на главную
об игре
Hatred 01.06.2015

Что думают о Hatred психиаторы и психологи

О насилии в видеоиграх не писал только ленивый. Это уже добрая традиция — бесконечно и со вкусом спорить о том, как виртуальная расчленёнка и беззакония влияют на психику. Чтобы моралисты всех мастей подняли истеричный гвалт, достаточно кровавого трейлера. Под прицелом их критики в разное время побывали Mortal Kombat, Manhunt, Postal, Hotline Miami и God of War. Надо признать, не без оснований. Но, как известно, чем больше шума, тем сильнее пиар. И об этом, похоже, не догадываются ревностные рыцари котят и морали вроде американского юриста Джека Томпсона, чей крестовый поход против GTA давно стал притчей во языцех. А может, как раз догадываются, и даже точно знают, особенно в дни получения гонорара?..

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В этом сезоне волна праведного негодования обрушилась на Hatred — мрачный шутер от польской студии Destructive Creations. Игра счастливо совмещает всё то, что выводит из себя поборников нравственности. Тут тебе и герой по имени Антагонист, и убийства «ради искусства», и гражданские в качестве живого щита, и вообще мотивация какая-то психопатическая. Человечество — паразит на теле планеты, и ни одна жизнь не заслуживает спасения. Звучит по-бунтарски впечатляюще. Серьёзно, кому нужен глубокий драматический сюжет, когда персонаж — маньяк-социопат, которым движет первобытная анархия? Но в целом выглядит это, мягко говоря, нездорово.

Настолько нездорово, что полгода назад страница проекта на Steam Greenlight была удалена администрацией. Правда, её тут же восстановили. И сам Гейб Ньюэлл лично извинился перед поляками за это недоразумение. Но осадочек, осадочек-то остался... А вот жёсткая политика Twitch больше не предусматривает полумер в отношении игр с максимальным возрастным рейтингом. Поэтому всех, кто рискнет стримить Hatred, там с некоторых пор ожидает пермобан. Да, всё очень строго. Надеемся, вы уже убрали детей от экранов.

Так чем же опасен Hatred? Неужели моралисты правы, и насилие в играх может иметь необратимые последствия для психики? В надежде на окончательное разрешение этого вопроса мы обратились к людям, которые не понаслышке знакомы с тем, как работает наше подсознание. Хватит предисловий. Отойдём в сторонку и дадим слово профессионалам.

 

Врач-психиатр Илья Антипин:

«Как только в кино появилось насилие, столпы общества тут же возопили о том, что всё, пасочки, сейчас все друг друга заколбасят. И вопят они с тех пор непрерывно. Однако наука не терпит бездоказательности. Тему очень масштабно исследовал Кристофер Фергюсон — маститый учёный из Стенфордского университета. И вот он так и не смог найти никаких конкретных свидетельств непосредственного влияния виртуального насилия на психику. Реальное насилие как творили, так и творят — и те, кто никогда не играл в видеоигры и даже не смотрел кино, и те, кто играл и смотрел. Одинаково.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Идея о том, что человек повторяет всё, что видит (хочет повторять всё, что видит), кажется совершенно очевидной широким массам людей, что доказывает лишь то, что эти самые массы не сильно озабочены причинно-следственными связями, и готовы любую корреляцию принимать за причинность. Вообще, человек во многих отношениях едва сложнее орангутана. Тот может сидеть с палкой у реки и вроде как ловить рыбу, потому что так делают аборигены. Ни фига не ловится... Чего-то не хватает: лески, крючка, мозгов, опять же... Но он сидит.

Почти гарантированно иногда будет происходить какое-то насилие с сюжетом, просто похожим на видеоигры (а откуда они там берутся, кстати, не из жизни ли?), или же авторами насилия будут фанаты видеоигр. И каждый раз у публики будет возникать идея: "Всё одно к одному! Запретить!". Так было, есть и будет.

Куда более интересный вопрос в другом — не могут ли суррогатные формы насилия, типа видеоигр, снижать уровень агрессии в реальном мире? Абсолютно не факт, но почему бы и нет? Например, наличие публичных домов действительно снижает сексуальное насилие. Доступ к имитации отношений с "как бы несовершеннолетними" (проститутками, специально имитирующими несовершеннолетних) чётко снижает реальные криминальные эксцессы, связанные с педофилией. Почему бы и здесь не иметь место каким-то подобным феноменам?

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В общем, вопрос если и стоит, то так: чаще ли в игры вроде Hatred играют дети с исходно проблемной агрессией, или же это как раз видеоигры делают их тупыми и агрессивными? Тут впору сравнивать публику на конференциях геймеров с публикой на футбольных матчах. И, сдаётся мне, по результатам запретить придется футбол... Факты говорят за себя: 12% авторов реальных шутингов в школах играли в видеоигры с насилием… Может быть, они просто недостаточно много играли, эти 12%?»

 

Психолог, психотерапевт Анна Анисимова:

«В целом, лейтмотивом игры здесь становится необоснованная жестокость. Для любого человека (и порог в 18 лет ни о чем не говорит, так как мозг формируется полностью лишь к 25 годам) подобный опыт не может иметь ничего ценного. С точки зрения психологии, психика человека условно делится на Персону и Тень. Персона — это всё то, что приветствуется обществом (доброта, забота о котиках, детях, пенсионерах и проч.), а Тень — это отторгаемые, подавляемые и запретные структуры психики (куда может входить известная каждому агрессия и злость).

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В ходе терапии сложнее всего прорабатывается именно Тень. У здорового человека психика справляется с этим расщеплением, но под воздействием игры вроде Hatred у него могут, скажем, сбиться настройки. Неслучайно в тех же США всё более распространены случаи насилия среди детей и подростков, убийства ни в чем не повинных людей. Это совсем не следствие фрустрации, которую изучает социальная психология. И даже не результат применения психотропных и прочих медицинских препаратов, широко назначаемых населению без особых на то оснований...

Если говорить языком экстрасенсов и целителей, то игра практически мгновенно и автоматически обеспечивает "подключение" игрока к нижнему астралу, к тёмным и низшим вибрациям. Подобный контакт лишь усиливает имеющиеся психические патологии и может создавать новые (панические атаки, социофобию), не говоря уже о вреде для души (а психотерапия, в общем-то, именно излечением души и занимается).

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Для бессознательного человека происходящее в игре так же реально, как и любые наши каждодневные действия. В результате граница между реальностью и вымыслом весьма быстро размывается. Пользы в таком времяпрепровождении я не вижу, для "разрядки" куда больше подходит боксёрская груша».

 

Клинический психолог, кандидат психологических наук Вероника Степанова:

«С моей точки зрения, игра выглядит интересной и очень впечатляющей. А также устрашающей, эмоционально и агрессивно окрашенной. Совершенно точно должна быть противопоказана детям и подросткам в силу лабильности их психических процессов. Как у подростков, так и у взрослых может увеличить риск игровой зависимости, аффективных вспышек (неуправляемой агрессии), сомнамбулизма, деперсонализации, дереализации вплоть до психотического эпизода.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

К подобному роду развлечений человек прибегает в качестве способа ухода от реальности (переключение внимания с нерешённой проблемы на игру), где бессознательно ищет возможность выразить подавленную сферу чувств. Например гнев, обиду, ревность, страх или печаль. Тем не менее, взрослому человеку со сформированной личностью и устоявшейся психикой такая игра не может принести ничего, кроме вреда».

 

Психолог, психоаналитик, тренер Алексей Гущин:

«Сразу скажу: так или иначе на человека влияет любой визуальный материал — просто происходит это более или менее явно. По сути, для нашего бессознательного неважно, правду ты видишь или вымысел — для него всё реальность. Поэтому, принимая участие в виртуальной резне, человек в ней как бы реально участвует. Дальше уже возникает вопрос об уровне его психологического здоровья, уровне его психологического напряжения и количестве скрытой агрессии.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Hatred и подобные ей развлечения могут быть просто методом отыгрывания этой агрессии. Выплеснув её в игре, человек не станет выплескивать её на окружающих. Однако если его психика нестабильна, или если человек инфантилен, подобные активности могут рано или поздно привести его к выводу о том, что агрессию можно реализовать не только в игре, но и в реальном обществе.

Маловероятно, что после пары часов прохождения Hatred толпа геймеров возьмётся за огнеметы и пойдёт сжигать людей заживо. Но то, что уровень агрессивности у многих может вырасти — это точно. Что же касается детей и подростков, то, в связи с ещё только формирующимся психическим аппаратом, их можно приравнять к взрослым, имеющим нестабильную психику. И реакция у них, скорее всего, будет аналогичная — повышение агрессивности, повышенная возбудимость и прочее.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Вы спросите меня: куда же девать агрессию? Учиться вербализовывать её более конструктивно — есть масса техник по снятию напряжения, надо просто задаться этим вопросом, а не убегать из реальности в компьютерные игры».

 

Психолог, психоаналитик Пётр Лизяев:

«Hatred является, пожалуй, идеальным примером игр, в отношении которых родители высказывают тревогу. Название игры уже само по себе вызывает вопросы и сомнения. Но ненависть и определённая "тяга к деструкции", к разрушению того, что человека окружает — это часть нашей биологической природы. Малыш, мама которого строит рядом с ним пирамидку, начнёт с того, что попытается эту пирамидку разрушить, и только потом построит заново свою версию.

Несмотря на то, что Hatred получила максимальный возрастной рейтинг, конечно же, по факту играть в неё будут и взрослые, и подростки. Может ли это представлять опасность и психологически травмировать — взрослого ли человека, или подростка? Скорее всего, нет, но только при одном условии. Очень важно, чтобы человек мог разделять мир внутренний и мир внешний, фантазию и реальность, игру и реальные действия против реальных людей.

Если человек умеет принимать реальность, уважает такие ценности, как право других людей быть и жить так, как они считают нужным, не ограничивая при этом их свободы — он вряд ли станет просто так сеять боль и разрушения. Если же общество "нездорово", излишне переполнено или даже преднамеренно "накачано" агрессией, то реализация внутренних агрессивных импульсов может произойти в любой момент в неконтролируемой форме. Наибольшую потенциальную опасность для общества представляют игры, где явным образом прописывается "образ врага". Такие игры направлены на максимальное нагнетание, "психическое раскачивание" тех, кто в них играет.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)
Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Игры же более абстрактные скорее помогают человеку с относительно устойчивой психикой в некоторой степени "сублимировать", "выплеснуть" свои агрессивные импульсы — и, таким образом, от них избавиться. Но, вновь повторюсь: для этого необходимо, чтобы человек мог проводить границу между собственной "внутренней" и внешней "реальной" действительностью.

К слову сказать, 15-летнего московского школьника Сергея Гордеева, расстрелявшего в прошлом году учителя географии и полицейского, воспитывали верующим человеком, и в подобные "жестокие" игры, насколько мне известно, он не играл. Вполне вероятно, если бы у него была возможность обсуждать свои бессознательные агрессивные импульсы с психологом-психотерапевтом и иногда "высвобождать" их в символической игровой форме, это позволило бы его чувству ненависти к социуму остаться в границах игры, подобной Hatred, и не привело бы к кровавой бойне в реальности».

Мнение редакции

О’кей, Оккам, мы всё поняли, можешь убрать бритву. Виртуальная кровища — это бегство от реальности, и без потерь от неё смогут отмыться только сильные духом. Таких, между прочим, оказалось достаточно: Hatred умудрилась каким-то образом (пусть и ненадолго) обогнать в топе продаж Steam третьего «Ведьмака» и Grand Theft Auto V. Впрочем, здесь геймеров ждало разочарование. Геймплей шокировал только первые пару минут, и на его однообразие не жаловался разве что слепой. А нуарная нотка в дизайне оказалась не более чем попыткой сгладить графическую убогость. Не спасли ни Unreal Engine 4, ни PhysX... Вот вам и весь эпатаж.

Не будем забывать: видеоигры чуть ли не в первую очередь хороши как раз тем, что в них человеку предлагается выбрать временное альтер эго, примерить на себя искусственную роль. Иными словами — смоделировать ситуации, в которых он вряд ли окажется в реальности (и это к лучшему). А уж следовать ли там нравственным законам, или «отводить душу» во все виртуальные тяжкие — решать вам. В конце концов, если вы уверены в своём душевном здоровье, кто мы такие, чтобы вас останавливать? Кто без греха, пусть первым бросит камень, как говорится. Хотя нет, камни — это уже насилие. Так ведь?

Комментарии: 43
Ваш комментарий

Вообще странная текстовая мешанина. После выхода Hatred не наступил конец света, геймеры не вышли на улицу с огнестрелом и прочим, всём таким пикантным. Очередной вброс на тему игры-зло.

22

Да разве это жестокость, я в последнее время вообще чуть ли не засыпаю в играх, даже хаос и беспредел не вызывает у меня никаких эмоций. А вот фризы в гта 5 да, довели меня до такой агрессии, что я был готов поубивать всё живое, поэтому никакая жестокость ничего не делает с психикой, во всём виноваты фризы

17

Естественно, игры - зло. Понаделают всякого трешака, от которого хочется переубивать всех разрабов.

11

без психолога скажу что игра фуфло скучное !

10

Когда будет опрос собственно психопатов?

10

раскукарекались насчет жестокости. в том же кримсонленде тоже по сути нет никакой мотивации, лишь бессмысленный геноцид пришельцев/зомби/пауков

8

Илья Рак а ты хоть раз в нее играл?

7

Илья Рак Почему у тебя медалька Хеллоуина? это награда обычный алень шутер. в алиен шутере хоть сюжет(говенный) есть, в отличии от кримсонланда

7

Как Анна Анисимова вообще стала психологом (это не она ли несколько лет назад пропала в Тюмени?)? "Персона" и "Тень" головного мозга, экстрасенсы, выход в астрал - что, блин, с ней не так?

7

Ну да, Чикатило был заядлым геймером.

7

Насилие в играх бла,бла, бла....это плохо, бла, бла, запретить.Кошмар, у нас в стране я почему то ни разу не слышал что бы кто то переигравши например в ту же ГТА пошел угонять машины и забивать дубинкой проституток, такую инфу я лишь слышу о Европе и Америке, ну еще в Австралии вроде есть какое то сообщество разъяренных мам чьим 23 летним деткам не позволительно играть в жестокие игры и смотреть фильмы где есть хоть что то отдаленно напоминающее расчлененку и секс. Почему я, интересно, не вырос насильником и социопатом с психическими отклонениями, я ведь в детстве играл в постал, гта, мэнхант, и много чего еще, смотрел порно, в школе дисками менялись, так ведь вырос человеком адекватным, по крайней мере у меня нету желания взять отвертку устраивать поножовщину и насиловать трупы.Может дело в воспитании?

5

Вроде игра уже вышла, всё убедились, что это скучное, серое и однообразное говно, но шумиха в СМИ продолжается. Последние попытки хоть что-то продать?

4

Я вам как психолог со стажем говорю - игра отличная! Она сделана специально для людей, у которых слишком много дел. Они могут прийти домой и выпустить пар именно в ней!!!

3

Могу сказать, если ты больной психопат, то тебе в игры даже играть не надо.Ты сам прибьешь кого-нибудь рано или поздно.Человек который отторгает всю злость никогда из за игры не будет идти и убивать. Корень у всего этого несомненно есть.Зачастую психами становятся с детства, точнее вся злоба копится с детства.Чаще всего виноваты родители.Жестокое обращение, аморальное поведение, алкоголизм.Если ребенок смотрит на все это с детства, то психика у него лучше не станет. Конечно всегда можно тыкать пальцами на родителей, которые отдают все силы ребенку и при этом считают, что им за это все позволено.Если ты завел ребенка-то веди себя соответственно.И если бы это была вина только родителей.Это вина общества в целом.Дети - они как губки.Впитывают все вокруг. Но с семью миллиардами справится одному не так легко, ведь всем насрать на тебя и на твоих детей. Выход только один, ты должен быть примером для ребенка.Ты человек, которого он видит с раннего детства.Надо ждать пока он станет самостоятельным, будет готов к жизни.Потом можешь хоть в жoлy долбиться, всем плевать какой ты скотиной бы не был.

3

Дима Константинов Чувак, ты социофоб или социопат? Я конечно склоняюсь больше к первому варианту, но кто тебя знает...

2

Сильнее чересчур ярых моралистов раздражают разве что мамины циники-мизантропы.

2

Не стал эту всю дребедень читать и скажу психика ломается 1 Когда ты проигрываешь 2 Когда тебя что заставляют что делать 3 Когда тебе говорят что ты чего то не сможешь 4 Когда какие то психологи выставляют свои ответы по психологии К 4: Вы в тюрьме вы видели столько смертей что вам похлопает чума в городе,и доктор вам говорит что вы нездоровы я б на тебя посмотрел бы как ты был бы здоров. Или вспомним как одна девушка сказала на работе что знакома с президентом, ей не поверели отправили в дурку. А оказалось что в её группу реально был подписан президент который с ней общался. В итоге девушку отпустили предъявили чек на немалую сумму, и сказали ну мы тебя здесь продержали более 2-месяцев мы типо укрепили твою психику, так что ты должна нам деньги. Я бы засудил бы их по самый не балуй, где то на 10 лимонов долларов да ещё сделал бы так что бы их в такую психушку закинули, что сам ВДВэшник бы обосрался. Информацию по поводу девушки взята с сайта http://gamebomb.ru/ полную страницу по этому поводу не могу дать, так как это было наверно пол года назад. Или ещё это http://banana.by/index.php?newsid=241664 Да пошли бы вы, дорогие психологи туда откуда людей должны возвращать.

2

Дима Константинов К чему это, Дим?))

1

Моралфаги такие моралфаги...

1

Знаете, когда я сражался с финальным боссом Магики 2, то я чуть ли не клавиатуру добил руками, но сдерживался, выговаривая всякие оскорбления в сторону босса... ну что бы не приходилось выпускать пар об компьютер и прочие вещи. Вот это была вспышка агрессии! И она была вызвана не "психическим расстройством" и прочей херней, а невозможностью пройти препятствие, которое, по сути, очень даже проходимо. Если я могу устраивать в игре геноцид всему и вся, и при этом не встречая почти никакого сопротивления, то шкала агрессии минимальна. Опять привожу пример- Dark Souls 2. Каждый косяк был целиком моим, и я это понимал, но когда я постоянно начал подыхать в Храме Дракона, то я впал в истерику. Громадные враги с ловкостью шиноби не дают и удара нанести. В итоге у меня инстинкт самосохранения в игре просто отрубился и я полетел напролом мимо всех врагов. Короче, если в игре тебе ничего не мешает убивать всех, то ты спокоен, а если тебя убивает какой-то чмырь, которого даже самый раковатый дотовский рак может ушатать, то ты будешь психовать. Ну а если башка у тебя тю-тю, то на пустом месте у тебя может поехать крыша окончательно и ты начнёшь убивать людей,. И еще давление на психику происходит в Spec Ops: The Line. В ней нужна просто железная психика! Там такое творится, что потом в следующие пары дней в голове точно будет каша.

1

И я лично не заметил такого уже страшного в этой игре, прошёл все 7 глав не убил не одного бомжа (не там реально есть бомжи во 2 главе вы не подумайте)

1

по идее даже любой человек, который никогда не играл жестокие видеоигры, может взбеситься от хреновой жизни( ну там достали его какие- нибудь люди т,д,) и пойти жестоко их убивать. Это игра не делает человека жестоким, а фризы в ней делают

1

Дима Константинов Я уж было теорию чуть новую не выдумал, а представь, на ПГ у кого-то ник, у кого-то полу-ник, то есть имя настоящее, как у меня))) а на других сайтах полностью Фамилия и Имя... непростая вырисовывается ситуация =)

0

По мне методики манипулирования массовым сознанием намного хуже ибо даже здоровые люди становятся неадкватами. В играх же подобных неадкветами становятся лишь люди у которых есть какие либо отклонения в психики. Но ведь это не означает что нужно запрещать курение ибо оно вредит здоровью как самого курильщика так и тех кто оказывается рядом с ним во время курения и вдыхает дым.

0

у меня знакомый после всех NFS undegroundов себя стритрейсером возомнил и мечтал гонять, не передать как я счастлив был когда ему права недали

0

прекрасная игра,но увы однообразная

0

Windell Не знаю как у вас, а мне с обществом не много не повезло

-1

На самом деле игра не впечатлила... Убогость идеи "мочи их всех - это беспредел" была еще в серии игр ПОСТАЛ и что-то мы не слышали, что кто-то после этого стал "маньяком" :) В основном "таковыми" становятся от игр замешанных на патриотизме и оправданности безнаказанности убийств по всяким там убеждениям (религиозные, политические...) Вот таких примеров КУЧА! :)

-1
-2

Дима Константинов Мне так же, дак пиши мне в личку, думаю найдем повод пообщаться.

-3

Дима Константинов Друг, я задал вопрос, а ты на него не ответил, а я всё же жду. Вообще я понял, ты обычны пользователь ПГ.

-4

Roman Swatcher Если есть ник на ПГ, это как минимум задротство, чем не заболевание)

-5

пекабир это что за баги? Почему у тебя медалька Хеллоуина?

-5

Нормальный человек в это играть не будет, не потому что из за моральных принципов, а потому что игра Г*вно.

-5

А я очень хотел бы убивать людей и в реальной жизни, жалкий биомусор очистить, хачей там всяких повырезать или шлюх продажных, но увы, я понимаю что у меня нет денег на оружее и могут посадить, а сидеть я как-то вообще не хочу, по этому пусть это останется у меня в мечтах и дальше не прорвётся.

-5

пекабир кримсонленде тоже по сути нет никакой мотивации и что? Интересно играть?

-7

пекабир нет, но судя по скринам - обычный алень шутер.

-7

Дима Константинов, общество очень даже хорошее, если мыслишь прагматично и умеешь грамотно использовать окружающих.

-22