на главную
об игре
God of War (2018) 20.04.2018

God of War 2018: путь из греков в варяги или вымысел в мифах (Часть 2)

Бальдр, мать его и невезенье с омелой.

А сейчас вас ожидают жесткие спойлеры основного сюжета. Я предупредила. Итак, тут сценаристы взяли за основу миф про смерть Бальдра и видоизменили его. Давайте начнем с самого начала и узнаем кто же такой Бальдр. Бальдр — это ас второго поколения, сын асиньи Фригг и верховного бога Одина. Фригг была богиней законного брака, помощницей в родах, обладала даром предвиденья. Она всегда соревновалась с мужем в своем могуществе и одна из интереснейших повестей об их противоборстве содержится в введении к “Речам Гримнира” и повествует о том, как Один с женой выбрали себе для покровительства разных сыновей некоего конунга (Гейррёда и Агнара) и это противостояние закончилось плачевно для обоих сыновей. Более всего эта парочка походит на Зевса с Герой. Мы строим друг против друга козни, но мы все равно вместе. Настоящая идиллия.

Возвращаясь к игре, Кратос с сыном узнают в чужаке Бальдра, а также Мимир говорит им, что ведьма — это Фрейя. Но про их родственную связь выясняется только ближе к концу игры, когда Кратос во второй раз оказывается в Хельхейме и вместе с Атреем подглядывает виденья прошлого, которые одолевают там Бальдра. И вот у меня возникает вопрос, где же объясняется, что Фригг и Фрея — это одно лицо. Дело в том, что Атрей сам говорит о том, что мама рассказывала ему о Бальдре и он является сыном Фригг и Одина. Также у жилища Фрейи можно обнаружить камень с упоминанием Бальдра, как самого светлого из богов, сына Фригг и Одина. Я просмотрела геймплей еще раз, но так и не обнаружила объяснения этому.

По мифам Фригг и Фрея — это разные персоны. Фригг - асинья, Фрея - ван, которая стала асиньей при обмене заложниками, о котором я уже упоминала. Фрея - богиня любви и плодородия. Все ее атрибуты присутствуют и в игре. Она сведуща в колдовском деле, у нее есть кабан с золотой щетиной, она может обращаться в птицу. Вот только отношения с Одином по мифам у нее были достаточно хорошими. Дело в том, что у нее был собственный чертог в Асгарде, подобный Вальхалле Одина. Он назывался Фолькванг (Поле битвы). Она делила с Одином павших воинов, а также забирала к себе в чертог девушек, которые умерли, не успев выйти замуж. Поскольку девушек было принято хоронить в подвенечном платье, можно предположить, что Фрейя покровительствовала любви и на том свете. И мужем ее был некий Од. По одним мифам он является одним из асов, а по другим именуется просто человеком.

По своим функциям пары Фрейи и Ода и Одина и Фригг достаточно схожи. Таким образом разработчики перемешали их и оставили интригу о происхождении Бальдра до конца. Также добавили еще трагичный сюжет о браке не по любви, а ради заключения мира между асами и ванами. А еще они сделали из Бальдра следопыта Одина, хотя по мифам Бальдр отличался своей непорочностью, ибо он не был замешан ни в каких интригах Одина.

Далее перед Кратосом предстает вопрос, как убить того, кто неуязвим к физическим и магическим атакам. Возвращаясь к мифам, следует вспомнить сначала о смерти коня Бальдра. Конь Бальдра споткнулся и сломал ногу, а по старым поверьям, смерть коня предвещала скорую смерть его наездника. Также мы помним о том, как Один поднял Вёльву из могилы. Она в своих пророчествах ознаменовала начало Рагнарёка смертью Бальдра. Потому боги стали усиленно пытаться вылечить коня Бальдра. Но его выздоровление не помогло избежать ему своей участи.

В его смерти играет ключевую роль не кто иной, как Локи. А начинается все со снов, которые видит Бальдр. Ему сниться, что он умрет. Фригг не может допустить смерти сына и берет клятву со всего на свете (камень, металл и т.д.), что те не причинят вреда ее сыну. Не взяла она клятву только с побега омелы, так как тот был еще очень мал. После этого боги стали забавляться с Бальдром на поле священного тинга. Они стали бросать в него оружие и камни, Бальдр же оставался невредимым.

Зловредному Локи не понравилась эта затея. Он обратился в женщину и отправился к Фригг. В разговоре Фригг выболтала ему секрет про омелу. Локи тут же метнулся за побегом и обратно. Но и тут он не стал марать собственные руки, а обратился к слепцу Хёду. Тот стоял в стороне и не принимал участия в забаве. Локи предложил ему уважить Бальдра. Он вложил побег в руку Хёда и направил бросок. Прут пронзил Бальдра, и он пал мертвым. Поскольку он был убит ненастоящим оружием, его ждала преисподняя Хель.

По сюжету игры ответ об уязвимости Бальдра приходит сам собой. Сначала гномы дают Атрею стрелы из омелы. У мальчика рвется колчан, и Кратос чинит его при помощи стрелы. Затем Фрейя отнимает стрелы и дает взамен свои. Но не замечает, обломок стрелы в колчане. Он и сослужит роковую роль в финальной битве и лишит Бальдра своих способностей. Также сценаристы видоизменили роль наложенного заклинания неуязвимости, нагнав драматизму и создав тем самым конфликт между матерью и сыном. Этот конфликт они связали и с событиями предыдущих частей GOW, где Кратос убивает отца.

Происхождение Локи. Рагнарёк и новый мир.

Теперь познакомимся поближе с происхождением Локи. Его отцом по мифам был великан Фарбаути. Его способности связаны с огнем, а точнее с лесными пожарами. Кратос же в свою очередь является богом войны. Он занял место Ареса на Олимпе. Но его оружием являются клинки Хаоса, которые пышут огнем. Матерью Локи была великанша Лаувей (Лиственный остров). В игре область, в которой проживает Кратос с семейством называется Диколесье и как остров окружено волшебными деревьями.

Как же Локи попадает к асам? А все просто. По мифам его батя - неумелый рыбак. Он выходит в море и переворачивается в лодке, а так как плавать его никто не обучал, то он тонет в пучине морской. Мать относит Локи к асам в Асгард, а сама от горя кончает жизнь самоубийством и бросается со скалы к любимому. В игре болтливый сын Тора Моди обмолвится о том, что Атрей станет его братом после того, как он избавится от Кратоса. Тем самым можно предположить, что он зачем-то нужен Одину.

Нам уже известно, что смерть Бальдра предвещает начало Рагнарёка, но для особо недогадливых после концовки на самой высокой вершине во всех мирах по возвращении в кузнечную мастерскую, которая находится в храме Тюра, Брок говорит, что чует приближение непрекращающейся зимы Фимбулвинтер, которая также предшествует Рагнарёку.

Что же такое Рагнарёк? Это судьба или гибель богов. Это время наступит тогда, когда будут нарушены все родовые нормы. В прорицании вёльвы говорится

Братья начнут биться друг с другом,

Родичи близкие в распрях погибнут;

Тягостно в мире, великий блуд,

Век мечей и секир, треснут мечи,

Век бурь и волков до гибели мира;

Щадить человек человека не станет.

Возвращаясь к игре, нужно обратить внимание на то, что, убивая Бальдра, Кратос говорит о том, что он прекращает этот порочный цикл. Т.е. он вмешивается в конфликт между Фрейей и Бальдром.  Это несомненно будет иметь куда большие последствия, нежели просто ненависть Фрейи.

Мы уже знаем, что Локи и его сын-волк по имени Фенрир будут заключены до наступления Рагнарёка, а вот когда они освободятся, тогда и начнется сама битва. И вообще гибель богов в двух словах можно описать как кровавую сечу, сопровождающуюся потопами, пожарами и прочими стихийными бедствиями, в которой почти никто не выживет. Но по окончании этого сурового времени из моря появится новая земля и все снова начнет цвести и колосится. Но Фенрира нет еще и в помине, а Локи еще не подрос и не набрался сил. А это значит, что простора для фантазии сценаристов еще очень много.

И, кстати, если наличие Мирового змея в игре сценаристы объясняют тем, что Тор отбросил его во времени во время Рагнарёка, то наличие Мьёльнира у Тора не объясняется ничем. Как мы помним из мифов, это Локи послужил его созданию. В общем однозначным остается только одно, по игре Один пытается не допустить гибели богов. Он уничтожает великанов. Он отправляет самого неуязвимого бога на поиски Локи. Локи ему зачем-то нужен. Зачем? Об этом можно только догадываться, так как не известно, какой миф за основу взяли сценаристы. Но что-то мне подсказывает, в частности намеки Моди, что Атрею предстоит искуситься дарами богов. Также на фресках в Йотунхейме Кратос замечает сцену, в которой четко прослеживается сюжет, в котором он погибает, а Атрей приходит в ярость и из него что-то вылетает, напоминающее не то змея, не то духа. Что также намекает нам на дальнейшее развитие сюжета.

А теперь немного порассуждаем о смерти в скандинавской мифологии. Там есть подобие рая и ада со своеобразными нюансами. Рай находится в Асгарде. Это и есть чертоги богов, в частности чертог Одина Вальхалла. Там он собирает воинов, павших в бою. В Хельхейм - царство мертвых - попадают люди, которые умерли каким-то иным способом. Отсюда можно предположить, что убитые Кратосом Магни и Моди могут как ни в чем не бывало появиться в следующих частях, ведь они погибли в сражениях и от оружия. С Бальдром ситуация немного иная, ему свернули шею и скорее всего он отправился в Хельхейм. Зная, сколько раз Кратос побывал в греческом загробном мире, не удивлюсь, если он и из скандинавского выйдет целехоньким.

Подводя итог всему вышесказанному, можно предположить, что нас ждет еще много всего увлекательного, ведь по сути нам только немного приоткрыли дверь в удивительный мир скандинавской мифологии, мы еще не побывали в трех мирах, совершенно точно нам будет дано какое-то развитие конфликта в Альвхейме, в котором пришлось учавствовать (тут я уже вообще теряюсь в догадках, поскольку в мифах ничего подобного не нашла), и т.д. и т.п.. Надеюсь, вам было интересно углубляться вместе со мной в эти мифы.

P.S. Для написания статьи использовалась книга Владимира Петрухина “Мифы древней Скандинавии”.

Комментарии: 3
Ваш комментарий

Спасибо за огромную проделанную работу.Это очень крутая статья.

2

mr.nikandrov Вам спасибо за то, что читаете.

0

Повелся на название ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

1