на главную
об игре
Final Fantasy 13 09.03.2010

10 лет назад Square Enix взорвала сеть анонсом Final Fantasy XIII на Xbox 360

15 июля 2008 года компания Square Enix взорвала сеть анонсом Final Fantasy XIII для Xbox 360. Возможно, молодому поколению игроков, которые не следили за новостями в то время, это покажется странным, особенно с учетом того, что сегодня Final Fantasy - наверное, не самая обсуждаемая серия, но тогда заявление президента корпорации Ёити Вады на конференции Microsoft в рамках E3 2008 заставило пользователей по обе стороны океана ахнуть.

 

PlayStation 3 стартовала не самым лучшим образом и проигрывала несколько лет по продажам как Wii, так и своему основному конкуренту - Xbox 360, принося Sony большие убытки. Исторически ассоциировавшиеся с PlayStation серии в разных жанрах перебирались на платформу Microsoft, которая также активно наполнялась эксклюзивами от японских разработчиков благодаря активным действиям американского платформодержателя, стремившегося развернуться в Азии. В какой-то момент на Xbox 360 эксклюзивных JRPG было заявлено куда больше, чем на PlayStation 3, что казалось абсолютно невероятным и удивительным после долгих лет доминации PlayStation и PlayStation 2.

На платформе Microsoft уже вышли Lost Odyssey и Blue Dragon от отца Final Fantasy Хиронобу Сакагути, к релизу готовились эксклюзивные Tales of, Star Ocean и новые IP от студий рангом пониже. Не хватало только Dragon Quest и Shin Megami Tensei, но их разработчики сфокусировались на портативной консоли Nintendo. Владельцам PlayStation 3 же в первые годы приходилось перебираться преимущественно очень нишевыми и бюджетными JRPG-тайтлами.

 

Однако то, что сегодня радостно называют "возвращением к корням" и встречают с распростертыми объятиями, когда это сделано более-менее качественно, при переходе с шестого поколения консолей на седьмое подвергалось многими наблюдателями и журналистами критике. Например, пошаговые бои в Lost Odyssey в ряде обзоров называли "архаичными" и "застрявшими во временах PlayStation 2". Все ждали игру, которая поднимет жанр на качественно новый уровень. И такой игрой массовой аудитории казалась конечно же Final Fantasy XIII, обещанная с 2006 года в качестве эксклюзива для PlayStation 3. Она использовалась во многочисленных спорах как проект, который может перекрыть массу японских RPG "класса Б" с Xbox 360.

 

Именно поэтому анонс игры на Xbox 360 в 2008 году стал настоящим шоком для части энтузиастов. Некоторым было очень сложно осознать, что новая номерная Final Fantasy может появиться не только на PlayStation.

Сайт GameMAG.ru завис тогда на два дня от наплыва пользователей, желавших высказаться по этому поводу. Обсуждая потом случившееся на форуме, аудитория пришла к выводу в одном из опросов, что в Microsoft начал работать Чак Норрис.

Недоверчивые юзеры, не имевшие возможности посмотреть трансляцию конференции в прямом эфире, до конца не верили в случившееся.

FFXIII
FFXIII

Многие сочли это тогда "провалом Sony" и "очередной потерей в войне". Другие называли шаг ожидаемым и логичным - к тому же часть фэнбазы PlayStation 2 давно перебралась на Xbox 360, третьи писали, что и правильно Sony сделала, что не стала бороться за эксклюзивность - лучше вкладываться в свои собственные продукты. Но обсуждение было в любом случае очень бурным. Чего стоит один тред на NeoGAF с 5,000 сообщений, где был опубликован ставший мемом в западном интернете знаменитый пост про то, как Square Enix "выстрелила себе в ногу".

NeoGAF
NeoGAF
FFXIII
FFXIII

Некоторые писали, что теперь им вообще не нужна PlayStation 3 и жаловались на отсутствие достаточного количества эксклюзивов.

"Может Sony все-таки начнет думать о покупке эксклюзивов?". "Жесть. Теперь для меня вообще нет смысла покупать PS3. Эпоха Sony официально окончательно завершена". "Sony уже говорила, что не платит за эксклюзивы. Но тем не менее, это какое-то безумие. У Sony не осталось никакого крупняка. Final Fantasy XIII была одним из гарантированных системселлеров... А теперь... Они вообще собираются что-то делать?". "Sony реально облажалась. Она должна была сделать все, чтобы игра осталась эксклюзивом PS3".

Разочарование в связи с анонсом Final Fantasy XIII на Xbox 360 выразил и тогдашний руководитель Sony Computer Entertainment America Джек Треттон. При этом он констатировал, что Sony становится "все труднее и труднее удерживать франшизы".

"Разочарован ли я? Да. Было ли это для меня сюрпризом? Нет. Очевидно, потеря такого эксклюзива была возможной в сложившейся ситуации в игровой индустрии. Становится все труднее и труднее удерживать франшизы", - сказал он.

После анонса Final Fantasy XIII на Xbox 360 акции Square Enix подорожали на 5,2% - инвесторы считали шаг правильным, поскольку система Microsoft расходилась в США заметно лучше PlayStation 3.

В итоге, правда, Final Fantasy XIII все равно сделала большую часть продаж именно на PlayStation 3, а в Японии, где бренд тогда был безумно популярным, чего не скажешь о ситуации на момент выхода Final Fantasy XV, игра и вовсе являлась стартовым эксклюзивом платформы Sony.

Когда на Xbox One анонсировали Final Fantasy XV, выросшую из Final Fantasy Versus XIII, и Kingdom Hearts III, никакой драмы в интернете уже не было. Разве что совсем немного. Фанаты со стажем повзрослели, а новая аудитория привыкла к мультиплатформенной политике большинства издателей.

Сама Final Fantasy XIII разделила фанатский лагерь пополам и собрала на момент релиза оценки ниже последних сингловых номерных частей в прессе. Ее рейтинг на Metacritic составил 83% в версии для PlayStation 3 и 82% на Xbox 360. Для сравнения, у Final Fantasy XII было 92%, Final Fantasy X - 92%, Final Fantasy IX - 94%, Final Fantasy VIII - 90%, Final Fantasy VII - 92%, Final Fantasy VI - 93%.

Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII

Какой-то революции, столь ожидаемой критиками классического подхода к японским ролевым играм, не случилось, а два продолжения творения Мотому Ториямы встретили еще прохладнее. К моменту дебюта Final Fantasy XIII на консолях также стали все чаще появляться западные RPG нового поколения, и часть приставочной аудитории со временем даже охладела к JRPG.

Интересно, что едва ли не единственной крупной компанией, не отказавшейся от политики эксклюзивности для консоли Sony "в трудную минуту", несмотря на ее отставание от конкурентов в первые годы жизни, была Konami. Metal Gear Solid 4 по сей день доступен эксклюзивно для PlayStation 3. Новые части и переиздания классики, правда, выходили уже на разных устройствах.

Следующую новую номерную одиночную Final Fantasy поклонники серии получили только в 2016 году. Рейтинг Final Fantasy XV на Metacritic составил 81%.

Самым высокооцененным японским релизом Square Enix последних лет является ролевой экшен NieR: Automata  от PlatinumGames (88%). Недавно компания представила Octopath Traveler (84%), в сентябре состоится западная премьера Dragon Quest XI, а в январе 2019-го выйдет Kingdom Hearts III.

JRPG с самыми высокими оценками за последние десять лет стали Persona 4 (90% на PS2 и 94% на PS Vita) и Persona 5 (93%) от Atlus и Xenoblade Chronicles (92%) от Nintendo.

__________________________

А как вы отнеслись к анонсу Final Fantasy XIII на Xbox 360? В какую версию вы играли? Была ли у вас популярная приставка прошлого поколения от Microsoft? Какие JRPG вам больше всего понравились за последние годы? Расскажите нам об этом в комментариях!

Комментарии: 8
Ваш комментарий

Игра в общем то имеет свои плюсы, но среди больших проблем был ужасный сценарий и хоть и динамичный, но оказуаленный геймплей (иксбокс же американская консоль, а американцы по мнению японцев тупые)

5

The Salt Не только у японцев такое мнение)

1

Попытки заполонить 360-й JRPG не удались. Японцы всё равно остались верны Соньке. Да и 13-я Финалка далеко не самая удачная часть.

5

У FF 13 есть большой минус и большой плюс. Минус - унылый гринд, рубиловка каждые 100 "метров". Плюс - уж очень персонажи колоритные.

2

Ивасик Жирком обросли?)

1

Ивасик Минусы - ужасный сценарий, персонажи тупые и разбражающие, колорит у них разве что из-за японского дизайна и идиотского поведения абсолютно всех персонажей. Гринда практически нет, если конечно не на платину проходишь, игру можно пройти закликивая одну кнопку и правильно распределяя парадигмы под типы врагов. Ну частые бои простите, это жрпг, боевка при этом довольно динамична.

3

Помню эту новость в журнале Страна Игр. Но мне, как человеку не имеющему в наличии консоли и не являющимся фанатом серии в то время, было абсолютно все равно. Даже ролики с геймплеем, я вырубал после первой же минуты. Сейчас я очень люблю эту серию и мне херово от того, что они сделали с серией в 15 части. Ну да ладно. Я не понимаю, почему так сильно критикуют 13ю. От игры у меня остались одни только приятные воспоминания.

0