Провал или прорыв? 15 лет легендарной Nokia N-Gage

Есть устройства, определившие эпоху: приставка Famicom, IBM-PC, первый iPhone. А есть эталонные аутсайдеры — на Западе к ним причисляют и Nokia N-Gage, игровой смартфон 2003 года выпуска. Но в России «Гагу» вспоминают с любовью. К 15-летию гаджета, некогда вызывавшего улыбку и восхищение, 4PDA вспоминает его историю.

Просто космос

За окном — 2002 год. Новое тысячелетие не принесло летающих машин, а «Ошибка 2000» так никого и не угробила. Но прогресс ощущался: всё больше людей узнавало о странной штуке под названием «Интернет», компьютеры из предмета роскоши становились чем-то обыденным и знакомым. Мобильные телефоны из огромных чёрных кирпичей и обязательного атрибута «новых русских» превратились в предмет обихода. Их брали уже не только серьёзные люди для своих серьёзных дел. Простые «трубки» покупали детям и пожилым родственникам, чтобы быть с ними на связи. И чуть ли не самыми популярными оказались, конечно, аппараты Nokia.

Та самая Nokia 3310

Начало нулевых стало для финской корпорации временем настоящего расцвета.

Во многом благодаря «той самой» модели 3310 — маленькому синему кирпичику. Экономичный (заряда хватало чуть ли не на неделю), прочный (роняй сколько угодно — ему хоть бы хны) и функциональный (тут тебе и калькулятор, и будильник, и развлечения) аппарат стал настоящим хитом. А его продвинутые братья лишь закрепили этот успех. Казалось бы, что тут гадать? Клепай похожие модели одну за другой и греби деньги лопатой. Но пускай телефонов компания из Эспо выпускала немало, останавливаться на достигнутом её сотрудники не стали. Наоборот, они смотрели в будущее.

Мобильные аппараты проделали немалый путь: стали меньше, мощнее, удобнее. Но по-прежнему оставались телефонами с парой функций вроде набора номеров и SMS. А всё остальное — постольку-поскольку. Хотите работать в мобильном режиме? Берите ноутбук. Желаете полноценных игр на ходу, а не просто Snake II? Извольте раскошелиться на портативную приставку, а потом ещё и картриджей к ней прикупить. С таким положением дел в Nokia мириться не собирались.

Так выглядел Game Boy Advance SP

В те годы на рынке портативных консолей правила бал Nintendo. Потому что Atari уже давно не производила своего железа, консольное подразделение SEGA тоже благополучно закрылось, а PlayStation Portable существовала лишь в проекте. Вот почему Game Boy Color и Game Boy Advance царили практически безраздельно. И именно с ними Nokia решила потягаться за лакомую долю продаж.

Логика была простой: сейчас геймерам всё чаще приходится таскать с собой и портативку, и мобилу. А мы возьмём и предложим им супер-гаджет — приставку, с которой можно звонить! Ну, или телефон, на котором можно играть. И не просто в какую-нибудь ерунду или детскую милоту от Nintendo, а в серьёзные, полноценные релизы с громкими именами. Разве кто откажется прихватить с собой The Elder Scrolls или Call of Duty? Да и ценник можно поставить немалый, всё равно возьмут, — считали в корпорации. Амбиции были космические — и вот проект Starship («Звездолёт») начали готовить к выходу на орбиту.

В ноябре 2002-го, на пафосном мероприятии в центре Лондона, финны анонсировали смелый гаджет, ещё не слишком вдаваясь в подробности. Устройство окрестили Nokia N-Gage: по аналогии с английским еngage (увлекать, занимать, включать). Ансси Ваньоки, тогдашний вице-президент мобильного подразделения, уверял, что оно не будет похоже на Game Boy Advance от Nintendo — мол, цели у северного производителя совсем другие.


Видео с презентации E3 2003 года

В 2003-м Ваньоки вышел на сцену с Джоном Ромеро, чтобы наконец показать новинку на E3. В промороликах можно было разглядеть портативную версию Tomb Raider и других популярных тайтлов, а ведь с момента их консольного релиза и 10 лет не прошло! 

О таком весьма скромный GBA мог только мечтать — там, конечно, тоже были свои порты и версии популярных тайтлов, но куда примитивнее. Казалось, его дни сочтены — сейчас придёт Nokia и порвёт устройство на финский флаг.

И вот, после переноса релиза на полгода, в октябре 2003-го, N-Gage наконец-то лёг на прилавки. С космическим дизайном и не менее космическим ценником.

Смартфон из будущего 

Что же получал покупатель за свои триста долларов? На удивление лёгкий и эргономичный телефон. С экраном 178 на 220 точек, способным передать до 4096 цветов — весьма солидно по тем временам. Чтобы дисплей не засаливался от постоянного прикладывания к уху, микрофон предусмотрительно вынесли на ребро. В комплекте mp3- и видеоплеер (с возможностью записывать музыку через Line-in), радио, браузер и россыпь мелких стандартных приложений — простейшие записи, синтезатор и прочее. Работало всё на Symbian v.6.1.

Игры продавались на MMC-картах и официально стоили от 30 до 50 долларов. Было их не так много: официальная библиотека N-Gage насчитывала всего 58 тайтлов. Зато каких! Геймеров завлекали портами «больших» релизов с консолей и PC: Tomb Raider, Call of Duty, Red Faction. Были и эксклюзивы — например, портативная The Elder Scrolls Travels: Shadowkey и Path to Glory. Но этим способности N-Gage не ограничивались: аппарат мог запускать Java-развлечения, что автоматически расширяло библиотеку до сотен наименований. С возможностью зарубиться по сети через Bluetooth или GRPS, безо всяких проводов. К тому же скоро выяснилось, что запускать «пиратки» было не то чтобы очень сложно. Главное, чтобы они влезли на карту памяти, а «Гага» согласилась её прочитать (в первых версиях поддерживались максимум 128 мегабайт). 

Были, конечно, и недостатки: в первую очередь, мизерный объём памяти, доступный из коробки — всего-то 8 мегабайт. Для такого аппарата этого было явно мало. Память и MMC-карты вообще оказались самым слабым звеном новинки. В первой версии слот для них был расположен не слишком удачно. Чтобы вытащить и заменить карточку, приходилось выключать телефон и доставать аккумулятор, а после включения, бывало, слетали пользовательские настройки, и тогда приходилось выставлять их заново.

Но в Nokia считали, что достоинства гаджета с лихвой перекрывают его недостатки. Ведь по своим способностям их детище было уникально. Тут тебе и музыка, и игры, и приложения — и это в те времена, когда слово «смартфон» казалось экзотикой, а Стив Джобс ещё не блеснул на сцене с iPhone в руках. Среди приставок же конкурентов, как считали в компании, не было. Да, Game Boy Advance мог похвастать внушительной библиотекой. Зато разрешение экрана у него было не сильно больше: 160 на 240 точек. И разве там была такая графика? А интернет, радио и беспроводное соединение? Нет, нет, и нет.

N-Gage был мощнее. Лучше. Сильнее. Казалось, он обречён захватить рынок.

Это фиаско, братан

Планы были наполеоновские: к концу 2004-го компания из Эспо собиралась продать от 6 до 9 миллионов экземпляров. Стратегия казалась идеальной. Ещё бы, геймерам преподнесли идеальный гаджет на блюдечке с золотой каёмочкой. Хочешь — рубись в Call of Duty, хочешь — звони. Вот только аудитория придерживалась совсем другого мнения.

В 2003-м году видеоигры даже на просвещённом Западе во многом оставались уделом детей и фанатов. А эти категории были вполне довольны бюджетной продукцией Nintendо. Позволить себе дорогую безделицу могли разве что отпрыски богачей и совсем уж увлечённые энтузиасты. Но и они делали выбор не в пользу Nokia. Так что прорывной и революционный гаджет оказался никому не нужен.

Вместо восторгов новинку ждали насмешки. Западные обозреватели жаловались на ценник в 299 долларов, неудобный узкий экран, управление со множеством кнопок и необходимость вытаскивать батарейку. Но больше всего досталось динамику на ребре смартфона — именно этим ребром приходилось прикладывать его к уху во время разговора, из-за чего владелец напоминал Чебурашку (феномену sidetalking даже посвятили отдельный сайт).

 

Тем временем главный конкурент продавал свои GBA ровно в три раза дешевле, причём в последней версии появилась подсветка. А управление у Nintendо всегда было интуитивно понятным. Да, звонить с Game Boy нельзя, но и дураком с пластиковым блином у щеки геймер не выглядел.

Поначалу на каждый проданный N-Gage приходилось по 100 GBA. Не прошло и месяца, как ритейлеры в США начали снижать цены — не помогло. Нераспроданные «такофоны» (так их прозвали из-за характерной формы) продолжали пылиться на прилавках. Сами финны изо всех сил старались сохранить хорошую мину при скверной игре: компания заявила о 400 000 проданных экземпляров за первые две недели. Вот только вскоре  выяснилось, что под этой цифрой скрывается количество отгруженных поставщикам единиц.

На самом же деле в США едва набралось 5000 соблазнившихся новинкой покупателей. В Великобритании таких оказалось меньше тысячи. В Японии смартфон не вышел вовсе.

Судьба была предрешена, но в Nokia верили, что всё ещё можно спасти. Надо было начать с чистого листа и полностью всё переделать. Новой версии дали имя N-Gage QD. Вроде бы вышло удобнее: смартфон правильно прикладывался к уху, а извлечения батарейки при смене картриджа уже не требовал. Зато лишился характерной «такообразной» формы и стал похож на футуристический обмылок. Ряд функций типа радио тоже убрали, чтобы удешевить производство.

Но было уже слишком поздно. Версия QD вышла в 2004-м году — аккурат вместе с блокбастерами PlayStation Portable и Nintendo DS. Противопоставить двум этим гигантам было попросту нечего. Оставалось лишь принять поражение, свернуть продажи в США и Европе, и худо-бедно поддерживать гаджет ещё пару лет — до 2007-го. После этого словом N-Gage какое-то время называли геймерский онлайн-сервис, но он тоже не продержался долго. В 2009-м году имя решили предать забвению. Starship увы, так и не взлетел.

Безумству храбрых поём мы песню 

И только на одной шестой суши вспоминать об N-Gage принято без издёвок над чудаковатыми финнами, которым не сиделось на месте. Наоборот, у нас о гаджете говорят с теплотой и даже восхищением — мол, молодцы финны, такой-то супер-аппарат замутили!

В стране, где живо помнили дефолт 98-го и всё ещё пользовались простенькими Siemens A35, а большинство знало только китайский Brick Game вместо Game Boy, N-Gage выглядел по-настоящему смело. Сама мысль о том, что полноценную консольную игру можно засунуть в телефон, казалась по-хорошему безумной.

Кажется, именно это и привлекало больше всего. Пока остальные ходили вокруг да около рынка развлечений, Nokia взяла и выкатила передовое, мощное устройство. За это его и полюбили. Особенно те, кто просто-напросто не мог позволить себе дорогую приставку. Им не приходилось выковыривать батарейку для смены картриджа или чувствовать себя Чебурашкой, а ещё покупатели из России чаще всего скачивали игры нелегально и записывали их на одну MMC-карту. Многие вообще запускали тайтлы для флагмана на других смартфонах с Symbian, перепрошивая их и устанавливая специальные программы, лаунчеры и прочее. Этого уже достаточно для звания народного такофона — он стал дверью, за которой лежал путь в новый, удивительный мир мобильного гейминга.

«Гага» навсегда осталась воплощением мечты — а у мечты не выискивают недостатки. Ею просто восхищаются.

Увы, восхищения оказалось недостаточно — к концу 2007-го Nokia с грехом пополам продала в общей сложности 3 миллиона экземпляров N-Gage и N-Gage QD. С приходом iPhone, изменившего рынок полностью, аппарат и вовсе утратил актуальность. 

Был ли N-Gage так плох, как утверждали его критики? Пожалуй, нет. Он был лёгким, приятно лежал в руке и оказался эргономичным, несмотря на странную форму. Да и работал отлично — и как смартфон, и как консоль. Но был ли он так хорош, как кажется сейчас? Тоже нет. В управлении со множеством кнопок было легко затеряться. Особенно если вы не подросток, схватывающий новое на лету, а человек постарше. Самих игр (особенно эксклюзивов) вышло не так уж и много. Да и промахов в дизайне никто не отменял.

В конце концов N-Gage выступил в роли первопроходца — геймерского смартфона в эпоху, когда само это слово мало кто знал. И неудивительно, что при его создании допустили ошибки, ведь они неизбежны при освоении новых территорий, технологий и рынков. Да, последователи — Blackberry и iPhone — оказались успешнее и удачнее. Но они-то шли по проторенной дорожке, учитывая ошибки предшественников.

Самое смешное, что разработчики из Nokia оказались правы. Сегодня рынок мобильных развлечений растёт как на дрожжах. А значит, идея совместить приставку и телефон была, по сути, верна — просто реализация подкачала. Или мир был не готов к появлению N-Gage, авторы которого так увлеклись будущим, что забыли про настоящее. Но тут впору пенять на потребителей, а не устройство. Увы, жизнь несправедлива: мы восхищаемся удачливыми победителями и редко вспоминаем настоящих новаторов, чьи начинания обернулись крахом.

Nokia так и не оправилась после неудачи с N-Gage. Конечно, не один смартфон был тому виной: слишком много неоптимальных решений принято, слишком неудачно сложились обстоятельства. Но, чёрт возьми, когда-то это была великая компания, которая не боялась идти напролом. А такая решимость чего-то стоит.

Нравится8
Комментарии (3)
  • Когда я начал фанатеть по нокиям, N-Gage прошёл мимо меня. Однако мне нравилось пользоваться им у друга. Прикольная вещица, для своего времени, была.
  • Один из самых топов детства.
    Играл в Asphalt 2 и другие крутые игры.
    На то время круче мобилы просто не было
    Конкуренты это было яйцо от той же нокии 6600 и сименсы. (без симбиана в основной массе)
    Золотое время =)
  • Помню как на своем Nokia N95 запускал игры N-GAGE. Особенно нравился файтинг, Neo по моему назывался, графика в нем на то время была офигенной. А помните китайский хоррор на мобилки 7 days, на манер резидента? Вот от него я вообще прифегел. Я тогда и не думал что мой смартфон (вроде бы Nokia 3250 тогда у меня был) может потянуть такую игру с трехмерной графикой. Игра была платной, но был нехитрый трюк с вытаскиванием сим-карты, чтобы смс не доставлялись и деньги не брали ) Огромнейшим минусом было то, что язык игры был китайский и поэтому нифига ничего не было понятно. Приходилось все подряд тыкать и играть.
B
i
u
Спойлер