на главную
об игре
Deus Ex: Human Revolution 22.08.2011

Мечтает ли Дэвид Кейдж об отсылках к "Бегущему по лезвию"?: Филип Дик и видеоигры (часть 1)

Филип Киндред Дик – один из столпов жанра научной фантастики, которого гики всего мира привыкли называть не иначе как дедушкой киберпанка.

Беспринципные корпорации с их бесчеловечными экспериментами, колонизация далеких планет и становящаяся все менее заметной грань между человеком и машиной – обо всем этом Дик писал в своих антиутопиях еще в начале 50-х годов прошлого века. Из-под пера Мастера вышли роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», ставший основой для культового «Бегущего по лезвию», повесть «Особое мнение», главную роль в экранизации которой сыграл Том Круз, рассказ «Мы вам всё припомним», по мотивам которого были сняты отличный боевик с Арнольдом Шварценеггером, его неудачный ребут с Колином Фарреллом и канадский телесериал, о существовании которого все уже давно забыли, и еще около полутора сотен не менее интересных произведений.  

Впрочем, зачитываются Филипом Диком не только киношники, но и разработчики видеоигр. Собственно, об этом и сегодняшний блог.

Итак, с Вами Raven, и прямо сейчас мы с выясним, какие именно творения Дедушки киберпанка оставили наиболее заметный след в игровой индустрии.

Самая известная работа Филипа К. Дика. Переоценить вклад этого романа в мировую массовую культуру будет просто невозможно. Один только факт, что на его основе Ридли Скотт снял своего «Бегущего по лезвию» уже говорит о многом (Сам Скотт, к слову, перед началом съемок книгу так и не прочитал. Позже режиссер сказал Филипу Дику, что не смог осилить его книгу так как к тридцать второй странице насчитал целых семнадцать сюжетных линий, в которых окончательно запутался).

Рассказ же о влиянии культовой антиутопии 1966 года на индустрию видеоигр, думаю, следовало бы начать с упоминания игровых адаптаций киношедевра Ридли Скотта. А было их целых две. Первая вышла в 1985 году, то есть спустя три года после выхода в широкий прокат «Бегущего по лезвию» и смерти Филипа Дика. Игра представляет собой типичный платформер для Commodore 64, ZX Spectrum и Amstrad CPC со всеми вытекающими: специфичной цветовой палитрой, не менее странным звуковым сопровождением и не самым удобным управлением. Ну, а что поделать, коль эпоха дает о себе знать?

Зато Blade Runner 1997 года, разработанная компанией Westwood Studios смотрелась (Да, в общем-то, и сейчас продолжает смотреться) уже куда более интригующе. Первая и главная особенность игры – нелинейный сюжет. Причем действительно нелинейный, а не вот это вот: «Нажми на одну трех кнопок в финале и будет тебе выбор». Количество вариантов завершения киберпанк-квеста от Westwood Studios колеблется где-то в районе полутора десятков. Добавьте к этому неповторимую атмосферу первоисточника, солидное по меркам 90-х количество видеовставок и возможность задействовать в диалогах с NPC небезызвестный тест Войта-Кампффа, дабы обнаружить у кого из них вместо сердца пламенный мотор, и получите если не лучшую игру по фильму (Все-таки в Blade Runner 1997 в большей степени тяготеет к фильму, нежели к книге), то как минимум однозначный must play.

Задавался мыслями о том, мечтают ли андроиды об электроовцах, и главный гений современного игростроя Хидео Кодзима. Графический квест Snatcher, который японский геймдизайнер, тогда еще водивший дружбу с Konami, явил миру в 1992 году по сути своей является ни чем иным, как гремучей смесью из «Бегущего по лезвию» и «Терминатора».

Главного героя игры зовут Джиллиан Сид и зарабатывает на жизнь он тем, что отбирает хлеб у Рика Декарда и Т-800. Ну, а если серьезно, то мистер Сид у нас трудится оперативником в некоей организации под названием J.U.N.K.E.R. Занимается эта контора тем, что ежедневно и еженощно самым что ни на есть бдительным образом отслеживает и уничтожает снэтчеров – роботов-хамелеонов, которые убивают людей и крадут их личность. Откуда взялись снэтчеры – загадка. Что они затевают – тайна покрытая мраком. Во всяком случае до тех пор, пока главный герой не распутает этот клубок интриг в лучших традициях книжки Филипа К. Дика и ее экранизации.

Просматриваются отсылки к классике и в кодзимовском magnum opus – франшизе Metal Gear. Не узнать в Ликвиде Снейке лидера мятежных андроидов Роя Батти просто невозможно. Оба персонажа – искусственно созданные солдаты, чей жизненный цикл был занижен до предела, дабы не допустить дезертирства этих идеальных псов войны. Как результат конструктивные особенности Роя не позволят ему прожить дольше пары-тройки лет даже если его боевой корабль и не сгорит в атаке где-нибудь над Орионом, а циркулирующий в организме клона Биг Босса вирус FoxDie заставляет организм своего носителя стареть с утроенной силой. Заканчивается ситуация тоже примерно одинаково. Рой Батти, обнаружив в себе зачатки эмпатии отправляется искать несуществующее лекарство на потрепанную Третьей мировой войной Замлю, а вышедшее из-под контроля боевое подразделение «Fox Hound» во главе с Ликвидом Снейком захватывает военный полигон Шэдоу-Моузес вместе со всей находящейся на нем военной техникой и ядерным оружием.

Еще одним любителем культового романа Филипа К. Дика и его экранизации является Дэвид Де Гратолла, более известный под псевдонимом Дэвид Кейдж. Уже со вступительных титров Omicron: The Nomad Soul, дебютной игры его студии Quantic Dream, начитанному и насмотренному геймеру становится понятно, откуда растут ноги.

С момента релиза «Омикрона» прошло, страшно представить, почти двадцать лет (Если Вы любитель постить бложики из серии «Столько-то лет назад состоялся выход (вставить название игры)», то не забудьте опубликовать соответствующий пост 1 ноября этого года. Именно тогда «Омикрону» стукнет двадцать годков). Quantic Dream уже давно не делают мультиплатформу. Да и свои проекты играми Дэвид Кейдж больше не называет. Зато любовь французов к одному из столпов киберпанка никуда не делась.

Тема этичности создания и эксплуатации андроидов стала ядром для Detroit: Become Human. Без труда просматриваются в главных героях и знакомые типажи. Коннор – андроид-полицейский, страдающий от внезапно проснувшегося в нем чувства эмпатии, до боли напоминает Рика Декарда. Доселе он безукоризненно выполнял свою работу, но что будет теперь, когда он вдруг начал сопереживать выходящим из-под контроля машинам? По другую сторону баррикад (не обязательно до самого конца, но все же) оказывается андроид Маркус. Он не военный, как Рой Батти, а всего лишь подмастерье престарелого художника. И все же это не мешает Маркусу начать сражаться за права андроидов. А еще в интерактивном фильме упоминается некий роман «Мечтают ли о теплокровных овцах?», якобы, ставший первым в истории литературным произведением, которое написал андроид.

Свои охотники за репликантами есть во вселенной Fallout. Их роль здесь выполняют синты-охотники, охотящиеся за беглыми творениями Института в Fallout 4. И точно так же, как и Филип Дик полвека назад, Bethesda ставят перед нами вечный вопрос: «Что отличает человека от машины?»

Ну и не стоит забывать про творение Ильи Мэддисона и его студии Mehsoft под названием The Mercury Man. «Ртутный человек» вполне способен удивить адаптированным под российские реалии сеттингом «Бегущего по лезвию». Жаль только, что кроме интересного визуала игре больше похвастаться нечем.

Отсылки помельче можно найти и в других играх. Если Вы играли в Deus Ex: Human Revolution, то вполне могли найти в местном полицейском участке компьютеры с учетными записями «PDICK» и «RDECARD». Намеки на Филипа Дика и Рика Декарда соответственно. Компьютер последнего, к слову, открывается паролем Unicorn. Именно это мистическое животное то и дело появлялось во снах Декарда в экранизации. Также экземпляр романа Филипа Дика можно найти в Wasteland 2. При сдаче находки в музей Пустынных рейнджеров управляющий скажет, что искусственный интеллект был описан в ней до того, как был изобретен. Ну и не будем забывать о сцене из четвертого эпизода Life is Strange, где обладающая даром перемещения во времени школьница Макс Колфилд смотрит «Бегущего по лезвию» вместе со своей подругой Хлоей Прайс.

Любители перекинуться партейку-другую в «Гвинт» от CD Project (не путать с гвинтом из «Ведьмака 3») наверняка заметили, что при размещении на поле боя карты «Страж» с изображением голема звучит фраза «Do Golems Dream Of Magic Sheep?» Обыгрывает знаменитую фразу и визуальный роман Danganronpa 2: Goodbye Despair. Четвёртая глава здесь называется «Мечтают ли абсолютные роботы об электрических часах?» Зато пастух, являющийся главным героем текстового квеста, спрятанного внутри головоломки Talos Principle об электроовцах не мечтает. Они у него и так есть. Поэтому нашему пастушку остается лишь пасти диковинную животину да получать с нее бесплатную электроэнергию. А вот оркам из Warcraft 3 никаких электроовец не надо, судя по звучащим в игре репликам их куда больше устроили бы электросвиньи.

Вот так одна-единственная книга без преувеличения изменила мир. Трудно представить, какой бы была современная массовая культура, не опубликуй Филип Дик свой роман в далеком 66-ом.

Ранний рассказ Филипа Дика, способный вывести паранойю своих читателей на новый уровень. Для того, чтобы выжить в мире, который рисует писатель на страницах этого короткого рассказа, не доверять никому недостаточно. Здесь не надо доверять вообще ничему. А все потому, что «Колонии» замышлять недоброе с одинаковым успехом могут как твой лучший друг, так и связанный бабушкой свитер.

После полугода скитаний космическая экспедиция натыкается на Голубую планету. Высадившееся ученые вне себя от радости. Кругом пышные леса, кристально чистые реки, заливные луга, усыпанные яркими цветами и ни одного паразита. Остается только провести несколько тестов и можно сообщать координаты затерянного (уже нет) в космосе рая будущим колонистам.

И вот когда дело, казалось бы, уже сделано, происходит странный инцидент. На одного из членов экспедиции нападает его собственный микроскоп. Так горе-колонисты узнают, что планета уже заселена. Местные жители проявляют поразительные способности в мимикрии. Они с точностью имитируют людей, животных, растения и вещи. А еще аборигены совсем не прочь закусить человечиной.

В попытках спастись от неуловимой угрозы стремительно теряющий в числе отряд космических путешественников вызывает подмогу. Все вещи, включая одежду, бедолаги решают оставить на Голубой планете. Слишком велик риск того, что лежащий в кармане карандаш или застрявший в подошве ботинка камешек окажется инопланетным шпионом. И вот, когда приходит сообщение о прибытии спасательного крейсера, уцелевшие члены команды отправляются на взлетное поле в чем мать родила и не долго думая поднимаются на борт. А зря. Подумать ведь было, о чем. Например, можно было попытаться прикинуть, почему никто из членов команды не слышал, как приземлялся спасательный челнок, если такая громадина просто не может приземляться бесшумно, а сами колонисты находились недалеко от взлетного поля.

Проходит десять минут. Шумя двигателями и вздымая пыль на поверхность Голубой планеты приземляется спасательный крейсер. Несколько часов судно проводит на взлетном поле, но все впустую. Ни один из членов попавшей в беду экспедиции к точке сбора так и не пришел…

Созданный Филипом Диком образ недружелюбных инопланетян, способных превращаться во что угодно, здорово заинтриговал разработчиков из Arkane Studios Austin. В попытках реализовать нечто подобное в рамках видеоигры, они создали тифонов-мимиков – пожалуй самых интересных врагов во всем шутере Prey образца 2017 года. Этим паукообразным тварям ничего не стоит превратиться, скажем, в стул или мусорную корзину, а после напасть на ничего не подозревающего пробегающего мимо протагониста. Интересна также еще одна маленькая деталь. Согласно лору игры, первый мимик был найден советскими космонавтами в 1953 году. В том же году рассказ «Колония» был впервые опубликован в журнале «Galaxy Science Fiction».

Жил-был Арнольд Шварценеггер. Жил он жизнью простого работяги. С рассвета до заката работа на стройке, потом ужин в компании жены-красавицы, Шэрон Стоун, а с утра все сначала. И спасался ото всей этой рутины Арнольд Шварценеггер только в своих снах. А снился ему Марс – загадочная Красная планета, где жизнь полна приключений, а здоровенным мужикам не приходится тратить свои лучшие годы, вкалывая на стройке. Но вот беда, пришел день, когда снов Арнольду оказалось недостаточно. «Хочу на Марс!» - решил он и отправился в центр промывки мозгов имплантации воспоминаний. Местные ученые обещали, что мистера Шварценеггера ждет приятное, хоть и ненастоящее, путешествие, но на деле все получилось несколько иначе.

В результате игр с памятью Арни вспомнил, что он когда-то давно успел побывать на Красной планете совсем не понарошку, а вот прямо так, взаправду. И сделал он там что-то очень нехорошее. Что-то такое, после чего ему пришлось стереть себе память. Но это еще цветочки! Настоящие проблемы начинаются, когда вспомнивший всё Арнольд обнаруживает, что его хотят убить какие-то подозрительные дядьки в костюмах. Да что там дядьки? Сама Шэрон Стоун ни с того, ни с сего стала желать его смерти!

Оправившись от шока, наш герой решает бежать. Куда? На Марс, конечно же! Только вот прибыв на место он обнаруживает, что Красная планета в реальной жизни мало чем напоминает себя же во снах. Снился-то приятный отпуск, а тут мутанты, радиация и партизанская война! Но отступать некуда. Арнольд Шварценеггер хотел приключений – Арнольд Шварценеггер их получил. Так наш герой и оказывается в рядах Сопротивления, борющегося с тиранией Марсианской администрации.

Такой стала экранизация рассказа Филипа Дика «Мы вам все припомним» после того, как за ее создание взялся продюсер Рональд Шуссет. Верность оригиналу его не интересовала настолько, что он даже отстранил от проекта легендарного Дэвида Кроненберга после того, как последний сказал, что хочет экранизировать рассказ Филипа Дика, а не сделать «Индиану Джонса на Марсе». Так на смену создателю «Видеодрома» и «Экзистенции» пришел человек и пароход Арнольд Шварценеггер, с позволения Шуссета, пригласивший в режиссерское кресло более покладистого Пола Верховена, от чьего «Робокопа» Арни просто сходил с ума.

Как я уже сказал, от оригинального рассказа Филипа Дика в фильме осталась лишь общая сюжетная канва. Самый обычный строитель Дуглас Куэйд грезит о Марсе. В конечном итоге он решается на курс имплантации воспоминаний, но все идет не по плану. Расхождения начинаются дальше. Если в фильме со стариной Арнольдом Куэйд оказывается причастен к корпоративному заговору и партизанской войне на Марсе, то у Дика главный герой на самом деле является послом доброй воли, сумевшим заключить договор о ненападении между Землей и высокоразвитой инопланетной расой.

И все же фильм Верховена помнят куда лучше. Даже «Вспомнить всё» 2012 года с Колином Фарреллом в главной роли заявлялся не как новый фильм по мотивам рассказа Дика, а как ремейк его экранизации. Любят картину с Железным Арни и в Volition Inc. Еще во времена PlayStation2 бывшие подопечные THQ запустили франшизу Red Facrtion, в основе сюжета которой лежала борьба марсианских шахтеров против эксплуатирующей их корпорации Ultor.

А вот внимание Bethesda привлекла сама механика имплантации воспоминаний. В мире Fallout 4, в городке Добрососедство, стоит любопытное местечко под названием «Дом воспоминаний». За умеренную плату здешняя хозяйка мисс Ирма и ее деловой партнер доктор Амари предлагают обитателям ядерной пустоши хотя бы на время позабыть об ужасах постапокалипсиса, имплантировав себе новые воспоминания. Впрочем, и «Дом воспоминаний», и его владельцы не так просты, как кажутся. Целевой аудиторией этого замечательного заведения являются вовсе не жители Добрососедства, а беглые синты – искусственные люди, созданные таинственным «Институтом». Для многих из них это единственный способ достичь того, чего они хотят больше всего на свете – стать обычными людьми.

                                                                                 *****

Мне кажется, или букв получилось и правда много? Что ж, видимо, пора сделать паузу. Но не расстраивайтесь. Мы расстанемся не надолго. Во второй части блога вас ждет еще больше отсылок к творчеству Дедушки киберпанка в играх от Quantic Dream, а также ответ на вопрос: "Какая игра получится, если скрестить роман Филипа Дика с фильмом Квентина Тарантино?"

Ну а на сегодня у меня все. С вами был Raven. Спасибо, что дочитали до конца, и до скорой встречи на Playground.ru!

P.S. Да, чуть не забыл. Я тут где-то с полгода назад еще про Стивена Кинга бложик сделал. Так что если вдруг кому-то интересно, можете почитать вот тут.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Комментарии: 9
Ваш комментарий

Гений и под наркотой гений, большинство современных авторов хоть в каком состоянии не могут выдать ничего подобного.

5

Обожаю экранизацию "помутнения"

1

nekeletet Да, фильм отличный. Хотя с таким актерским составом по-другому и быть не могло. Кстати, во второй части блога будет кое-что и о "Помутнении"

0

Спасибо за замечательные и очень интересные блоги)

1

DamagePro Спасибо на добром слове. Мне всегда приятно, когда блог находит своего читателя)

1
«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Вот скажите мне, меня же не одного бесит такой вариант перевода названия? Конечно мечтают, они ведь стереотипные хачи. Серьёзно, разве так сложно было понять, что в данном контексте имеются ввиду не мечты а сны?

0

DarkPrince9507 Да нет, не одного. Просто такой вариант перевода встречается чаще, чем более правильное "Снятся ли андроидам электроовцы?" . Вот я его и решил использовать его.

-1

- RAVEN - Да, это понятно что роман известен сейчас под таким названием. неясно только, как его изначально выпустили с таким адаптированным названием, это ведь даже звучит странно.

0

Статья супер!!! Дик на веществах всю жизнь сидел, если кто не знал

-3