Ты помнишь, как все начиналось? Часть 1

Мобильные телефоны

1997 год. 80 лет октябрьской революции и всего 6 лет после распада Советского Союза. Закат эпохи малиновых пиджаков: мобильный телефон в России уже постепенно переходит от статусного элемента к настоящему средству связи, но до реального бума еще несколько лет. В мире активно развиваются КПК и в продаже уже есть первый «настоящий» коммуникатор, впервые доступен телефон с цветным экраном, но камер в них еще нет. Мысль о том, что через 20 лет телефон как швейцарский нож заменит собой всю портативную технику разом, кажется еще дикой. И оглядываясь назад, действительно понимаешь, что для предвидения этого надо было обладать серьезным даром предсказания.

Сама концепция говорить друг с другом, не будучи привязанным к месту (домашним аппаратам или телефонным будкам) уже не кажется утопической – очевидно, что в скором времени сотовая связь будет как минимум бурно развиваться. Но DECT-телефонам все равно, кажется, ничего не угрожает. Говорить по «мобиле» дорого: средняя стоимость минуты разговора составляет около пятидесяти центов. Да, дефолт, когда уровень доходов у большей части населения упадет ровно в два раза, случится только в следующем году, но все же средняя зарплата составляет примерно 175 долларов. То есть можно смело проговорить за месяц пять часов, если, конечно, ничего не есть. Поэтому общее число абонентов в России составляет 300 тысяч человек.

Так выглядели лого двух главных мобильных операторов России

А написать есть о чем – технологии развиваются бурно. Уже массово распространяется стандарт GSM, который приводит к знакомству людей с таким понятием, как «SIM-карта». Но он пока еще не господствует – более актуальна цифровая версия стандарта AMPS. А вот имена операторов, действующих в России, не вызывают удивления: бал правит большая пара из еще желто-белого МТС и сине-желтого «Билайна». В спину им дышат почившие теперь «Сонет», «Московская сотовая связь» и «Дельта Телеком». А «Северо-Западный-GSM», который потом превратится в «МегаФон», пока еще не представляет реальной силы – он ее наберет как раз вместе с взрывным разрастанием популярности стандарта GSM, с которым компания и работала изначально.

Мобильный телефон 20 лет назад воспринимался исключительно как средство голосовой связи – даже SMS воспринимались как экзотика, доступная, во-первых, только в GSM-сетях, во-вторых, только между абонентами одного оператора. Забавно, что спустя 20 лет звуковая связь возвращается в какой-то мере – но уже в виде голосовых сообщений; люди за это время уже успели устать от того, что на телефоне постоянно приходится печатать.

Соответственно и запросы к мобильному телефону были соответственные. «Кирпичи», впрочем, уже ушли в прошлое – вид обычной трубки 20-летней давности уже не вызывает священный трепет. В большинстве своем это обычные «моноблоки» средних размеров с обязательной торчащей антенной – первый массовый телефон с антенной, убранной в корпус, появится только в следующем году (это будет Nokia 8810). Никаких изысков в плане дизайна и «зоопарка» форм-факторов – буйство случится уже в 2000-е и продлится недолго – все убьет iPhone.

Линейка телефонов Motorola StarTAC под D-AMPS

Пока же пользователь, желающий выделиться, выбирает MotorolaStarTAC – первую в истории «раскладушку», выпущенную в 1996 году. Красотой аппарат не блещет, но его конструкция вскоре станет визитной карточкой пионеров сотовой связи, в то время как их главный конкурент будет напирать именно на моноблоки, иногда сваливаясь в безумные эксперименты (речь тут, конечно, о Nokia).

Для финнов 1997-й год можно назвать во-многом переломным – именно 20 лет назад Nokia догнала американцев из Motorola и составила с ними дуэт правящих на этом рынке компаний. Nokia занимает первое место по продажам в Европе и второе – в США. Общее число проданных телефонов в 1997-м – 21,3 миллиона (согласно годовому отчету). Motorola царит в США и неплохо чувствует себя в Европе, общее число проданных телефонов – более 25 миллионов. На третьем месте – Ericsson (до покупки подразделения компанией Sony остается пять лет). Далее – Panasonic (лучшие из азиатов) и французский Alcatel.

На этом хватит цифр и статистики, пора поговорить про гаджеты – хотя это слово 20 лет назад не употреблялось в отношении мобильных телефонов. Они уже были весьма важны в обыденной жизни (пусть пока в основном для американцев, японцев и жителей Западной Европы), но нынешнего культа технологических примочек 20 лет назад не было и в помине. Это был уже постиндустриальный мир, но во-многом аналоговый. Революция только готовится.

1997 год, если честно – один из самых пустых в плане знаковых событий в развитии мобильных телефонов и КПК. Почти ежегодно выходили устройства, которые во всех исторических справках теперь характеризуются как «первые в мире», но ровно 20 лет назад случилось как раз небольшое белое пятно. Так что не удержусь и начну с аппарата, вышедшего годом ранее, но получившим серьезное распространение именно в 1997-м – Nokia 9000Communicator.

Nokia 9000 Communicator

Он анонсирован на важнейшей европейской выставке электроники CeBIT 1996 и вышел в продажу в августе того же года. И да, слово «коммуникатор», которое затем заменит собой нынешнее «смартфон», появилось именно благодаря Nokia и этому устройству. В сложенном виде 9000 Communicator представлял собой рядовой GSM-телефон – только очень толстый (38 мм, сейчас телевизоры тоньше) и тяжелый (397 грамм). Зато он раскрывался – и пользователь получал QWERTY-клавиатуру и дополнительный монохромный экран (разрешением 640 × 200); на первом коммуникаторе была установлена операционная система GEOS, позволявшая запускать приложения. Процессор – Intel Intel i386 тактовой частотой 24 МГц, восемь мегабайт памяти, из которой для приложений выделена половина. Ни о какой работе в интернете речи тогда не шло – это не «портал» в Сеть, как нынешние смартфоны, а именно аппарат для голосовой связи с функцией карманного компьютера: в первую очередь это бизнес-приложения; например, на нем можно было открывать и редактировать файлы Microsoft Office.

КПК под Windows CE — Hewlett Packard 320LX

Подобной функцией тогда удивить было сложно – рынок карманных компьютеров (КПК) жил и развивался, но сочетание функций, безусловно, сносило крышу. И, раз уж речь зашла о КПК, посвятим им несколько строк. Этот рынок 20 лет назад делили между собой в первую очередь компании Psion (прекрасная история компании от коллег из hpc) и Palm, использовавшие операционные системы собственного сочинения – SIBO (EPOC) и Palm OS, соответственно. Windows слегка отставала и, хотя и представила в 1997-м вторую версию своей операционки CE, значимых продаж КПК на ее основе не имели. Главные КПК 20 лет назад – это Psion Series 3a/3c и Palm Pilot (PersonalилиProfessional).

Psion Series 3a

Psion Series 3c имел габариты 165 × 85 × 22 мм и вес 275 грамм – заметно тоньше и легче Nokia 9000 Communicator. Работал от двух пальчиковых батареек типа АА, обладал монохромным дисплеем разрешением 480 × 160, 7-мегагерцовым процессором NEC V30H, встроенным микрофоном и обилием любимых многими приложений, вроде ежедневника Agenda, который многие пользователи вспоминают и поныне.

Palm Pilot

Palm Pilot был еще более компактным - 119 × 81 × 18 мм, весил 160 грамм и не подразумевал физической клавиатуры. Только сенсорный экран со стилусом и несколько навигационных клавиш – именно этот формат вскоре станет единственно верным, а «клавиатурники» будут несколько задвинуты в сторону. Процессор – Motorola 68328 с тактовой частотой 16 МГц, питание – от двух батареек формата ААА.

Siemens S10

Вернемся к мобильным телефонам. Про то, что с инновациями в этой области ровно двадцать лет назад было туго, я уже сказал, но что-то все-таки нашлось. Это SiemensS10 от немецкой компании, не имевшей большой доли на рынке, но постепенно набиравшей силу (мой первый телефон был как раз-таки Siemens, а ваш?). Это первый в истории телефон с цветным дисплеем, поддерживавшим три цвета – и использовались они исключительно для выделения текста. О картинках речи не шло.

Hagenuk GlobalHandy

Про то, что первым массовым телефоном без выпирающей антенны станет Nokia 8810, я уже сказал выше, но официально первым телефоном на рынке без этой «части тела» стал Hagenuk GlobalHandy. Да, я тоже узнал о компании Hagenuk только что – при подготовке этой статьи. Немецкая компания испытывала серьезные финансовые трудности, несмотря на достаточно удачные и тепло принятые специалистами телефоны, уже в том же, 1997 году, и после долгой череды банкротств и перепродаж, прекратила свое существование в 2001-м.

Nokia 3110 (фото пользователя Redfield-1982 с Deviantart)

Куда более массовым аппаратом был Nokia 3110 – первый телефон финской компании с системой навигации при помощи «джойстика» Navi-Key. Монохромный дисплей, монофонические рингтоны («впервые на арене» – Jingle Bells и 40-я симфония Моцарта), темно-серый цвет и ориентация на бизнесменов средней руки.

Nokia 6110

Еще одна важнейшая модель финской компании – Nokia 6110, без Navi-Key, но с Моцартом и «Джингл Беллз» на рингтоне, зато более доступная – ее можно купить за $900. И это сделало ее настоящим бестселлером. С учетом инфляции ее цена бы сегодня составила, к слову, примерно $1300 – дороже iPhone X.

Motorola StarTAC 70

Главный конкурент – Motorola StarTAC 70, более недорогая (тоже менее 1000 долларов) версия ставшего впоследствии легендой первого StarTAC. Тоже бы стоила сегодня дороже «десятки», зато статус, который вы приобретали, пользуясь этой «раскладушкой», ни в какое сравнение не идет с тем, что вы получите сегодня от пользования даже 512-гигабайтным X.

Ericsson GA628

Шведы из Ericsson тоже не сидели сложа руки – иначе продавать по 15 миллионов трубок в 1997-м было бы невозможно. Главным их аппаратом 20 лет назад можно считать Ericsson GA628 – первый в истории телефон с изменяемым внешним видом. Это сегодня купил чехол – и ходишь довольный. Тогда же для GA628 были выпущены сменные панели разных цветов: зеленого, желтого, синего и красного. Не сказал бы, что это очень красиво, но на общем фоне как минимум ярко.

Samsung SGH-250

Если же брать главных героев нашего времени, то похвастать хоть чем-то может только Samsung. Актуальной на тот момент моделью можно считать вышедший в 1996-м Samsung SGH-250 – с любопытной откидной панелью, прикрывавшей клавиатуру.

Apple 20 лет назад терпел чудовищные убытки и не помышлял о мобильном бизнесе, зато в компанию после 12-летнего отсутствия вернулся Стив Джобс – пройдет еще 10 лет, и все изменится.

Программное обеспечение

Для софтверной индустрии 1997-й стал годом не на шутку обострившейся конкуренции на рынке операционных систем, особенно в корпоративном сегменте, где лоб в лоб столкнулись и вступили в отчаянную схватку две программные платформы — Unix и Windows NT. На тот момент ассортимент Unix-систем был очень широк — от небольших рабочих станций и персональных компьютеров до мощных высокопроизводительных серверов, сравнимых с мейнфреймами. Очень популярен Unix был в академической среде. Однако благодаря агрессивной маркетинговой политике Microsoft, ОС Windows NT удалось отбить пальму первенства и потеснить в области настольных систем и серверов младшего класса  позиции не только Unix, но и довольно востребованной в то время в сетях малых и средних организаций Novell NetWare.

О масштабах экспансии Microsoft на рынок ПО в 1997 году можно судить по количеству релизов программной продукции софтверного гиганта. Компания выпустила на российский рынок локализованную версию Windows NT 4.0 Workstation, представила третий комплект дополнений и исправлений для этой платформы, начала продажи пакета офисных приложений Office 97, презентовала Windows CE 2.0 для наладонных компьютеров и встраиваемых систем и продемонстрировала широкой аудитории первую публичную бета-версию ОС Windows 98, аккумулировавшей в себя всё, что было наработано за два года развития Windows 95. Важной вехой в развитии семейства продуктов Microsoft, отражающей нацеленность компании на рынок сетевых ОС масштаба предприятия, стал выпуск Windows NT Server 4.0 Enterprise Edition для крупных корпоративных заказчиков и BackOffice Small Business Server для малого бизнеса.

Вид рабочего стола Windows NT 4.0

Вспоминая события двадцатилетней давности, нельзя обойти стороной Linux, реализованный на тех же модульных принципах, стандартах и соглашениях, что были заложены в Unix в течение 1970- и 1980-х годов. Впервые появившись в 1991 году и пройдя путь от научной разработки до полноценной ОС, к 1997-му эта платформа достигла определённой зрелости и стала занимать всё более заметные позиции в областях, связанных с исследовательскими разработками, инженерно-конструкторской деятельностью, а также в сегменте малого бизнеса. Большую роль в популяризации Linux сыграли открытость программного кода системы, поддержка различных архитектур, нетребовательность к ресурсам вычислительных машин и наличие многочисленной армии энтузиастов, вносивших свой посильный вклад в развитие системы. Огромное влияние на выход Linux на широкий рынок оказали компании Caldera и Red Hat, выпустившие коммерческие версии ОС и наглядно продемонстрировавшие потенциал Open Source-решений.

Основоположник Linux Линус Торвальдс (источник фото: ted.com)

Был 1997-й богат и на новости, связанные с Apple Computer (так до 2007 года называлась знаменитая компания из Купертино). Именно в это время Apple Computer выпускает новую версию платформы Mac OS 8 с поддержкой файловой системы HFS+, улучшенной поддержкой мультизадачности, усовершенствованным графическим интерфейсом, встроенными средствами для работы в Интернете и прочими доработками, а в руководстве самой компании происходят значимые изменения, связанные с возвращением на пост генерального директора американской корпорации Стива Джобса, спасшего «яблочную» империю от банкротства и предопределившего развитие IT-индустрии на многие годы вперёд.

Вид рабочего стола Mac OS 8

Раз уж речь зашла об операционных системах, не лишним будет помянуть добрым словом эпохальную платформу OS/2, отметившую в 1997 году десятилетний юбилей и до сих пор живущую в умах и сердцах ностальгирующей публики. Призванная вытеснить DOS с персональных компьютеров, «полуось» изначально разрабатывалась в партнёрстве со специалистами Microsoft, однако спустя три года сотрудничеству между именитыми компаниями пришёл конец, и IBM пришлось взять на себя ответственность за дальнейшее развитие продукта. Для своего времени OS/2 была прогрессивной и надёжной операционной системой, нашедшей широкое применение в телекоммуникационных компаниях, банковских структурах и корпоративном секторе. Немало поклонников «полуоси» было и среди рядовых пользователей ПК, в числе которых наверняка присутствуют читатели 3DNews. Однако неправильная маркетинговая политика разработчиков, отсутствие должной поддержки и все возрастающее давление со стороны Windows, предопределили будущее перспективной платформы, сделав её сугубо нишевым продуктом. В настоящее время OS/2 живёт и здравствует в вариантах под названиями eComStation и ArcaOS, поставляемых компаниями Serenity Systems и Arca Noae в рамках лицензионных соглашений с IBM на выпуск и продажу дистрибутива системы для современного аппаратного обеспечения.

Рабочее окружение OS/2 Warp 4.0

В 1997 году начала свой путь к всемирной известности «Лаборатория Касперского», дебютировавшая на рынке информационной безопасности с продуктом AVP — Antiviral Toolkit Pro by Eugene Kaspersky (помните его знаменитый свинячий визг при обнаружении вредоносного файла?). Антивирус был представлен в версиях для DOS, Windows 95, Novell NetWare и умел не только выявлять различные типы зловредов, но и выискивать их внутри архивов и упакованных файлов, а также в загрузочном секторе жёсткого диска. Уже тогда в активе AVP фигурировал эвристический модуль Code Analyzer для детектирования неизвестных вирусов и прочие востребованные на тот момент функции, разработкой которых занималась команда из десяти человек. Сейчас компания ведёт свою деятельность в 200 странах и территориях мира и имеет 37 региональных офисов в 32 странах. Штат сотрудников «Лаборатории Касперского» насчитывает свыше 3600 высококвалифицированных специалистов, аудитория пользователей продуктов и технологий компании составляет 400 млн человек и 270 тысяч корпоративных клиентов. В портфолио разработчика насчитывается более 30 ключевых продуктов и сервисов.

Для софтверных разработчиков 1997-й стал годом бурного развития языка программирования Java и одноименной платформы компании Sun Microsystems (впоследствии поглощённой корпорацией Oracle). Свою популярность положенные в основу Java технологии получили благодаря возможности создавать приложения, функционирующие совершенно одинаково на разных аппаратных платформах вне зависимости от используемой в них машинной архитектуры. Идея кроссплатформенности довольно быстро нашла применение в IT-среде, и благодаря поддержке ведущих представителей компьютерной индустрии IBM, Apple Computer, Novell, Hewlett-Packard и Netscape Communications, включивших виртуальную машину Java Virtual Machine (JVM) в свои программные решения, язык Java приобрёл широкую известность и до сих пор продолжает оставаться наиболее востребованным в профессиональной среде инструментом для создания приложений.

Автор объектно-ориентированного и кроссплатформенного языка программирования Java Джеймс Гослинг (источник фото: liquid-robotics.com)

Немало в далёком 1997-м произошло других интересных событий — всех не упомнишь. Из заслуживающих внимания стоит отметить выпуск компанией «Арсенал» обновлённого текстового редактора «Лексикон 97», судебную тяжбу между Symantec и McAffee по поводу незаконного использования программного кода, релизы объектно-реляционной системы управления базами данных Oracle 8 и программной платформы Solaris 2.6, переход Sun Microsystems, IBM, Hewlett-Packard на 64-разрядные версии ОС Unix и появление первой версии медиапроигрывателя Winamp, ставшего на долгие годы непременным атрибутом любого работающего под управлением Windows компьютера.

Интернет

#

Не менее жаркой вторая половина 90-х годов выдалась и для интернет-индустрии, в которой уже вовсю бушевали браузерные войны, где на одной стороне ринга был представлен производившийся компанией Netscape Communications и контролировавший львиную долю рынка (почти 80%) веб-обозреватель Netscape Navigator, а на другой — Microsoft Internet Explorer.

Статистика популярности браузеров с 1996 по 2009 гг. (источник: wikipedia.org)

Ход войны за господство на рынке браузеров переломил выпущенный в 1997 году Internet Explorer 4.0, который в отличие от Netscape Navigator был полностью бесплатным и благодаря тесной интеграции с операционной системой Windows функционировал намного стабильнее и быстрее конкурента. Браузер получил новый движок Trident, поддержку Dynamic HTML (DHTML), ActiveX, собственных расширений JavaScript и технологии групповой политики, позволявшей организациям контролировать доступ своих сотрудников ко многим аспектам конфигурации обозревателя. Netscape Communications не оставила это без ответа и сфокусировалась на разработке веб-клиента следующего поколения под названием Communicator. В компании не стали размениваться по мелочам и включили в продукт сразу несколько компонентов: браузер Netscape Navigator, программу для работы с электронной почтой и новостными группами Netscape Mail and Newsgroups, адресную книгу Netscape Address Book и HTML-редактор Netscape Composer. Однако инициатива по созданию универсального решения для работы с веб-ресурсами не нашла поддержки у пользовательской аудитории, и детище Netscape Communications стало стремительно терять долю рынка. Немалую роль в этом сыграл маркетинговый ход Microsoft, предполагавший включение IE в каждую копию операционной системы Windows, на то время уже доминировавшей на рынке персональных компьютеров и рабочих станций.

Internet Explorer 4.0

Противостояние Netscape и Microsoft и стремление компаний привнести что-то своё оригинальное во Всемирную паутину не прошло незамеченным со стороны консорциума World Wide Web Consortium (W3C), в 1997 году представившего рабочий проект новой, четвертой версии языка гипертекстовой разметки HTML. Выпуск HTML 4.0 был призван стандартизировать элементы разметки и устранить создавшуюся на тот момент путаницу из различных веб-конструкций и тегов, используемых разными браузерами для отображения сетевого контента. Старожилы из числа веб-мастеров помнят, сколько сил тогда приходилось тратить на «заточку» сайтов под конкретный интернет-обозреватель. У кого-то зрительная память наверняка до сих пор ещё хранит изображения информационных значков «лучше всего просматривать этот сайт в Netscape» или «этот сайт оптимизирован для просмотра в Internet Explorer». Впоследствии с монополизацией рынка Internet Explorer эта проблема перестала быть актуальной, и вновь о ней заговорили с последовавшей через несколько лет второй конфронтации браузеров, начавшейся с открытия компанией Netscape Communications исходного кода своего веб-обозревателя, появления Mozilla Firefox и других альтернативных решений для работы в сетевой среде.

Netscape Communicator

В российском сегменте глобальной сети события двадцатилетней давности запомнились запуском поисковой системы «Яндекс», название которой придумали Илья Сегалович и Аркадий Волож. «Яндекс» образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. Робот поисковой системы (сетевой паук) обходил 5 тысяч серверов каждую неделю и при индексировании учитывал ряд параметров, включая проверку уникальности документов. Область поиска ограничивалась серверами доменов .SU и .RU, а также иностранными русскоязычными веб-площадками, в том числе — стран СНГ. Примечательно, что на тот момент индекс русскоязычного Интернета целиком умещался на одном SCSI-диске ёмкостью 4 Гбайт, а команда разработчиков сервиса составляла около десяти человек.

Команда «Яндекса» в первые годы своего существования (источник фото: «Яндекс»)

Современный «Яндекс» очень далеко ушёл от своего прародителя и продолжает эволюционировать с каждым годом, собирая и структурируя самую разнообразную информацию, не ограничиваясь поиском только по веб-страницам. Практически все сервисы компании в настоящий момент используют технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта на базе нейронных сетей — для ранжирования в поиске, показа рекламы, машинного перевода. «Яндекс» поддерживает крупнейшую в России сеть центров обработки и хранения данных — десятки тысяч серверов. При этом вычислительные возможности и алгоритмы сервиса также используются партнёрами компании — научными организациями для проведения исследований. Сейчас у «Яндекса» есть офисы и представительства в восьми странах, в которых работают более 6 тысяч специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Сервисами компании пользуются почти 60 млн россиян в месяц.

В настоящее время стало привычным вести повседневную активность в глобальной сети и исчислять пользовательскую аудиторию популярных онлайновых сервисов в миллионах, а тогда — 20 лет назад — для многих Интернет как средство коммуникации был в диковинку и только-только начинал своё развитие. Модемные соединения с вечно рвущейся связью и скоростью передачи данных 33,6 кбит/с, эйфория от общения в веб-форумах, гостевых книгах, чатах, IRC-сетях и по электронной почте, томительные ожидания загрузки страниц того или иного сайта и неописуемый восторг от предоставляемых вычислительной техникой и всемирной сетью новых возможностей.

Интернет середины 90-х годов был молод и хаотичен, по-своему уникален и притягателен. Именно в то время в нём стали появляться рассчитанные на широкую аудиторию веб-площадки и медиаресурсы, зарождаться новаторские идеи вроде сервиса мгновенного обмена сообщениями ICQ, электронная коммерция, реклама и интернет-бизнес. Именно в то время наблюдались резкое возрастание интереса аудитории к сетевым технологиям и головокружительный взлёт ценных бумаг высокотехнологических компаний, закончившийся, как мы помним, крахом доткомов и банкротством многих работавших на интернет-рынке фирм. Впрочем, это уже совсем другая история.

Часть 2

Нравится11
Комментарии (6)
B
i
u
Спойлер