на главную
об игре
Call of Duty: Modern Warfare 25.10.2019

Почему Call of Duty: Modern Warfare сняли с продаж и при чем тут политика

После решения российской PlayStation снять с продажи Call of Duty: Modern Warfare возникают определенного рода вопросы. Виноваты наши депутаты? Или игра собирается сделать значимую политическую декламацию? Как вообще проект будет изображать Россию? Разберемся в этом материале.

13 сентября стало известно, что ожидаемый ремейк культовой подфраншизы Call of Duty: Modern Warfare не будет продаваться в российском PlayStation Store. Многие связывают это событие с политической тональностью игры — тем, как в ней показаны «Белые каски», по мнению РФ имеющие связи с террористическими организациями, и, возможно, даже сама Россия. При этом отечественные политики относительно самого проекта пока высказываний не делали.

Почему? Call of Duty: Modern Warfare еще не вышла на прилавки магазинов, о сюжете игры известно мало и однозначные заявления сейчас давать попросту не о чем. Решение снять игру с продаж было принято самой PlayStation — возможно, компания знает чуть больше остальных, что и заставило ее так поступить. Например, о событиях сюжета и подробностях отображения в ней различных политических сил. Или о настроении относительно проекта в высших эшелонах России, ведь, скорее всего, на релизе вокруг Modern Warfare затеется большая буча. Не будем гадать: лучше проанализируем, способна ли эта игра действительно сделать какое-то громкое политическое высказывание.

Наверняка многие вспомнят, что аналогичная буря образовалась вокруг одной из частей именно этой серии — Call of Duty: Modern Warfare 2. Миссия в аэропорту «Ни слова по-русски» не забыта даже сейчас. А уж тогда едва ли не каждый политический деятель норовил высказаться о том, как американская пропаганда показывает нашу страну. Рядовым же игрокам было скорее все равно: Modern Warfare 2 была настолько крута, что на политический подтекст в ней внимание обращать оказалось попросту некогда. Подумаешь, что члены российской радикальной группировки расстреливают целый аэропорт со спешащими на рейс россиянами, маскируя теракт под работу американцев. Пусть сцена была крайне противоречивой, но насколько неожиданной и удивляющей была ситуация, в которой оказывался геймер! К тому же, это ведь просто игра. Мы знаем, что это вымысел — так ведь? Да, но не совсем.

Пожалуй, крайне остро суть происходящего сформулировал российский писатель Виктор Пелевин в своем культовом романе S.N.U.F.F. Я опущу часть подробностей и приведу лишь небольшой отрывок. Целиком прочесть этот яркий и остроумный диалог можно здесь.

— В Прописях Маниту сказано, что Маниту возжелал приблизить людей к своему чертогу и подарил им два магических искусства. Они назывались «кино» и «новости». С их помощью можно заставить человека увидеть любой мир, настоящий или выдуманный. Но есть черта, разделяющая реальность и фантазию. Она же отделяет кино от новостей. Если говорить грубо и упрощенно, новости показывают то, что на самом деле. Кино показывает то, чего на самом деле нет. Вместе они много раз приводили мир к войнам.

— Почему? — спросил Грым.

— Потому что маги древности управляли реальностью, манипулируя этими искусствами. Они часто смешивали их или вообще меняли местами, выдавая кино за новости, а новости за кино.

— Я понимаю, как можно выдать кино за новости, — сказал Грым. — Это когда в новостях показывают такое, чего не было. Или… вроде бы было, но неправда… Но как можно выдать новости за кино?

— То же самое, только наоборот. Это действительно почти одно и то же. Люди в древности много работали, и у них было только несколько часов в неделю, чтобы расслабиться перед экраном. Кино служило для них энциклопедией жизни. Люди брали из кино все свои знания. Часто это был их главный источник информации о мире. Поэтому, если в кино какой-то народ постоянно изображали сборищем убийц и выродков, это на самом деле были новости. Но их выдавали за кино.

Думаю, не нужно объяснять, насколько емко в главной религиозной книге людей будущего описан механизм действия кино и новостей. Кино, пусть и заранее воспринимается зрителем как выдуманная история, все равно формирует некую повестку. Пусть и не так детально, как новости, но все-таки окрашивает реальность в тона заданных цветов, создавая общий фон. И вряд ли нужно кому-то рассказывать, как обычно показывают в зарубежном кино Россию. Если вы считаете, что игры и кино — вещи разные, то в данном случае они представляют собой одно и то же и выполняют одинаковую функцию, являясь равноправными единицами одной и той же медиасреды.

И если мы, россияне, воспринимаем такой месседж скорее как балансирующую на грани этики «клюкву», то люди на западе черпают информацию о нас исключительно оттуда — из кино и новостей. И получают устойчивое представление об опасных, подлых и агрессивных русских, которое зачастую не смывается даже личными контактами с достойными представителями нашей страны. Так что да, Call of Duty: Modern Warfare 2 определенно делала некое политическое заявление. Как несомненно сделает его и перезапуск. Или, по крайней мере, замаскирует его, ведь Россию в игре уже спешно переименовывают на Кастовию, чтобы не потерять огромный рынок сбыта.

Это дает почву для создания разного рода конспирологических теорий, но реальность такова, что американский рупор новостей и кино — механизм самообучающийся. Вряд ли какие-то злые политики приказывают разработчикам вставить в игру сцену, дискредитирующую Россию, зная о том, насколько массовый это источник вещания. Инфополе сформировано очень давно, а разработчики Call of Duty: Modern Warfare скорее по всем правилам постмодерна будут создавать симулякры, цитируя, к примеру, короткометражку Netflix. Без особой цели — просто такова повестка и, возможно, представления самих разработчиков.

Ну и все-таки давайте отметим, что холодная война закончилась не так давно. И она ведь не то чтобы окончилась: скорее превратилась в более легкий формат информационной. Дает ли Россия Америке причины показывать нас именно таким образом? Давайте лучше вы расскажете нам об этом в комментариях.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Нулевая информативность блога поражает. Это надо иметь талант чтобы сказать так много и одновременно ничего.

12

Игра, как игра, не пользы, не вреда. Продолжаю наслаждаться бетой... =)

-3