Dead or Alive — это не просто серия файтингов, а целый культурный феномен, сумевший выделиться на фоне гигантов жанра благодаря своей динамике, визуальному стилю и неожиданной глубине боевой системы. Созданная японской студией Team Ninja, серия дебютировала в середине 90-х и с тех пор прошла путь от эксперимента, вдохновленного Virtua Fighter, до одной из самых узнаваемых и провокационных франшиз в мире файтингов.
Каждая новая часть приносила с собой не только технические улучшения, но и расширение лора, в центре которого оказались кланы ниндзя, загадочные корпорации и личные драмы харизматичных персонажей. От трагической истории Касуми до масштабных заговоров DOATEC — Dead or Alive всегда умела сочетать яркий визуал, зрелищный экшен и интригующий сюжет.
В этой статье мы вспомним, с чего всё начиналось, и проследим путь всех основных игр серии, каждая из которых оставила свой след в истории жанра.
Важно отметить: мы не будем здесь рассматривать серию волейбольных спин-оффов — о них поговорим как-нибудь в другой раз.
Dead or Alive

Оригинальная Dead or Alive вышедший в 1996 — это 3D-файтинг, разработанный Team Ninja для аркадных автоматов, PlayStation и SEGA Saturn. Он был вдохновлен Virtua Fighter (с которым позже пересекся), но предложил собственный подход к геймплею. Управление было относительно простым — удары руками и ногами, базовые комбо и уникальная система удержаний, которая позже станет визитной карточкой серии.
Сюжет начинался с трагедии в деревне ниндзя и сосредотачивался на Касуми, молодой девушке, нарушившей закон деревни, чтобы отомстить за своего брата Хаяте, оставленного в коме их дядей Райду. Ради этого она вступает в турнир Dead or Alive. Однако покинуть деревню без разрешения — смертный грех, поэтому за ней отправляют ее сводную сестру и подругу Аянэ, чтобы убить её. Противостоять этому пытается Рю Хайбуса, друг Хаяте, который также участвует в турнире, чтобы защитить Касуми.
Кульминацией игры становится убийство главы DOATEC — корпорации, организующей турнир. Касуми попадает в плен, после чего начинается зловещий проект «Альфа».
Dead or Alive 2

Dead or Alive 2 вышла в 1999 году и представила ключевую особенность серии — систему удержаний (holds). В отличие от других файтингов, здесь можно было парировать практически любую атаку с помощью кнопки hold и правильного направления на D-Pad, при условии точного тайминга. Это сделало бои более тактическими и зависимыми от знания движений противника.
DOA2 продолжила развитие сюжета, расширив историю персонажей и их взаимодействия. Игра стала важной вехой в эволюции серии, но имела проблемы с релизом: версия для PlayStation 2 вышла незаконченной из-за того, что в производство попала ранняя сборка. Однако позже последовали улучшенные версии, особенно на DreamCast, которая считается одной из лучших.
Dead or Alive 3

Dead or Alive 3 дебютировала в 2001 году как эксклюзив для Xbox, после чего Team Ninja прекратила поддержку PlayStation. Эта часть продолжила расширение как в геймплейном, так и в сюжетном плане.
Сюжет углубился: Хаяте выходит из комы и возвращается, а вместе с ним и Аяна становятся еще более значимыми фигурами в общей истории. Игра улучшила графику, добавила новых бойцов и отшлифовала боевую систему, заложив прочный фундамент для последующих частей серии.
Dead or Alive 4

С выходом Xbox 360 в конце 2005 года, студия Team Ninja не теряла времени зря. Их проект Dead or Alive 4 стал одной из первых игр для новой консоли и поступил в продажу в западных странах незадолго до наступления нового года. Как и в предыдущих частях, игру дополнили свежими бойцами, новыми аренами, переработанными комбо и улучшенным балансом. Кроме того, впервые в серии была реализована полноценная поддержка сетевых матчей через Xbox Live.
Dead or Alive 4 также стала первой номерной частью франшизы, получившей рейтинг M от ESRB, что позже стало традицией для последующих игр основной линейки.
Хотя сюжетное повествование в игре продолжилось, наибольший вклад в её популярность внесли мультиплеерные возможности, нововведения в геймплее и появление новых героев.
Эта тенденция сохранится на протяжении ещё нескольких лет.
Среди добавленного контента особенно выделяется появление приглашённого персонажа — Спартанца-458 из вселенной Halo. По сюжету её зовут Николь, и хотя её участие в Dead or Alive 4 не является частью основной истории серии Halo, она всё же считается официальной частью этой вселенной как одна из детей, завербованных в программу «Спартанец». В игре Николь облачена в бронекостюм Mjolnir, традиционный для бойцов этого проекта, поэтому её лицо остаётся скрытым.
В рамках этого сотрудничества, в Halo 3 также можно было разблокировать доспехи, вдохновлённые образом Рю Хаябусы, а также его катану. Для их получения игроку требовалось собрать все достижения в игре.
Dead or Alive Dimensions

Dead or Alive Dimensions вышла как масштабный портативный проект, объединив в себе расширенный состав бойцов, доработанную боевую механику с изменёнными приёмами и полноценный онлайн-режим. Каждый персонаж получил несколько альтернативных нарядов, но большинство из них можно было получить только в рамках ежедневных бонусов за вход в игру — и если игрок пропускал эти события, доступ к костюмам безвозвратно терялся. На сегодняшний день разблокировать их обычными средствами невозможно.
Помимо основной боевой составляющей, игра предлагала множество режимов, включая фоторежим. В нём игроки могли размещать персонажей в разных позах и делать снимки, сохраняя изображения на SD-карту для дальнейшего обмена с друзьями. Однако эта функция вызвала определённые юридические трудности.
Так, в Швеции возникли претензии, связанные с возможностью фотографировать героинь Касуми и Аяне, которым по сюжету около 16–17 лет. Из-за этого в стране было принято решение отказаться от распространения игры и вернуть средства покупателям. Аналогичные меры были предприняты в Дании и Норвегии, где релиз также не состоялся. При этом в остальных странах Dead or Alive Dimensions не нарушала действующих норм, и в США получила возрастной рейтинг T от ESRB.

С точки зрения повествования игра представляла собой переосмысление ключевых событий серий Dead or Alive 1–4, оформленное в виде интерактивной новеллы. Основной упор был сделан на диалоги и подачу сюжета через статичные сцены с трёхмерными моделями персонажей. Хотя часть эпизодов заимствовалась из оригинальных игр, большая часть сцен создавалась специально для Dimensions, внося больше ясности в структуру сюжета и помогая объединить фрагменты истории в единое целое. Это сделало игру привлекательной как для новых игроков, так и для давних поклонников.
Сценарий охватывал не только события предыдущих частей, но и выходил за рамки Dead or Alive 4, формируя переход к Dead or Alive 5 с помощью дополнительных эпизодов. В том числе в игре фигурировала Айрин, которая была официально представлена как альтер эго Сони.
По части игрового процесса Dead or Alive Dimensions можно было назвать одной из самых удачных портативных адаптаций серии. Несмотря на некоторые дисбалансы (например, чрезмерно эффективную дальнюю атаку у Рю Хаябусы), игра оставляла исключительно положительное впечатление. Онлайн составляющая, пусть и уступала современным решениям с выделенными серверами и продвинутым сетевым кодом, тем не менее, функционировала вполне стабильно. Также присутствовали аркадный режим и испытания, добавлявшие разнообразия вне основной истории. В плане портативного геймплея проект идеально подходил для коротких игровых сессий.
Хотя Dimensions не была единственным файтингом на Nintendo 3DS (вскоре должен был выйти Tekken 3D: Prime Edition), она оставалась одной из лучших игр жанра на платформе до самого окончания её поддержки. Впрочем, в дальнейшем ей на смену пришло полноценное продолжение — Dead or Alive 5.
Dead or Alive 5

В 2012 году состоялся релиз Dead or Alive 5 на платформах Xbox 360 и PlayStation 3, а год спустя была выпущена портативная версия с подзаголовком Plus для PlayStation Vita. Подобно своей предшественнице — Dead or Alive 4 — игра получила возрастную маркировку M от ESRB, но в промокампании делался акцент на более серьёзной и зрелой тональности проекта.
Под лозунгом I'm a Fighter разработчики пытались дистанцироваться от образа франшизы, ассоциировавшегося с пляжными развлечениями и откровенными нарядами героинь — образа, укоренившегося после выхода таких побочных игр, как Xtreme Beach Volleyball (2003), Xtreme 2 (2006) и Paradise (2010). Вместо этого акцент был смещён исключительно на боевую составляющую.
В DOA5 был реализован ряд визуальных эффектов: бойцы покрывались потом и грязью по ходу поединков, а арены стали интерактивными и наполненными неожиданными ловушками, активирующимися в разгаре боя. Одним из нововведений стала механика Power Blow — мощного удара, способного отправить противника в полёт, часто с последующим задействованием элементов окружения. Если противник попадал в такую опасную зону, срабатывала мини-игра в формате QTE, напоминающая по механике игру в «камень-ножницы-бумага», где исход зависел от интуитивного выбора. Это добавляло бою дополнительную динамику, хотя при желании данные функции можно было отключить для более «чистого» поединка.
Как и в Dead or Alive Dimensions, сюжетный режим представлял собой полноценную кинематографичную историю, а не простой набор диалогов между боями. В каждой сюжетной главе игрокам предлагались дополнительные задания, выполнение которых повышало мотивацию к повторному прохождению.
Значимым новшеством стало участие гостей из серии Virtua Fighter, оказавшей влияние на становление Dead or Alive в девяностые. В число приглашённых бойцов вошли Акира Юки, Сара Брайант и Пай Чан. Эти персонажи были не просто доступны для выбора — они органично вписались в сюжет и сохранили узнаваемые приёмы из Virtua Fighter 5, адаптированные под механики DOA.
Dead or Alive 5 Ultimate

В 2013 году состоялся выход Dead or Alive 5 Ultimate — расширенного и финального издания оригинальной игры. Эта версия включала весь контент из Dead or Alive 5, а также предлагала обновлённый список бойцов (включая Джеки Брайанта из Virtua Fighter), множество новых арен, переработанный баланс и доработанную игровую механику.
По сравнению с предыдущими релизами, игра несколько изменила подход к демонстрации сексуализированных элементов: была добавлена возможность включения дополнительной «физики» при отображении женских персонажей. В основной набор также вошли свежие костюмы, а вместе с запуском режима OMG со временем стали доступны дополнительные образы через загружаемые дополнения.
Одним из главных нововведений стало появление условно-бесплатной версии под названием Core Fighters. В неё по умолчанию входили лишь четыре бойца — Касуми, Аяне, Рю и Хаяте, — а остальных можно было докупать по отдельности или в составе тематических наборов. Это дало игрокам возможность собрать только тот контент, который был им интересен, без необходимости приобретать полную версию. А если нужный персонаж уже был в бесплатной сборке — можно было играть, не потратив ни копейки.
Кроме того, Dead or Alive 5 Ultimate получила аркадную редакцию, включающую классические режимы вроде аркадного и противостояния. Однако данная версия была выпущена исключительно для японского рынка.
Dead or Alive 5 Last Round

Завершающее издание Dead or Alive 5, получившее подзаголовок Last Round, появилось в 2015 году и было выпущено на платформах Xbox 360, Xbox One, PlayStation 3, PlayStation 4 и ПК. Подобно предыдущей версии Ultimate, игра также предлагала бесплатную редакцию Core Fighters, а сама игра получила ряд обновлений, затронувших практически все аспекты проекта.
Среди нововведений — новый боец по имени Хонока, а также приглашённая героиня Май Ширануи из культовых серий Fatal Fury и The King of Fighters. В список арен были добавлены новые уровни, включая тематическую площадку в стиле Attack on Titan, которая появилась в рамках ограниченного сотрудничества с одноимённой мангой и аниме.
Все загружаемые дополнения, выпущенные для Ultimate, были совместимы с новой версией, однако Last Round пошла дальше, став основой для собственной линейки DLC, которая с каждым годом продолжала расширяться.
Хотя релиз изначально включал более четырёхсот нарядов, игра приобрела спорную репутацию из-за чрезмерного объёма платного дополнительного контента, который выпускался на протяжении нескольких лет. Семь полноценных сезонных пропусков, каждый из которых оценивался примерно в 75 долларов, обеспечили доступ к огромному числу костюмов — для тех, кто был готов платить за любимые образы.
В результате Dead or Alive 5: Last Round стала самой насыщенной по содержанию и наиболее продолжительно поддерживаемой частью всей франшизы.
Dead or Alive 6
Dead or Alive 6 увидела свет в 2019 году и была выпущена на платформах PlayStation 4, Xbox One и ПК. В этой части разработчики решили уменьшить акцент на эротичности: физика движения тел женских персонажей была упрощена, большинство нарядов стали более скромными, а общее количество костюмов значительно сократилось. В отличие от предшественницы, шестая часть не могла похвастаться таким же масштабом контента и получала поддержку лишь в течение года после релиза. Несмотря на наличие бесплатной версии Core Fighters, проект не сумел привлечь столько игроков, сколько было у Last Round, и в конечном счёте оказался менее успешным как в коммерческом, так и в пользовательском плане.
С точки зрения боевой механики в игру были внесены определённые изменения. Система Power Blow, использовавшаяся ранее, была заменена на Break Gauge — специальную шкалу, позволявшую активировать особые приёмы. Игрокам также предоставили выбор между привычной четырёхуровневой системой контратак и более упрощённым трёхступенчатым вариантом, который ранее применялся в Dead or Alive Dimensions. В остальном же геймплей оставался близким к пятой части: обновлённые приёмы и стандартные изменения баланса.

Среди новых бойцов, появившихся в шестой части, были четыре персонажа, в том числе Кула Даймонд — приглашённая героиня из серии The King of Fighters.
Как и в предыдущих выпусках, Dead or Alive 6 включала сюжетный режим с акцентом на постановочные сцены, которые перемежались с напряжёнными поединками. История развивалась сразу после событий Dead or Alive 5, вновь завершаясь интригующим открытым финалом. На этой части основной цикл серии был временно завершён.

Хотя игра подверглась критике и не достигла былой популярности, в её механической основе чувствовался прогресс по сравнению с предыдущей частью. Некоторые обновления после запуска улучшили общее впечатление, однако поддержка закончилась преждевременно. Среди платного контента преобладали переработанные костюмы из Dead or Alive 5, наряду с несколькими новыми персонажами. В итоге, несмотря на потенциал, шестая часть так и осталась в тени своей предшественницы.
Удивительно вот что - начиная с DOA 3 это самый красивый и зрелищный файтинг.
Но он почему-то совсем не популярен...
Про MORTAL KOMBAT все геймеры знают, а про DOA приходится каждый раз подробно рассказывать и показывать...
Потому что он, как по мне, слишком сложный из за того что любой твой удар можно перехватить как минимум двумя способами и после этого сразу же начать длинную комбинацию.
Наоборот, это круче тупых комбо, которые были в том же Tekken до 8 части. Из популярных с нормальной механикой является SF (кроме V части), а так в плане механик топ Virtua Fighter, DOA, Samurai Shodown, некоторые части KoF.
Ааааа... так это файтинг. Вот оно что...