В защиту слабых игр - Почему в них всё-таки стоит играть

Над слабыми играми вроде Mass Effect: Andromeda, No Man’s Sky и Battleborn принято в лучшем случае смеяться. Геймдизайнер София Парк (Sophia Park) в своей колонке на Polygon подошла к проблеме с другой стороны: она объяснила, почему слабые игры стоят того.

Источник вдохновения

У многих есть любимые «странные» игры вроде Deadly Premonition или Earth Defence Force. Однако когда речь заходит о нецелостных тайтлах без этого налёта экзотичности, фанатов у них находится немного, особенно по прошествии лет.

Автор называет такие игры экспериментами, противопоставляя «полированным», выверенным проектам, поскольку у слабых игр зачастую бывают нарративные находки и необычный формат как у Eternal Darkness, где игрок постоянно управляет разными персонажами, перемещаясь между временными эпохами. Интересными могут быть даже баги, как в Sherlock Holmes: Nemesis. Что иронично, не будь эти игры такими недоделанными, они бы не зашли в своём новаторстве так далеко.

Обычно такие тайтлы двигаются во всех направлениях одновременно и не являются чем-то целостным — так зачем в них играть, и почему их стоит рекомендовать другим людям? Ради элементов, которые всё-таки работают.

Что такое нецелостная игра: фильмы vs игры

Четкого определения нецелостного медиа пока нет. Иногда люди говорят что-то вроде «нет общего вектора», «части не складываются в целое», «обо всём и ни о чём». Причем не стоит путать это с ситуацией, когда у в общем целостной игры обнаруживаются недоделанные механики.

Критики, журналисты и подкастеры всё время гадают, почему игры и фильмы выходят нецелостными. Может, это студийные боссы наступили на творческие амбиции своих сотрудников? Или дело в ошибках менеджмента. Так или иначе, некоторые элементы продукта плохо сочетаются друг с другом.

Людям нецелостные фильмы часто нравятся, иногда даже больше, чем технически совершенные голливудские картины или интеллектуальные загадки мира артхауса. Странное кино вроде «Спиди-гонщика», «Восхождение Юпитер» или «Донни Дарко» — последнюю картину автор в детстве считала очень глубокой и умной, хотя её сценарий, по слухам, писался вдогонку за саундтреком.

«Донни Дарко»

Автора удивляет, что, по сравнению с фильмами, люди редко обращают внимание на неидеальные видеоигры — при том, что для их создания нужно куда больше сил. Они в лучшем случае становятся шутками, про которые спустя несколько лет после релиза выходят ролики на YouTube.

Игры состоят из куда большего количества ингредиентов, чем фильмы: не только мизансцена, монтаж и саунд-дизайн, но и различные механики, дизайн нарратива, интерфейса и другие. При этом факторы, которые такие игры оправдывают, отыскивать и обсуждать гораздо сложнее.

Разбор главного примера

Если оригинальная трилогия Mass Effect построена вокруг вопроса: «Что, если синтетическая жизнь станет похожей на нас?», то Andromeda задаёт вопрос: «Что, если синтетической жизнью станем мы?»

В Andromeda игрок управляет героем, в тело которого встроен ИИ. Однако сюжет не фокусируется на этой связи между человеческим сознанием и искусственным интеллектом: поднимаются вопросы о наивности исследователей на враждебной территории, распаде семьи и старых дрязгах между биологическими видами. Они постоянно мешают друг другу раскрыться, и игра становится нецелостной.

Mass Effect: Andromeda не уверена в вопросах, которые задаёт. Это, по сути, «сырая» игра. Но, по мнению автора, от этого она выглядит более искренней. Однако во время дискуссий вокруг Mass Effect: Andromeda мало кому это приходило в голову.

Как мы обсуждаем нецелостные игры

Говорить об играх и интерактивных медиа непросто — среднестатистическому игроку будет сложно конкретно объяснить, почему игра «чувствуется» именно так, а не иначе, или почему она «выглядит сырой». У кинокритиков и исследователей кино есть теоретическая база, отталкиваясь от которой они могут анализировать фильмы.

Создатели кино тоже изучают теорию, и зачастую обыгрывают особенности своего медиа. Например, в фильме «Звонок» смертельным оказывается процесс просмотра телевидения, а в YouTube-ролике Too Many Cooks пародируются открывающие титры сериалов. Другими словами, кино может изучать то, почему люди его смотрят.

С играми всё сложнее. Формальные элементы кино давно изучены — они считаются инструментами для достижения главной цели проекта. Но людям из-за отсутствия формального языка сложно объяснить взаимоотношения между игрой и человеком, который держит контроллер.

Пока что в языке критиков не существует способа описать уважение к неудачному использованию геймдизайнерских инструментов, из-за чего игра становится нецелостной. И это, по мнению автора, — большая проблема. Из-за отсутствия языковых средств у аудитории, признание получают технологически совершенные игры, а остальные незаслуженно забываются.

Средства дистрибуции ситуацию не улучшают: в Steam выходит огромное количество релизов, а кураторам Valve не платит. Систему кураторских рекомендаций компания поддерживает тоже недостаточно — вместо этого мы имеем баллы на Metacritic и намеренное снижение оценок недовольными пользователями.

Собственные игры автор выпускает на itch.io, потому что сотрудники этого проекта хотя бы пытаются представить на своей площадке все новые релизы. А ведь культовыми игры и фильмы становятся именно так: из-за того, что люди обнаруживают в них нечто стоящее. Но для этого проекты нужно сначала найти.

Поэтому, когда над игрой все смеются, автор предлагает всё-таки дать её шанс — всегда есть возможность обнаружить в ней что-то интересное.

Нравится4
Комментарии (31)
  • Слабые игры - это индюшки с оригинальной задумкой, но не всегда хорошей рекламой и реализацией. В них стоит играть.
    А в треш типа Ноуменская и так будет кому играть с такими то рекламными акциями.
  • Андромеда просто коммерческая пустышка в красивой обертке , зачем высасывать из одного места плюсы ?
  • Каждый играет во что хочет.
    И если есть СПГС как у автора блога то можно найти смысл в любой игре.
    Симулятор камня - глубокая философская игра о том, что тщетно бытие , медитативный шедевр.
    Симулятор каканья в суп - притча о нетолерантности общества под крепким соусом социальной сатиры
  • Андромеда (последняя версия) норм игра, достойное продолжение имхо.
  • массуффуфкт игра скорее не слабая а такой середняк игровой индустрии и на самом тоу деле большинство игор такие
    если подходить к понятию целостности то не целостных ааа игор тоже в мире то не особо много
    что до игрока - решать играть или не играть в игры нада подходить с точки зрения их тематики. стоит ожидать что некий человек будет играть в какие-то похожие игры которые в свою очередь относятся к некому клеше. отсюда будет несколько подобных игор разного качества так сказать. а к играм иного направления человек особо то и не притронется
  • Патамучто ноу геймс пацаны
  • Нейромонах Мендоса
    Ну, для снобов вроде тебя - ноугамес может и годами длиться.
  • Любите гавно. Ведь в дерьме можно найти непереваренную семечку или помидорчик.
  • Alaks
    Достойное продолжение чего только?
    Если инквизиции, то да. Ещё больше деградации, ещё больше тупости.
  • Hirok
    Продолжение масс еффекта канешно, играется в духе первых частей. А что же там тупого?
  • Я вообще то играю в ААА проекты, и то в те которые мне нравятся. Но вот я играл в Метро 2, You are Empty, Параграф 78, Инстинкт, и я с удовольствием прошел эти игры. ))
    Мне пофигу слабые игры, или сильные. Для меня есть интересные и не интересные игры, именно для меня.
  • Alaks
    Играется в духе первых частей?
    Ты вообще не играл в первые части, если такой бред несёшь.
  • Hirok
    А ты в четвертую, если ответить не можешь)
  • Alaks
    А я уже столько раз писал, что меня в хейтеры записали.
    Если вкратце, то начиная завязкой, и вплоть до концовки.
    Я, например, удивлён был, насколько неоднозначна wildlands, где сеттинг перенесён в открытый мир и всё с этим связанное.
    И ведь там буквально всё имеет и плюс и минус, что на самом деле удивительно. Давно не видел такой противоречивой игры.
    Андромеда же взяла все отрицательные черты инквизиции и возвела их в абсолют.
    Ноунейм ГГ, блеклые сопартийцы, большая часть или даже все - копии персонажей команды Шепарда, причём китайские копии.
    Вся игра сделана так, чтобы её возненавидеть.
    Бесконечные и бессмысленные сканирования, сбор материалов для крафта, который умудрился стать уже хуже, чем был в инквизиции, прокачка, которая выбросила на помойку весь смысл повторного прохождения, бессмысленные поездки на машинке, на которую ни один светлый ум не додумался поставить хотя бы мелкокалиберный пулемёт, квесты, почти всегда заставляющие летать туда-сюда без явного смысла.
    Квесты, которые активируются сбором/сканированием спаунящихся предметов на базах, которые даже на карте не отмечены.
    И этот список я могу продолжать до бесконечности. В ней убого и тупо абсолютно всё.
  • Hirok
    Ты таки хейтер). Как по мне персонажи норм и машинка тоже, а дополнительные квесты можна не делать, собирательство не обязательно (может это для меня ибо я чаще полюзуюсь биотикой чем оружием).
    Разве что полеты туда сюда надоели, сделали бы возможность пропускать. До концовки ещо не дошел, может там подвох:)
  • Alaks
    Alaks написал:
    а дополнительные квесты можна не делать, собирательство не обязательно

    А ещё можно не скачивать и не устанавливать, дабы сберечь время и нервы.
    Меня в принципе эта логика убивает - "не нравится, не ешь!".
    С ней вообще не имеет смысла спорить.
    От того, что я не буду выполнять квесты или не буду собирать хлам игра не получит плюсов. Оно просто перестаёт быть цельной.
    От того, что ты не будешь смотреть на полную грязной посудой раковину - чистой посуды у тебя не прибавиться.
  • Hirok
    Цельной игру делает сюжет, дополнительные квесты не имеют к нему отношения. Но если ты перфекционист и 100% прохождение для тебя обязательно, эта игра не для тебя или придется страдать.
    Вспомнилось как я впервые столкнулся с подобными квестами в первой Асасин Крид (прапорцы собирать и тд), сначала даже намеревался их сделать но потом дошло что это рутинная и необязательная часть игры, даже можна сказать несвязанная с игрой часть.
  • Alaks
    Alaks написал:
    дополнительные квесты не имеют к нему отношения.

    Лол.
    Вот ты сейчас взял и уничтожил просто второй масыч своим заявлением. А также все РПГ, когда либо существовавшие.
    Не говоря уже о серии The Elder Scrolls.
  • Hirok
    Ты ошибся.
    Не путай побочные полноценные квесты и те что в Андромеды в разделе - дополнительные задачи.
  • Alaks
    Вот мы и подошли к тому, в чём состоит одна из тупостей андромеды)
    Вот видишь, сам дошёл, даже не понадобилось примеры приводить)
  • Hirok
    Это не тупость, просто необязательные квесты (у многих играх так) - хочеш делай хочеш нет. Хейтить изза них игру бессмысленно.
  • Alaks
    А чего ты зациклился на одних доп. квестах(и как я уже сказал, не хочешь-не играй не аргумент ни разу), когда я упомянул и другое?
    В игре буквально каждая деталь плюёт в лицо игроку с фразой "и тааааак сойдёёёёт".
    Я уже молчу о полноценном копипасте целых геймплейных кусков из инквизиции, вроде форпост=крепость, передовая станция=авапост, уровень нексуса=сила инквизиции, отряды из криостаза=перки.
    И конечно, исследование планет сводится к тупому раскачиванию уровня пригодности, за редким исключением, вроде взорванной планеты.
    На каждой планеты дохрена убежищ(vault), которые понапиханы с такой кучностью, что странно, как ангара не стали убер-расой этого скопления, как например, азари, которых пусть и не с нуля, но сильно улучшили протеане, наделив биотикой по умолчанию. А ещё у них был протеанский маяк.
    А ангара в принципе созданы доминировать в этом секторе, да ещё и не смогли освоить технику своих создателей.
  • Hirok
    Я сразу все написал
    Alaks написал:
    Как по мне персонажи норм и машинка тоже, а дополнительные квесты можна не делать, собирательство не обязательно

    А в квесты уже ты углубился.
    Да и хватит спорить, мне нравится игра, тебе нет, вот и все.
  • Alaks
    лол.
    Мы не обсуждаем - нравится/не нравится. Дерьмоедов много, я не спорю, просто не надо пытаться оправдывать свои вкусы якобы тем, что не всё так плохо.
  • Hirok
    Ты о себе? Зачем заставляеш себя проходить неинтересные квесты?)
  • Alaks
    Alaks написал:
    Зачем заставляеш себя проходить неинтересные квесты?)

    Мне интересно, а ты экстрасенс, что заранее в курсе всего?
    Или ты пока не поиграешь - не узнаешь?
    Тебе русским по белому - раз в игре не интересные квесты и ещё много всякого тупого = игра плохая.
    Ты говоришь - не интересные квесты-не играй. Класс, чё)
  • Hirok
    Большую часть прошел уже, игра увлекательна. Читай внимательно я писал выше.
    Теперь тебе уже все квесты неинтересны?
    Не перекручивай слова - я говорил не играй в дополнительные квесты.
  • Alaks
    Alaks написал:
    я говорил не играй в дополнительные квесты.

    Alaks написал:
    хочеш делай хочеш нет.

    Ну да, если это просто перефразирование, а не слово в слово, то уже не считается?
    И да, удалять свои слова тоже не оч красиво, но да ладно...
    Какие все?
    Назови хотя бы парочку квестов, которые вот прям ух!
  • Hirok
    Я нечего не удалял лол.
    Тот вопрос ссылался сюда -
    Э
    Hirok написал:
    раз в игре не интересные квесты и ещё много всякого тупого = игра плохая.

    Сюжетные все хороши.
  • Alaks
    Alaks написал:
    Сюжетные все хороши.

    Ага.
  • сейчас почти все игры - трешачок на вечерок
B
i
u
Спойлер