на главную
об игре
Command & Conquer: Red Alert 2 26.10.2000

Игры, по которым мы скучаем. Red Alert 2

В конце 90-х – начале 00-х казалось, что жанр стратегий в реальном времени никогда не умрет. Во многом этому мнению способствовала деятельность компаний Blizzard, Creative Assembly, а также Westwood Studios, создателей знаменитой Dune II и серии игр Command & Conquer.

Изначально маленькая студия занималась портированием игр и операционных систем для ПК. Позднее было решено перейти к разработке собственных игр. Именно Westwood первыми придумали и реализовали в «Дюне» основы RTS: свободный обзор с помощью мыши, туман войны, сбор ресурсов, прямой контроль над каждым созданным юнитом, а также концепт сюжетной компании с выбором сторон и постепенным появлением новых типов войск.

Закрепила успех студии серия Command&Conquer – история о борьбе войск ООН и Братства Нод за контроль над инопланетным ресурсом тиберием. Первая игра вышла в далеком 1995 году и стала довольно популярной,  значительно повлияв на восприятие жанра публикой. 

«C&C был построен на концепции «перехитри другого». Мы хотели, чтобы игроки как можно быстрее усваивали правила игры, а затем веселились, удивляя себя и своих друзей. Похоже на файтинг с особыми приемами – вы всегда можете случайно проиграть», – так описывал работу над игрой Бретт Сперри, руководитель студии.

Но такая игра не всем пришлась по душе. Мир, где все завязано на непонятной субстанции, был довольно чужд рядовому игроку: не хватало идеологии, причины для ведения боевых действий, а обычная борьба за ресурсы не могла надолго увлечь геймеров. Знатоки жанра стратегий, может быть, и спокойно принимали подобную сюжетную подоплеку, но как заинтересовать игрока, который оценивает игру по обложке и описанию на диске?

Red Alert открыла Command&Conquer широкой аудитории

Решением стала первая Red Alert в сеттинге альтернативной истории. Изначально Сперри хотел игру с большим уклоном в реальность: «Я хотел воссоздать Вторую мировую [вместо Red Alert]. Ужасную, грубую, злую – показывающую все ужасы войны. Немцы должны были быть в роли плохих парней». Однако концепт был переработан.

По сюжету, Альберт Эйнштейн создал машину времени и убил Гитлера, а Вторую мировую начал Советский Союз под руководством Сталина. В итоге геймеры высоко оценили стратегию, где вместо тиберия основным ресурсом стали обычные деньги, а вымышленный конфликт заменило переосмысление войны, знакомой практически каждому.

Red Alert собрал солидную кассу – около 340 тысяч проданных копий за год и прибыль в размере 16,5 миллионов долларов. Зарубежные критики наперебой хвалили дизайн уровней, разнообразие юнитов, а также графику и саундтрек. Даже сейчас многие игроки называют игру лучшим представителем жанра RTS. На сайте Metacritic пользователи поставили ей 8,8 балла – у киберспортивной StarCraft II, вышедшей 14 лет спустя, оценка лишь 8,2 балла.

Но были и проблемы – баланс юнитов откровенно страдал из-за наличия морских сражений, опыта работы над которыми у разработчиков еще не было. Кроме этого сценаристы усиленно пытались вплести игру в лор оригинальной Command&Conquer, вышедшей годом ранее. В дальнейшем было решено определить Red Alert в отдельную ветвь. И уже во второй части разработчики дали полную волю фантазии.

Было все – музыка, баланс, сюжет. Даже живые актеры!

В первой части США победили и принесли в Союз немного демократии, но все изменилось. Советский премьер Романов инициирует вторжение в США, президент бьет по красной кнопке и – фиаско! Америка остается без ядерного щита: используя технологии контроля разума, русские взрывают ракеты, не дав им даже взлететь. Спасти американскую нацию способны только вы. Хотя, впрочем, можете и уничтожить. Вы же помните, что в RTS всегда можно выбрать сторону?

А еще здесь была ламповая пиратская озвучка

Все лучшее, чтобы было в серии, собрано воедино и доведено практически до совершенства:

  • Баланс здесь лучше, чем в Доте или Overwatch: каждый юнит доминирует лишь в одной области, вместе с этим имея слабые стороны. Создать армию только из одного класса солдат – обречь себя на поражение.
  • Кампания исключительно прекрасна – вы видите откровенный фарс, но вам он определенно нравится. Сначала вы смеха ради уничтожаете башни-близнецы и Пентагон, а потом делаете из Эйфелевой башни огромную Катушку Тесла. И это только первые 5 миссий за СССР!
  • Когда играешь в старые игры, глаз цепляется именно за несовершенство катсцен на движке игры – в низкополигональную графику нас практически тычут носом. Но Westwood заморозили время: благодаря видеовставкам с живыми актерами сюжет игры воспринимается свежо даже сейчас. Историю нам подают харизматичные (и, вместе с тем, карикатурные) персонажи, которых мы видим не только как объемных пикселей, но и как живых людей.
  • Развеселая клюква развязала руки геймдизайнерам и они уж оторвались по полной программе на обеих сторонах конфликта – их технологии и фишки сделали игру еще более атмосферной и стильной. Например, на вооружении СССР есть огромный кальмар, который с легкостью может потопить целый корабль. Капиталисты не отстают и супротив советских кальмаров отправляют отряд боевых дельфинов.
  • Westwood по большей части придерживались строгой военизированной озвучки, но в RA2 подарили каждому отряду индивидуальность. Слыша «Kirov reporting» в динамиках после постройки дирижабля Киров, вы понимаете, что скоро кому-то будут делать очень больно.
  • А фоном ко всему безумию является саундтрек от Френка Клепаки. Идея одного из самых популярных игровых треков пришла ему во сне: «Hell March просто пришел ко мне – однажды утром я проснулся и подумал написать металлическую песню под звуки марширующих сапог. Я поехал на работу, нашел запись марширования солдат и взял гитару. Это был первый рифф, который я сыграл. В тот день я работал допоздна». Включите это милитари-техно вашему Йоркширскому терьеру, и он станет настоящей боевой овчаркой.

Игру не оценили русские критики

После релиза в конце октября 2000 года Red Alert 2 не уходила из топов продаж в течении полугода – только в США разработчики выручили более 13 миллионов долларов. За первый год игру купило более 550 тысяч человек. Для сравнения, первые части Hitman и Counter-Strike, вышедшие в том же году, достигли того же числа проданных копий лишь спустя несколько лет.

При этом аналитики отмечали, что количество продаж Red Alert 2 могло быть значительно выше – всему виной пираты. Если даже сейчас, в век удобных цифровых магазинов и всевозможных защит, глава Ubisoft Ив Гиймо говорит о том, что лишь 10% геймеров платят за игру, а не пиратят, то что говорить о нулевых, когда в России (да и во многих других странах) понятие «лицензионная продукция» практически не существовало.

Иностранные издания в целом положительно восприняли игру. GamePro назвал Red Alert «лучшей RTS со времен StarCraft», а обозреватели IGN отзывались об игре как «об одной из самых изысканных и увлекательных стратегий». Кроме восторженных эпитетов в прессе, RA 2 удостоился и нескольких наград за лучший мультиплеер и лучший саундтрек.

В России же игровые журналисты гораздо прохладнее отнеслись к продолжению Red Alert. Так, Game.exe выпустил обзор под заголовком «Оно сдохло». Автор ужасался глупости сюжета, заявлял о вырождении серии Command&Conquer и поставил лишь три балла из пяти.

«Игромания» же оценила Red Alert 2 на солидные 8,5 баллов из 10, но о сюжете тоже отозвалась скептически: «…усилиями товарищей из Westwood продолжение культовой игры превратилось в... Шоу. Юмористическое шоу. Американское». Видимо, в начале нулевых такую сатиру воспринимали с трудом.

Но сатира была со смыслом

Однако игроки по-настоящему полюбили игру: диск с пиратским переводом RA 2 путешествовал из одного дома в другой, а геймеры знакомились с альтернативным миром Холодной войны – миром, где клюква была так сладка, а танки маскировались под деревья.

Разработчики жонглировали стереотипами как о русских, так и об американцах. Здесь и русский генерал Владимир, развлекающийся с девушками в джакузи, и президент США с секретаршей, ужасно напоминающей Монику Левински, и генерал Корвилль с типичными ковбойскими привычками, и спецагент Таня – женская копия Джона Макклейна из «Крепкого орешка».

Игра стала культовой как в США и России, так и в других странах. Причина проста: в Red Alert 2 разработчики дали игрокам качественный геймплей с сюжетом, где сами не выбрали сторону – сценарий высмеивал и СССР, и НАТО. Через призму сатиры нам показывали такую очевидную, но, вместе с тем, редкую в играх идею – насколько глупо выглядят люди, которые развязывают вооруженные конфликты.

Red Alert 2 – не RTS-вариант Call of Duty с «плохими русскими», это – нечто большее. Высказывание, на которое оказались неспособны многие другие игровые студии.

Westwood растворилась в EA

В 1998 году компания Electronic Arts купила Westwood Studios, а в 2003 закрыла, уволив людей, отдавших серии C&C всю свою страсть. EA самостоятельно выпустила третью часть Red Alert, которая оказалась лишь дешевой пародией. RA3 лишь во всем имитировал предшественника, не внося ничего нового.

Постепенно от Command&Conquer осталось лишь имя, которое компания стала усиленно монетизировать. На смену великой серии пришла условно-бесплатная мобильная поделка, на которую фанатам особенно 0y_tk1UFrDw больно смотреть.

Однако у всех нас все же остался оригинальный Red Alert и его великолепное продолжение. Энтузиасты поддерживают игру: живы серверы для мультиплеера, выходят различные модификации, и к Red Alert хочется возвращаться и спустя 18 лет.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

пока вы там "скучаете" я её с пол года назад как перепрошёл за 3 дня,скучайте дальше,может и стоит того.

4

Для чего скучать, если можно поиграть?

4