Почувствуй себя старым: игры, которые отмечают юбилей в 2017 году

Ноябрь — тот самый месяц, когда уже можно подводить итоги. До Нового года меньше двух месяцев, а значит, самое время вспоминать и прогнозировать. Мы решили вспомнить именно юбиляров, которые отнимали у нас драгоценное время, чем всячески радовали. Многие игры в этом году отмечают юбилеи и круглые даты. Неважно, какого числа, главное — успеть всех поздравить. Хотя нет, всех не получится — слишком уж большой список.

А самое трудное во всей этой статье — осознать три вещи: ты постарел, и это было очень давно; ты вышел из возраста, когда на игры можно было тратить все свое время; графика шагнула далеко вперед, и подрастающее поколение не поймет всей прелести этих шедевров.

Mortal Combat, 1992. В начале 90-х два американских парня, Эд Бун и Джон Тобиас, поиграли в «Стрит Файтер» и решили, что могут создать свой файтинг, с менее идиотским управлением и реками крови на заднем плане. Так появился Mortal Сombat, или, как говорил родной голос с VHS-кассет, «Смертельная битва». С тех пор вышло немало игр, мемов вроде «Подожди, не бей, дай я попробую прием», даже несколько фильмов по мотивам, но у всего было начало. Сюжет до безобразия прост: злонравный пенсионер из иного мира проводит турнир между мирами. Поэтому нам предстоит раздать люлей всем участникам, четырехрукому мутанту, а потом уже самому пенсионеру. Вот такой вот незамысловатый ремейк «Выхода дракона» с Брюсом Ли, но уже в компьютерном мире.

MC очень резво ворвался в игровую индустрию, начал нагло раздавать люли оппонентам и громогласно заявлять, что он — лучший файтинг. А никто и не думал спорить — для далеких 90-х восхождение МС стало феноменом. Уже через 5 лет после выхода первой части был готов первый фильм. Не все части были удачными, это факт. Даже так: немногие. Но в те моменты, когда выходило что-то вроде второй или девятой части, ты понимал, что ничего лучше нет, и быть не может. Если, конечно, не рубился в Tekken.

Главное, что есть в серии, — многообразие разных фишек вроде фаталити, бруталити, бабалити, френдшип, прошибание противником потолка и прочего веселья. Возможность сжечь врага, вырвать сердце или позвоночник, оторвать буйную головушку стоит дорого и не свидетельствует о наличии у тебя садистских наклонностей. Просто МС делали максимально удобным и приятным для суровых детей 90-х, которым повезло иметь дома консоль.

GTA Vice City, 2002. Неоновый говнюк с итальянскими корнями и белоснежными, как облака над Вайс-Сити, кедами делает все то, о чем ты только смеешь мечтать. А именно: ходит по городу в гавайской рубашке; убивает всех, кто ему не нравится; кушает хобот тапира с полковником Кортесом; отжимает виллу Тони Монтана у колумбийского наркобарона и живет так, как Дон Джонсон из «Полиции Майями» и Аль Пачино из «Лица со шрамом». Томи Версетти оказался не таким гордым и героическим, как Клод из предыдущей части. Потому что наконец-то научился приседать, дабы уворачиваться от коварных пуэрториканских пуль, говорить в катсценах и выпрыгивать из горящей машины. Наконец-то управляемый нами придурок стал более человечным, но так до конца и не перестал быть придурком. Почему житель курортного приморского города, который 90% своей жизни клянчит свою пропащую задницу у старухи с косой, которому приходится то сбегать с кораблей, то прятаться в окруженном со всех сторон водой городе, не умеет плавать? Почему, касаясь воды, человек теряет сознание и откуда ни возьмись выскакивает надпись «Wasted»? Это болезнь, или аллергия?

Не хотелось бы обсуждать устаревшую техническую часть, угловатых малополигональных персонажей и проституток с острыми, как нож, бедрами, оставившими неизгладимый отпечаток на юношеской психике. Главное в этой игре — атмосфера колоритного Майями 80-х. Доминирующий розовый цвет, неоновые огни, крутые парни, как в лучших фильмах эпохи: в джинсах с высокой талией, минимумом эмоций и своими причинами уничтожить все преступное отродье в городе. Тот, кто любит эту игру, до сих пор косо смотрит на гаитян, и кубинцев, и техасских магнатов, похожих на Михаила Боярского. Столько нервов, сколько мы потратили, запихивая взрывчатку вертолетиком, мы потратили только в San Andreas, уничтожая курьеров проклятым самолетиком.

Vice City — это не просто игра, это стиль жизни, образ 80-х. Даже стартовое меню с его утробными звуками красноречиво говорит, что сейчас ты отправишься во времена «Пути Карлито». Шикарная музыка прямиком из эпохи (а не какой-то там ретровейв и лоу-фай), угловатые спорткары, люстры с вентиляторами и прически. Машины здесь едут быстро, а камера расположена так, что кажется, будто они несутся в розовую даль на сверхзвуковой скорости.

Только прямо, потому что поворачивают лишь трусливые крысы. Как же хорошо зайти в клуб «Малибу» после того, как помог Кенту Полу и его глэм-роковым придуркам из группы «Love Fist». Конечно, следующие игры были более продвинутыми, а до масштаба San Andreas и его «потраченного» стиля жизни компьютерному Майями было очень далеко. Однако те, кто прочувствовал эту игру и дал ей спокойно войти в сердце, знают, что Нико Белич — так себе, Си-Джей — хорошо, Томми Версетти лучше. А Тревор… Тревор не в счет, молодежь. Ну и немного классики нам в паруса. Освежающей, как утренний бриз с залива. Помни, PROFESSIONALTOOLS не сделает тебя всесильным, а ASPIRINE не убережет от взрыва машины.

Gothic II, 2002. Как-то странно получилось, но в России дублированную «Готику» издали только в 2004-м году. Продвинутые граждане, конечно же, добрались до нее гораздо раньше, но в 2002-м большинство из нас только познакомилось с первой частью. Споры о том, какая часть все-таки лучше, первая или вторая, не утихают до сих пор. Есть основания полагать, что все-таки вторая, но тут, скорее, дело вкуса и воспоминаний.

Да, атмосферы брутальности и выживания стало определенно меньше, но в то же время стало меньше багов и больше логичности. Однозначно, вторая часть продолжила те старые добрые традиции, начатые первой, довела все хорошее до совершенства, чтобы просрать все в дальнейшем.

Здесь все как надо: орки все еще дикие, Диего молодой и красивый, некоторые персонажи ходят мочиться, а мясные жуки все такие же вкусные. В целом, по сравнению с первой частью мало что изменилось. Только теперь Спящего убивать не нужно, курить травы Болотного лагеря тоже, а действие происходит в небольшом, но проработанном в мельчайших деталях мире. А именно: на том же острове Хоринис, в городе Хоринис, после падения магического барьера, закрывавшего рудную долину.

Главное — решить, с кем ты теперь: с наемниками, паладинами или магами огня. Ты все тот же безымянный главный герой, говорящий голосом Сергея Чонишвили. Поэтому для краткости так и будем его звать: Серега.

Несмотря на удручающую по сегодняшним меркам графику, «Готика» цепляла своей атмосферой и сложностью. Здесь не цветочки нужно было собирать, а спасать остров от драконов. Как всегда, в неприятности нас втаскивает проклятый Ксардас. Но под дивную музыку Кая Розенкранца, да еще и с таким сюжетом это делать — сплошное удовольствие. Даже 15 лет спустя. А какие здесь дивные места, а как красива Долина Рудников, а как тепло и уютно в борделе «Красный фонарь». Для некоторых рыжеволосая бестия по имени Надя стала первой любовью, пускай и виртуальной. Но вторая «Готика» не воспринимается без аддона «Ночь ворона», добавлявшего крупный регион и лишнего геморроя. Игра становилась сложнее, прокачаться — тяжелее, но от того вкус победы был слаще, а игра затягивала.

«Корсары: Возвращение легенды», 2007. Когда-то в России умели делать чудесные игры. С минимумом багов, реалистичные, с такой атмосферой, что просто не налюбуешься. «Корсары» одним показались скучными, вторым — сложными, а третьим заменили все учебники по истории и географии. Эдвард Тич, Диего Эспиноза, Алекс Эксквемелин — как старые друзья воспринимаются эти отважные морские волки. Именно в их личине мы грабили королевские корабли, груженные золотом, и вот досада, если наши шлюпы не могли увезти на себе весь драгоценный груз. Именно с ними мы пытались дослужиться до звания адмирала, не сгинуть в пещере под натиском скелетов и взять штурмом какую-нибудь Картахену, или Порт-Ройял.

Вспоминаешь, и вновь хочется побродить по Бермудам, нарваться на отряд разбойников, сыграть в кости в таверне, напиться с забулдыгой так, чтобы твои карманы обчистили, выполнить задания губернатора и радоваться приобретению корвета. А эти фразы вроде «Пленных не брать!», «Кошки к бою!», «Аать, дьявол!» после десятиминутного блуждания по глобальной карте бодрили лучше будильника поутру. Хуже было только нарваться на бунт, или если крысы сожрут весь драгоценный товар.

Bioshock, 2007. Легендарная антиутопия с толстым налетом ретрофутуризма и сложной драматургией. Заодно это лучшая экранизация книг Айн Рэнд и путешествий капитана Жака-Ива Кусто, которую только можно было придумать.

Описать Bioshock сложно, в него надо просто сыграть. Рассказывать про плазмиды, пушки, подводный город Восторг и кровавую расправу над недобитками сложно, если не погрузиться в эту атмосферу полностью. В первой части еще нет Софии, и уж тем более Букера с Элизабет — это все в будущих частях, которые, откровенно говоря, произвели большее впечатление. Но только потому, что есть с чем сравнивать. А так, первая часть — первопроходец с очень глубокой философской мыслью: нельзя скрыть художников и чутких натур от несовершенства мира даже под водой. Рано или поздно идеальный мирок испытает потребность в вещах, которые все портят. И, как результат, ты бегаешь по подводному городу, отстреливаешь адамозависимых, мутантов и просто грязных нищих.

Gran Tourismo, 1997. 1997-й год. Мир делится на счастливчиков с Play Station, Sega и на тех, кто еще вынужден пользоваться картриджами. С выходом приставки от Sony мир немного перевернулся. Во-первых, из-за утробных звуков на заставке, а во-вторых, из-за самих игр. Можно вспомнить немало славных игр разных жанров, от «Soul Blade» до «Syphon Filther», но поговорим все-таки об автосимуляторах.

Для большинства, само собой, симулятором №1 являются игры серии NFS. Но те, кто впервые сел за баранку именно «Gran Tourismo», считают ее своей первой любовью. Сперва нужно выбрать трассу, затем машину из реально существующих, а уж затем и отправиться в гонку. Просто гонку, без спецэффектов и взрывов, зато под хорошую музыку. Можно было, правда, строить свою карьеру, покупать подержаную «хонду» и с вожделением смотреть на Aston Martin. Но зато физика управления у каждой машины была своя, а пейзажи вокруг достаточно живописны. Разгадать алгоритм победы на трассе было несложно, но учитывая цену на диск и отсутствие альтернатив тех времен, ее заигрывали до дыр. Даже группа Cardigans, которая назвала в честь игры свой самый успешный альбом.

Mafia, 2002. Кстати, продолжая тему машин. Сколько же нервов, черт подери, было потрачено на проклятую миссию с гонкой. Это был самый неуправляемый боллид в истории игростроя. Вся Чехия, а по старой памяти и Словакия, были прокляты, когда ты в 95-й раз пытался не разбиться на повороте. Впрочем, оно того стоило. Самая кинематографичная игра в истории с потрясающим сюжетом и туговатой механикой заставляла закрыть глаза на недостатки. Времена Сухого закона в городе Потерянного Рая воссозданы дотошно, а разговоры, сценки, «левые» события, детали интерьера и прочее очень способствуют погружению в игру. А ведь ее делали чехи. Первая «Мафия» была аккуратной и интеллигентной относительно ее самого младшего брата. Никаких бесчинств, все в духе времени. Наверное, поэтому так приятно возвращаться в Лост Хэвен и так грустно наблюдать за смертью Томми Анджелло.

Tomb Raider II, 1997. Обладательница длиннющей косы, эксперт во всех сферах народного хозяйства, спортивный интеллектуал, популяризатор коротких шорт и просто приятная девчонка из приличной семьи Лара Крофт полностью раскрылась только во второй части. Хотя ее груди по-прежнему остры, как вершина пирамиды, а графика напоминает детский рисунок гуашью, прыгать по сырым китайским пещерам и нырять в венецианские каналы было интересно. Что такого было в Tomb Raider II? Сложность, головоломки? Мод Nude Raider? Сложно сказать, наверное, дьявол кроется в мелочах, начиная с головоломок и заканчивая Бетховеном в родовом поместье. В любом случае, погоня за торчащим из пуза ножом была увлекательной.

Юбилей отмечают многие серии. Например, мы незаметно дожили до того момента, когда свое десятилетие празднует серия про скачущих по стенам ассасинов. Но первая игра была излишне отвратительной, Альтаир и его друзья откровенно раздражали. То ли дело Эцио и Эдвард Кенуэй. Столько же годиков исполнилось первой игре из вселенной «Ведьмака». Те, кто не читал Сапковского и даже не видел отвратительный польский фильм, наконец-то узнали, кто такие охотники за чудовищами, почему «пердеж краснолюда» — обиднейшее из ругательств и как выглядит фэнтези-вселенная, где главные герои пьют и запутываются в своих половых отношениях.

Игра была дивной, начиная с атмосферы старой грязной Вызимы и заканчивая сюжетом. Боевая система, правда, раздражала, но к ней быстро привыкаешь. А проблема выбора стороны до сих пор не дает спать спокойно по ночам. А правильно ли я сделал, что поддержал Скоя'таэлей? «Ведьмак» — шедевр, но его полностью затмила третья часть.

Кстати, у Карабаса Барабаса и Джаббы Хатта игровой индустрии, Гейба Ньюэлла, тоже праздник. Его Portal тоже отмечает первый большой юбилей. Мудрая и хитрая игра, полностью раскрывшая тему порталов и показавшая, как сделать решение головоломок увлекательным. Главное — сдержать свою ненависть к GLaDOS и удивление от того, что игра слишком короткая. Но Orange Box требует жертв, а самое обидное, что еще одну игру оранжевой коллекции, «Half Life 2», портальные игрища не переплюнули. А еще первый Fallout, в который сейчас можно играть только по старой памяти, Age of Empires — хороший, но не дотягивающий до второй части, Postal и многие-многие другие родные сердцу имена. Поздравляем, и чтите традиции своих предков. Пожалуйста.

Нравится8
Комментарии (3)
B
i
u
Спойлер