на главную
об игре
Command & Conquer: Red Alert 3 28.10.2008

"Советский медведь!" Почему Red Alert 3 - последняя великая RTS

Когда-то стратегии были гордостью индустрии. Их ценили любители шевелить извилинами и неспешно наслаждаться историей. Чуть ли не каждая студия мечтала показать класс, выдав RTS на века. Тем больнее наблюдать за угасанием жанра: сейчас зрелищность предпочитают глубине проработки, а простоту — вариативности. Red Alert 3, вышедшая ровно 10 лет назад, совсем из другого теста. Эх, какую EA проморгали!

Большой Брат следит за вами

Первую Red Alert в Westwood Studios создавали как приквел к масштабной Command & Conquer, без больших амбиций и цели затмить основную серию. «Клюкву» добавляли боязно, небольшими порциями: переживали, что она подмочит репутацию более реалистичной C&C.

Зря боялись. Бредовый сюжет и эстетика малобюджетной фантастики настолько понравились публике, что авторы решили сорвать предохранители и устроить праздник китча, кровавого беспредела и тотального помешательства. Вот почему Red Alert стала великой — как бы ни были хороши механики и прочая скукотища. Топить дрессированных дельфинов гигантскими кальмарами, поливать недруга коктейлями Молотова, разносить его базу танками «Апокалипсис» и ёрзать на стуле от зашкаливающей концентрации экшена, — за это мы полюбили «Красную угрозу»!

Несмотря на бесспорное обаяние первых двух частей, в них явно не хватало настоящего советского духа. Дизайнеры Westwood в лучшем случае черпали вдохновение из фильмов вроде «Красной жары» со Шварценеггером, а в худшем — просто переносили в игру субъективные представления о далёкой и некогда грозной державе. Но Electronic Arts, к которой перешли права на франшизу, такой халтуры себе позволить не могла. Прежде чем приступить к разработке, там изучили матчасть: архитектуру конструктивизмаплакаты Родченкоавангардное искусство и нереализованные проекты строений вроде «Дворца Советов» или «Дома Аэрофлота».

Третья часть стала эстетическим апофеозом серии. Кардинальных нововведений не завезли, зато полюбившееся — возвели в степень. На вооружении Союза — штурмовые медведи и робот «Серп», у Альянса — дельфин с ультразвуковым оружием, а у Японии — гигантские роботы, ниндзя с катанами и школьница, владеющая телекинезом. Разве не прелесть?

«Дом Аэрофлота» мог стать венцом сталинского ампира
«Дом Аэрофлота» мог стать венцом сталинского ампира

Сюжет тоже великолепен в своей нелепости и абсурдности. Союз на грани краха, советский народ голодает, армия истощена, экономика рушится. Полковник Черденко и генерал Крюков решаются на отчаянный шаг: на машине времени они отправляются в 20-е годы прошлого столетия и убивают Альберта Эйнштейна, чтобы не было ядерной бомбы. Но офицеры, нарушив пространственно-временной континуум, меняют и настоящее. СССР, захвативший почти всю Европу, теперь марширует на костях поверженного Альянса. А из тени выступает новый, невиданный враг — Империя Восходящего Солнца, устрашающая технологиями и стойкими солдатами, живущими по кодексу самурая.

Red Alert 3 — не просто клюква ради клюквы, а сложный и остроумный китч, где без подсказок узнаются мотивы и образы, знакомые каждому россиянину. Когда вся эта красота начинает искриться на экране под аккомпанемент великолепного «Soviet March», хочется натянуть на голову ушанку и подпевать армейскому хору. «Наш Советский Союз покарает весь мир от Европы к Неве на восто-ок!».

Вирусный кавер в лучших традициях

Голос из прошлого

Сотрудников Westwood всегда считали романтиками, которые искренне любят свою работу и отлично её делают. За восемнадцать лет они выпустили больше полусотни игр и ни разу не сели в лужу, —  почти каждая оказалась удачна и нашла своих фанатов. Разработчики из Лас-Вегаса бесстрашно брались за смелые опыты с жанрами: в их послужном списке соседствуют классический квест Blade Runner, небанальная RPG Nox и даже переосмысление «Монополии».

Но мировую славу им принесли стратегии в реальном времени. Они не изобрели жанр, но задали стандарты, на которые ориентировались все культовые RTS, от «Эпохи Империй» до первых «Варкрафтов». Создание базы, добыча руды, прокачка строений, найм юнитов и зрелищные сражения с вражескими фракциями — вот формула Westwood. Больше двадцати лет она считается эталоном, ведь ничего проще, удобнее и интереснее пока не изобрели.

В 2003 году великую студию закрыли, а за производство третьей части взялись в EA. Огромная корпорация уже тогда заработала одиозный статус и ставила прибыль выше прочего. Фанаты насторожились: мало кто верил, что такие прагматики удержат планку и не превратят любимую стратегию в бездушную коммерцию. Однако иногда чудеса случаются.

Именно капиталы EA послужили залогом успеха. Как ни крути, а там умели грамотно распоряжаться деньгами. Да и заработать на преданных фанатах «Красной Угрозы» издателю тоже хотелось.

В те годы жанр RTS уже переживал не лучшие времена. Основной целевой аудитории, молодым ребятам около двадцати, он стал не слишком интересен, а желающих тратить время и деньги на нишевый продукт было всё меньше. Казалось, что устаревшие стратегии пора приспосабливать для современного потребителя, снижая сложность и повышая количество зрелищ. Но не в этом случае. Red Alert собрала настолько огромную фан-база (из-за высоких продаж серия даже занесена в Книгу рекордов Гиннеса), что новые владельцы франшизы могли ориентироваться только на неё. Понравится преданным фанатам — считай, бюджет отбит.

Как сделать триквел, который примут поклонники первых двух частей? Правильно, убрать плохое и приумножить хорошее. Калифорнийские разработчики очень бережно отнеслись к наследию Westwood, за что их можно только поблагодарить.

Третья часть Red Alert — последняя классическая RTS, сделанная с уважением к канонам жанра. Своеобразные и необычные фракции, уникальные юниты и техника, затягивающая кампания и море возможностей для экспериментов над тактикой. Чего ещё надо для счастья?

Высокобюджетный цирк

Видеовставки с живыми актёрами (full-motion video, или FMV) перестали добавлять в игры ещё в 90-х. Даже во второй «Красной Угрозе», вышедшей в начале нулевых, они смотрелись чудаковатыми атавизмом. Но именно эти сцены в стиле кино категории Б создавали настроение и поддерживали общий градус сумасшествия.

FMV в третьей части — очередной повод похвалить Electronic Arts: вроде акулы бизнеса, а ничто человеческое не чуждо. Ведь в этот раз они решили угодить старым поклонникам и не лезть с нововведениями, о которых никто не просил. Форма осталась прежней, зато масштаб изменился. Очевидную бутафорию заменили на серьёзные декорации и спецэффекты, а кучку неизвестных лиц — на плеяду голливудских актёров.

Состав в триквеле, может, и не самый именитый, но в видеоиграх такие касты звёзд собирались редко. В сюжетном режиме встречались Тим Карри («Оно», «Шоу ужасов Рокки Хоррора»), Джонатан Прайс (Его Воробейшество в «Игре Престолов»), Джей Кей Симмонс («Ла-Ла Ленд», «Одержимость», «Тюрьма Оз»), Малкольм Макдауэлл («Заводной апельсин») и даже Джордж Такей — лейтенант Хикару Сулу в классическом «Звёздном Пути». И это если не упоминать пару десятков менее известных имён и нескольких топ-моделей, которых добавили, чтобы геймерам было совсем хорошо.

Страшно представить, сколько такая команда «откусила» от общего бюджета разработки. Однако признаём: оно того стоило. Где ещё вы сможете увидеть клоуна Пеннивайза в офицерском кителе, козыряющего фразами вроде «dirty svolotch»?

Да, последние эксперименты EA над франшизой C&C вызывают беспокойство за будущее легендарной серии. Это особенно печально, если вспомнить, что целевая аудитория стратегий — взрослые думающие геймеры, которых не подкупишь дешёвыми приёмами типа лутбоксов. Electronic Arts — огромная корпорация, в которой сидят неглупые люди. Будем надеяться, что они тоже это поймут и создадут продолжение, достойное своего имени.

Комментарии: 33
Ваш комментарий

Считать RA3 великой могут только те, кому, увы, сравнивать несчем, кто в глаза не видел ни RA2, ни, тем более, Tiberium Wars, которую, в отличии от RA3, наняли делать хотя бы не школьников, а вполне себе толковых дизайнеров Вот ваша вырвиглазная игрушечная Command & Conquer: Red Alert 3:

Спойлер

И вот полноценная Command & Conquer 3: Tiberium Wars, вышедшая годом ранее:

Спойлер
7

strangeh Тут я тоже как ярый фанат РА2 и его адд-он Месть Юрия, а также Command & Conquer 3 ее 2 части! Эта было нечто!!! Ну причины гибели РА и ее серии и так ясно ведь, времена не те, где СССР надирает пятую точку США и эта могут расценить как измени. Но вот то что серия Войны тиберия пошла ко дну уже не понятно как Генералы! Ждем и надеямся может кто восскресит!

1

Вряд ли она последняя из великих. Я всё ещё верю, что в будущем выпустят нечто такое же. Да и аддон к 3-й был. Он и до сих пор постоянно присутствует на моём компьютере. Время от времени зависаю в сражениях. Ну очень нравится. Там и графику чуть подправили, и новых возможностей добавили.

5

вторая часть была великой... а третья уг по большому счёту...

4
strangeh написал: в игре всё СОВСЕМ не так

Ээээ? Так я же специально замутил партию для скриншотов под это обсуждение. Сделал с 15 штук, залив сразу в стим, выбрал более эффектный. Всё такое и есть в игре. В пылу сражения совсем не до красивых картинок, но если охотиться за ними, проворачивая камеру, и прятая интерфейс (кнопка"end"), то ...

4

Осторожно!

Спойлер

Шок-контент. 25+

Спойлер

Кому-нибудь ещё кажется что вот это вот прорисовано раза в 2 более детальней чем тот 3д, который выпустили спустя 8 лет?..

Качество? Продуманный дизайн? Не, не слышал. Здания ведь и из пластиковых кубиков слепить можно, почему бы и нет.

3

strangeh Кому как. Сколько людей, столько и мнений. Мне вот такое нравится.

Спойлер

Скрин не постановочный (войска даже не мои). Интерфейс убран.

3

tchuzhy, твой скрин, согласен, вполне красив, только вот, к сожалению, в игре всё СОВСЕМ не так. Достаточно несколько видосов с ютуба запустить чтобы вспомнить...

0

Имхо, не очень согласен, скажу что пожалуй последняя великая ртс это Кох 2, да даже не смотря на дно кампанию, кучу багов и дизбаланс, геймплей в ней реально топчик с учётом всех правок спустя годы, но это имхо если брать чисто мультик, иначе бы в неё не играли ежедневно 5к людей. https://steamcharts.com/app/231430 Хотя вроде Арденны за отдельную плату тоже были отличными. Если же именно считать ртс с великолепной компанией, то имхо это будет Старкрафт 2, в которой все кампании топовые, и мультик отличный. А так да, пока последняя надежда на Айрон харвест, и возможный Варкрафт 4, ибо имхо анкесторс Легаси оказалось слаба в мультике, дов 3 вообще оказался, увы парашей, хотя все можно было исправить, а аое 4 слилась до выхода и даже первого геймплея из-за бездарной политики продвижения и работы с комьюнити мелких и леликов, что убило интерес к игре на корню почти у всех, а все студии что ранее делали стратегии либо закрылись либо переориентировались на экшены. Имхо может быть, появятся какой нибудь кудесник, который станет cd projekt red от мира RTS, и возродит надежду на светлое будущее жанра, нам остаётся только сидеть и ждать Айрон харвест и молится на Убер годноту.

3

Valeran12, увы, в наше время, для средне-статистического игрока, ртски это слишкам сложна и, в первую очередь, слишком долго. Сейчас всё сессионное... И против этого никто не пойдёт. Кому-то из ценителей жанра нужны обрубки в которых игра длится в среднем минут 15-20? Спасибо, мне вот например и даром такие игры не нужны, я такое уже видел и не считаю это правильным. Игра на 20 минут - это не стратегия. Это обрубок, демо-версия. Для тех кто считает по другому - добро пожаловать в старкрафт... если вас конечно не стошнит от искуственных, устаревших лет на 10 механик, которые навязываются как фишка серии и которые обоснованы только одним - сделать из вас корейца. Хз конечено кому как.., но мне почему-то всегда казалось что стратегии это не про то, кто кого быстрее переклацает

6

Последняя великая РТС серии это Генералы. А последняя великая часть Красной угрозы это вторая. 3я часть проходняк

2

За клюкву мы и любим серию Red alert.

1

Пора расчехлить диск с RA 2 и идти воевать)

1
FMV в третьей части — очередной повод похвалить Electronic Arts: вроде акулы бизнеса, а ничто человеческое не чуждо. Ведь в этот раз они решили угодить старым поклонникам и не лезть с нововведениями, о которых никто не просил. Форма осталась прежней, зато масштаб изменился. Очевидную бутафорию заменили на серьёзные декорации и спецэффекты, а кучку неизвестных лиц — на плеяду голливудских актёров.

И вправду, именно эти видеовставки заставляли проходить меня, 7-летнего школотёнка, проходить каждую миссию, несмотря на периодическое подгорание в известной области. Третий RA одна из немногих действительно увлекательных игр от ЕА. Сейчас же они окончательно скатились в сранную толерастию и забивают болт на всё, ради прибыли. И всех работников это устраивает, есть то нужно, а компания зарабатывает немалые деньги. А Таня заставляла меня перепроходить американскую кампанию второй части по несколько раз)

0

RA3 - худшая игра в серии. ЕА-умельцы не смогли.. просто не смогли. Тут талант нужен, а его у них нет, увы....

0

Игра вроде как и ничего, но потом вспоминаешь, что тут нет генератора карт и понимаешь, какая же это срань, когда из всех карт интересны только 3-4. Это лютый тухляк, как и TibWars. Нет генератора в стратегии - на свалку. Так было, так есть и так будет. Вижу RTS/TBS без генератора - знаю, что игра продержится год. Не проводи Метелица денежных соревнований, хрен бы кто в Стар/Варкрафт играл. Всё там держится на хайпе и показушности. Нет генератора - нет стратегии, импровизации, интриги. Одна хомячковая рефлексия по инструкции.

0

Омг... нашли что вспомнить. древняя stronghold. AI wars. сирия, русская буря, knight of honor, planetary annihilation, homeworld, defcon, age of mythology. Вот хорошие представители rts игр, но никак не красная клюква 3. Хотя... детишки будут слюнями давиться от сиськастых моделей в мини юбках.

-1

Это не Лора Вандервурт?

-1

RA никогда не любил, а вот "тибериевая" серия - другое дело.

-2

Последняя нормальная RTS Total War: Warhammer 2. Для жанра стратегий до сих пор выходят годные продукты, другой вопрос что спросом не пользуются.

-13

РикоЧико Total War это пошаговая стратегия как бы ))) Мдеее фанаты Дюны вы где ???

12

X_ray_83 Ну когда-то я любил старые игры. Сейчас я конечно помню о некоторых, наиболее ярких, но в десятый раз затирать игры 94-2002 года я бы точно не стал.

1

Что??? Red Alert 3 была самая поганая и тупая игра. Заставки с бабами модельной внешности и детские миссии.

-17

Скорее начало эпохи мультяшных RTS. Игра вызвала такой фейспалм помню Последняя нормальная Rts - world in conflict 2007 года, как раз где Советы вторгаются в США в альтернативных 80-ых, а играем за последних. Хотя лично мне и Company of heroes 2 вкатил (если акцентировать на геймплее)

-26

slauka_omsk вторй ред алерт самый норм был

22

slauka_omsk Полность с тобой согласен ра3 сплошная клюква.

5

xMortal Сейчас бы критиковать за клюкву игру из серии, где всё построено на оной

4

punished fiddle Сейчас бы писать такие комменты в 2к18

2