на главную
об игре
The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay 01.06.2004

Игорь Крутой: The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

"Starbreeze Studios и Tigon Studios это удалось! Вверенная им лицензия на одноименный фильм превратилась в потрясающе красивое действо, насыщенное спецэффектами последнего поколения, чарующей игрой света и тени"

- Александр Подобаев, Gameguru (8,9/10)

"Перед вами — рассказ о том, как приставочный шутер, созданный по мотивам двух безвкусных фильмов, подкрался к великой троице претендентов на звание лучшего шутера-2004 и вырвал у них победу в метре от пьедестала"

- Владимир Горячев, Absolute Games (93%)

"Кто бы мог подумать, что игра, разработанная компанией, которая совсем недавно “отличилась” кисленькой Knights of the Temple, и основанная на фильмах, единственным достоинством которых является сам Вин Дизель, станет одним из лучших экшенов ушедшего года и с легкостью заткнет за пояс претенциозный Doom 3?"

- Игорь Варнавский, "Игромания" (9,5/10)

"Ты боишься темноты? Я не боюсь. Это темнота боится меня"

- Ричард Б. Риддик

Март 2004 года. Буквально на днях состоялся оглушительный релиз шедеврального Far Cry от молодой и неопытной немецкой студии Crytek. До выхода Doom 3 остается еще пять месяцев и восемь - до Half-Life 2. Малоизвестная компания Starbreeze Studios, за шесть лет своего существования успевшая отличиться сносной стратегией The Outforce, спорной экшен-РПГ Enclave и неплохой адвенчурой Knights of the Temple: Infernal Crusade, анонсирует The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - шутер от первого лица по мотивам предстоящего фильма Дэвида Туи "Хроники Риддика" с Вином Дизелем в главной роли, разрабатывающийся совместно с Tigon Studios.

Это интересно: Tigon Studios (англ. студия "Тигролев") была основана Вином Дизелем в 2002 году. Кроме "Риддика", студия также выпустила клон GTA - The Wheelman. Главную роль в игре исполнил... Угадайте кто? Правильно, Дизель.

В декабре 2002 года Universal Studios выделила грант Vivendi Games на создание игры по "Хроникам Риддика". Та, в свою очередь, переложила всю ответственность на плечи безусой, но амбициозной Starbreeze Studios. И, как говорится, пошло-поехало.

Перво-наперво, разработчики отказались от тупого переложения событий фильма на игровую основу и решили делать приквел, но не к "Хроникам", а к их приквелу - "Черной дыре" (получается своеобразный приквел к приквелу), что развязало сценаристам руки. Посмотрев фильм 1979 года "Побег из Алькатраса", они поместили Риддика в тюремный сеттинг. При конструировании стелс-механики, шведы (а Starbreeze Studios располагается в Швеции, городе Уппсала) ориентировались на Splinter Cell. Некоторые другие геймплейные элементы были перенесены прямиком из классики Nintendo 64 - шутера GoldenEye 007.

Это интересно: star breeze переводится как "звездный ветер".

Начальная сцена, где главного героя под конвоем сопровождают до его камеры, одновременно демонстрируя "красоты" тюрьмы особого режима "Бухта Мясника", стала эдаким реверансом в сторону Valve и ее поездок на поезде, предваряющих Half-Life и Half-Life 2.

Боевая система (одна кнопка отвечает за удар, другая за блок) перекочевала из Punch-Out!! - серии файтингов от Nintendo.

Это интересно: саундтрек к игре написал штатный композитор Starbreeze Studios - Густав Грефберг, также известный под псевдонимом Lizardking.

От мультиплеера Starbreeze Studios отказалась, объяснив это тем, что "для создания такого режима нужна вдвое большая команда и еще год разработки". А время, как вы уже знаете, у них было ограничено - следовало было отправить готовый проект на золото к выходу на экраны "Хроник Риддика", т. е. до 11 июня 2004 года.

Вин Дизель подарил внешность и голос своему игровому прототипу, кроме того, актер посоветовал урезать количество фраз, произносимых Риддиком, сказав, что он "слишком много болтает". Сюжет, дизайн персонажей, сцена, показывающая, откуда у протагониста появилось его необычное зрение - все это создавалось под строгим присмотром Дэвида Туи.

Это интересно: в озвучке также поучаствовали Дуйат Шульц (он же Эдди Белка из "Котопса"), Коул Хаузер (Картер Верон из "Двойного форсажа"), Xzibit (ведущий "Тачки на прокачку"), Рон Перлман ("Война. Война никогда не меняется", - это его слова) и Майкл Рукер (Роберт Маршалл из "Шестого дня").

Шведы хотели внести в игру элементы РПГ, но отзывы бета-тестеров показали, что это неудачная идея. Среди других купюр, по каким-либо причинам не дожившим до релиза, были электрический кнут у охранника Эббота и 25-минутная финальная битва с боссом. Также в процессе разработки Starbreeze Studios была отвергнута PS2-версия игры.

Это интересно: в игре есть встроенный редактор уровней, объединяющий в себе сразу четыре редактора: по созданию модели, ее текстурированию, присваиванию анимационного скелета этой модели и работе с архивами текстур.

В Escape from Butcher Bay используется нормал-маппинг, позволяющий покрывать модели с малым количеством полигонов высоко детализированными текстурами; это увеличивает визуальное качество без жертвования кадровой частотой. Из других графических новшеств стоит отметить динамическое освещение с попиксельным стенсильным затенением и самозатенением.

Итак, в мае на E3-2004 Дизель презентовал и кино, и игру, а уже 1 июня (за 10 дней до начала проката фильма) на территории Северной Америки стартовала розничная продажа заветных коробок для Xbox с лысым убийцей на обложке.

Заметив, что игра расходится как горячие пирожки, Vivendi Games заявила, что в скором времени Риддик навестит персональные компьютеры, и не обманула - уже 3 декабря состоялся релиз The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - Director's Cut. Владельцы ПК получили ту же игру, но с более высоким разрешением, комментариями разработчиков, тремя новыми сигаретными пачками и новым уровнем, где Риддик, сидя в роботе, крушит все вокруг (если память мне не изменяет, то этот уровень находится ближе к концу игры).

Теперь пара слов о приеме "Хроник Риддика" критической прессой и обычными геймерами. GameCritics и Thunderbolt поставили игре максимальный балл. На основании 84 рецензий, Metacritic оценил Xbox-версию Escape from Butcher Bay в 89 баллов, порт на ПК же заслужил 90 баллов из ста возможных. На церемониях Golden Joystick Awards-2004 и Spike TV's Video Game Awards-2004 творение Starbreeze Studios выиграло в номинациях "Невоспетый герой года" и "Лучшая игра по фильму" соответственно. Также игра получила титул "Выбор редакции" сразу от трех изданий: IGN, GameSpot и GameSpy. Тот же IGN назвал ее "Лучшей ПК-игрой декабря 2004 года" и разместил на 27 месте в списке "Лучших шутеров от первого лица" и на 12-ом - в списке "25 лучших игр для Xbox всех времен и народов". В подобном топе, но от Game Informer, "Хроники Риддика" заняли уже 8 место. Computer and Video Games включили Escape from Butcher Bay под номером 98 в свой список "Лучших ПК-игр всех времен и народов", а GamesRadar упомянули ее в "Топ-7 крутых игр по фильмам".

В 2009 году шведы выпустили полноценный ремейк и аддон к игре, получивший название The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena. Иначе говоря, если графическое исполнение оригинала кажется вам слишком устаревшим, то вы можете начать свое знакомство с Риддиком именно с "Атаки на "Темную Афину" - внешне она выглядит вполне сносно, а геймплейно ничуть не отличается от первоисточника.

Это плохо: Assault on Dark Athena оптимизирована из рук вон плохо. Запустив ее на своем компьютере, я с разочарованием узнал, что игра 5-летней давности дико тормозит на высоких настройках.

После "Хроник Риддика" Starbreeze Studios еще не раз радовала нас отличными проектами: мрачной The Darkness, киберпанковским Syndicate, сказочной Brothers: A Tale of Two Sons. Искренне желаю шведам удачи во всех их свершениях.

Так, что же сказать в заключение? "Краткость - сестра таланта", - подсказывает мне Антон Павлович. Ну как с этим не согласиться? Итак, буду краток: The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - лучшая игра по кинолицензии. До сих пор никто так и не переплюнул работу Starbreeze Studios и не скоро это кому-нибудь удастся. А может и никогда, кто знает?

В предыдущем выпуске:
В следующем выпуске:
Комментарии: 27
Ваш комментарий

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - После 10 лет. Смотрится отлично даже на современных компах.

23
17

"Перед вами — рассказ о том, как приставочный шутер, созданный по мотивам двух безвкусных фильмов........ Нормальные фильмы..чё гоните........=Что первые 2, что последний....

14
В следующем выпуске:

Иосиф Кобзон: Mafia: The City of Lost Heaven

12

Поддерживаю Капитaн Котэ. Блог существовал и назывался точно также. Andrеw А ничего, что тот же Arkham Asylum делался на основе комиксных серий? Ах, хотя кому я всё это говорю. Да да, бетманы делались по фильму Нолана. Пусть так оно и будет.

10

А игорь то и вправду крутой. Проходил на одном дыхание. 10 лысин из 10

10

Честно говоря, я сам с этой игрой познакомился не больно-то и давно. В 2004-м я о ней и слыхом не слыхивал. Ну а потом если слышал - то не обращал на неё ни какого внимания. Ну тут причины понятны: проект по кинолицензии - притом и само кино так себе (правда, "Кромешная тьма" всё же довольно неплохой кинчик). Ну и вот как-то раз одногруппник спросил меня: "Ты в Риддика играл?". Ну я такой: "Нет. А чё, должен был?". И тут на меня посыпалась гора возмущений: мол, как такую гениальную игру можно было пропустить? Ну и я, в общем, потом в инете почитал про "Риддика", репу почесал - и понял: действительно - как так?! Спустя сколько-то времени мне этот одногруппник даже диск притащил (ага, как в былые времена :D) с Assault on the Dark Athena. Ну, в общем, установил, час поиграл (в Escape from the Butcher Bay HD)... И ПОНЯЛ, ЧТО ЭТА ИГРА ПРОСТО СОЗДАНА ДЛЯ МЕНЯ. Настолько крутой, хладнокровной и циничной игры я, наверное, ещё никогда не встречал! А чего стоит вся эта зековская атмосфера: тюряга, сиги, заточки... Ну и мало того, что игра сама по себе жёсткая - так она ещё и хардкорная. Играя на сложном уровне, я на некоторых моментах, бывало, минут на 40 застревал - и, о боже, мне это нравилось! К тому же игра никогда не застаивается на месте: одна годнота постоянно сменяется другой. Только начинаешь чувствовать, что херачить зеков пером начинает надоедать - берёшь пушку и уже валишь тюремщиков. Надоело валить тюремщиков - а на-ка тебе мутантов да инопланетян. Надоело уже всё? Садись в робота и устраивай ракетно-пулемётный трэш!) Не хватает только каких-нибудь ещё гонок на багги - ну да ладно. Не соскучишься, в любом случае. Короче, оцениваю я эту игру в 9.5/10. За что -0.5? А за отсутствие адаптации под ПК-аудиторию: 1) нет квик-сейвов (а они в такой игре должны быть); 2) этот богомерзкий консольный "кольцевой" инвентарь (вместо распределения всех предметов по клавиатуре). Dark Athena тоже вполне ничего - хотя, конечно, 1-й игре во многом проигрывает. Но своих сильных моментов тоже полно. Теперь вот сижу, жду продолжения - мост к событиям "Кромешной тьмы"... и чё-то пока безуспешно... :"(

8

Капитaн Котэ Ты про этот блог? http://www.playground.ru/blogs/chronicles_of_riddick_escape_from_butcher_bay/istoriya_personaga_riddik_filmi_i_igra-111036/ Andrеw А к какому именно фильму они относятся?

7

Andrеw А можно узнать, по какому кину сделали Ватмана аз и аа?

7

Помню 2004 год был очень и очень жарким)) Вернутся бы в него с амнезией, и заново все пере пройти)

6

666BirdOfHermes666 Помню 2004 год был очень и очень жарким)) Вернутся бы в него с амнезией, и заново все пере пройти) Амнезию ты можешь и в этом году перепройти.... =)

6

Mafia: The City of Lost Heaven любимейщая. >10 раз прошел

5

Эта игра по атмосфере будет получше самих фильмов..Честно, нигде такой непредсказуемой и мрачной атмосферы в играх и уж тем более в шутерах я не видел. Как говорится, одна единственная в своем роде. Обязательна к ознакомлению.

5

[Partisan] В оригинале быстрые сохранения есть. Ты, видимо, играл в ремейк на обновлённом движке, и там их действительно нет.

5

Бесил только эпизод где нужно отстреливать какую то нечисть в канализации, как прям в Halo Combat Evolved бесил момент с отстреливанием лопающихся упырей.

4

_Irbis_ чОрт. Тогда буду переигрывать в оригинал.

4

Капитaн Котэ Брок Самсон Никак не могу найти.

3

Andrеw А если по секрету, то по какому фильму они сделаны?!

3

_-Nomad-_ нет, был блог о крутом и риддике

2

как бе, да, фильмы так себе на один раз, а игры получились годные с хорошей оптимизация, первая плавно шла на моем динозавре athlon xp1800 gf6600 256mb

2

В следующем выпуске "Mafia". УРА!

1

жду новую игру про Риддика

0

Лучшая игра по кинолицензии это Batman AA и AC

-28