаете.

При таком раскладе ни «красные», ни «зелёные» не спешили анонсировать новинки для массового потребителя. Зачем, если и так всё расхватывают? Как говорится, «бизнес мутится, лавэха крутится». Покажешь раз в несколько месяцев очередную железяку для профессионалов или детей олигархов — и нормально, акции подрастут, совет директоров порадуется.

На этом фоне анонс 20-й серии NVIDIA — что луч света в тёмном царстве. RTX — первые видеокарты с 2007 года, предлагающие PC-графике нечто по-настоящему прорывное. Символично, что революционная архитектура названа в честь Алана Тьюринга — изобретателя абстрактного алгоритма, лежащего в основе всех компьютеров. И одного из важнейших людей в истории математики, криптографии и IT.

Возвращаясь к RTX: последний раз изменение подобного уровня было при переходе к унифицированной шейдерной архитектуре в GTX 8800. Новая технология — аппаратное ускорение трассировки лучей — обещает нам суперреалистичные отражения и преломления света.

Но есть нюанс. И даже не один

Опробовать трассировку лучей в боевых условиях негде. Главную фишку семейства RTX пока что не добавили ни в один ААА-хит. Технодемки, которыми щеголяют блогеры, прикормленные PR-отделом NVIDIA, ситуацию не проясняют. Конечно, новые эффекты можно заметить при покадровом сравнении «улучшенной» и «простой» версий. Увы, производительность этой технологии, мягко говоря, далека от оптимальной.

Стоит включить трассировку — и о заветных 60 fps в 4К-разрешении можно забыть. Тут хорошо, если будут стабильные 30 кадров в секунду. Причём в Full HD. Ладно, допустим, технология сырая. Отчасти проблема решится допиливанием алгоритмов и оптимизацией игровых движков. Какие-то проценты отвоюют обновлением драйверов, устранением ошибок в микрокоде GPU и патчами операционных систем. Но Капитан Очевидность подсказывает: 8-кратное падение производительности — непростительная плата за едва заметные изменения качества картинки. Особенно если это никак не влияет на восприятие в целом.

Вывод из первых двух пунктов можете сделать сами. Скорее всего, в бюджетных карточках на базе Turing аппаратное ускорение трассировки либо не появится, либо от него не будет толку. Некоторые аналитики считают, что недорогих RTX в ближайшие пару лет рынок не увидит вовсе — их нишу займут классические GTX. Однако многие IT-эксперты всё же признают RTX-серию прорывной. И не зря.

Что под капотом?

NVIDIA RTX 2080 — топовое решение потребительского рынка. Ниже расположится RTX 2070 (как и в случае с 1070, упрощённая по ряду параметров, но всё равно достойная модель). Выше — в полтора раза более мощная 2080 Ti. Если сравнивать с прошлым поколением (Pascal), ускоритель получил следующие изменения: 

  1. Тензорные ядра второй версии.
    Используются для машинного обучения и аппаратного ускорения нейросетей. Дебютировали в архитектуре Volta, но видеокарты Titan V и Quadro GV не позиционировались как геймерские. В играх задействуются при расчёте освещения, продвинутого апскейла картинки (в случае, если движок умеет динамически менять разрешение отрисовываемых кадров). А также в разных других операциях, где важно эффективно масштабировать результаты расчётов.

  2. Ядра растеризации и трассировки.
    Трассировка лучей — единственный честный способ рендеринга фотореалистичного изображения сегодня. Всё остальное — набор обманок и «костылей», позволяющих дёшево получить правдоподобную картинку, пусть и ценой некоторых ограничений. До выхода RTX считалось, что аппаратное ускорение трассировки практически невозможно. Или же реализация будет слишком дорогой для консьюмерских устройств.

  3. Контроллер памяти GDDR6.
    Пропускная способность памяти — «бутылочное горлышко» сложных алгоритмов. Страдают и игры в высоком разрешении, и трассировка, и обучение нейросетей. В прошлых флагманах эту проблему обошли установкой дорогущей GDDR5X. В этом поколении используется стандарт GDDR6, сравнимый по производительности, но намного более дружелюбный к кошелькам пользователей.

  4. Поддержка нового алгоритма сглаживания DLSS.
    Классическое MSAA-сглаживание картинки сносно работает в Full HD. Беда вот в чём: с ростом разрешения вычислительная сложность растёт не линейно, а в квадрате. Нейросетевой алгоритм DLSS позволит владельцам 4K-дисплеев не страдать от «лесенок» на краях объектов. И практически не влияет на кадровую частоту. Увы, для его работы необходимы тензорные ядра. Поэтому серия GTX, кроме, скорее всего, Titan V, не получит доступа к этой технологии простым обновлением драйверов. 

Окей, а как она работает?

Волшебно! Во время анонса семейства Pascal нам обещали 4K-гейминг, пусть и скромно умалчивая о постыдной цифре 30 fps. Зато с выходом Turing «пека-бояре» увидели заветные 60 кадров/с. Конечно, на максималках или настройках, близких к таковым.

Условия тестирования

Для получения сравнимых результатов тесты проводились со включённым сглаживанием MSAA, которое поддерживается обеими видеокартами. Применение DLSS в 4K лишь увеличит отрыв RTX 2080 от прошлого поколения.

Результаты тестирования в 4K

На более распространённых разрешениях (WQHD, Full HD) прирост производительности скромнее. Тактовые частоты графического ускорителя изменились незначительно. Следовательно, и «грубая сила», позволяющая генерировать сравнительно простые кадры, почти не изменилась.

Все навороты — вроде новой памяти и продвинутых ядер — играют роль только в те моменты, когда расчёты для одного кадра попросту неэффективны на классических шейдерных процессорах. Либо не поспевают за операциями чтения-записи в память. Или если речь о любых хитах Ubisoft — те не поддерживают современные API (Vulkan, DX12). В таких случаях старая видеокарта с менее шустрой памятью будет отставать от новинки.

Результаты тестирования в Full HD

А вот для кибератлетов ничего не поменялось: «старушка» GTX 1080 Ti в ряде случаев легко уделывает RTX. Простые операции обсчитывает не хуже, а ядер у неё больше.

Профессиональные игроки, привыкшие гонять «на минималках» в Overwatch, CS:GO и прочие динамические шутеры, могут не расчехлять банковские карточки. 300+ fps выбивает и текущее поколение.

Итоги

RTX 2080 — потрясающая карточка.Технически она относится к верхнему потребительскому сегменту (энтузиастам, как всегда, достанется Ti-версия, которая имеет на 50% больше вычислительной мощи). При этом в сценариях «играть на все деньги» даже обычная RTX 2080 превосходит прошлую Ti на 10-20%. Блокбастеры в 4K и с 60 кадрами в секунду — теперь не компромисс между разрешением и спецэффектами, а полноценный сценарий использования.

Что касается главной фишки: долгое время трассировка в реальном времени была недостижимой мечтой игровой индустрии. Наконец мечта стала явью. Как студии распорядятся прорывной технологией? Узнаем через год-другой. Пока же аппаратный рейтрейсинг — лишь задел на будущее. Возможность раньше других прикоснуться к играм, неотличимым от реальности.

Надо ли брать?

Если вы до сих пор перебиваетесь 900-й серией (или сидите на ещё более древнем барахле) и готовы выложить кругленькую сумму, чтобы получить доступ к максимальным настройкам графики, — вот она, берите.

Не планируете апгрейд монитора до 4K? Присмотритесь к моделям GTX. Они заметно дешевле и пока отлично справляются с ААА-тайтлами. Через пару лет технологии всё равно изменятся до неузнаваемости, и RTX 2080 не сможет обеспечить необходимую производительность в блокбастерах с трассировкой.

Тестовая конфигурация

Процессор Intel Core i7-7820X 8 ядер @ 5.0 ГГц
Оперативная память DDR4 Geil EvoX ROG-certified 32 ГБ (4 канала) @ 3200 МГц
Материнская плата ASUS ROG X299 Srix E-gaming
Накопитель Toshiba XG-5P 2 ТБ
Видеокарты Palit GeForce GTX 1080 Ti Palit GeForce RTX 2080
Монитор AOC AG271UG 4K, 60 Гц, G-Sync

Нравится4
Комментарии (1)
B
i
u
Спойлер