Far Cry 3

9.2
()

Привет, оружие! Секрет успеха культовой Far Cry 3

В этом июне вышло переиздание Far Cry 3. Хотя серия всегда славилась экзотическими декорациями и харизматичными злодеями, многие считают именно третью часть самым удачным выпуском. И к выходу ремастера самое время вспомнить, как создавался шедевр и что обеспечило ему всенародную любовь.

Некоторые игры просто отказываются укладываться в уютные рамки корпоративной политики. Конечно, издатель старается делать всё возможное, чтобы избежать эксцессов. Делает разработку максимально командной, чтобы наружу не прорвалось какое-нибудь авторское видение. Стандартизирует фичи, выстраивает строгие границы дозволенного с вышками и снайперами по углам, упрощает всё что можно упростить. Игра в конечном итоге должна быть чистым аттракционом, не претендуя на всякие высокие материи. Серьёзные люди занимаются бизнесом, а не философией или, не дай боги, искусством.

Но иногда ростки стремления к прекрасному всё же прорываются сквозь денежные знаки. Игра становится чем-то большим, нежели просто развлечением. Она становится высказыванием.

Преамбулы

История Far Cry 3, если вгрызаться в глубины дней минувших, началась задолго до её анонса в 2008 году. С тёмной истории, в которой издатель (Ubisoft) «мягко» отстранил от дел автора серии (Crytek) и взялся за дело сам. Разработка Far Cry 2 совпала по времени с постепенным переводом деятельности компании на рельсы «open world аттракционов»: французы, что называется, попали в струю, задав вектор развития индустрии на последующие годы.

Но во времена Far Cry 2 местность была ещё незнакомым минным полем, усеянным оторванными конечностями неосторожных исследователей. Сиквел стал, пожалуй, одним из самых необычных и экспериментальных (и недооценённых) детищ Ubisoft. Об этом немного странно говорить сегодня, но тогда серия едва не пошла по кривой дорожке «иммерсивных симуляторов». Геймеру предлагали стать наёмником, прибывшим в очередную горячую точку Африки (научный факт, что климат континента остаётся настолько жарким исключительно из-за обилия горячих точек) с заданием «Убить Шакала», торговца оружием.

«Выбирая между реализмом и чистым фаном, игра предпочитала реализм»

Помимо открытого мира, который тогда был ещё до определённой степени коридорным, боевик старательно — порой даже чересчур — имитировал реальность. Машины со временем пачкались и начинали барахлить, требуя ручного ремонта. Враги старались координировать действия и даже вытаскивать раненых из-под обстрела. Листва деревьев облетала от взрыва, а начавшийся пожар стремительно расползался по округе. Укрытия пробивались пулями. Оружие от активного использования приходило в негодность, начиная давать осечки. А сам герой лечился, вытаскивая из ран застрявшие пули, а также страдал от малярии и нуждался в постоянном приёме таблеток.

Благодаря перечисленному Far Cry 2 предоставлял достаточно необычный игровой опыт. И предоставляет его до сих пор — мало кто сегодня стремится и может выдержать подобный уровень реализма, в том числе и многочисленные представители жанра survival. Он же стал и поводом для критики: выбирая между реализмом и чистым фаном, она предпочитала реализм. Что не нравилось массам, которых и рассчитывала «опылить» Ubisoft. Отчасти это определило базу для третьей части: никакого отказывающего в самый неподходящий момент оружия, никаких обязательных многокилометровых забегов между миссиями, больше чисто аркадной мотивации для исследования пространств. Из параллельной франшизы — Assassin's Creed — даже пришла идея с вышками, которая потом на долгие годы закрепится в серии FC и её ответвлениях.

Но вот конкретной концепции того, какой должна быть третья часть, не появлялось. Продолжить тему Африки? Перенести действие в другую местность? (Называлась, в числе прочих, даже Антарктида.) Пытаться развивать уже законченную историю или создать новую? Как вообще сохранять преемственность в цикле, выпуски которого различаются настолько радикально? Где-то в процессе обсуждений прозвучал один дурацкий вопрос: «А что за игру мы вообще делаем?»

О чём она будет?

Джеффри Йохалем, сценарист третьей части, вспоминал об этом так: «Поворотным моментом стал ответ на этот вопрос. Он был очевиден — ну, мы делаем игру о стрельбе. Но это именно тот момент, о котором обычно не задумываются создатели шутеров. Что оружие делает с людьми? Обычный человек берёт в руки ружьё. Что в нём меняется? Почему герои боевиков вообще убивают столько людей и это никак не отражается на их характерах? Мы решили сосредоточиться на этом моменте. Сейчас я могу сказать, что Far Cry 3 — очень определённое, очень конкретное заявление».

Впервые в серии главную роль решили отдать заурядному человеку. Протагонистом первой части был бывший спецназовец. Второй — целый набор солдат, военных инструкторов и ветеранов локальных конфликтов. А третью часть посвятили простому парню — студенту Джейсону Броди, который нигде не служил и не воевал. Он просто оказался жертвой обстоятельств. Цитируя того же Йохалема: «Джейсон отправился с друзьями на каникулы и попал в смертельно опасную ситуацию. Что, если заставить его каждую минуту сражаться за жизнь, одновременно пытаясь спасти своих приятелей? Возьмёт ли Броди в руки оружие и как оно повлияет на него?» Персонаж должен был меняться. Геймер должен был ощутить изменения. Из этой задачи и родился весь сегодняшний Far Cry.

«Что, если заставить его каждую минуту сражаться за жизнь, одновременно пытаясь спасти своих приятелей?»

Так, например, появилась концепция крафтинга и развития навыков. «Мы понимали: если наш неопытный герой попадёт в руки фаната шутеров, ничего не получится. Это просто не будет работать. В сюжетных роликах мы будем говорить, какой он неумелый, а сразу после этого бывалый геймер станет выкашивать врагов пачками». Умения решили ограничить, выдавая их постепенно, по принципу RPG. Но так, чтобы это не выглядело навязанным ограничением. За «стеной набора опыта» скрыли изощрённые способы убийства, количество здоровья и так далее. Сегодня концепция успешно применяется не только в Far Cry, но и в той же Assassin's Creed, не говоря о других блокбастерах. Кто мог подумать, что она родилась из одного лишь желания убрать несоответствие между геймплеем и сюжетом?

04
04

Вслед за появлением навыков придумали пусть и не самую значительную деталь интерфейса, но добавляющую десяток баллов к «эффекту погружения»: татуировку на руке героя. Каждая приобретённая способность, а также определённые сценарные события и сбор коллекционных предметов, добавляли к ней очередной узор. Руки в шутере от первого лица — именно то, что (помимо оружия) всегда на виду. В Far Cry 3 тату — это фактически карта прогресса, постоянное напоминание о пройденном пути.

Подобная навязчивая деталь встречалась разве что в Batman: Arkham. Костюм Бэтмена по мере продвижения по сюжету рвался и изнашивался, а сам Бэтс зарастал щетиной. И к финалу геймер просто физически ощущал его усталость. Схожий эффект, но с ощущением растущей силы, создавало и тату Джейсона. Чисто дизайнерская фишка, однако именно таких мелочей остро недостаёт серии сегодня.

В третьей части обрела форму и ещё одна особенность. Её, стараясь не привлекать внимания Роскомнадзора, можно скромно назвать «расширителями сознания». Галлюцинации позволили сценаристам добавить в историю символизм, раскрыть героя изнутри — причём без тупых диалогов формата: «А сейчас я чувствую разочарование». А геймдизайнерам они помогло дать волю фантазии.

К счастью, в отличие от татуировки, этот ход сохранили в последующих выпусках. И даже развили: в Far Cry 4 на кислотных трипах замешана целая побочная сюжетная линия, с великолепными пейзажами и пригоршней доступных только в ней механик. В пятой же части их и вовсе можно назвать самой удачной стороной геймплея: после победы над королевой «Блажи» — Верой Сид — всё остальное начинает казаться пресным.

Вниз по кроличьей норе

Но, конечно, Far Cry 3 не стал бы настолько примечательным шедевром без отличного сюжета. Развивая идею об обычном парне, с которого ветром войны постепенно сдувает налёт человечности, Ubisoft обратилась к «Сердцу тьмы» — книге о том, как западная цивилизация ломает устройство жизни в колониальных странах. Идеи, заложенные в произведении Джозефа Конрада, оказали существенное влияние не только на мировую литературу, но и на кино («Апокалипсис сегодня»). А также на видеоигры: отголоски концепции можно увидеть, например, в событиях Spec Ops: The Line и Red Dead Redemption. Обращалась к ним ранее и Ubisoft, причём ещё в Far Cry 2. Там (спойлер) преследование антагониста приводило к принятию его взглядов и неприятию мира привычного. Войти в ту же реку решили и в третьей части (а потом и в четвёртой). Но на этот раз с куда более интересным злодеем: Ваасом Монтенегро. Пожалуй, одним из лучших антагонистов в истории видеоигр вообще. Появился он, кстати, благодаря чистой случайности. О чём тоже стоит упомянуть.

Злодеем изначально должен был стать персонаж по прозвищу Бык. Немногословный и довольно примитивный бугай, каких обычно лепят в каждом втором экшене. Прослушиваться на роль Быка пришёл не слишком известный, но талантливый актёр — Майкл Мэндо. Он оказался великолепен, вот только типаж вообще не подходил к придуманному персонажу. Поэтому Майклу, как часто бывает на собеседованиях, ответили: «Хорошо, но что-то не то. Если что, мы вам перезвоним».

«Представь, будто ты самый злобный, больной и опасный ублюдок на планете Земля»

Разработка тем временем продолжалась. Постепенно стало понятно: для выбранной сценаристами темы не подходил уже сам Бык — выглядел слишком банальным. Посовещавшись, Майклу Мэндо перезвонили (чего почти не бывает после собеседований), пригласили на повторное прослушивание и предложили импровизацию: «Представь, будто ты самый злобный, больной и опасный ублюдок на планете Земля». Тот представил — так появился сначала персонаж по имени Пиро (снова банальность с обожжённой половиной лица, но хоть кибернетическую руку ему прикручивать не стали), а затем, после лёгкой доработки, — Ваас. Импровизацию решили сохранить: авторы шли на встречу Мэндо, если тому приходило в голову добавить или изменить какие-то фразы в истории.

Говоря про Far Cry 3, нельзя не упомянуть о ещё одном важном моменте: анимации. До сих пор немногие студии записывают motion capture одновременно с диалогами. Эти процессы, как правило, происходят раздельно. Получается дешевле и в чём-то проще. Ситуация изменилась благодаря Эми Хенниг — во время работы над Uncharted она сумела убедить боссов своей студии, что объединение захвата движения с озвучкой диалогов сделает анимацию более кинематографичной. Но индустрию это, увы, не переломило: работают, за редким исключением, по старинке. Так вот, Ubisoft — одно из тех приятных исключений. А Far Cry 3 — первый релиз французов, где актёры читали роли параллельно с захватом движений.

Ваас, с его проникновенными монологами, манерами бандита из подворотни и маниакальной страстью к насилию, стал визитной карточкой FC3. Разработчики комментировали: «Все вы бывали в ситуации, когда идёте по улице или спускаетесь в метро и видите человека, явно ищущего конфликта. Стараетесь прошмыгнуть мимо, бормоча про себя "Только не подходи ко мне, только не ко мне" и с ужасом осознаёте, что именно в вашу сторону он и направляется. Таким мы создали Вааса». Антагонист стал не просто недругом, а зеркалом главного героя. Олицетворением всего самого дикого, инстинктивного, тёмного, что прячется под тоненькой оболочкой цивилизации. Воплощением шекспировского Калибана и одновременно фрейдовского «Оно». Но в этом направлении мы углубляться не будем, иначе материал разрастётся до совсем уж необъятных пределов.

Вместо этого остановимся на ещё одной концепции, применявшейся при создании шутера — концепции «Зеркал». Она даже нашла своё отражение на титульном и загрузочном экранах. Показать изменения в характере Джейсона решили через окружающих его персонажей. Часть из них выражает ту или иную сторону безумия. Часть — просто черту характера. Приятели, сторонники, противники — каждый получил свою «отражающую» роль, через которую геймер получает эмоциональный посыл. И, соответственно, определяет своё отношение к характеристике.

К примеру, самыми омерзительными персонажами стали не враги, а друзья главного героя. Другие представители цивилизации. Они избалованы, слабы, капризны, неблагодарны, трусливы, — до попадания на остров Броди и сам был таким. Каждый диалог с ними — испытание нервов на прочность. Вот ты буквально голыми руками разнёс блокпост с бандой головорезов, а это существо, пять минут назад дрожавшее от страха, пытается тобой командовать и какие-то претензии предъявляет. И убеждает, что тебе необходимо немедленно отказаться от солнца и абсолютной свободы, вернувшись в уютное городское офисное рабство. Враги же — особенно Ваас — наоборот, обладают немалой харизмой. И, в сущности, в чём-то даже правы…

В этом и есть главное достижение Far Cry 3: история о том, как обретённая сила влияет на человека, меняет не только персонажа, но и игрока. Развлекаясь в бескрайнем тропическом раю, устраивая дерзкие вылазки, рассекая по джунглям на хрипящей колымаге, выжигая огнемётом поля дурмана, паря на дельтаплане в небесах и охотясь на акул в океане, ты сам ощущаешь свободу. Всё больше разделяешь взгляды местных отморозков на жизнь. И сам восстаёшь против рутины и лицемерия, с которой начинают ассоциироваться так искренне спасаемые друзья.

В первое прохождение, когда приходит время сделать выбор между ними и аборигенами, очень легко выбрать остров. Однако вами не руководит железная рука сценариста, безальтернативно заставляющая делать жуткие вещи и ужасаться, какой же вы негодяй — как это было в концовке The Last of Us или в ходе Spec Ops: The Line. К сюжетному выбору подводит сам геймплей. И за этот неожиданный опыт можно простить триквелу многое.

У Far Cry 3 были огрехи, было немало слабых мест. Чрезмерная увлечённость сбором трофеев, гигантомания (многие разделяют мнение, что второй остров абсолютно лишний), скудный выбор противников и побочных способов поразвлечься. Избавляясь от чрезмерного реализма второй части, авторы потеряли и немало интересных деталей, в том числе снизив интеллект головорезов. Тем не менее Far Cry 3 остаётся, пожалуй, лучшим эпизодом цикла. Потому что впоследствии она лишь старательно повторяла испытанную формулу, всегда что-то теряя в пути — каждая последующая номерная часть становилась чуть более бледной «ксерокопией» предыдущей. Иногда — пускалась в интересные (первые пару часов) эксперименты в Primal или Blood Dragon. Но ничего настолько же целостного и осмысленного в этой франшизе больше не выходило.

«Самыми омерзительными персонажами стали не враги, а друзья главного героя»

В конце июня на консолях текущего поколения появился её ремастер. Увы, в Ubisoft слишком небрежно обходятся с собственным наследием — вспомните недавний ремастер Assassin's Creed 2 с его многочисленными проблемами. Эта участь не миновала и Far Cry 3: здесь чудовищно, карикатурно «отшарплены» текстуры, изображение пестрит артефактами (особенно если включить субтитры — картинка под ними постоянно идёт «лесенкой»). Разрешение видео в меню обучения осталось минимальным, но растянутым и способным вырвать глаза неосторожного геймера. Управление то и дело подкладывает свинью с временем отклика, а настройки чувствительности прицела за одно деление бросаются из «слииииишком мееееедленно» до «как с этим можно точно прицелиться?». Словом, всё, на что следовало обратить внимание в переиздании, сделано спустя рукава. Приключения Джейсона Броди, увы, не получили новую жизнь — теперь они просто запускаются на новых консолях.

Но это с технической точки зрения. С точки же зрения опыта — это всё равно произведение, которое стоит иметь в библиотеке. И хотя бы попробовать, если в своё время упустили. Последний реликт той эпохи, когда Ubisoft делала не одноразовые аттракционы, а произведения, в которые хочется возвращаться. Far Cry 3 стоит возвращения.

Источник
16
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Лодка готовится ко взлету в космос! Вышел глобальный мод Far Cry 3 Redux О серийности в играх - от Серого Пса
Комментарии (23)
NFL2K5
говно это калл оф дути, а эта хорошо слепленные игры на твёрдую четверку из пяти
Chuck_Norris_
CoD это самая популярная в мире игра, всего-то, а так ничё
Эффект новизны от крупного издателя, готового вливать в свой проект кучу денег - вот и весь секрет. Удачный перезапуск, после которого стали клепать конвеерные копии меняя только места действия. Атсасина хватило на 2 части этого эффекта, Фар Края - только на одну 3ю часть. Эффект новизны пропал, а издатель пожелал не только вкладывать бабло, но и получать постоянную лёгкую прибыль.
Chuck_Norris_
Может просто потому, что Колда имеет идеальный геймплей и лучший мультиплеер? Не думал, не?

А теперь с поддержкой продюсеров Overwatch, она станет ещё лучше
Недавно переиграл в Классик Эдишин этот , так вот после 5го Фарика уже нето чет , да 6 лет назад , а особенно после унылого 2го Фарика , 3й смотрелся бомбически просто , но сейчас после 4го , 5го ФК понимаешь , что Ваас сильно переоценен , после скаримовской идеи "получай опыт за то что делаешь " опять этот дурацкий крафт "убей именно таких зверей для новой кобуры" ....
Первая часть действительно была игрой, где надо было играть.
Все остальные части, опыление целевой аудитории, как правильно отмечено в статье "Что не нравилось массам, которых и рассчитывала «опылить» Ubisoft."
Опыление в той или иной степени прошло успешно, но играть в то, что сейчас называется Far Cry нет никакого желания, тупейшее, займи вышку, получи золотой автомат, сбор ресурсов, 10 кож из 10 для очередного ненужного прибамбаса, дойди до за ранее отмеченной точки на карте и посмотри очередной придурковатый ролик с закосом под эпичность, который не трогает от слова, совсем, всё это навевает невероятную скуку. Покойся с миром Far Cry. Но всё это конечно, имхо.
Erick Hartman
Кошелёк из носорога, это же круто! Он в моде всегда.
Я играю в 5-ый фак край, мысль вернуться в предыдущие части меня не покидала. Забросил, не пройдя концовку. Вот бы вертолёты в предыдущие части (знаю в 4-ой бфла пародия), рыбалку (хоть и не любитель) и разнообразие техники, хотя вся она едет с одной скоростью.
А зверушек везде одинаково выносишь, ибо в этой части за шкуры - деньги. Миссии были + судьи (волки основной массой). А про быка через мульчер / во время "того процесса" / подгоревшего я вообще молчу. Толпа накачанных блажью коров? Что-то изменилось? Да нифига.
В 5-ой части меня неимоверно бесила телепортация к боссу, в клетку, и такая же успешная "телепортация" (побег) оттуда, охотники из ниоткуда (стрела в ГГ, когда я в вертолёте высоко в небе, да ещё и над водой, а так же ОДНА пуля с блажью).
Вообще, ФарКрай 5 на повтор запускать не хочется. Молчаливый ГГ, даже в звании с "салаги" не подняли. В ней и задания с Хёрком были крайне скудные, я ожидал больше. В 4 / 3 же бесили вышки. На вкус и цвет....

AllConforD написал:
Первая часть действительно была игрой, где надо было играть.

Это обыкновенный коридорный шутер от первого лица, ну хоть с простеньким сюжетом, для пояснения, что же происходит в этом мире, и более ничего. Проходится быстро, на один раз. Фар Край 3 имеет жанр "Приключенческие игры", это слишком сложно для Вас, больше часов и вопросов. Лучше бы дали коридор, да пушку и отправили расстреливать всех без разбору - обыкновенный "экшен", как в call of duty, как 1-ый FarCry. Вот это действительно шикарные игры.
П.С. По трайгенам немного скучаю.
Да... 5 Фар Край смёл и 3 и 4 части просто в пыль. Уже и не охота к ним возвращаться... Только пятёрка с самого релиза и до сих пор, вот где красота! Ещё и мг42 добавили... (Но на вкус и цвет... как говорится)
slawok76
Такое чувство, что все новое что принес far cry 5 в серию можно по пальцам пересчитать. Да и не может рескин 3 части стереть её в пыль.
Курьер из Вегаса
Так то верно. Но эволюция, берёт своё.
slawok76
Да это сложно назвать эволюцией, продавать рескин 3 части за стоимость полноценной AAA игры, это подтверждает жадность разработчиков.
Ну нет, 5 отличная получилась, ни сколько не хуже 3 и 4 в любом случае.
Тоже пытался после 5го Far Cry поиграть в 3й. Не осилил. Скучно. Хотя в свое время очень понравился. Как песочница серия очень выросла. А называть 5й рескином это надо полным кретином быть
Пятая параша лютая, но оптимизация огонь
Erick Hartman
Второй фарик был чем то необычным, и очень реалистичен. Не надо гнать на него)

Игра не уныла, она атмосферна. + Много мельчайших деталей, которые можно не заметить поначалу.
Погляди сравнение 5-ой и 2-ой части. Я офигел. Думал 5-ка порвёт старьё, оказалось наоборот.
Курьер из Вегаса
+
Мэттьюмакхонэхе
Оптимизон тоже параша, бывало и лучше у них.
AL5
Была голая механика , игру завезли к 3й части
VOVAN WOLF
Я играю в 5-ый фак край, мысль вернуться в предыдущие части меня не покидала. Забросил, не пройдя концовку

Та же фигня. Вернулся в FC3,пройдя 2/3 от FC5.

Вот бы вертолёты в предыдущие части

Вертолёты тот ещё читак,правда,валят вертолёты враги весьма быстро.Я при помощи вертолётов в аван-постах выстреливал сигналки,потом добивал врагов со снайперки.В некоторых случаях сигналки заново включались.С чем это связано,не знаю.

Что-то изменилось? Да нифига.

За убийство ботов не дают в FC5 опыт,только за выполнение миссий.За разнос аван-постов дают деньги,а в FC3 – опыт до 1500ХР.В FC5 отсутствует анимация вырезания шкуры зверя,при нажатии Е шкурка автоматом закидывается в инвентарь.В FC3 увеличиваешь переносимый вес,патронтаж,число слотов в сумке шкурками зверей,в FC5 – прокачкой.Так же в FC5 гораздо легче денег заработать,хоть и цены бешеные,но в FC3 доступ к бесплатному вооружению засчёт вышек.

AL5
В 5-ой оптимизон огонь,по крайней мере на райзене.Говорю,как владелец 7950,играл на высоких FHD.А вот Ассассин Истоки на таких же настройках шёл равной картинкой
куда ржать?
дрочильня со слитым злодеем, покорением вышек и зачисткой лагерей бандитов. че в ней культового?
[Денис Александрович]


[Денис Александрович] написал:
За убийство ботов не дают в FC5 опыт,только за выполнение миссий.За разнос аван-постов дают деньги,а в FC3 – опыт до 1500ХР.

Во-Во! Этам фраза "Что изменилась" приурочена к убийству бедных зверушек. Перечитайте. Опыт, ДА, там упростили и заменили очками навыков, за которые и прокачиваешься. Анимация выреза шкурок, кажется, отключалась.
Вертолёт - удобство передвижения по карте, для меня в первую очередь. Аванпосты выносил по стелсу - "вас не заметили" и "тревога не поднималась", что добавляло монет в карман. Деньги так же быстро ценность потеряли, собрал любимый набор оружия, купил вертолёт времён Вьетнама, и готово, покупать больше нечего (знаю есть ещё, но нафиг).
VOVAN WOLF
В FC5 волк писает и скулит одновременно)
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.