VR мёртв, да здравствует VR: тест-драйв революционного шлема Lenovo Explorer

Ситуация вокруг VR напоминает болото. Первые ласточки популяризации сего направления (тот же Oculus Rift, суливший революцию и новый взгляд на игровой мир) отпели своё, свили гнёздышко на всяких Kickstarter и высидели кошмарных птенцов. Технологический бардак не выстрелил: рынку отчаянно требовался крупный игрок, который навяжет свою волю производителям и скажет, что делать. Valve попыталась — но не смогла. Sony закинули удочку со стороны консолей в виде PS VR — и тоже неудачно. Пиши пропало? Не-а. Кажется, нашёлся тот «большой папочка», который всех поставит на место.

Речь, само собой, о компании Microsoft: когда-то она подарила миру DirectX (и, по сути, вообще весь PC-гейминг, о чём мы уже рассказывали), навязала свои стандарты и… внезапно это сработало. С VR история та же: если рынок сам не пришёл к единому знаменателю, значит надо просто взять и «поделить» всех. А для этого нужно две вещи: свой софт и своё железо. Сегодня у Microsoft есть и то, и другое — хорошая заявка на победу. Посмотрим, так ли это.

 

Программная часть

Для популяризации той или иной технологии нужны ограничения. Да-да, строгие рамки. Когда разные игроки начинают играть по одинаковым правилам, рождается рынок совместимых решений и развивается вся отрасль. Для VR нужно было стандартизированное API — набор программных методов взаимодействия зоопарка из железа с зоопарком игровых движков и графических технологий. Собрать такое API не сложно, если ты —  отраслевой гигант и через твою площадку работаю большинство игроделов. Собственно, Valve и сделала первую попытку привести VR к единому знаменателю: их API пользуются два главных девайса на рынке. Контента из-за этого сильно больше не стало, а системные требования — сами знаете какие. Тут уж либо резать графику, либо снижать частоту кадров. И то и то — решение на тройку с минусом.

Lenovo Explorer

Выход из этой ситуации один: работать на «низком уровне», как в консолях. И угадайте, у кого есть и опыт работы с консольными технологиями, и своя графическая библиотека (самая популярная в мире, ага), и желание зайти на этот рынок? Кто бы что не говорил, делать популярный софт в Microsoft делать умеют, и их Mixed Reality, который вот-вот станет доступен всем пользователям «Десятки» с осенним апдейтом, по полной программе отрабатывает виртуальщину.

 

Всё начиналось с HoloLens и Google Glass

Помните тот день, когда Сергей Брин, сооснователь Google, вышел на сцену в странном девайсе? Тогда мы смеялись над его внешним видом, скромной функциональностью и прочими недостатками, но именно Glass надо взять за точку отсчёта. Потому что именно ими вдохновлялись авторы проекта Microsoft HoloLens, создавая первое по-настоящему полноценное решение для совмещения нашей реальности с виртуальной — той самой Mixed Reality, которая скоро придёт на наши с вами PC. И именно HoloLens создали основу для по-настоящему удобного VR-шлема, который разработали в Lenovo.

Lenovo Explorer

 

VR 1.0

Каждый, кто тестировал Oculus Rift или HTC Vive, знает все плюсы и минусы обеих систем. Они много весят, давят на шею, их центр тяжести далёк от привычного нам. С компьютером их соединяет пучок проводов, свисающих, болтающихся под действием гравитации и движений пользователя. Всё вместе создаёт неприятное ощущение «привязанности» и противоестественности происходящего. И будто нам мало физического дискомфорта, установленные дисплеи давят ещё и на зрительный канал, радуя заметной сеткой из пикселов и невысокой частотой смены кадров. Про рассинхрон и достаточно долгий отклик системы, приводящий к «эффекту желе» и быстрому «укачиванию» пользователя и говорить нечего. Как и про удобство установки и настройки всего этого великолепия.

Будем честны: оба шлема — превосходные демостенды и шоустопперы для всяких выставок и VR-площадок. Но пользоваться этим добром дома, да ещё на постоянной основе — развлечение не для каждого.

 

VR 2.0 с Lenovo Explorer

То, что создали в Lenovo, можно сравнить с VW Kafer, первым «народным» автомобилем. Или спервым компьютером от Apple. Или ещё с чем-то подобным, что сделало «сложную страшную дорогую штуку» удобным, понятным, простым и массовым продуктом, который с самого начала рассчитан не на полутора гиков с мешком денег, а на «среднестатистического пользователя».

Отличия заметны с первой секунды, с того самого мгновения, как головной убор (или, как модно его называть за рубежом, VR-гарнитура) садится на вашу голову. Сравнительно короткая и лёгкая передняя часть грамотно поддерживается оголовьем на нижней части затылка. Подобная система перераспределяет нагрузку и центр тяжести ближе к основанию черепа: спустя минуту вы просто забываете о существовании шлема. Да, это не лёгкая бейсболка, но и не та «гиря с цепями», которую можно было потрогать лично на Игромире. Дисплейный модуль закреплён на простом шарнире, который можно откинуть вверх: эдакий косплей Сэма Фишера.

Lenovo Explorer

Системы подвижных линз для фокусировки не предусмотрено. Если гарнитура сидит правильно, и у вас не экстремально-плохое зрение, с настройкой фокуса справится сама Windows, софтвёрно подбирая значения для построения картинки. Не спрашивайте, как это работает: магию нам не раскрыли.

Экранов тут два, разрешением 1440х1440 каждый, частота обновления — 90 Гц. Так как это не Pentile-AMOLED'ы (в которых реальное разрешение ⅔ от заявленного), а обычные ЖК, плотность пикселов высокая и «шахматной сетки» под линзами практически не видно.

Lenovo Explorer

А теперь самое главное. Система трекинга. Никаких сложных датчиков, кучи электроники, внешних проекторов, отслеживалок, магнитных штуковин и прочей высокоточной ереси, которая всё равно не создавала нужного эффекта. Две широкоугольных камеры на шлеме, световые маркеры на кольцах-рамках у контроллера, да те же наборы акселерометров и гироскопов, что сейчас встречаются в любом приличном мобильнике. Но самое удивительное — всё это работает лучше, чем навороченные и сложные системы первого поколения.

 

Технические характеристики

Шлем VR:

  • Дисплей: 2х модуля по 2,89”, разрешение 1440х1440, 90 Гц; угол обзора линз: 110°
  • Сенсоры: широкоугольные камеры для отслеживания движения (2 шт.); датчик расстояния; гироскоп; акселерометр; гироскоп
  • Подключение: Y-образный кабель с видеоразъёмом и USB 3.0; 3,5 мм мини-джек
  • Размеры: 185 х 95 х 100 мм
  • Длина кабеля: 4 метра
  • Вес: 380 граммов

Контроллеры:

  • Сенсоры: магнетометр; акселерометр; гироскоп
  • Подключение к PC: Bluetooth 4.0
  • Питание: 4 x AA батарейки (в комплекте)

Требования к ПО

  • Windows 10 Fall Creator’s Update

Lenovo Explorer

 

Синергия ПО и железа на примере игр

Доподлинно неизвестно, каким богам (или чертям) продали душу программисты, писавшие прошивку и софт для этого девайса, но работает он просто божественно. Отслеживание перемещений и контроллеров близко к идеальному: две минуты, чтобы освоиться с управлением, ещё одна — на очерчивание лучом «безопасной зоны» (выйти за которую не даст умное ПО) и… вы в деле.

Lenovo Explorer

Демонстрацию возможностей проводили на трёх игрушках, входящих в комплект Microsoft Mixed Reality. На выбор доступны: VR-версия мозголомной SuperHot, виртуальный тир по мотивам Halo и странный гибрид TowerDefence'а, Dark Souls и шутера с видом от первого лица.

 

С головой в VR

SuperHot VR — это нечто. Помимо привычной для игры концепции «время движется только вместе с игроком» здесь ещё и полный контроль «тела» вашего виртуального аватара. Хотите уклоняться от пуль — делайте это лично, как Нео в «Матрице». Враги подошли вплотную — бейте их по морде своими кулаками. Апперкот отправляет тушку вражины в эффектный полёт, прямой удар в челюсть впечатывает в стену. Нужен ствол? Отбери у противника, а затем выпусти в него пол обоймы. За всей этой движухой полностью терятся и простая концептуальность графики, и странности с обсчётом времени. Отсутствие дискомфорта от ношения VR-шлема даёт настолько полное погружение в геймплей, что фантазия и мозг полностью переключаются на проблемы выживания в этой жестокой (и низкополигональной) среде.

Lenovo Explorer

А вот шутер Halo Recruit не блещет оригинальностью: плоские «картонки» противников и самый обыкновенный пистолет. Но плевать. Здесь главное — точность стрельбы, а она напрямую зависит от точности отслеживания игровых контроллеров. С последней у системы полный порядок, так что на передний план выходит именно ваш личный скилл: стволы стреляют именно туда, куда вы хотите. И это прекрасно.

Третья игрушка — царство неона и ярких вспышек в темноте. На выбор есть пистолет (или пара), хлыст для правой руки и щит для левой. Со всех сторон летят противники, а вы отстреливайтесь, защищайтесь, уклоняйтесь от пуль и собирайте бонусы. Геймплей достаточно хардкорный и динамичный, а визуальный ряд, опять же, не блещет высокополигональными моделями и фотореалистичными шейдерами — впрочем, оно и не надо. В первом поколении VR-систем дискомфорт от использования заставлял не столько наслаждаться геймплеем, сколько изучать их и собственные ощущения (в том числе графическую составляющую и качество её отображения в виртуальном пространстве) — вы отвлекались от процесса. В Lenovo Explorer этого нет. Забыть про графон, забыть про VR и биться, биться до конца.

 

VolksVRgen — das Mixed Reality

Теперь самое важное — «почём?!» Вот, о чём спрашивали журналисты у ведущих презентации в первую очередь. Каждый, кто попробовал, хотел себе такую штуку, и ответ был просто удивительным: старт продаж эксклюзивно в партнёрстве с «М.Видео» по цене чуть меньше сорока тысяч рублей. Чертовски неплохо, особенно если учесть, сколько просили (да и просят до сих пор) другие вендоры за гарнитуры классом пониже.

Посмотреть и попробовать лично можно будет в магазинах торговой сети: демо-зоны с VR-шлемами уже строят. В перспективе, как спадёт ажиотаж и взрывной спрос на новинку, можно ожидать корректировку стоимости (в сторону уменьшения): после того, как жадный ритейлер набьёт карманы, цена на гаджет должна зафиксироваться в районе психологически-комфортных 30-35 тысяч рублей.

 

Подводим черту

Lenovo Explorer — тот VR, которого мы ждали. Прекрасный софт от «Майков», отличное железо, комфортная эксплуатация и привлекательная цена: что здесь может пойти не так? Обещают даже сделать своеобразный «Союз-Аполлон» — сделать технологии Microsoft и Valve совместимыми друг с другом. Если вы давно хотели войти в эту реку, но по различным причинам так и не стали владельцем собственного VR-комплекта, то перед вами, наверное, лучшее решение на ближайшие год-два. Осталось получить обещанную интеграцию в Steam — и дело в шлеме, можно разбивать копилку. А у нас на сегодня всё.

Нравится14
Комментарии (9)
B
i
u
Спойлер