"adviser.rar" - Обзор игры "Sanitarium"

Тема безумия в играх затрагивается довольно часто. Она может быть либо небольшой частью истории, как, например, в «MaxPayne», «DeadSpace» или «Fahrenheit», либо целиком и полностью пропитывать игру иллюзиями, кошмарами и необъяснимым бредом, как в «Psychonauts», «Alice» и, конечно же, «Silent Hill». К последним можно также приписать и старый квест «Шизариум», который вышел 18 октября 1998 года.

Разработчики игры признавались, что при создании проекта они вдохновлялись такими фильмами, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Именно так зло и приходит» и «Лестница Иакова». Забегая вперед, отмечу, что дизайн уровней и атмосфера во многом напоминает перечисленные картины.

В центре внимания доктор Макс Лаутон. Возвращаясь с работы домой, он попадает в автокатастрофу, которая стала причиной его ненормального восприятия реальности. Персонаж начисто теряет память. Первое, что он помнит после аварии – это то, как он оказался в психиатрической лечебнице, которая переживает пожар и стремительное разрушение по неизвестной герою причине. На первый взгляд происходящее вокруг пусть и странно, но вполне логично: авария – амнезия – госпиталь.

Однако, чем дальше в лес, тем больше дров. Макс постоянно переносится из одного места в другое, причем отчасти наблюдает самые абсурдные вещи. Он бродит то по клинике для душевнобольных, то по моргу, то оказывается в маленьком городке, который населяют дети-уроды. Кроме всего прочего, его сознание то и дело переселяется в иные тела. Но даже тогда, когда Макс возвращается в свою оболочку, определить насколько реально происходящее вокруг, весьма затруднительно. В процессе приключения, к герою постепенно возвращается память. Он вспоминает свое имя, чем занимался до аварии, а также печальную историю своей сестры Сары.

Игра представляет собой классический для того времени квест. Управление осуществляется одной только мышью: правая кнопка – передвижение, левая – взаимодействие. Продвигаться по уровню необходимо используя подобранные предметы, общаясь с другими персонажами и решая различные головоломки.

Касательно предметов. Инвентарь героя не имеет никакого ограничения по вместимости и нагрузке. Вообще «Шизариум» можно отнести к разряду квестов «Возьми льва и положи себе в карман». На мой взгляд, учитывая жанр повествования и отсутствие мультяшности в игре, это негативно влияет на местную атмосферу. На локации размещено множество активных объектов. С некоторыми возможно взаимодействовать напрямую, с некоторыми - при помощи предметов, подобранных на локации.

Помимо сбора всякого хлама, герой будет вступать в диалоги с другими персонажами. Каждому из них можно задать ряд вопросов и чем большим количеством информации владеет игрок, тем объемнее может быть диалог. Общение в «Шизариум» - одно из обязательных условий для продвижения по сюжету. Кто-то может обеспечить Максу доступ к ключевому предмету, кто-то этим предметом вознаградить, а кто-то дать подсказку к решению головоломки.

Головоломкам в игре отведено не так много времени, чем болтовне, однако их хватает. Где-то приходится изрядно поднапрячь мозги, где-то не очень, но в целом нельзя сказать, что головоломки в «Шизариум» отличаются высокой сложностью.

В игре даже присутствует «экшон», правда насладиться им игрок может только два раза. При схватке с супостатом, «действие» заменяется атакой. Необходимо избегать люлей противника, отбегая в сторону и ловить момент для контратаки. Игрок способен выдержать три вражеских удара. Получив тумаков по полной программе, он вышвыривается к началу боевой локации и излечивается. При этом здоровье противника не восстанавливается.

В игре «Шизариум» 13 глав, пройти их все возможно за 6-7 часов. Однообразием локации не страдают. Учитывая, что управляемые персонажи постоянно меняются, игрок должен все время подстраиваться под местные правила: кого-то из персонажей уважают, кого-то недолюбливают, а кого-то не воспринимают всерьез.

Графика для своего времени довольно симпатичная. Весь интерьер выполнен в 2D, персонажи и активные предметы трёхмерные. В то время такой подход использовался на закате двухмерных игр и мог воссоздать красивую картинку. Как известно, в начале «нулевых» тогдашние трёхмерные движки, в силу своей несовершенности, как правило, гробили всю визуальную часть игрулек.

Несмотря на свою простоту, среди многих квестов «Шизариум» выделяется своей атмосферой. Смесью безумия и ужаса пропитан каждый уголок. Даже оригинальный стиль главного меню способен напустить на игрока мелкую дрожь.

Сюжет в целом может показаться заурядным, но сама его подача вызывает интерес. Повествование поделено на несколько, казалось, ничем не связанных между собой глав. В каждой своя история и свой герой. Однако истории этих миров или иллюзий – вольные интерпретации настоящих событий, происходящих с Максом наяву.

В России локализацией игрули занималась фирма «Новый диск». Похвалить их можно разве что за качественную озвучку детских голосов. Множество отечественных локализаторов, как известно, имеют с этим проблемы. Однако других плюсов в русификации «Шизариум» выделить нельзя. Взрослые персонажи озвучены хорошо, но играют они как-то «на удачу». Порой эмоции русскоговорящие персонажи передают идеально, иногда все настолько плохо, что игрок за экраном не понимает радоваться ему или грустить. Помимо этого, хватает и других минусов: очень много одинаковых голосов, актеры дубляжа неправильно выставляют логические ударения, порой даже путают слова, в самом тексте то и дело проскальзывают опечатки. Конечно, что-то из этого списка можно списать на время: в конце 90-х официальные русификации только начинали появляться, но факт есть факт - локализация-отстой.

В конце 90-х (да и сейчас) атмосфера шизофрении в играх – явление не частое. Отчего же люди не вспоминают «Шизариум», как некую классику? Видимо потому, что классический сам жанр игры. Геймплей здесь самый что ни на есть обычный для квеста. «Подбери ключ, открой дверь, поговори с тётенькой, реши загадку». Это не хорошо и не плохо. Это обычно. Визуально, как я говорил, игра симпатичная, но, опять же, в свое время такую графику нельзя было назвать революционной. Помнить «Шизариум» можно только из-за атмосферы. Именно поэтому я рекомендую игру к ознакомлению. К слову сказать, игруля замечательно себя чувствует на «Семерке» и «Десятке».

Нравится4
Комментарии (2)
B
i
u
Спойлер