Время бежит. Мы меняемся — меняются и наши вкусы и увлечения. Некогда любимые фильмы, книги, игры уходят в прошлое, покрываясь слоями пыли: немногим удаётся выдержать испытание и с годами не забыться. Но бывают и исключения из правила: произведения вечно молодые, вечно актуальные. И с каждым годом они становятся только лучше. Resident Evil 4, System Shock 2, DOOM, Deus Ex... Достойна ли Final Fantasy XII влиться в этот славный пантеон?
Буря мечей
Вопрос, конечно, риторический: она уже там — с такими-то оценками и продажами. Но тогда, в далёком 2006-м, двенадцатую часть легендарной серии ругали. За претенциозность, за (якобы) отход от канонов цикла, за угрюмый сюжет с политической подоплёкой и необычные, подчас смелые решения вроде полуавтоматизированных боёв. Пускай критики не скупились на заслуженно высокие баллы (достоинств ей действительно не занимать), многие фанаты сочли новинку провалом — неудачным экспериментом, о котором лучше забыть. Десятилетие спустя игре выпал второй шанс — в виде The Zodiac Age, её долгожданного HD-ремейка. И теперь, со второго раза, ей удалось покорить народ.
Дело вовсе не в похорошевшей графике и переписанной с нуля музыке, как может показаться на первый взгляд. Да, на PlayStation 4 в Full HD изучать удивительный континент Ивалис куда приятнее, чем на допотопном эмуляторе или старушке PS2. Но визуальные красоты и трофеи-достижения — это так, мелочи, приятные бонусы. Куда важнее наполнение: история, персонажи, геймплей.
Маленький свободный народ
Прошли ли они проверку временем? С блеском! Уже с первых кадров Final Fantasy XII пленит своим подходом — серьёзным, обстоятельным, без привычных жанровых глупостей и чисто восточных фривольностей. Шутка ли: в высокобюджетной японской игре в центре повествования оказываются хитрые придворные интриги и крайне неоднозначные личности. Даже герои-подростки, от натужного оптимизма которых плюются давние поклонники JRPG, — и те со своими травмами, душевными шрамами, подчас не успевшими как следует зажить. Оно и неудивительно: в мире идёт братоубийственная, беспощадная война. Противостояние, в котором не может быть победителя.
Но вот что странно: несмотря на мрачность сеттинга и «взрослость» тем, детище Square Enix никогда не скатывается в депрессивную чернуху. Сценаристы выдерживают чёткий баланс, чего, признаться, и не ждёшь от игры, главная героиня которой — овдовевшая принцесса оккупированного королевства. Как так? Ответ прост.
Авторы прекрасно понимали суть сериала: Final Fantasy — не просто JRPG с красивыми CG-роликами. Это целое путешествие — удивительное роуд-муви в компании ярких, харизматичных, милых сердцу отщепенцев. Вот и XII, номинально политический триллер, ощущается как дорожное приключение по причудливому, но правдоподобному континенту. И это, что не говори, прекрасно.
К оружию! К оружию!
Впрочем, одними экскурсиями дело не обойдётся: куда ни кинь, всюду монстры. Ужас? Отнюдь. Боевая система The Zodiac Age — находка, о которой впору песни слагать. А ведь когда-то её ругали: дескать, из-за гамбитов (набора тонко настраиваемых автокоманд наподобие Dragon Age: Origins) «игра проходит сама себя». И действительно — при желании каждый в состоянии найти идеальную комбинацию напарников, раздать приказы и остаток похода вести себя как взводный могучего отряда смерти. Но это лишь один из вариантов — бесспорно действенный, и в то же время откровенно банальный.
Заслуга Final Fantasy XII в том, что она позволяет сосредоточиться на главном — экшене и исследовании окружения. Надоело после каждого боя муторно заставлять бойцов пить зелья, накладывать защитные баффы и снимать эффекты вражеских заклинаний? Просто настройте гамбит. Хотите, чтобы в случае чего лекарь не стоял, как истукан, а самостоятельно ставил полудохлых солдат на ноги? Пара лёгких движений в меню и вуаля. А если тянет делать всё самостоятельно — никто и не мешает, макросы легко отключить. Поклонники Dragon Age сразу почувствуют себя как дома, а новички быстро привыкнут к новым правилам — и забудут о фрустрации как о страшном сне.
Не меньше свободы даётся и при выборе уникальной роли для каждого союзника. Мечтаете превратить лучницу в толкового белого мага? Сделать хрупкую принцессу «танком» с топором наперевес? Без проблем, развлекайтесь! Вариаций великое множество, все так сразу и не перечесть. Баланс, между тем, соблюдён: самых сложных боссов и чудищ (обычно необязательных, обитающих где-то на окраинах игрового мира) нахрапом не возьмёшь. Вот что-что, а опциональный контент в далёком 2006-м делали отнюдь не для слабых духом.
Здесь стоит подчеркнуть, что The Zodiac Age — HD-ремейк не оригинальной Final Fantasy XII, а её обновлённой (выпущенной только в Японии) версии. Созданное на основе International Zodiac Job System переиздание вносит ряд правок в геймплей — местами косметических (скажем, тасует награды за побочные задания), но в основном функциональных и весьма заметных. Ключевая из них — наличие классов-зодиаков для каждого персонажа. Что означает ещё больше способов кастомизировать героев по вкусу, наделив их уникальными навыками и специализациями.
Другой интересной особенностью стала функция ускорения геймплея. Прекрасно понимая, что частые бои с обычными монстрами рискуют быстро надоесть, ещё в IZJS Square Enix добавила опцию быстрой перемотки всего и вся.
Здорово? Ещё бы. Впрочем, разработчики The Zodiac Age пошли дальше и добавили в формулу пару своих собственных, ранее невиданных улучшений. И, к сожалению, немного перестарались.
Например, функция автосохранения — вещь удобная, полезная, но своим существованием она на корню убивает напряжение в длинных, опасных подземельях и кишащих монстрами локациях. Чего волноваться, если после гибели ничто не мешает перезагрузить сохранение минутной давности и ничего, по сути, не потерять. Да и возможность создавать мультиклассовых бойцов (например, ниндзя-рыцаря) слишком уж упрощает экшен: найти откровенно несбалансированные сочетания не составляет труда.
Крещение огнём
Впрочем, абзац выше — скорее придирки. Попытки найти хоть что-то неудачное в игре, поражающей воображение даже сейчас, через 11 лет после своего дебюта. И то не пустые слова: для автора этих строк The Zodiac Age — первое знакомство с Final Fantasy XII.
О ней ходило много слухов, немало легенд — и хороших, и плохих — но кnо бы мог подумать, что Ивалис действительнонастолько прекрасен. Мир, в котором нет раздражающе рандомных энкаунтеров, где злодеи (если их можно так назвать) добиваются внятных, подчас благородных целей, а боевая система не ограничивает — наоборот, развязывает геймеру руки. Что ни говори, а время так и не сумело обратить всё это великолепие в пыль.
XII — целостная, выветренная JRPG старой школы, которых нынче очень и очень мало. Разработчики не пытаются взять публику дешёвым фансервисом и фигуристыми красотками, подобно авторам какой-нибудь Tales of. Не прячут часть контента за DLC за десять долларов. Они просто рассказывают увлекательную повесть о войне — почти без крови и жести, но с закрученными интригами и сложными конфликтами. Рассказывают, потому что понимают: именно такие сюжеты откладываются в памяти лучше всего.
И вместе с тем, Final Fantasy XII: The Zodiac Age — это не просто отличная история. Не кино, которое можно пройти на YouTube и ничего не потерять. Это Игра. Гигантская, увлекательная, полная загадок и тайн RPG, от которой так сложно оторваться вплоть до самого финала. Не верите? Убедитесь сами.
Достоинства:
- грамотно написанный и обстоятельно поданный сюжет;
- гибкая, по-прежнему уникальная боевая система;
- вагон и маленькая тележка контента;
- автосохранения и ряд геймплейных улучшений;
- отличная реставрация изображения;
- бережная реоркестровка саундтрека;
- возможность ускорить игру в несколько раз;
- удобный интерфейс.
Недостатки:
- серьёзная политическая драма рискует не зацепить часть аудитории;
- из-за отдельных правок The Zodiac Age оказалась проще, чем оригинал;
- чисто технически графика не дотягивает до современных стандартов;
- кусачий ценник.
Выходные данные
- Платформы: PlayStation 4
- Разработчик: Square Enix, Virtuos
- Издатель: Square Enix
- Дата выхода в России: 11 июля 2017 года
- Локализация: отсутствует
- Похожие игры: серия Final Fantasy, Dragon Age: Origins, Star Wars: Knights of the Old Republic
- Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно фанатам RPG
HD Ремейк игры,которая вышла в далёком 2006 для ПС2 по цене в 2к руб... К тому же 12ую реально считали если и не провалом,то шагом не пойми куда.Десятка была апогеем,эталоном,но её ремейк вышел на комп,и стоит он отнюдь не несколько тысяч... глядишь лет через 5 FF13 переделают под новый графон и переиздадут...
Игра престолов это FIRE EMBLEM НУБЫ !!!
Эх. На ПК только пиратить...
falsh777 Имея голову на плечах стал бы ты это покупать за цены которые сейчас актуальны?) Будь игра трижды легендарной, 10 из 10, или вообще иконой индустрии.
technopank Хз... Но никакой лицухи на ПК нету... Так что только пиратить.
О боже! Шедевр на 12 из 10! Эту гениальную игру покупают только ради гениального сюжета от гениального Мацуно. Даже Nier нервно сосет в сторонке? Или все таки неотбеленного ануса Фран не достаточно для нынишних стандартов гениальности у школьников?