на главную
об игре

Все доступные концовки в Clair Obscur: Expedition 33 и как их получить

В мире Clair Obscur: Expedition 33 границы между реальностью и искусством стираются — буквально. Здесь судьбы персонажей переплетены с полотнами, где краска — это не просто пигмент, а выражение памяти, боли и выбора. Финал истории ставит перед игроком трудное решение: не просто выбрать сторону в последней битве, но и определить, каким будет смысл жизни для героев — убежать в иллюзию или принять правду, как бы горька она ни была. Гайд ниже поможет разобраться, как работают эти выборы, какие сцены за ними скрываются и какое будущее они несут для героев.

Этот материал подробно объясняет, чем отличаются два возможных завершения в Clair Obscur: Expedition 33. Концовки сильно различаются не только по сюжету, но и по эмоциональному тону. Сделанный выбор навсегда меняет дальнейшую судьбу Маэль, Версо и остальных героев. Каждое решение влияет не только на развязку, но и на итоговый смысл всей экспедиции. Внимание: ниже содержатся важные сюжетные повороты. Чтение рекомендуется тем, кто уже прошёл большую часть игры или сознательно хочет узнать возможные финалы заранее.

Как развивать отношения персонажей в Clair Obscur: Expedition 33 и что это даёт

После победы над Ренуаром

Заключительный выбор становится доступен сразу после того, как Версо одерживает победу над Ренуаром и возвращается в Люмьер. Через открывшийся портальный разлом Версо попадает обратно на Полотно, где встречает Нарисованного мальчика и Маэль. Между Версо и Маэль начинается острый спор о судьбе последней: стоит ли покинуть иллюзорный мир Полотна ради подлинной жизни с настоящей семьёй, или остаться среди созданных воспоминаний, где уют, гармония и дружба всегда под рукой.

Версо начинает цитировать размышления Ренуара о природе Полотна, приводя аргументы в пользу выхода в реальный мир. Напряжение между героями нарастает. Оба вынимают оружие — не по злобе, а потому что их идеалы несовместимы. Здесь игроку и предстоит принять важнейшее решение: сражаться от лица Маэль или от лица Версо.

Выбор: сражаться за Маэль

Маэль в Clair Obscur: Expedition 33 - лучшие пиктосы и советы по игре

Если выбран вариант «Сражаться за Маэль», игроку предстоит одолеть Версо в поединке один на один. После победы Версо с отчаянием просит остановить написание мира, произнося: «Я не хочу такой жизни». Маэль в ответ со слезами на глазах умоляет попытаться жить той жизнью, которая у них была украдена в реальности. В этот момент Версо начинает рассыпаться — происходит так называемое «гоммажирование» (исчезновение, стирание из Полотна), и Маэль остаётся одна.

Эпилог: Жизнь, которую стоит нарисовать

Действие возвращается в Люмьер. Жители города собираются в оперном театре на представление. Люнэ жестом зовёт Маэль присоединиться, и та садится рядом с Сиэль и её супругом. К ним присоединяются Гюстав и Софи. Свет в зале гаснет, и на сцену выходит Версо, который, несмотря на своё исчезновение, появляется в этой сцене — возможно, как воспоминание или творческий образ. Он подходит к пианино, колеблется, смотрит на присутствующих и замечает, что глаза Маэль стали покрываться краской так же, как когда-то глаза Алин. Это символическое напоминание о том, что граница между реальностью и иллюзией по-прежнему остаётся тонкой. После этого Версо возвращается к инструменту и начинает играть мелодию.

Выбор: сражаться за Версо

Версо Clair Obscur: Expedition 33 - особенности геймплея и улучшения

Если выбран путь «Сражаться за Версо», Маэль становится противником в финальной битве. После победы Версо утешает рухнувшую Маэль, которая, плача, начинает гоммажироваться. Он говорит ей, что, вернувшись в реальность как художница, она никогда больше не будет вынуждена жить жизнью, которую не выбирала. Постепенно Маэль исчезает.

Следом за ней исчезают Моноко и Эски, обняв Версо. За ними исчезают Сиэль, затем Люнэ. Версо остаётся один, берёт за руку Нарисованного мальчика, и они вместе уходят в неизвестность — и тоже исчезают.

Эпилог: Жизнь, которую стоит полюбить

Действие переносится в реальный мир. Оставшиеся в живых члены семьи Дессандр — Алисия, Ренуар, Алин и Клеа — стоят у могилы Версо. Они, наконец, находят в себе силы разделить скорбь и пережить утрату вместе. Когда все расходятся, Алисия остаётся одна. В этот момент перед ней появляются призрачные образы её спутников из экспедиции. Они прощально машут рукой, а затем один за другим гоммажируются — исчезают навсегда.


Обе концовки Clair Obscur: Expedition 33 пронизаны философскими размышлениями о реальности, памяти, боли и силе искусства. Одна завершает историю надеждой на новую жизнь, несмотря на утраты. Другая — тихим принятием утраченного и прощанием с теми, кто жил в сердце и краске. Вне зависимости от сделанного выбора, финал оставляет глубокий след, подводя итог всем темам, которые игра поднимала с самого начала.

Все интересные пасхалки в Clair Obscur: Expedition 33
Комментарии: 24
Ваш комментарий

Забавно, когда пишут обзор концовок но при этом сами их до конца не понимают. В концовке Маэль - ее глаза покрываются красками потому что она начинает перерисовывать мир. Маэль перерисовала Версо в свою версию, без его наклонностей о смерти. Когда он пришел к пианино - он начал колебаться (судя по всему потому что она его перерисовала не идеально, из-за того что немного изменила его личность) и Маэль использовала силу художницы чтобы заставить его играть, поэтому у нее потекли глаза. Это никакое не напоминание, а показатель того, что Маэль сделала для себя свою версию Версо и частично управляет ей. А так же хочу немного продушнить, но в той комнате где вы выбирали сторону Версо или Маэль, это бы не просто нарисованный мальчик, это был осколок души реального Версо, который в детстве (собственно поэтому он мальчиком показан) нарисовал эту картину.

Концовка за Версо, как по мне, более логична и правильная.

Правильная, если смотреть с 3 стороны, а если смотреть со стороны Маэль, которая прожила полноценные 16 лет в том мире и поэтому для нее эти 2 мира реальны, то 2 концовка тоже логичная и правильная.

Тут уже каждый выбирает сам, как душа лежит. Лично я сделал выбор в пользу Маэль, но и концовка Версо тоже мне нравится

А кто вообще сказал что мир в котором они жили реален. Почему он так же не мог быть создан кем-то на подобие того полотна что рисовала их семья...

тут все склоняется к восприятию игрока. Нам всю игру показывали, что нарисованный мир со своими личностями и уже давно вышел за рамки картины, он живой. В конце нам нужно сделать выбор: Если мы признаем, что мир картины это живой мир с живыми людьми то Выбираем Маэль, т.к ее выбор спасает целый мир, ценой ее жизни в реальности. Если за всю игру мы не признаем нарисованный мир живым - выбираем Версо. Но в выборе Версо стоит учесть, что это самое эгоистичное что только может быть. У тебя один Версо решил судьбу ВСЕХ на холсте, просто потому, что ОН не хочет жить (о чем и говорит перед распылением)

На самом деле это довольно таки философский выбор. С одной стороны реальный мир, с другой стороны нарисованный, но от этого ничуть не менее реальный, сама Маель прожила в нем и не выкупала, что это «матрица» хотя и чувствовала себя там чужой, о чем много раз говорила.

Во-первых - автор даже элементарное сделать не смог, не то что понять концовки, но даже тупо не следил за тем, что говорят персонажи, но ниже комент об этом уже написал, так что не буду дальше душнить.

Во-вторых - в этой игре все две концовки плохие. Нет не одной хорошей.

В концовке за Маэль, старший брат остаётся страдать в картине, причём что иронично попадая под контроль младшей сестры (Маэль). В этом конечно куче иронии. Да и Маэль медленно умирает и что хуже становиться своей матерью, чего она кричала что не случиться.

Что касается второй концовки, то там мало того, что убили всех живых существ в отдельном мире, так ещё и Маэль осталась в одиночестве страдать. В реальной жизни она словно мертвец. Даже врагу такую жизнь не пожелаю.

Как по мне - из этих двух концовок, вот эта худшая. Тут лишь из положительного то, что отец и мать помирились и будут жить дальше, и так же старший брат наконец обрёл свободу и может спокойно упакоиться.

А вот если бы в концовки Мелкой, она не стала бы воскрешать старшего брата и промывать ему голову, смирившись наконец с его смертью, то эта была бы хорошей концовкой. Да, она бы в конце умерла, но во-первых она бы прожила в картине достаточно времени, уж точно больше обычных людей. А во вторых, в картине у неё хотя бы была жизнь, в отличии от реальности, где она просто труп.

В общем, по сравнению с основной игрой, концовки немного слабые. А точнее нужно было добавить хотя бы одну хорошую концовку. Да и Гюстова слили очень тупо, что меня сильно напрягло, как и неприятно поступили со всей нарисованной семьёй. Особенно жалко было младшую сестру. Ребенок и так всю жизнь страдал из-за ошибки главной героини и жестокости матери, а тут ещё...ай, ладно. Хрен с ними.

Как не крути, но игра вышла очень хорошей. Точно буду голосовать за неё как за игру года и тем более за Лучший сюжет. Ещё можно заблучшую музыку.

Базу прогнал, бро. К слабостям концовки, могу еще отметить - совершенную неважность отношений с персонажами. Да, мы типа качаем градиент атаки... Однако, Сиель просто пришла и расстворилась, даже не коснувшись Версо, а Люнэ так вообще даже не зашла... При этом, я как бы помню в лагере, что мы типа не разлей вода, скрепы подобные монолиту. Я бы, на месте разрабов, за эти квесты и фулл отношения с персами - и сделал бы хорошую концовку.

Зачем спойлерить?

Игра восхитительная , сюжет закрученный , интригующий . Я жду не дождусь узнать , что же будет дальше.

Если вам хочется описать все концовки , то конечно , я не против . Будут читать люди которым это интересно и которые прошли игру.

Только зачем вы ставите фотографию на которой спойлер!?🙁

100 дизлайков от меня

Выбрал в конце Версо. Да, эгоистично, но это и шанс новой жизни для Маэль/Алисии, и освобождение... Единственное, что смутило в концовке за Версо - это дата смерти оригинального Версо Дессандра: 33 декабря.... Как бы намекают, но вот на что?

P.s.: И мне кажется, что 3 концовка есть, но слишком запрятана. В конце-концов, даже после полного прохождения, осталось много вопросов как по части некоторых событий в игре, так и по части некоторых предметов/локаций.

Отличная жызнЪ, бро) Дышать больно, говорить не может, глаза нет, фулл апатия к миру, чувство потери, да и мать тебя ненавидит, а сестра буллит... Спустя месяц-два - роскомнадзор и батя в трауре, а мать бодрячком, ведь ненавистная дочь померла.

А вот в концовке за Маэль что за ребенка она держит за руку?

как я понял она по новой нарисовала Версо

Вот я тоже так подумал, но потом он на сцене появился. Короче неочевидно как-то.

Скорее всего это или самый эмоциональный ученик Гюстава или его сын. Т.к в прологе мы помним, что нам намекнули, что Гюстав с Софи разошлись из-за вопроса ребенка. Софи не хотела в погибающий мир приводить детя, чтоб он рос без родителей да и не долго. Тут же мы видим, что Гюстав и Софи вместе. Да и Маэль, имхо, выше чем была (с чего можно предположить, что прошли года). Вряд ли это осколок души Версо, иначе это был бы самая позитивная концовка

Собрались все душничи планеты, главный душнич вдруг сказал:

Вот в посте/коменте не поняли концовку, НО Я всё понял....

Я один не понял какую цену нужно платить за пребывание в холсте? Если выбрать Версо, то предки освобождаются от 67-го заточения и выглядят здорово. Мб имеется в виду восприятие мира и т.п. Ещё не понял как хронометраж работает, но что точно, так это в Холсте время течёт быстрее. Вот пару ответов получить и вся картина складывается.

А вообще после 2-го прохождения стал считать Версо лицемерным лживым мудаком. Он вместе с отцом свою экспедицию убил, потом ещё последующую. По началу так совсем хотел освободить мать, чтобы она обратно всех нарисовала, а не наоборот. Специально дал убить Гюстава, зная, какую боль это причинит Маэль. Так ещё и 33 вокруг пальца обвёл. А всё потому, что он устал от этой жизни и плевать хотел на всех остальных жителе этого мира. За Маэль мне кажется вообще не переживает, даже его последние слова были обращены к ему самому. Мб не так что-то понял, но его совсем не жалко.