на главную
об игре
Frostpunk 24.04.2018

Winter Has Come. CСМ о Frostpunk

Зима пришла | Субъективное скромное мнение о Frostpunk.

1887 год. Начался новый Ледниковый период – то ли из-за постоянного извержения вулканов, скопления пыли которых заполнили атмосферу Земли, мешая лучам Солнца прогревать планету, то ли из-за самой звезды, угасающей с каждым днем. Британская империя перед наступлением холодов успела построить генераторы в Арктике – территории, богатой полезными ископаемыми, находившейся вдали от цивилизации. Теперь же, когда от прежнего мира не осталось и следа, эти генераторы будут центрами новых городов, новых маленьких теплых мирков посреди нескончаемого мороза.

ГЕЙМПЛЕЙ

Frostpunk – градостроительный симулятор выживания в мире стимпанка в условиях наступившей вечной зимы. Игрок – глава нового городка, которому следует наладить добычу ресурсов: стали, дерева, угля и еды, причем последние два имеют первостепенное значение. Генератор – огромная паровая машина, единственный источник тепла, для рационального использования которого здания строятся по кругу. Изначально тепловая зона занимает всего две кольцевых линии, но ее можно увеличить, при этом тратя в разы больше горючего.

В начале игры ресурсов, как и жителей, мало, а строить и добывать нужно много. Для облегчения задач игрок может принимать законы – например, отправить детей в шахты, добывать бесценный уголь. Либо вместо жаркого подавать к столу жидкий суп. Однако, у каждого решения будут свои последствия – словесную реакцию жителей можно увидеть сразу же после его оглашения, а некие события порой могут случиться гораздо позже.

Почти все законы влияют на два важнейших показателя: надежду и недовольство. Отсутствующая надежда и высокое недовольство запустят таймер – игроку дается немного времени, чтобы привести дела в порядок, иначе главу города [игрока] выставят прочь, на мороз и смерть, как следствие – конец игры и проигрыш. Когда надежда падает с неимоверной скоростью, следует найти некую жизненную цель, то, к чему стоит стремиться, несмотря на тяжесть и безвыходность ситуации. Этой цели может послужить вера или порядок, молитвы или правила, священники или тюремщики.

В игре также существует еще один, довольно редкий, ресурс – паровые ядра. Из них можно строить здания высшего уровня (например – теплицы и лазареты), а также сложные и громадные механизмы – автоматоны, способные заменить с десяток рабочих рук и не боящиеся мороза.

Одними из первых сооружений, помимо добывающих еду и уголь, следует построить мастерскую (для изучения новых технологий, улучшения умений и зданий) и маяк (для изучения ближайших земель и сбора ресурсов). Разведчики порой будут находить выживших на ледяных просторах, и перед игроком нередко будет вставать тяжелый моральный выбор – впускать чужаков, больных и голодных, когда в вашем городе нехватка ресурсов, либо оставить их в пустошах, обрекая на верную смерть.

СТРАННОСТИ

Когда я первый раз зашла в игру, мне тут же бросилась в глаза интересная задумка конца света и способа решения этой проблемы, необычный вариант застройки и приказы командира города [игрока], у которых всегда есть некие последствия. Но потом, включив беспощадную логику, я вдруг осознала, что от всех нелепиц, коими кишит Frostpunk, в Апокалипсис холода и снега уже верится с трудом.

Для начала – начало. Британская империя, выяснив, что миру угрожает глобальное похолодание, решает строить паровые генераторы, которые в будущем станут единственными источниками тепла для последних выживших представителей человечества, в самой морозной глуши – в Арктике. Не в британских лесах (чтобы англичанам было быстрее добираться до спасительного места) и не в южных колониях (чтобы хотя бы во время строительства люди не мерзли), а в самой холодной части света, намеренно понижая шанс успеха. Блестяще.

Генераторы – огромные пятиэтажные махины, являющиеся единственными источниками тепла и, как следствие, жизни, и работающие исключительно на угле. Чтобы более-менее защитить их от ветра и обморожения, их строят в кратерах. Напоминаю, что работающие генераторы – единственный шанс на выживание. Отсутствие угля на складах грозит их отключением. Неработающий генератор гарантирует обморожения и неработающие здания, как следствие – смерть и проигрыш. Единственный источник тепла и жизни намеренно привязывают к единственному ресурсу, который, по факту, не бесконечен. И перед тем, как послужить остаткам человечества так, как было задумано, генераторы, бесхозные, стоят в кратерах, под снегом, льдом и ветром, в ожидании момента, когда оставшиеся люди придут и включат их. А могут и не прийти – до Арктики путь нелегкий и неблизкий. Потрясающе.

И вот, генераторы работают. Ресурсов не хватает даже на то, чтобы построить дома и охотничьи избушки (а без избушек ходить на охоту никто не готов), не говоря уже о мастерской и изучении улучшений паровой машины. Труб нет и в помине, так что подвести отопление от генератора до дальней лесопилки нет возможности. Температура -40⁰С, людям работать слишком холодно, они обмораживаются, болеют и не хотят спасать свои жизни, а ночь – время отдыха, вне зависимости от того, что в городе кризис, а в мире – вечная зима. Несколько десятков голодных тел, замерзшие и больные, укладываются спать на голую землю рядом с генератором, праздно пускающим в воздух ценнейший горячий пар. Наутро половина оказывается в братской снежной яме. Занавес.

Почему в условиях постоянных вьюг нельзя было соорудить ветряки в качестве дополнительного источника питания и построить генераторы под землей, чтобы не пускать столь ценное тепло на воздух? Загадка.

Другие загадочные странности – отсутствие возможности изменить закон и деление жизненных устремлений на веру и порядок. Почему нельзя отправить часть детей помогать на кухне, а другую часть – в лазареты? Почему нельзя построить одновременно церковь и тюрьму? Даже если обставить город сторожевыми вышками, найдутся люди, готовые провести сутки в молитвах, услышав о приближающейся буре. Так почему бы, провозгласив приоритетным порядок, не порадовать верующих строительством места для общественных молитв?

Вообще, во Frostpunk слишком мало зданий и слишком мало людских интересов. В игре отсутствует животноводство – разводить оленей ради мяса, молока и шкур, видимо, не нужно. Также нет необходимости в пошиве одежды, обучении детей, изготовлении оружия для охотников… Единственная отрада жителей – набить кому-нибудь лицо после работы и выпить талой воды в пабе. Нет, не самогона – здания для изготовления алкоголя ведь тоже нет. При автоматизации города посредством внедрения автоматонов на рабочие места весь город будет заполонен «пьяными» и побитыми бездельниками – ради такого, конечно, стоит пытаться выжить.

Несмотря на бесцельное и бесполезное прожигание своих дней, бывшие англичане до странности эгоистичны и циничны. При приближении бури некогда приветливые жители с радостью могут урвать из общих запасов ценнейшие дефицитные ресурсы, и если с едой все более-менее понятно, то дерево и уголь, которыми питается генератор, урывать для себя одного сродни убийству всех. Альтруистический порыв игрока принять в город других людей часто может быть принят в штыки жителями – спасать чужаков, по их мнению, не значит спасать человечество – даже в тех случаях, когда еды в избытке, жилье – свободно, а медицина – на высшем уровне.

Порой сомневаешься в том, что людям грозит вымирание – настолько обыденны и низменны их требования. Казалось бы, складирование трупов в снежной яме для последующей трансплантации органов – довольно полезное и логичное действие. Но нет – люди с радостью будут копать промерзлую землю, чтобы похоронить очередное тело в могиле. Казалось бы, приближаются сильнейшие морозы и буря, и неясно, насколько они задержатся, значит, надо бы экономить еду и перейти на супы. Но нет, супы – это слишком просто, нам нужны полноценные пайки. Казалось бы, у нас кончается уголь и нет ресурсов для постройки домов, надо бы денно и нощно проводить в шахтах и на лесопилках. Но нет, людям охота отдыхать на улице, под открытым небом, ведь лучше замерзнуть, чем отработать лишние пару часов. И далее по списку.

Я не знаю, какие «британские ученые» придумали подобные игровые условности, но от них мне хочется плакать, смеяться, а потом снова плакать. Из-за таких условностей вся атмосфера безвыходности и одиночества тает неимоверно быстро. Я не верю, что мой город – последний город на Земле, а его жители должны будут возродить нацию. Я быстрее поверю в то, что в чем-то провинившихся людей сослали подальше от остальных сюда, в холода и морозы, для рабского труда и медленного самоуничтожения.

ПЛЮСЫ

  • Графика.
  • Атмосфера безысходности и отчаяния в начале игры.
  • Моральный выбор в сценариях.
  • Уникальная кольцевая застройка.
  • Саундтрек, один из которых уж очень напомнил мне заглавную тему фильма «28 дней спустя».

МИНУСЫ

  • Возникающие фризы при сильной застройке.
  • Малое разнообразие зданий.
  • Малая вместимость складов.
  • Малая вместимость домов (что в палатках в ряд укладываются 10 тел, что в двухэтажном бараке).
  • Небольшое количество сценариев.
  • Нереалистичное поведение населения в условиях смертельного мороза.
  • Глупая и нецелесообразная идея ставить генератор-обогреватель на улице.
  • Деление жизненных целей на «веру» и «порядок», будто они не могут существовать одновременно.
  • Законы нового мира – это не Конституция РФ, изменения вносить нельзя. Пошлешь детей в начале игры добывать уголь, так они и будут работать до скончания времен, вместо того чтобы пойти в помощники лекарям, когда добыча ресурсов нормализуется.
  • Цена.

ВЫВОД

Несмотря на мое мнение по поводу некоторых нелогичностей и недоработок, Frostpunk – действительно хорошая игра о выживании и выборе, по-своему уникальная и интересная. Плюс в том, что до сих пор разработчики выпускали патчи и дополнения, и вполне возможно, они будут выходить и дальше.

Здесь не так много контента, потому цена кажется явно завышенной для подобной игры. Здесь нет выдающихся механик – есть отличная идея и хромая реализация. Здесь нет разветвленного сюжета и неожиданных интересных событий – есть линейные сценарии и четкая очередность строительства зданий.

Эта игра старается бросать вызов, но вызов этот больше привязан к достижениям Steam’а – пройти то или иное событие тем или иным способом, усложняя себе игру меньшим количеством ресурсов. Здесь каждое решение игрока подвергается сомнению, каждый выбор порицается, и, вне зависимости от результата и количества спасенных жителей, каждый сценарий заканчивается словами вроде: «а стоило ли оно того?».

И каждый раз я, соотнося в голове количество смертей с количеством выживших, мысленно отвечаю: «ну, видимо, стоило».

7/10.                                                          

P.S.

Музыкальное настроение данного блога: Ramin Djawadi – Winter Has Come.

Время в игре: 47 часов.

Комментарии: 30
Ваш комментарий

Кой то веки на PG хорошие блоги появились !

Спойлер
Законы нового мира – это не Конституция РФ, изменения вносить нельзя.

Четко подмечено )))

17

1.Ну фризов я не заметил. Застроен кратер был весь полностью. Графика на ультрах стояла.2. Думаю крайне глупо искать логику в вымышленном мире стимпанка в ледниковом апокалипсисе . 3. Построек действительно маловато но с другой стороны это и не SimCity где много домиков и веселых человечков.4.Цена приемлема хоть и дороговата. Купил в стиме по распродаже за 470 рублей. Но нужно обратить внимание что разрабы обещали все дополнения буду бесплатны. И это радует.

14

LordZmei13

LordZmei13 написал: 1.Ну фризов я не заметил. Застроен кратер был весь полностью.

Там скорей не фризы, а общее падание кадров, на ультрах при GTX1080 в полном кратере около 25 кадров у меня было. А так, игра очень понравилась, я как сел, так и прошел весь основной сценарий за один раз.

6

Kirill22092 Хз GTX1050 ti не было проседаний. Все ровненько 42-48 фпс

2

LordZmei13 1. я не могу судить за кого-то, кроме себя и своей системы, хотя отзывы в инете говорят о том, что проблема подвисаний не у меня одной случается. 2. думаю, любая игра есть история, а у любой истории есть 3 "кита" - "причина, действие и следствие", которые просто обязаны быть связаны некой логикой. без логики любое произведение - пустышка. 3. фростпанк - градостроительный симулятор. улавливаете? какой может быть город без "множества домиков", причем разнообразных? 4. так приемлема или все же дороговата? если вы покупаете игры со скидкой, вас априори не может устраивать ее первоначальная стоимость. к тому же, игру по нынешней стоимости (насколько я помню) продавали со всего одной кампанией - первой, то бишь, она с самого начала была лишь куском недодела, а последующие выходящие "длс" должны были быть там изначально. вообще, если вы относитесь к тем хомячкам, которые рады "тому, что есть", не вникая в суть проблем, то стоило написать так сразу, а не пытаться выявить некие пункты.;) тем, кто интересовался насчет «планов на будущее»:

Спойлер

обещанный «Волк» будет, но позже, чем рассчитывалось:’)

4

LordZmei13

LordZmei13 написал: Все ровненько 42-48 фпс

Ох.

1

игра хорошая, мало рандома правда, что делает прохождение более 1го раза занудным

11

Когда проходил тоже думал о том что лор у игры нелогичный. Может расчёт был на то что мол если уж в морозной Арктике сможем выжить то и заморозки перебздим. А вот на счёт людей, я бы не удивился если и в ирл они так же себя начали вести. Стырил уголь, обменял у кого на спиртягу или еду и так далее. Но вот всякие условности конечно руинят зачастую настрой.

6

Обзор живой, но с кучей ошибок. Похолодание началось с юга. Правительство решило строить генераторы как можно дальше от населённых пунктов, на богатых месторождениях угля (всё это описано в заставках). Зоны влияния есть в любых классических стратегиях. В этой, очень зимней и холодной истории какие зоны приходят на ум ? Только тепло. Все технические несоответсвия вдребезги разбиваются о стимпанк. Искать рациональность с логикой в подобных жанрах ? Но игра и не о том. А о выборе с последствиями.

5

tchuzhy похолодание не началось с юга - на юге оно просто куда более заметно, чем на севере, где холод постоянен. по-вашему, ледниковый период наступает на планету волнами? если температура солнца понижается, то понижается и температура на всех планетах системы пропорционально. вы оправдываете глупость лора жанром стимпанк, который непонятно зачем ввели сами разработчики. возьмем в пример Dishonored - там тоже есть элементы стимпанка, но вся игра на этом жанре не строится, а вписаны эти элементы органично. а что же Frostpunk? выживание в мире льда и снега как-то привязано к пару? нет, это лишь прихоть разрабов - создать связь со стимпанком, чтоб название игры было более эффектным.

2

sexta Странное заявление. Стимпанк есть такой, какой он и есть. В биошоках строили под водой. а потом перенеслись в небеса с физическими парадоксами и магией. В замечательной, абсолютно стимпанковой, Dishonored, по той же прихоти разрабов магия слишком разбавила стимпанковость. В этой, по прихоти разрабов апокалиптической, из-за похолодания, игре внесена единственная "мелочь" - генератор. Но абсолютно в стимпанковой манере. Плохо, хорошо получилось - сколько игроков, столько и мнений. Сравнивать стимпанковые механизмы с современными в плане эффективности нелепая затея.

3

Собственно: 1. Если генераторы строились в арктике что они тогда "прикатили" через море, по льду? 2. Действительно странно ехать в места где ещё холоднее прежнего. 3. На мой взгляд гораздо разумнее было бы укрыться под горами, как гномы, ветра не страшны, ресурсы есть(должны быть по крайней мере), останется только за деревом и едой выхаживать, да и для разведки высота только плюсом выйдет + не придется лишнее бревно на обогрев воздуха тратить(если гора замкнута конечно), далее можно и какие нибудь источники лавы поискать когда совсем уж заледенеют(но это уже фантастика), и получаться 100%-ые гномы)

5

В игре же даётся прямое объяснение, почему Арктика - потому что богатейшие залежи угля. А так-то по лору вся земля стала Арктикой, так что нет никакой нелогичности. Согласна, что в игре нет той нелинейности, которой хочется. Но это ведь и не рпг. Это градостроительный симулятор + выживалка. Так что простительно. В прошлой игре студии линейности и заскриптованности было куда больше, так что в любом случае приятно видеть, что разработчики не топчутся на месте, а развиваются. Не заметила, чтобы атмосфера улетучивалась - наверное, зависит от конкретного сценария и сложности. Наоборот иногда просто выть хотелось из-за чёртового мороза, который всегда некстати. В общем, мне лично игра очень понравилась, а музыка вообще обалденная. Но за обзор спасибо, хорошо написано.

4

Паровую печку строили британские учёные, так что логику искать бессмыслено.

3

Откуда столько чуваков, прикидывающихся бабами в каментах? Раньше такого не было

3

sundyray раньше это при коммунизме что ли? тогда бабы мужиками прикидывались

0

F..K admin чуваак, при коммунизме за такое сажали

-1

sundyray боюсь спросить на что сажали

-1

F..K admin вскылся заднеприводный

0

F..K admin На табуретку, и просили стишок рассказать.

0

Норм блог. Пожалуй, таки заценю эту игрулю.

1

Честно говоря, что-то я не согласна с блогом. Вернее, с чем-то согласна, а с чем-то аж настолько "не", что трудно было молча пройти мимо. Про то, почему именно Арктика, уже объяснили выше (вернее, объяснили в самой игре). Собственно, тут уже начинаешь задумываться, как же так автор блога играл, что упустил эту поданную прямо в лоб информацию. Дальше про людей, которые новичков в штыки воспринимают... Это ведь неправда. Автор блога явно передергивает факты. А факты таковы, что при любом решении игрока среди жителей найдутся как согласные с ним, так и не согласные категорически. И это как раз вполне реалистично, в отличие от ряда других условностей... Вот по поводу многих странноватых условностей соглашусь - мне тоже порой казалось, что все эти люди совершенно не хотят выжить. Вот я хочу, чтобы они выжили, а они сами старательно этому сопротивляются: лишние два часа поработать без возмущений, видите ли, не могут, а про круглосуточные смены я и вовсе молчу. Менталитет народа в игре совершенно не соответствует духу заявленного времени, когда детский труд считался абсолютной нормой и на долгий рабочий день жаловаться никому и в голову не пришло бы. Особенно когда на кону выживание человечества. Но. За такую цену, уж простите, уровень офигенно проработанного ААА-проекта ждать и не стоило. Для инди-игры Фростпанк получился очень крутым. И стоимость его (особенно с учетом бесплатных сценариев) вполне адекватна. Оттого мне вдвойне странно видеть пункт "цена" в минусах. Что с ценой, простите, не так, почему она вдруг завышена, если в целом как раз соответствует некой средней цене за подобного рода игры? В общем, я озадачена и смущена подобными претензиями. Как и претензиями к генератору, но по поводу генератора уже тоже отписались выше, повторяться не стану. А вообще... Как по мне, это реально получилась жуткая и мрачная игра. Особенно если принять во внимание, что человечество, в общем-то, там обречено при любом раскладе. Гаснущее солнце никакими генераторами не разогреть, и все, что мы делаем, - это лишь отчаянная отсрочка неизбежного. А сценарий "Падение Винтерхола" меня вообще морально подкосил - в хорошем смысле этого слова (ровно настолько, что глаза бы мои этот сценарий больше не видели). И вот за эмоциональную составляющую, которую редко в каком симуляторе найдешь, я лично готова простить этой игре даже откровенно нелепые вещи. Лучше бы их, конечно же, не было, но... Но все же. И все равно не понимаю претензий к цене, уж простите. =)

1

Хороший обзор,хоть и не играл,но многое понял об игре. Лучше ты делай обзоры вместо Пурчина a.k.a 10/10 или как его там.

0

от застройки зданий фризов не возникало... а вот от большого количества автоматронов игра начала сильно подвисать... игра хороша...

0

Какая замечательная аббревиатура. ;)

0

Свежий воздух среди копипасты

-1

смешно всерьез ругать убогую инди игрушку

-1

Обзор вполне годный. Спасибо.

-3

Очень совпадают ощущения от игры. Действительно, атмосфера безысходности и выживания куда-то улетучивается сразу после начала игры. И очень много абсолютно нелогичных вещей. Меня хватило на 1 раз...

-3