Witcher 3: Wild Hunt
  

Как Сапковский Ведьмака продавал

Скорее всего, вы уже слышали про конфликт между создателем всея Ведьмака паном Сапковским и самыми крутыми поляками игровой индустрии CD Projekt RED. Тема очень горячая и не отписался по ней только ленивый. Только вот у этой истории есть крайне занимательный бэкграунд, о котором не сообщают в игровых новостниках.

Благо, ещё с пол года назад я писал о судьбе самой первой игровой адаптации Ведьмака, так и не увидевшей свет. Ещё тогда, в процессе заполнения собственных пробелов в знаниях истории польского геймдева, мне удалось узнать много чего интересного об отношениях Анджея Сапковского к игровой индустрии и о его любви к лёгким деньгам.

Для начала, на всякий случай, вкратце перескажу актуальную повестку, после чего объясню, почему не стоит сильно удивляться такому поведению Сапковского.

Что случилось

Многоуважаемый польский писатель Анджей Сапковский, заимевший всемирную известность после выхода основанной на его рассказах трилогии игр о Ведьмаке, вдруг захотел денег. Много денег.

Спустя семь лет с релиза The Witcher 2 Сапковский вспомнил, что давал согласие на использование его вселенной лишь в рамках одной игры, а за ВСЕ прочие проекты CD Project торчат ему роялти в размере от 5 до 15%, что приблизительно равно годовому бюджету твоего мухосранска, дорогой читатель.

Разумеется, CD Project тоже не пальцем деланные, и тут же разместили у себя на сайте как обращение юристов Сапковского, так и своё на них категорическое "go f**k yourself".

Это были лихие 90-е, мы выживали как могли

Не многие знают, что CD Projekt были не первыми, кому пришло в голову сделать игру по мотивам книг о Ведьмаке. Ещё в 1996 году над The Witcher трудился коллектив пионеров польского геймдева Metropolis Software, возглавляемый одним из самых прославленных представителей польской игровой индустрии – Адрианом Хмеляжем. В Metropolis Адриан работал над очень популярной в СНГ Gorky 17, а после ухода в People Can Fly трудился над Painkiller и Bulletstorm. Ну, это так, для осознания масштаба фигуры.

Хмеляж, как представитель польской творческой тусовки, был знаком с Сапковским лично ещё с конца 80-х, поэтому, когда ему пришла в голову идея игроизации Ведьмака, он не постеснялся лично обратиться к автору за одобрением. Одобрение поступило незамедлительно, так как Сапковскому было просто, извините, насрать на все эти ваши игрушки. 
Вот цитата из интервью с Хмеляжем:

Честно говоря, тогда его (Сапковского) вообще не волновали игры. Полагаю, он пришел примерно к такому выводу: «Никому нет и дела до игр, так что это, в любом случае, не навредит моему персонажу. А если за это ещё и платят, то почему бы и нет!». Он получил неплохие деньги. Достаточно неплохие! Я не виню его. Это было вполне разумно с его стороны. В любом случае, он получил свои деньги независимо от того, выйдет игра или нет.

К сожалению (а может и к счастью) Ведьмаку от Metropolis Software не суждено было родиться на свет, и если бы не успех CD Projekt, то вряд ли кто-то вспомнил бы сейчас об этой истории. Metropolis задумали нелинейную RPG в открытом мире, работающую в полном 3D, что немного крутовато для местячковой студии в 1997 году, не находите? Несмотря на поддержку немецкого издателя второго эшелона TopWare (вы можете знать их по игре Two Worlds), проект медленно загнулся под тяжестью собственных амбиций.

Но это я немного отошёл от темы. Главное, что Metropolis ещё в 1996 году купил у Сапковского права на игрового Ведьмака за довольно нестыдные по тем временам деньги в районе $10 000. И это сейчас, когда для мировой игровой индустрии Witcher 3 стал чем-то иконоподобным, $10к за права звучит как насмешка, но в середине 90-х никто за пределами Польши и слышать не слышал о каком-то там Wiedzmin. Ещё одна цитата Адриана Хмеляжа за 2017 год не оставит меня голословным:

Если кто-то уверен, что Сапковский должен был потребовать больше, то я хотел бы напомнить вам, что:
А) Тогда это (Ведьмак) был сильный IP (интеллектуальная собственность) в Польше, но не в мире.
Б) В конечном счете он (Сапковский) единственный получил деньги, потому что игра (Ведьмак от Metropolis) так и не появилась.
Сильный IP – это хорошо, но сам по себе он не является решающим фактором в успехе игры, иначе все игры по Star Wars были бы хитами (а это не так), а адаптация Game of Thrones от Telltale продалась бы лучше, чем менее известный The Wolf Among Us (GoT продалась в два раза хуже). Конечный успех Ведьмака как игры связан только с CDPR, каким бы замечательным не был первоисточник.

И я хочу напомнить, что эти слова принадлежат человеку, который должен был завидовать успеху CDPR больше всех прочих, но у него хватило чести и здравомыслия признать заслуги конкурентов. Он прекрасно понимает, что CDPR выкупили у него совершенно мёртвый IP и только лишь своими силами превратили его в легендарную игровую серию. И я очень сомневаюсь, что автор литературного Ведьмака сильно глупее. Ещё год назад он совершенно открыто сокрушался в том, что не смог предвидеть успех игровой адаптации приключений Геральта:

Я был настолько глуп, чтобы продавать им права на всю вселенную. Они предложили мне процент от их прибыли. Я сказал: «Нет, этого не будет, дайте мне все мои деньги  сейчас!» Это было глупо, я был настолько глуп, чтобы забрать всё сразу, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог.

Что же изменилось? Почему требование о дополнительных роялти появилось не после The Witcher 2? Подозреваю, что 5% прибыли от не самого прибыльно сиквела просто не вызвали у пана Сапковского должного аппетиту, чего уже не скажешь о миллионах долларов выкованных в Wild Hunt.

Не стоит забывать ещё один немаловажный нюанс. Исключительно благодаря популярности игровой серии от CDPR Ведьмаком теперь заинтересовался ещё и Netflix, который тоже отслюнявил польскому писателю. Но Сапковский всё ещё не спешит радоваться за успех игровой адаптации своего произведения, и не рассыпается в благодарностях. Зато он не упускает ни одной возможности выжать ещё немного деньжат из сложившейся ситуации. Подозреваю, что писателю стоило бы поучится человечности у своего героя-мутанта.

Vanga mode on

К сожалению, у Сапковского всё-же есть призрачные шансы удовлетворить свои многомиллионные фантазии. Польский закон об авторских правах содержит 44 статью, подразумевающую возможность взыскания с приобретателя прав дополнительных роялти, в случае радикальной разницы между вознаграждением автора IP и прибылью компании, использующей этот IP в своём коммерческом продукте.

Если требования Сапковского будут удовлетворены, то CD Projekt будет обязана выплатить ему $16 000 000. Я уверен, что моим постоянным читателям не стоит пояснять, почему в конечном счёте такой исход ударит по нам, простым игрокам, но на всякий случай проясню этот момент. $16 млн – это гигантские деньги для игровой индустрии, и большинство студий могут только мечтать о таких бюджетах. Да, CD Projekt RED это не убьёт, но было бы очень наивно полагать, что такие финансовые потери не скажутся на объёме и качестве горячо ожидаемого нами Cyberpunk 2077.

Я очень надеюсь, что CDPR были готовы к подобным финтам Сапковского и легко парируют его атаки. Уверенности в этом прибавляет тот факт, что вся эта история попала в лапы СМИ исключительно по инициативе студии, которая опубликовала обращение юристов Сапковского на своём сайте.

Если хотите прогнозов, то мне видится изящное решение конфликта от CDPR в виде великодушного отчисления чего-то в районе $50 000 – $100 000 Сапковскому на старость. Полякам сейчас очень важно сохранять лицо "игроделов от народа", которые не только заботятся о игроках, выставляя пониженные ценники и отказываясь от DRM, но и не укатывают в асфальт пусть и немного маразматичного, но такого важного теперь родителя их золотой антилопы.

Нравится63
Комментарии (39)
Ну, а что ожидать от человека, который жаден на деньги?
Кто бы что не говорил про него, но это может случиться у всех, деньги хотят все, он почуял золотую гору прожектов и требует немного от неё.
И да, признайте тот факт, на его месте бы вы бы сами врали себе задница, чтобы получить бабло
dessanlord #
38
Отлично расписал и разложил всё по полочкам, браво автору! Надеюсь на мирный исход данного конфликта.
-zotik- #
46
Астрологи объявили неделю жадности и тупости, количество блогов про Сапковского увеличено в трое.
Desode #
9
Ситхомазафакатрон
Есть договор и как бы не хотелось мне кучу денег договор я бы соблюдал. Так что не надо тут рассказывать что все бы так поступили.... нет я бы так не поступил.
Всё, у киберпука так и останется кривая стрельба. Пан разорит сд. 16 миллионов АХАХХАХАХ жесть.
frying13666 #
6
Король Пекарей 9.0
Придется в ранний доступ выкладывать.
Grand_91 #
49
Спойлер
XPOHische #
30
«Лучше сыграть в карты или выпить водки. Игры — это глупо», — полагал Сапковский.
вот теперь пусть накатит, и сидит молча... ибо через такие расклады и нетфликс положит здоровенный болт на этого жлоба...
frying13666
Придётся уже сейчас эту кривую поделку выкладывать ибо денег уже скоро не будет, пан всё заберет.
737xcv #
10
Как Сапковский Ведьмака продавал

Или как блохер на популярных темах "поднимался".
GoldenAbbys #
19
737xcv
или как груз на хайпе бонусы получал.
Спойлер
не ну правда одна и та же информация обсасывается с разных ракурсов. вот когда будет свежие подвижки по этому делу тогда и тащите такую копипасту.
Rakot013 #
6
Если ему так хочется денег пусть попросится в долю к рэдам с условием что поможет им с сюжетом ещё 2-3 игр во вселенной ведьмака. Думаю тогда и он не будет выглядеть жадной тварью и рэды пойдут на встречу ради всеобщего мира и удовлетворения и мы (игроки) получим продукт с хорошим сюжетом, колоритными персонажами и проработанными диалогами. Но боюсь такого не будет....
Вы что, серьёзно?
Автора обвиняют в том что он хочет нажиться на тех, кто нажился на его трудах(какой мерзавец).
Блогера винят во внимании к горячей теме(???).
Думаю и комментарии тут многие пишут что бы(кто бы мог подумать) прокомментировать ситуацию.
Вот урод.
Rakot013
Гнать его взашей надо, ты Сезон Гроз читал? второй такой постыдной графомании еще поискать нужно, вся книга умещается в один дополнительный квест из Witcher 3 (и то в игре с этим получше) Сапек явно исписался.
il4on #
10
Все так уперлись в эти 10 килобаксов, но по ходу забывают, что Сапковский не так уж и беден, с книг и сериала он получил очень хорошие суммы, а с книг ему до сих пор капает - старость обеспечена как два пальца.
Так же меня посетила мысль, не кому не хочу портить настроение, но озвучить надо - CDPR этот скандал на руку, ведь если Cyberpunk 2077 разочарует чем-нибудь, то это можно всё будет свалить на нехватку денег и сделать из жадного старичка козла отпущения.
Kosh13 #
0
$100 000 не отделаются. Пан слишком жадный. минимум 3-5 лямов придется отдавать.
YamyyYamyy #
3
Дадут ему полляма-лям без судов и заткнется с концами.
Rakot013 #
1
Elfo
Не не читал. А он что какое-то продолжение нацарапал?
vzglydizugla #
6
Тут есть весьма важный вопрос, у кого авторское право на самого Ведьмака.
Выходит, что у CD Red права только на реализацию Ведьмака в виде игр, а значит Netflix должны отбашлять именно Сапковскому. Хороший момент, что бы исправить ошибку прошлого и снять шкурку с не особо бедной Netflix.
_Str75_ #
1
Вот сколько не пытаюца молоть эту тему, но хочеца, чтобы стороны конфликта НЕ доводили дело до суда, а садились за стол переговоров.
Сапковскому стоило бы поумерить свою жадность, осознать, что его собственное попустительство по отношению к своему "детищу" привело к подобной ситуации, и снизить сумму выплат до РАЗУМНОЙ, дав студии нормально работать и радовать геймеров качественными играми. А Проджектам выплатить деду достойную компенсацию в размере 2-4 млн долларов. Вполне нормальное разруливание конфликта для обоих сторон.
Linch2000 #
7
Я был настолько глуп, чтобы продавать им права на всю вселенную. Они предложили мне процент от их прибыли. Я сказал: «Нет, этого не будет, дайте мне все мои деньги  сейчас!» Это было глупо, я был настолько глуп, чтобы забрать всё сразу, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог.

Вот об этом я ранее и написал. Дурила. )))
не надоело это мусолить?
Aphennom #
5
ему рекламу такую создали его книжонок, которую он бы не смог себе никогда позволить
Если хотите прогнозов, то мне видится изящное решение конфликта от CDPR в виде великодушного отчисления чего-то в районе $50 000 – $100 000 Сапковскому на старость

согласен, этому пенсионеру и этого хватит, чтоб не бухтел
fallenzor #
7
Стороны заключили соглашение,в договоре должно быть написано,что автор получил деньги за использование ip и не претендует на часть выручки с продаж.
Че за бред,требовать еще,после того,как дело выгорело...а если бы проект не увенчался бы успехом,проджекты стали бы у него требовать вернуть деньги,поскольку "ваш герой никому не продался".Так чтоли?)
fallenzor #
4
Продажа прав на использование ip,тоже самое как аренда.
Это как если бы ТЦ предоставил вам в аренду помещение для магазина на фиксированную сумму по договору на 10 лет, а через 2 года увидел бы что у вас сверхприбыль и начал бы требовать доплату,просто затем чтоб жизнь медом не казалась...в этом случае любой нормальный человек просто расторгает с ним договор.
Я бы на место редов так и сделал-вернул бы права на ведьмака и пускай другой студии продает уже за процент,все равно рэды из нее уже все выжили и новые игры не кому не нужны
Sconner #
1
fallenzor
Один пример офигительнее другого. Вообще-то Сапковский обвиняет Проджектов в том, что те купили права только на одну игру. Так что ваш пример должен звучать вот так: "ТЦ предоставил вам в аренду помещение для магазина на фиксированную сумму по договору на 2 года, а вы пользуетесь им 10 лет, помимо магазина открыли еще и казино, а часть помещения еще и начали сдавать в аренду левым людям".
_Str75_ #
2
il4on написал:
ведь если Cyberpunk 2077 разочарует чем-нибудь, то это можно всё будет свалить на нехватку денег и сделать из жадного старичка козла отпущения.

При провале Кибера, выдать такую мотивацию можно только при одном условии, если Сапковскому удасться отсудить 16млн доллларов. При другом раскладе -- не проканает.)))
fallenzor #
2
Sconner
Только в том случае,если в договоре четко указанно что только на одну игру.Тут надо смотреть текст договора и определение "Игры" в данном случае-"одна самостоятельная игра"(сольный проект)," игра состоящая из нескольких частей"(один сюжет на несколько частей) и т.д. пока все очень размыто и я делаю выводы на основе текущей инфы
А так мой пример полностью соответствует описанной ситуации в сми.
Rimson43 #
1
То чувство, когда день назад читал статью, которую скопипастил gruz
Конфликт уже начался и избавиться от него уже нельзя, господин сапковский не зря просит так много, потому что понимает что получит гораздо меньше, просит 16 потому что хочет 8, а денег теперь все равно придется давать либо юристам, либо самому сапковску, либо взятку в суде, как не крути, а слова в рот Сапковскому обратно не вернёшь.
Sconner #
3
fallenzor
Совершенно фиолетово, под каким определением там Проджекты покупали "Игру". Вы забываете, что, помимо трилогии "Ведьмака", они еще успели выпустить файтинг про Ведьмака, MOBA про Ведьмака, ККИ про Ведьмака, настолку про Ведьмака и, мой самый любимый пункт - комиксы про Ведьмака. Комиксы у нас тоже под "игры" попадают, м? Ну и еще самого Геральта в Soucalibur 6 совершенно левым разработчикам передали.
fallenzor #
0
Sconner
по поводу параллельных проектов согласен.
По поводу основной трилогии конечно надо смотреть предмет договора.
Наиболее схожий пример для сравнения можно взять вселенную star wars,о продаже прав лукаса диснею,например получает ли он деньги от EA за батлфронт или только дисней,есть ли ограничения на кол-во фильмов и т.д.
gogola #
1
Усы и очки-это диагноз
Janekste #
0
Только вот у этой истории есть крайне занимательный бэкграунд, о котором не сообщают в игровых новостниках.

Враньё. Всё сообщают, просто надо следить за адекватными новостными источниками, а не левой жёлтой прессой, которой главное хайпануть.

Здесь главное, что CDproject не обманули, на 100% следуют договору. А пан Сапковский просто нашёл лазейку в польском законе. Проджекты сделали ошибку, что зарегистрировали свою студию в Польше как патриоты. А надо было регистрировать где нибудь на Кипре, где таких глупых законом нет, которые позволяют обойти договор и получить ещё больше прибыли. Потому что сделать игру, по качеству превосходящую все вместе книги Сапковского вместе взятые - это вам не хухры мухры, это вам не книги писать слабенького уровня Сапковского.

Cdproject походу вселенную ведьмака любят в миллионы раз сильнее, чем сам Сапковский, который, кстати говоря, всегда ненавидел фэнтези. Но однажды принял участие в литературном конкурсе и придумал Геральта. Уже тогда паном руководила жажда наживы. Он за фэнтези взялся исключительно потому, что считал, якобы в этом жанре шансы выйгратьв конкурсе будут выше. И угадал. А когда первый рассказ о Геральте взлетел, народу понравился, меркантильный до денег Сапковский решил продолжить придумывать новые главы о приключениях Геральта, хотя фэнтези он ненавидел. Этот писатель изначально всё делал ради бабла. Так сказать Сапковский мне напоминает мелкого торгаша, что то типа Сидоровича из сталкера. Только торгует главами о ведьмаке вместо консервных банок.

Sconner написал:
Сапковский обвиняет Проджектов в том, что те купили права только на одну игру

Игра действительно одна - ведьмак, поделённая на несколько частей. Ведьмак 1, ведьмак 2, ведьмак 3. Однако игра ОДНА. В договоре не оговаривалось, что нельзя делить на несколько частей. Вот ежели начнут выходить игры во вселенной ведьмака с ДРУГИМ названием, тогда ДА - нужно больше отчислений Сапковскому. А пока все игры называются ВЕДЬМАК - это всего лишь одна игра. Да и сам Сапковский на одной из пресс конференции заявлял, что CDproject по договору его ни разу не обманули. На ютубе есть даже видео его выступления недавнего. Поэтому обвинения противоречат тому, что Сапковский заявлял ранее. А ещё он сам говорил, что любит троллить людей и специально кидается яркими фразочками об обвинениями часто. Поэтому все доводы просто гроша не стоят.

Рекомендую ознакомиться с первоисточником и посмотреть все выступления Сапковского, которые записаны за видео. Найдёшь очень много противоречий пана самим с собой от выступления к выступлению. Он просто играет на публику. И данные обвинения лишь продолжение этого спектакля. Чёрная реклама тоже реклама.
Олег Дудин #
0
Сапковский повёл себя не очень красиво. При всём уважении к его таланту.
yariko.v #
1
Я был настолько глуп, чтобы продавать им права на всю вселенную. Они предложили мне процент от их прибыли. Я сказал: «Нет, этого не будет, дайте мне все мои деньги  сейчас!» Это было глупо, я был настолько глуп, чтобы забрать всё сразу, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог.

Поздновато опомнился! Теперь ему придётся изобрести машину времени для этого, может даже к доктору Эмметту Брауну обратиться за помощью.
за ВСЕ прочие проекты CD Project торчат ему роялти в размере от 5 до 15%, что приблизительно равно годовому бюджету твоего мухосранска, дорогой читатель.

Автор ты дурак или прикидываешься? В какой дыре ты живешь, что годовой бюджет твоей деревни меньше вышеуказанных %?! Например расходы из бюджета Новосибирска на 2018 год равен 42,2 млрд рэ (прим 630$ млн). Ты хочешь сказать, что вышеуказанный % больше расходов Новосибирска в 2018 году?! Все три части вместе не принесли более 350$ млн... Вводишь в заблуждение читателей!
B
i
u
Спойлер