Смерть им к лицу: 10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Дорога к дурацким трендам вымощена благими намерениями. Могли ли помыслить авторы революционной Call of Duty 4, что все бросятся копировать формулу их успеха, завалив рынок шутерами про спецназ? Предполагала ли Nintendo в 2006-м, что ажиотаж вокруг Wii приведёт к бессмысленным экспериментам с моушен-контроллерами? И подобных примеров хоть отбавляй. 4PDA вспоминает самые бесполезные, вредные и просто абсурдные тренды индустрии, которые не выдержали проверку временем.

Клонирование консоли Atari 2600

Что роднит производителей снегоходов, собачьих консервов и кукурузных хлопьев с игровой индустрией начала 80-х? Ответ парадоксален: Atari 2600. Как только выяснилось, что консоль Нолана Бушнелла сродни станку для печатания денег, в развлекательный бизнес ринулись случайные люди. Например, компания Coleco, сколотившая капитал на кожевенных изделиях и куклах, создала копию Atari 2600 под названием Coleco Gemini. А производитель сухих завтраков Quaker Oats обзавёлся студией, клепавшей посредственные тайтлы для разных платформ.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Атака клонов привела к тому, что в 1983-м на рынке США конкурировала дюжина, по сути, одинаковых игровых систем. В магазинах шедевральные Space Invaders и Pitfall для Atari 2600 соседствовали с мусором вроде Chase the Chuck Wagon, рекламирующим собачий корм фирмы Purina. Последний гвоздь в крышку гроба консольного бизнеса, страдающего от перепроизводства и отсутствия контроля качества, забила сама же «Атари». Лидер рынка наштамповал так много копий E.T., худшей игры в истории, что нераспроданные миллионы картриджей пришлось закопать в пустыне Нью-Мексико. А вместе с ними — и саму индустрию видеоигр 80-х, загубленную алчностью.

 

FMV

На заре 90-х, когда верхом совершенства были приключения водопроводчиков и синих ежей, появление FMV-проектов казалось откровением. Настоящие актёры! Голливудские спецэффекты! Киношные декорации! В один момент геймер оказывался звездой вестерна (Mad Dog McCree), в другой — перевоплощался в крутого копа (Lethal Enforcers), в третий — раздавал апперкоты и хуки не хуже Майка Тайсона (Prize Fighter). Но восхищение необычным форматом, стирающим грань между Голливудом и видеоиграми, быстро сменилось разочарованием.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Дело не только в низком качестве большинства игр, вроде одиозного хоррора Night Trap для SEGA CD, страдающего плохой актёрской игрой и дрянной режиссурой. Геймплей FMV-хитов сводился к просмотру роликов с QTE-сценами или примитивному тиру, недалеко ушедшему от восьмибитной Duck Hunt. Отведав подобной киношности на компакт-дисках, публика сдувала пыль с  картриджей для старых добрых «16-биток», где хватало и драйва, и вариативности. Мода на дорогое интерактивное кино окончательно ушла во второй половине 90-х, когда PC и консоли освоили полноценную 3D-графику. Сегодня с FMV экспериментируют лишь немногие инди-разработчики — но делают это блестяще, как продемонстрировали Her Story и Hellblade: Senua's Sacrifice.

 

Эксклюзивные игры для проката

Вообразите ситуацию: вы приходите в магазин за долгожданной новинкой, но купить её нельзя — можно лишь взять напрокат. Скажете, бред? Но реальность нередко абсурднее вымысла. В середине 90-х американская сеть видеопроката Blockbuster была настолько влиятельной, что покупала права на некоторые релизы для SNES, Nintendo 64 и PlayStation. Потенциальные хиты наподобие Daikatana 64 предназначались исключительно для аренды в «блокбастерских» супермаркетах.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Маститые издатели не спешили заключать сделку себе в убыток, поэтому зачастую всё ограничивалось среднебюджетными тайтлами. Сделанные на совесть Indiana Jones and the Infernal Machine, ClayFighter: Sculptor's Cut, Stunt Racer 64 перемежались неликвидом вроде приключений яйца на ножках (Eggs of Steel). Умерла концепция эксклюзивного проката в нулевых, когда Blockbuster утратила единоличное лидерство на американском рынке.

 

Онлайн-пропуска

Символично, что банкротство сети Blockbuster произошло в 2010-м, когда игровая индустрия объявила войну прокату и перепродаже б/у дисков. Удар по честному геймерскому народу первой нанесла EA, внедрив в свои хиты онлайн-пропуска (Online Pass). Суть сводилась к следующему: покупаете новинку — получаете сетевой режим бесплатно. Берёте с рук (или в магазинах вроде GameStop) — извольте доплатить десять долларов за активацию мультиплеера.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Дурной пример оказался заразительным: идею подхватили Sony и Ubisoft, причём плату в 5-10 грина брали и за дополнительный одиночный контент. Метили в торгашей б/у, а попали в геймеров. К счастью, уже в 2013-м EA упразднила драконовские меры: денег система Online Pass приносила мало, зато генерировала тонны ненависти в Интернете. Но общественность радовалась победе недолго: коварные издатели просто сменили тактику, сделав ставку на сезонные абонементы и DLC. Отрезаем от условной Dead Space 3 эпилог и продаем под видом отдельного дополнения. Ловкость рук и никакого мошенничества!

 

Бесполезные тематические геймпады

Знаете, что такое безумие? Это когда вы покупаете эксклюзивный геймпад для Resident Evil 4 — а получаете пластиковую мотопилу, облепленную неудобными кнопками. Выкладываете $150 за беспроводную катану для Onimusha 3, но управлять героем с её помощью решительно невозможно. Проблематично найти применение и пластмассовому клистиру, притворяющемуся PS2-контроллером для Dragon Quest VIII. А оценить прелести 40-кнопочного пульта для симулятора Steel Battalion под силу разве что потомственному бульдозеристу.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Психиатрической науке ещё предстоит выяснить, почему в середине нулевых японская индустрия массово переболела изобретательством тематических геймпадов. Стоили они прилично, а работали — как попало. Внесла посильный вклад и Nintendo, наштамповавшая для Wii гору абсурдных девайсов для дрыгания руками перед экраном. Удочку, килограммовые гантельки, гребной тренажёр, скейтборд. И даже вилку и нож — для виртуальной нарезки моркови и бифштексов в симуляторе готовки Cooking Momma. Выпускать раз за разом геймпады, заточенные под одну игру? Вот что такое дистиллированное японское безумие!

 

3D-режим для PlayStation 3

Сейчас это кажется смешным, но в конце нулевых мир сходил с ума по стереоскопическому видео. В кинотеатрах собирал полные залы «Аватар» Кэмерона, по американскому кабельному крутили спортивные матчи в честном 3D, а с передовиц солидных изданий не сходили заголовки о «новой эре развлечений». Влиться в тренд решила и Sony, адаптировавшая хиты PlayStation 3 под модный формат объёмного изображения.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Когда же геймеры опробовали «революционный режим» в Motorstorm: Pacific Rift и Killzone 3, ажиотаж быстро сошёл на нет. Ведь включение в опциях 3D сопровождалось ухудшением графики (сказывались аппаратные ограничения консоли) и двоением экрана. Выложить немалые деньги за 3D-телевизор, чтобы страдать от рези в глазах, головокружения и тошноты? Гениальнейший бизнес-план по продвижению линейки Sony Bravia! Неудивительно, что такой способ развлечений мало кому был интересен. Не прошло и трёх лет, как дружба Sony со стереоскопическим 3D закончилась. Теперь её лучшие друзья — 4K и VR. Надолго ли?

 

Ненужный Kinect

Каждый сходит с ума по-своему. Пока Sony носилась со стереоскопическим 3D, как с писаной торбой, Microsoft бредила идеей «превращения тела в геймпад». Рекламные ролики, продвигающие в 2010-м новаторский сенсор Kinect для Xbox 360, рисовали идиллическую картину. Искрящиеся счастьем мальчишки и девчонки, а также их родители, делали забавные пассы руками и ногами, превращая гостиную в танцпол, фитнес-зал или даже «Диснейленд». Как устоять перед соблазном погладить виртуального тигра или схлестнуться в джедайской дуэли на Татуине?

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

В действительности же управление голосом и жестами в Kinect-играх срабатывало через раз, да и точность захвата движений была невысокой. Крупные студии не горели желанием затачивать ААА-проекты под глючный девайс, оставив хардкорную аудиторию ни с чем. Не изменился расклад и с появлением Kinect 2.0 для Xbox One: улучшенный аксессуар с голосовыми командами управления консолью так и остался ненужной безделушкой за сотню долларов.

 

«Второй экран»

Набаловавшись с моушен-контроллерами и стерео-3D, индустрия в 2013-м переключилась на новую забаву — интеграцию PC и консолей с мобильными гаджетами. Sony, впечатлившись геймпадом Wii U, грозилась превратить PS Vita во вспомогательный экран для отображения данных PlayStation 4. Microsoft со сцены E3 нахваливала технологию Smart Glass, благодаря которой телефоны и планшеты станут дополнительными дисплеями для эксклюзивов Xbox One. Не отставали и компании уровня EA и Ubisoft, сулившие возможность зарубиться в любимый блокбастер вне дома.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Увы, красивые байки о «новых горизонтах гейминга» свелись либо к выводу на «второй экран» инвентаря и карты, либо к неказистым мини-играм. Например, по уборке какашек за ротвейлером в GTA V. Или управлению пиратской флотилией в Assassin's Creed IV: Black Flag. Но какой прок возиться с кораблями в мобильном приложении, если в полноформатной версии заработанные финансы не на что тратить? Не сумев найти интересное применение функциям Second Screen Gaming, разработчики уже в 2014-м перестали педалировать тему.

 

Серо-коричневая графика

Говорим — Xbox 360, подразумеваем — Gears of War. Боевик Клиффа Блежински, благодаря которому в 2006-м сметали с полок новую консоль Microsoft, первым потряс мир мощью движка Unreal Engine 3. Для большинства ААА-студий именно угрюмая серо-коричневая стилистика «Шестерней войны» стала синонимом некстгена. Всем вдруг захотелось делать блокбастеры с блёклой цветовой гаммой, придающей картинке мрачный документализм.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Желтушные Killzone 2 и RAGE, болезненно-зелёная Fallout 3, серые Left 4 Dead и Call of Duty 4, коричневая GTA IV — от 50 оттенков тусклости в конце нулевых не было никакого спасу. Полнейшую абсурдность тренда обнажил  в 2011-м шутер Resistance 3, вопиющая коричневость которого превратилась в популярный мем. К счастью, со временем этюды в серо-коричневых тонах осточертели и самим игроделам. Первым сделал шаг в сторону ярких шутеров, как ни парадоксально, всё тот же Клифф Блежински — в Gears of War 3 и Bulletstorm.

 

Подражание Modern Warfare

Call of Duty 4 в 2007 году стала настоящим откровением для рынка, измученного боевиками про Вторую мировую и «убийцами» Halo. Она же породила моду на попкорновые экшены — блокбастеры с непритязательным геймплеем и зашкаливающей эпичностью. Правда, любые попытки клонирования Modern Warfare заканчивались плачевно. Создатели Frontlines: Fuel of War и Homefront обанкротились. Посредственная Warfighter похоронила серию Medal of Honor. Даже почти готовую DOOM 4 пришлось переделывать с нуля — настолько она напоминала беззубую копию COD4 с чертями вместо бородачей-террористов.

10 идиотских трендов, которые навсегда ушли (и слава богу)

Иронично, но в итоге Думгай на пару с Билли Блажковичем и сломали хребет ненавистному тренду. Бешеный успех Wolfenstein: The New Order и DOOM показал, что прибыль могут приносить и олдскульные шутеры. Да и сама Activision оказалась заложницей моды на попкорновые боевики. Планку эпичности, заданную трилогией Modern Warfare, не сумели перепрыгнуть последующие выпуски: не помогли ни постапокалипсис с роботами, ни звёздные войны. И недавнее возвращение сериала в окопы Второй мировой подчеркнуло очевидное: мода на пафосные шутеры про спецназ мертва.

Нравится45
Комментарии (18)
  • мода на пафосные шутеры про спецназ мертва

    я такое читал когда вышла MW2... сколько там уже времени прошло? А, 8 лет уже? А колда все еще продается каждый год миллионными тиражами.
  • Сейчас это кажется смешным, но в конце нулевых мир сходил с ума по стереоскопическому видео.

    Смешно, но у нас тут есть один местный фанатик, который до сих пор боготворит 3D Vision.
  • Вот цветовые фильтры тех времён знатно мне зрение испортили.
  • 3D прикольная фича
  • Кроме пунктов 1, 3, 4, 5 и 10, остальное ругать несколько трудно (ну, еще эти гребаные цвето-фильтры, которые реально портят графику в играх). Скорее, неудачные эксперименты. Как было сказано в фильме "После прочтения сжечь": "Научились больше этого не делать".
  • коричневая графика была бичом прошлого поколения консолей
  • И давно нулевыми считается 2010 год?...
  • sanchez752
    да он вообще на всю голову больной, он должен срочно здесь отписаться, нельзя такой блог пропускать
  • Medal of Honor: Warfighter-вот кто еще повелся и обосрался...
  • Ну с честным 3D зря так. Я бы даже сказал что технология дома планомерно перешла в VR. А кинотеатр без эпичных фильмов в 3D уже и не представить. Не верю что VR перестанет развиваться, очень высокий потенциал новых ощущений. Просто для хорошего ВР железо консолей плохо дотягивает. Мой опыт Resident Evil 7 в ВР на PS4 был отличным. Игра очень удачная именно в ВР
  • Еще бы от DLC отказались, сезон пасов и прочей лабуды.
  • boss__2003
    Вот да, в том же imsx 3d или пойти в обычный кт на 2d сеанс... Разница колосальная по погружению и картинке. Так что 3d жив, живет и будет жить )
  • Много граблей собрала игровая индустрия за прошедшие годы. :) И сколько ещё соберёт.
  • любопытный материал
  • Насчёт 3D я категорически не согласен. Я дома установил проектор, на котором смотрю фильмы в 3D и играю игры с ПК в 3D. И скажу я вам это просто здорово. Очки я заказывал отдельно с Германии, 4 пары, активная технология DLP. Вам не передать насколько классные ощущения испытываешь от 3Д режима в Mortal Kombat. В играх Trine, Trine 2 когда играешь вдвоём или втроём в кооперативе с друзьями - с экрана листья вываливаются, мелкие частицы от взрывов... Сколько эмоций я получил от прохождения Metro: 2033 и Metro: Last Light в 3Д. Всем советую попробовать.
    Как же я был удивлён, когда запустил дома на xbox 360 3D режим в игре Silent Hill: Downpour!!!! Я просто не знал, что игры со стереоскопическим режимом есть на консолях прошлого поколения.
    Понимаю, что к 3Д сейчас у многих угас интерес, так как снимают много фейковых 3Д фильмов, активно развивается виртуальная реальность, но не нужно ставить на 3Д крест. Это альтернативная возможность получать удовольствие от интерактивных развлечений.
    Вот несколько интересных ссылок:
    daily.afisha.ru/technology/4379-3d-kino-prihodit..
    rus.err.ee/604779/avatar-2-mozhno-budet-posmotre..
    byaki.net/eto_interesno/39858-realnyy-titanik-3d..
    libymax.ru/?p=9689
    korrespondent.net/showbiz/1209900-pervyj-v-mire-..
    realorfake3d.com/
  • Спасибо за блог, приятно было почитать
  • Ожидаем в этом списке Free-To-Play, VR и игры по комиксам Марвелл.
  • VR, влияние сжв, сизон пассы, массовые ремастереды всего и вся, как удачные так и неудачные. Мобильный гейминг. В играх на мобилках лет 10 назад было больше смысла и геймплея, чем в нынешних рулетках и гринделками.
    Они даже из ремейка первой новы умудрились сделать гриндановое подобие бордерлендс или дестини. Игра та же, но бессмысленного гринда и переигровок одних и тех же уровней больше.
B
i
u
Спойлер