Одна из лучших игр последних лет - Persona 5

Таинственный голос:«Вот мы и встретились, наконец-то! И теперь я внутри твоей головы, часть твоего сознания, я – твой внутренний голос. Не бойся. А теперь ответь мне – есть ли повязка, что застилает твой геймерский взор? Есть ли барьер, что закрывает от мира твою душу? Способен ли ты разглядеть истинную годноту там, где другие не увидят ничего?
Если ты хочешь увидеть, если готов услышать, то вперед – достаточно сделать один шаг. Сорви повязку с глаз! I am thou, thou art I… I am your Persona 5»


Короче, прямо скажу – на дух не переношу аниме. Сколько ни пытался приобщиться к этому жанру, за исключением творений Миядзаки и парочки особенно годных сериалов (той же «Тетради смерти») всё вызывало только отторжение. С японскими играми у меня тоже сложные взаимоотношения, а с серией Persona я не знаком. Поэтому Персоне 5 суждено было пройти мимо всех радаров, но так получилось, что я всё-таки её попробовал. И пожалел, что не сделал этого давным-давно.
Наверное, никогда прежде у меня не было такого резкого перехода от скепсиса по отношению к игре – к восторгу. Именно это чувство вызывает Persona 5 – восторг.

Если вы любите длинные сюжетные игры с множеством персонажей, если наиграли десятки и сотни часов в Ведьмака 3, Dragon Age: Origins и тому подобные вещи, то Persona 5 обязательно нужно попробовать. Отговорки в духе «я не люблю аниме» или «мне не нравятся японские игры» - бессмысленны. По качеству проработки сюжета и персонажей Persona 5 - это, наверное, единственная рпг за последние пять лет, которая может состязаться с Ведьмаком 3. Да, она НАСТОЛЬКО хороша.

Спойлер

Этот обзор лучше читать под музычку из игры.

_

This is truly an unjust game
Главному герою этой истории – безымянному старшекласснику – ужасно не повезло. На ночной улице попытался заступиться за девушку, к которой приставал нетрезвый мужчина, и в результате сам был арестован. Обидчик оказался с большими связями, и вот наш герой исключен из школы, у него криминальная запись в личном деле, и чтобы продолжить образование, он вынужден переехать в другой город, к дядюшке. В новой школе учителя вздыхают, что им подсунули «мальчика-уголовника», одноклассники от нас шарахаются, и даже дядюшка бросает косые взгляды. Первые часы в Persona 5 всей кожей ощущаешь, насколько это неприятно – когда на тебя вешают ярлыки.


Но прозябать в одиночестве не придется, ведь герой со временем собирает круг друзей и знакомых, в основном таких же отщепенцев, как и он сам. Тут и школьный задира, и девушка-иностранка, с которой никто не общается, и молодой художник-сирота, и еще много кого. Вообще персонажи – сильнейшая сторона Persona 5. Все они настолько яркие и колоритные, что общаться с ними – одно удовольствие. И на судьбу каждого из них мы, так или иначе, влияем, поэтому истории получаются очень личные и иногда трогательные.

На фоне этого понимаешь, насколько же днищенский уровень работы с персонажами в большинстве современных РПГ, в той же Mass Effect: Andromeda, например. Собственно, даже игры подростковой тематики выглядят бледновато на этом фоне. Life is Strange: Before the Storm после Persona 5 вызывает у меня лишь раздражение. Не могу понять, почему в Персоне 5 персонажи-подростки тоже наивны, неопытны, иногда совершают ошибки – и при этом выглядят как адекватные люди. А не как инфантильные недоросли-эгоисты вроде Хлои Прайс.


Одним симулятором школы всё не ограничивается. На новом месте герой случайно открывает для себя метавселенную – параллельный мир, в котором обитают монстры (тени), порожденные человеческим сознанием. Отпор им можно дать, если пробудить Персону – некий внутренний аватар. Позже герои выясняют, что, побеждая определенных демонов в метавселенной, они могут влиять на преступников в реальном мире, меняя их личность и заставляя раскаяться в злодеяниях. Вот только это не какое-то веселое хобби: нельзя просто так потянуть за ниточки, чтобы не было последствий.


История, которая начинается как локальная разборка, постепенно набирает обороты и расширяется в масштабах. На сцену выходят представители мафии, коррумпированные чиновники, продажные полицейские и множество других персонажей. Persona 5 умудряется затрагивать очень серьезные проблемы современности, удерживая легкое и остроумное повествование. Оказывается, чтобы сделать взрослый, глубокий сюжет, не обязательно рисовать густыми мазками чернуху, как это делает Кодзима в своих последних творениях, и не обязательно делать мрачный нуар. Можно историю про школьников сделать глубокой и интригующей.

Your chances of winning are almost none
Боевая система Persona 5 на первый взгляд может показаться незатейливой, но на самом деле в ней есть огромные возможности тактики и персональной кастомизации. Она вся построена на персонах, которых вы собираете аки «покемонов». У каждой персоны – свои сильные и слабые стороны, свои пассивные и активные умения, своя шкала опыта и уровень (который растет со временем). При этом персонам можно передавать чужие умения. Добавьте сюда уникальные эффекты от разных «бронек», амулетов и оружия – и получите тысячи вариантов отыгрыша. У каждого игрока (если он играет не по гайдам из интернета) будет своя страта, свой стиль и свой набор любимых персон.


Когда вы оказываетесь в метавселенной, сражаться приходится очень много. Персону 5 не назовешь «хардкорной»: если игрок делает всё правильно, большинство врагов убиваются очень быстро. С другой стороны, цена ошибки тут очень высока, и погибнуть можно очень быстро. Учитывая, что в метавселенной нам разрешают сохраняться только в специальных комнатах, можно из-за одной глупой ошибки потерять 30-40 минут прогресса.

Looking cool, Joker!
Но одними боями сыт не будешь. Большую часть из 130-часового прохождения игры занимают мирные эпизоды. Фактически в Persona 5 вы проживаете почти целый год в обличии японского школьника, и каждый день вам предлагается сделать ограниченное количество действий. Вот и думаешь каждый раз – на что же потратить очередной день? Поработать в местной «Пятерочке», чтобы заработать деньжат? Позаниматься в библиотеке, чтобы подготовиться к экзаменам (да, здесь реально нужно учиться и сдавать экзамены каждый семестр)? Покачаться на турнике? Сходить в кино? Или провести время с одним из своих товарищей, чтобы улучшить с ним взаимоотношения?


Любое действие приносит вам определенную пользу. При этом из-за ограниченности времени физически невозможно за одно прохождение успеть ВСЁ. Не получится замаксить взаимоотношения со всеми друзьями, прокачать все персоны и улучшить все навыки. Поэтому каждый раз приходится выбирать, что для вас важнее. И, к счастью, есть режим «Новая игра +», где вы начинаете сразу с прокаченными навыками и полным инвентарем, и можно посвятить максимум времени общению. А общение здесь действительно интересное.

You’ll never see it coming…
Из всех недостатков игры в первую очередь следовало бы попинать устаревшую (и очень сильно) графику, но почему-то совсем не хочется. Благодаря обилию деталей и чудесной музыке атмосфера тут такая густая, что хоть ложкой ешь. А еще проблемы графики в какой-то степени компенсирует потрясающий стиль игры. Persona 5 – это тот редкий случай, когда даже лазить по менюшкам весело, потому что эти менюшки уж очень красиво и со вкусом нарисованы.
А вот отсутствие русской локализации (как и надежды на то, что она когда-нибудь появится) – действительно серьезный минус. Для кого-то он может стать роковым, хотя английский в игре, в принципе, несложный.


Вообще интересно, что Персоне 5 статус японской игры позволяет держаться в стороне от социально-политического шитшторма, в котором вынуждены существовать игры западные. Например, ни одного из журналистов, поставивших игре 10/10, не смутило отсутствие здесь чернокожих персонажей (чешскую Kingdom Come: Deliverance за тот же косяк раскритиковали по полной).
Или, скажем, такой момент: как и в играх Bioware, здесь есть полноценный «симулятор свиданий» аж на 9 девушек… но без гомосексуальных опций. Вполне себе толерантные Atlus решили сделать и главного героя, и всех его друзей исключительно натуралами, а это же несовременно! Почему-то журналисты критиковать игру за это не стали. И вообще, игры Bioware так приучили нас к «сильным и независимым» женщинам, что невольно теряешься, когда здешние красавицы ищут в тебе поддержку и крепкое мужское плечо. Хотя сильные и независимые женщины в Persona 5 тоже есть.

Не знаю, что еще добавить. Я написал этот обзор даже не для того, чтобы описать Персону 5 во всех подробностях, а для того, чтобы просто порекомендовать её. Это действительно одна из лучших игр последних лет. Она заслужила все свои «девятки» и «десятки» от игроков и игровой прессы. Если вы любите сюжетные игры, но по какой-то причине пропустили Персону 5 – просто дайте ей шанс. Она этого заслуживает, правда.

Нравится13
Комментарии (10)
  • 5
    Перезатянута она шибко , из за этого боевка выдыхается и надоедает своим однообразием , но сюжетно и с аудио-визуальной точки зрения игра достойна оваций
  • 24
    анимыльная кака с унылой боёвкой.
  • 10
    inad
    Ну не знаю. Я даже не осилил замок Камошиды. Не знаю когда пройду эту игру, возможно никогда. Уж слишком все однообразно и скучно. Боевая система на мой взгляд устарела. Надеюсь в Persona 6 возьмут пример с Ni no Kuni 2. Развиваться надо, а не топчится на одном месте.
  • 5
    XBoy360
    inad
    Упаси боже, ни но куни 2 на фоне первой части - просто рутинная шаблонная убивалка времени. Рисованные заставки профукали, озвучку по большей части тоже, усыпали абсолютно дженерик сайд-квестами, заставив внаглую заниматься гриндом. Ну и сюжет с завязкой сильно проще оригинала, несмотря на то, что ввели ещё и битвы армейками, которые хоть сколько-то спасают от однообразия. Персона 5 тащит стилем и тоннами историй, к которым хочется пробираться через геймплей, а вот в ни но куни 2 пробираться ни к сюжету, ни к истории не хочется, как и к геймплею через них. Убили весь интерес гриндовым апгрейдом города прямиком с мобилок.
  • 4
    Японцы - удивительные люди. Смотрю на всё, что создается японцами (особенно аниме и ИГРЫ) и постоянно думаю - откуда у них всё это в мозгу? Остальным человеческим созданиям до их мозга еще ОЧЕНЬ много лет эволюции. Столетия.
  • 2
    ShiroiAkuma
    Всегда когда выходит персона ,понимаешь, что перед тобой качественно сделанный проект,который подарит тебе от 200ч хорошего времяпрепровождения.Качественно проработанный сюжет и социальное взаимодействие с пошаговой боевкой, это то из-за чего просто невозможно оторваться по-началу.Единственный минус на высоких уровнях сложности приходится реально гриндить,что бы не ловить ваншоты.
  • 2
    inad
    XBoy360
    Я про геймплей говорю, а не про рисованные заставки и сюжет. Геймплейно вторая часть гораздо интересней. Сколько можно играть в классическую jrpg боевую систему. Не надоедает? Ещё раз повторюсь. Такая боевая система устарела. Финалке ведь от этого хуже не стало.
  • 3
    Посмотрю аниме-адаптацию и мне хватит. В персоне всегда нравился только сюжет.
  • 3
    Jafes
    Orvyn
    Аниме-адаптация, судя по первой серии, средненькая. Анимация хуже, чем у роликов в игре, и сюжет скомканный.
  • 1
    XBoy360
    Первая часть ни но куни была точно такой же) тонны однообразных крестов, дофига гринда ради того чтобы завалить очередного босса и развить своих фамильяров. Озвучка точно такая же была и в первой. Так что ваши претензии ко второй части как то необоснованны.
B
i
u
Спойлер