Смотри, какой большой! Как правильно выбрать игровой монитор

На прошедшей выставке потребительской электроники CES 2018  NVIDIA представила продвинутые мониторы для геймеров с большой диагональю. Новинка получила содержательную аббревиатуру BFGD (Big Format Gaming Display) и вызвала предсказуемый ажиотаж среди геймеров. Тренд на огромные диагонали, под завязку нафаршированные новейшими разработками, никого не смог оставить равнодушным. Так что же, стоит прислушаться к зову технологий, или выбрать доступную альтернативу? Разбираемся в сегодняшней статье.

Характеристики новинок выглядят впечатляюще: разрешение 4K, поддержка HDR и G-SYNC, частота обновления кадров — 120 Гц. И всё это — на непривычно больших диагоналях: представленные на выставке новинки получили по 65 дюймов, не каждый телевизор сравнится. Казалось бы, будущее наступило, и пора оформлять предзаказы — вот только одна ложка дёгтя во всей этой феерии всё же имеется. Цена новых мониторов официально пока не озвучивалась — но есть обоснованное подозрение, что искомой суммы хватит как минимум на первый взнос по ипотеке в Москве. Таков уж удел всех революционных технологий: даже весьма доступные сегодня телевизоры с ЖК-дисплеями на заре своего появления отличались неприлично большими цифрами на ценнике и целым рядом компромиссов по части технических характеристик. Так всегда бывает, когда молодая технология тягается с «проверенной временем» и доведённой до совершенства.

Игровой монитор

 

С небес на землю

Скорее всего, к тому моменту, как BFGD станут мейнстримом, технологии, применяющиеся в них, безнадёжно устареют, как устарели на сегодняшний день первые дисплеи с разрешением 2560×1440 и 4K с их медленными матрицами и большим Input lag'ом. Так что пока стабильных 60 FPS в 4k на среднестатистическом железе нам не видать, можно брать железки попроще — и копить. Наверняка через год покажут BFGD второй версии — либо лучше, либо дешевле первого поколения. А мы пока рассмотрим замену перспективным новинкам из популярных моделей, что продаются уже сегодня и не требуют отдать почку кредиторам.

Игровой монитор

 

Разбор полётов

Диагональ

Один из важных критериев выбора монитора — размер диагонали. Чем больше диагональ, тем комфортнее работать: текст отображается крупнее, в фильмах и играх эффект присутствия выше, на экране помещается больше информации. Но нужно помнить, что монитор — это не телевизор, и гигантомания в данном случае не всегда будет уместной. В отличие от домашнего кинотеатра, перед монитором приходится сидеть практически вплотную, и при «переборе» размеров глаза и шея спасибо не скажут, устав бегать за происходящим на экране. Внимательно изучаем рабочее место и ищем золотую середину (она обычно находится в районе 27-32 дюймов для экранов с пропорциями 16:9, и 29-35" — для 21:9).

Игровой монитор

Соотношение сторон и плотность пикселей

Соотношение сторон мониторов уже давно является константой: в настоящее время большинство контента для PC (видео, игры, сайты) проектируются под пропорции 16:9 (намного реже — под 21:9) и соответствующие разрешения — большинство представленных на рынке мониторов ожидаемо следует этому стандарту. Стоит упомянуть и показатель PPI (количество пикселей на дюйм поверхности) — очень важный показатель, указывающий на то, насколько чётким будет изображение на дисплее. Чем больше это значение, тем менее различимы будут пиксели невооруженным взглядом, и тем незаметнее будут «ступеньки» на наклонных линиях изображения. В абсолюте — чем больше точек на дюйм, тем лучше. Особенно при работе с графикой — недаром дизайнеры так любят «яблочные» Retina-дисплеи (у которых, впрочем, есть и аналоги) Да и в играх можно будет отключить сглаживание и некоторые другие «улучшайзеры»: при столь высокой плотности пикселей зубцы на краях текстур будут практически не видны, а видеокарте и без того будет чем заняться в 4K-рендеринге. Минусы такого дисплея — цена, требования к видеокарте и повышенное энергопотребление.

Игровой монитор

Тип матрицы

Такую характеристику, как тип матрицы дисплея, невозможно проигнорировать — именно от неё зависят ключевые параметры монитора: качество цветопередачи, время отклика, углы обзора, контрастность. То есть, вообще всё, с чем придётся иметь дело пользователю. На данный момент существует три основных типа матриц: TN+film, IPS и MVA/PVA (с некоторыми вариациями внутри каждой линейки). Каждый из вариантов обладает собственным набором достоинств и недостатков. Скорость отклика, цветопередача, и даже углы обзора будут отличаться во всех случаях. Как и стоимость. К слову о бюджете: несложно заметить, что цена на монитор растёт несоразмерно диагонали. Но тут уж ничего не поделать — c увеличением габаритов возрастает и сложность производства, растёт цена ошибок, да и равномерную подсветку для такого дисплея реализовать технически сложнее.

Игровой монитор

Выбираем глазами

Немного технических подробностей: не вдаваясь в дебри спецификаций, приведём сравнительную таблицу свойств различных типов матриц.

Игровой монитор

В сухом остатке, TN+Film будет хороша только при очень ограниченном бюджете или по-настоящему серьёзном увлечении киберспортом, когда время отклика и скорость отрисовки кадра важнее качества самой картинки (кто там на этих турнирах обращает внимание на графику?). Во всех остальных случаях предпочтительнее выбрать IPS/*VA и порадовать глаза. Не менее важно время отклика — это тот отрезок времени, за который происходит изменение положения кристалла в пикселе. Грубо говоря, задержка смены картинки на экране. Чем она ниже — тем заметнее будет «шлейф», тянущийся за быстро движущимся изображением.

Игровой монитор

Кроме того, любой монитор характеризуется довольно интересным показателем, которого в описании не найти. Это знакомый любому геймеру со стажем инпут лаг (Input lag) — задержка между получением изображения в кадровый буфер монитора, и выводом его на сам экран. Во многих случаях, особенно при неспешной игре в бродилки, эффект инпут лага не играет никакой роли и не виден — но в динамичных сетевых шутерах задержка картинки в несколько тысячных или сотых долей секунды может иметь решающее значение. А поскольку производитель предпочитает обходить этот параметр в технической документации, пользователям остаётся надеяться только на обзоры — благо, в интернете их найти не проблема.

Игровой монитор

И последнее, но не в последнюю очередь. Поскольку мониторы имеют фиксированную частоту развёртки, а игры — динамическую частоту кадров, при несовпадении этих параметров могут появляться разрывы изображения. Способов бороться с ними немного: зафиксировать частоту кадров в настройках игры (если движок это позволяет), включить программную синхронизацию, получив «желейный» геймплей, если видеокарта «не вывозит» стабильные 60 или 120 кадров в секунду, или использовать монитор с технологией адаптивной синхронизации —  NVIDIA G-SYNC и AMD FreeSync, которые принудительно синхронизируют частоту развертки монитора и рендеринга кадра видеокартой при подключении через современный разъём DisplayPort.

Говоря проще, картинка на вашем мониторе держится ровно столько времени, сколько нужно видеокарте для рендеринга следующего изображения. Минимум задержек, никаких разрывов. Дисплей выводит кадр сразу же, как тот был готов — не будет «вязкости» управления при неоднородном FPS: изображение на мониторе меняется сразу же, как только сдвинули мышь. Но есть и различия. Если частота кадров в игре упадёт ниже определённого уровня (который зависит от спецификаций монитора), технология AMD просто принудительно выставит такую же частоту обновления, и мы получим ту же V-Sync, только в профиль.

Игровой монитор

А вот G-SYNC может дублировать кадры для того, чтобы попасть в рабочий диапазон частот монитора, но для этого в монитор ставят целую плату управления и дополнительный фреймбуфер, что соответственным образом сказывается на цене. Что выбрать — каждый решает для себя (хотя выбор-то тут и не стоит: если хотите получить преимущества данных технологий — видеокарты нужны от AMD или  NVIDIA соответственно).

Нравится21
Комментарии (24)
  • 1
    Ошибочка в тексте: "Не менее важно время отклика — это тот отрезок времени, за который происходит изменение положения кристалла в пикселе. Грубо говоря, задержка смены картинки на экране. Чем она ниже — тем заметнее будет «шлейф», тянущийся за быстро движущимся изображением." - А должно быть "Чем она выше".
    "Внимательно изучаем рабочее место и ищем золотую середину (она обычно находится в районе 27-32 дюймов для экранов с пропорциями 16:9" - То есть 23-24 дюйма для 16:9 уже мало, а 32 - золотая середина?!!!! Откуда такие предпочтения? Сами придумали? Есть люди которые любят близко сидеть к экрану (расстояние вытянутой руки и меньше) - им большая диагональ противопоказана!
    "задержка смены картинки на экране. Чем она ниже — тем заметнее будет «шлейф», тянущийся за быстро движущимся изображением." - Чтобы при просмотре фильмов убрать шлейф, можно воспользоваться SVP-плагином или подобными (просмотр в 60FPS) для видеоплеера (наиболее удобен вариант "все в одном" - Daum PotPlayer - repack by 7sh3) - могут появляться прозрачные "волны" (искажения, где кадров не будет хватать), но это лучше чем шлейф и обычная скорость воспроизведения в 24\25FPS. К тому же фильм Аватар 2 будет снят сразу в 60FPS - за этим будущее (эффект присутствия)!
    А в целом статья даже полезная при выборе монитора для игр. Но выводов в конце не хватает (кому что покупать - ценовые сегменты с технологиями)
  • 0
    Пхахахахахах маркетинг для таких как автор блога, 4к полная дичь, лучше бы разрабы делали норм игры для full hd и 60 фпс, больше и не надо, уровень графики остановился в 2013 году.
  • 3
    Chelseafc777
    Да и 1080 много. Лучше 540. Будет 200фпс и крутой графен.
  • 2
    teoXXX
    Та не, лучше уж 320*240, вон, тот же Rainbow Six Siege на консолях изначально рэндерится в 960*540, а после апскейлится до ФуллХД.
    Так что 320*240 - наше усё)
  • 4
    эх щас бы моник 32 дюйма ору ппц
  • 3
    Хаха... на фотке с формулой добавили моушн блюр - назвали время отклика.
  • 1
    OLED приди -порядок наведи!
  • 2
    "Большие мониторы не нужны!" (c) Warp37
  • 0
    Chelseafc777
    Ты не понимаешь сарказм.
    А по факту зачем эти маркетинговые 1080р, лучше бы делали 768р с графоном ещё круче.
    И конечно же особый маркетинг это 4к на 65 дюймах, вот бы в 1080р на 65 дюймах да с графоном.
  • 3
    Игорь Остапенко
    Фильмы в 60фпс строго на любителя, это даже называют "эффект мыльной оперы". Сейчас уже есть фильмы в 60фпс но спроса на них нет. Хоббит был в 48фпс но большинству не понравился и 2 и 3 часть были уже в 24 стандартных.
    Больше не значит лучше, 24 кадра для кинематографичности. Так что ни какое это не будущее.
    Тебе вот нравится судя по тому что ты фильтры используешь, мне вот например вообще не нравится такое, как будто передачу по тв какую то смотришь а не фильм.
  • 0
    Chelseafc777 написал:
    Пхахахахахах маркетинг для таких как автор блога, 4к полная дичь

    За этим будущее,глупо это не понимать.
  • 2
    saa0891
    Да, за 4к будущее, вот только технологии за этим будущим никак не угонятся!! Вон Full HD тянуть в хвост и в гриву начали только 600 серии видеокарт, а 4к и 1080ti кое-кое-как тянет и то не на самых ультрах!!
  • 3
    Алексей Чичигин написал:
    Да, за 4к будущее, вот только технологии за этим будущим никак не угонятся!!

    Всегда так происходит когда появляются новые технологии,суть то в том что бы их продвигать,и в итоге они становятся массовыми,тогда под них выходит оборудование и соответствующий контент,всё это становится более доступно по цене,это элементарные вещи.

    Алексей Чичигин написал:
    а 4к и 1080ti кое-кое-как тянет и то не на самых ультрах!!

    Если у тебя есть достаточно денег ты можешь поставить себе SLI систему и всё нормально будет тянуть,как я уже сказал это развитие технологий,и на начальных этапах это всегда дорого,хотя на примере тех же видеокарт производители специально ограничивают рост,что бы снимать сливки,зачем прибавлять по 40-50%,когда можно добавлять 15-20% и иметь в итоге куда больше прибыли.
  • 2
    Когда человек говорит, что 4к устарело, а у тебя и 2к монитора никогда не было.
  • 1
    6363
    Он писал что уже устарели самые первые появившиеся на рынке 4К. И с этим не поспоришь - чем дальше, тем 4К ближе к простому обывателю
  • 0
    27" вполне хватает, а фильмы можно и на телек вывести
  • 1
    Игорь Остапенко написал:
    То есть 23-24 дюйма для 16:9 уже мало, а 32 - золотая середина?!!!! Откуда такие предпочтения? Сами придумали?

    23-24 дюйма для игрового монитора 16:9 действительно мало - я это проверил в прошлом году на собственном опыте. Купил такой монитор, а на следующий день отнёс назад. Игровые мониторы таких маленьких диагоналей обычно берут для работы в связке 2-3 монитора (заодно и нагрузка на видеокарту будет меньше, чем если бы это было например 3 монитора по 27 дюймов каждый).
    Поэтому 27-32 дюйма для единственного игрового монитора - это действительно то, что нужно, в самый раз!
  • 1
    RU-DIK
    Если дома нет большого телевизора - тогда согласен, 23-24" монитор может показаться недостаточным при просмотре фильма всей семьей
  • 0
    Игорь Остапенко
    В любом случае у меня ничего подобного не было)))
  • 0
    Игорь Остапенко написал:
    Но выводов в конце не хватает (кому что покупать - ценовые сегменты с технологиями)

    Ну если бы в конце были примеры мониторов(даже честно подобранные) появилась бы возможность призыва пЕтухов которые бы начали говорить о рекламе в статье.
    В сухом остатке, TN+Film будет хороша только при очень ограниченном бюджете или по-настоящему серьёзном увлечении киберспортом

    Золотые слова.
  • 0
    Тонкие мониторы это всё маркетинг, лучше сидеть на старом добром элт мониторе. И все игры летают.
  • 0
    Razox
    Ты смеешься, а ведь эти мониторы до сих пор самые топовые по цветопередачи и яркости. Ни один из современных моников не превзошел старый ЭЛТ монитор!! Только размер.
  • 0
    Алексей Чичигин
    а ведь эти мониторы до сих пор самые топовые по цветопередачи и яркости.
    Очевидно мы живём в параллельных вселенных) Ну или те пару десятков разных моделей ЭЛТ мониторов что довелось видеть были наверное самые худшие представители класса.
    Ах эта "приятная боль" в глазах после часового сидения перед таким чудо моником) Как боль в мышцах после тренировки)
  • 1
    Здравствуйте. Спасибо за статью. Скажите пожалуйста, вот Вы написали '' чем больше параметр ppl '' чем чётче изображение. Дело вот в чём, не подскажите сам этот параметр '' ppl '' сколько должен быть в ''норме'' чтобы, если например ты проводишь своё время за данным монитором, а именно с разрешением сторон 21 на 9, около 32 дюймов ( 2560x1080 ). Я понимаю, что при таком разрешение экрана и диагонали все равно будет ''эффект пикселя'' если работать с таким мониторам ближе вытянутой руки. Но всё же, как я уже писал выше, какой должен быть максимальный на сколько это возможно параметр '' ppl '' чтобы хоть как-то ''сглазить'' эту проблему. Спасибо.
B
i
u
Спойлер