Именно десять лет назад, благодаря усилиям российской команды Nival, мир увидел пятую часть действительно легендарной стратегической серии Heroes of Might and Magic.
Русскоязычные девелоперы к тому времени доказали всей обитаемой вселенной свою состоятельность несколькими действительно мощными играми. В 2004, например, состоялся успешный релиз оригинальной и масштабной фантастической стратегии «Периметр». Ubisoft, на тот момент получившая права на эксплуатацию побитых судьбой «Героев», доверила разработку пятой номерной части талантам из страны балалаек и чистого спирта. Как рассудила история (и показали результаты продаж), французы поступили правильно.
Неизвестно, как там на Западе, а вот на просторах бывшего СССР каждая новая игра бренда (после третьей части) вызывала ожесточенные споры. Консервативные игроки размахивали дрекольем перед носом у любителей революционных изменений, доказывая неприкосновенность древней концепции «Героев», а «революционеры» обидно дразнили стариков и твердили о пользе новых веяний. До мордобоя не доходило, но и критики, и простые пользователи дискутировали до хрипоты на форумах и страницах профильной прессы. Пятая игра не стала исключением, и если полистать обзоры десятилетней давности, то можно без труда найти два-три-десять отличающихся в корне мнений. Меж тем, Heroes of Might and Magic 5 вошла в историю как игра, вернувшаяся к проверенным механикам третьих «Героев», и при этом впервые показавшая знаменитую стратегию в полноценном, красочном и эффектном 3D.
Несмотря на нехватку полигонов и дрянную оптимизацию, игра своей картинкой мгновенно зацепила тайные струны души очень многих геймеров. Буйство ярких красок, отличный художественный стиль и внимание к деталям было оценено по достоинству. Впервые в серии камеру обучили эффектно летать над городами различных фентезийных рас, выхватывая удивительной красоты ракурсы. Глобальную карту можно было рассматривать часами, подмечая всяческие приятные глазу мелочи. Эффект умножался благодаря музыке: симфоническая оркестровка за авторством постоянных «геройских» композиторов Роба Кинга и Пола Ромеро отлично подошла эпическому фентези Heroes 5.
История, рассказанная в пятой игре, не претендовала по изобретательности на лавры Джорджа Мартина, но могла увлечь плотностью событий. И хотя искушенный игрок привычной усмешкой встречал предложенное сценаристами Nival обилие интриг и расследований, сотрясавших империю людей, царство эльфов и прочие государственные образования, следить за сюжетом было интересно. А временами продолжительная компания Heroes of M&M 5 даже удивляла. Многим запомнился сюжетный поворот с принцем Николасом, убиенным демонами в боя. Возлюбленная Николаса после долгих мытарств оживила-таки кавалера с помощью некромантии, да только вместо вздохов под луной, получила злобного вампира.
Механика пятой серии эпоса смогла продемонстрировать лучшие элементы Heroes прежних лет. В произведении россиян отлично ужились те два элемента геймплея, что не отпускали от монитора еще в далеких 90-х: путешествия по глобальной карте и пошаговые бои. Просторные локации были до отказа напичканы всевозможными бонусами, необязательными квестами, загадками и источниками ценной добычи. Открывать новые земли и натыкаться на неожиданные приключения оказалось невероятно увлекательным занятием; позднее, через два года ту же страсть авантюриста удачно реализует российская команда Katauri Interactive в родственном «Героям» проекте King’s Bounty: Легенда о рыцаре. Что касалось пошаговых битв, то, несмотря на некоторые проблемы с балансом сторон, эти «фентезийные шахматы» давали немалый простор для тактических задумок и затягивали не хуже импортного пылесоса. Переиграть неравную битву в десятый раз и одолеть врага с минимальными потерями среди подопечных горгулий и джиннов — удовольствие высшего порядка.
Любителей красочных спецэффектов и сеттинга Dungeons and Dragons ждали несколько школ магии и широкий выбор колдунства. В лучших традициях стратегического жанра каждая армия получилась колоритной и непохожей на другую: опыт игры за лавину скелетов и зомби ордена Некрополис в корне отличался от экспериментов с чарами и алхимией Академии Волшебства. А для желающих изучить игру досконально разработчики приберегли обилие настроек и игровых режимов. Любимый геймерами старшего поколения Hot Seat по-прежнему дарил чистый позитив (да-да, вспоминаем тесные комнатушки общежитий и гигантские мониторы).
Очень жаль, но Heroes of M&M 5 не избежали национальной напасти русскоязычных девелоперов: на момент релиза в игре было полно программных ошибок. Не год и не два создатели доводили до ума свое творение патчами, как в том бородатом анекдоте про реактивный истребитель, получавшийся из паровоза после обработки напильником. К чести Nival, заплатки выходили оперативно и в немалых количествах. Разработчики старательно поддерживали на плаву свой продукт.
Некоторые любители героического бренда жаловались на излишне цветастую, карамельную стилистику (в памяти всплывает негодование фанатов Diablo по поводу обилия цвета и света в триквеле), но это, как говорят каннибалы Амазонии, дело вкуса. Мрачную серию Disciples еще никто не отменял, за декадансом и унынием — туда. Кого-то смутила затянутость и сложность одиночной кампании, ведь на одну из тридцати миссий вполне можно было потратить весь вечер и успешно эту миссию завалить, избрав на старте неверную стратегию развития фракции.
Глядя на Heroes 5 с высоты минувших лет, можно со всей уверенностью сказать: россияне справились с разработкой и поддержкой проекта. После релиза в мае 2006 со стапелей студии Nival сошли два дополнения: аддон «Владыки севера» (гномы рулят, куют и перековывают!) и великолепный финал «Повелители орды» (вместе с брутальными орками пришли серьезные изменения в основную механику, например, альтернативные пути развития юнитов). А дальше? Дальше игровая индустрия СНГ впала в кому, а за шестую часть «Героев» взялись небесталанные венгры. Но это уже другая история.
Последние достойные Герои, наиграл сотни часов. Больше только в 3 часть.
Как по мне самая топовая часть (да простят меня третьи герои)
Eastfack Не простят!
NineHeart конечно, тебе "виднее" же правда...
"А дальше? Дальше игровая индустрия СНГ впала в кому" Не сразу, потом ещё Катаури выпустили великолепную игру King's Bounty и пару допов к ней. А вот потом да, кома.
Uruz Да, Легенда о Рыцаре и Принцесса щикарны, но потом они пошли мусор делать.
Kyle_Katarn А Принцеска и перекрёстки миров были последними дополнениями от самих Катаури. Остальное делали дочерние компании от 1С. У Катаури сейчас похоже дела плохи, а я так надеялся на продолжение серии и на новых рейнджеров.
Uruz "а я так надеялся на продолжение серии и на новых рейнджеров." - +100500. Перекрестки, кстати, тоже были очень слабым дополнением.
Kyle_Katarn Перекрестки да. А вот тёмная сторона мне даже понравилась. Хоть и не сами Катаури её делали.
Uruz Не будет продолжения , так как сооснователь и один из разрабов ушел оттуда давно очень.
Когда вижу надпись 10 лет назад, сразу думаю- 3 часть героев, но потом вспоминаю какой сейчас год
Автор красавчик - обожаю его за эту фразу, сразу настроение поднял)
У меня голда пятых - лицензия... купил лет шесть назад, не жалею ни капли... Похоронил серию когда вышли шестые герои...
Пятые уже ретро? Боже, как я стар.
Хотел сказать что у меня диск с игрой лежит, но бегло пробежав глазами по полке с дисками вспомнил, что лет 10 как она не помню уже у кого. По рукам пошла и не вернулась.
а за шестую часть «Героев» взялись небесталанные венгры Щито? Кто? "Небесталанные"? Да где вообще можно было отыскать таких бездарей и еще удивляться, что выпустили такой кал и спешно спихивать игру на каких-то то ли индусов, то ли китайцев. Да вы вообще в курсе, какую херню эти венгры до этого делали? Черная дыра... Убейсофт в своем репертуаре. С одной из самых значимых франшиз в истории они не смогли сделать почти ничего. Да даже успех пятых - это по сути случайность. По имеющейся информации, они почти не глядя выбрали компанию приславшую прикольный трейлер. Повезло просто, что Нивал действительно умел делать хорошие игры. Прикольный трейлер могли прислать и индусы. Ладно, далее однозначный вин - Темный мессия (на сюжетных наработках пятой части, кстати), ради которого наконец-то наняли истинных мастеров. И все. Остальное все провал. Хотя мне лично нравится М&М Х, но мое мнение мало кто разделяет. И теперь остается только вспоминать и переигрывать старые части.
с трудом верится, что 10 лет прошло. и хоть тогда рубился с упоением, сейчас охладел, что к героям, что к age of wonders. ведь во многих 4Х играх нужно продумывать и планировать всё гораздо более скрупулезно, хитрей и внимательней чем в героях. и это вовсе не обязательно хардкорные стратегии по матану от paradox. с другой стороны ништячков вроде драйва в героях отродясь не было, не ртс же
Начал играть со 2-й, в далеком 2003м или 4-м не вспомню уже. До сих пор иногда играю, стилизация там сильнейшая и баланс годный. Вообще, считаю каждую часть в чем уникальной, каждая из них чем-то притягивает. Хз, кто 4-е не любит, не встречал таких людей. 1-я после 2-й смотрится слишком комично, наверно это же чувство вызовет 2-я, для поигравших в 3-ю изначально, хех. Хотел бы расставить их по местам, но только это невозможно,с удовольствием запущу и не раз 2,3,4 и 5е герои. В последующие не играл.
S l a s h Уже 3тьи были тогда давно, наверно с 3тьих и начинал.
Эх... Великолепная стратегия!
Незабываемое, конечно, знакомство☺ эти инферно с огненно- дымным следом составляли весьма серьёзную конкуренцию как написанию, так и защите диплома☺
10 лет..а кажется недавно вышла..6 часть не очень..7 ещё не пробовал... а третью сколько не пробовал,не могу втянуться
Лучшая, после третей части игры
Самый сок это 3 и 5 части игры
3-я и 5-я части FOREVER
Сколько часов с на одном компе, сколька ржача и ругани!!!!! эххх вернуть бы то время!!!!!!!!!
Я обожаю третью часть, но и пятая запала в душу, главным образом потому, что разрабатывали наши. Считаю что игра удалась. Кстати после пятой части к серии больше не притрагивался (ремастер третьей часть не в счет).
Не знаю как вы, а я не мог оторваться от Disciples 2 в вперемешку с героями.
Marbas96 Не ты один)) Я вот и сейчас считаю что Disciples 2 это самый сильный ответ Геройской серии и при этом самый самодостаточный и аутентичный. Дарковость и стиль Невендаара цепляли не на шутку.
Marbas96 Да, тоже крутая весчь. Хотя меня вечно кумарили почти невыносимые боги в столицах. первая часть тоже хороша, а вот третью даже не запускал - послушал характеристики друзей.)
Лучшая часть в серии. Третью часть так и не смог осилить. Шестая и седьмая вышли лютым калом.
ну крутая игра жаль что они убили серию
До сих пор играю в нее.
Лучшие герои!
До сих пор стоит на ПК, игра отличная - и с друзьями поиграть, и вечерок скоротать)
До сих пор иногда перепрохожу компанию, ибо после 5ых героев достойных не было по-моему.
Действительно достойная часть из серии Heroes of Might and Magic. Мне эта игра доставила много удовольствия и я с удовольствием прошел ее множество раз.
ээхх, лучше чем 3 ничего пока не было
нет ничего лучше 3 герев
Не судите строго , но я единственный человек не игравший в серию этих игр .Что можете посоветовать для начала ознакомления с серией .С какой игры начать , и на какой остановиться . Подскажите . Заранее спасибо .
dedkill7 3я или 5я. Третья-старше, но глубже, 5я-современнее-красивее, музыка получше, но как по мне беднее по объектам карты. Попробуй пройти кампанию 5х- она хороша, а там определишься 4я- на любителя- меня оттолкнуло убогое смешение замков, а так- там просто механики другие
из множества игровых миров Асхан из пятых героев запомнился больше всего.За историей этого мира было интересно следить,но шестая часть просто похоронила весь интерес(
10 лет назад?! Вот так время летит. . . В третью часть не играл. Пятая была для меня первым опытом во вселенной. Для меня это - эталон. Столько времени не потратил ни на одну игру. Особенно доставляло собраться с друзьями и устроить заруб на пол дня. Фраза "Отвернись, мой ход" прилагалась =))))) Эх, времена были. . .
Классная игра. До конца проходил только её и третью(в том числе и аддоны обоих). А вот остальные до конца не осилил. Особенно четвёртую жуть.... 7 ещё стоит на компе. Может и дойду до конца, но даже до пятых ей далековато.
самая лучшая часть 3 , это точно
Такое ощущение что игра вышла совсем недавно,но прошло уже много лет.И 5 часть героев самая шикарная стратегия,в которую можно поиграть с друзьями по локалке,или на одном компьютере
Прям слезу пустил
Спасибо
как это было давно... 3 часть игра детства! после 3й, 4 так себе, 5норм хотя со своим причудами. В 1 и 2 не играл. 6 неплоха. Серия скатилась
Эх помню как на кануне выхода, обсуждали игру: "Там настоящее 3Д будет!" "А четвертые Чем не 3Д?" "А у меня пойдет?"
10 лет!!? о боже как я стар помню ище в 3 с друзями по очереди всегда за нежить вот время било)))
А у джиннов за шеей сразу следовала шапка, минуя башку. А ракшасы при любом апгрейде и маги при альтгрейде меняли пол. А Аграил не может в программу защиты свидетелей. А у гномов клюквенная медвежья кавалерия. Люблю эту игру, особенно летающий город магов с горгульями-тумбочками и рыцарей Гавани, у которых грифоны с гравицапой на башке и которые тренируют конницу из крестьян мало того, что на верхней башне замка, так ещё и заодно обучая стрельбе и молитвам.
Ээх, согласен...)
О боже, как же это было прекрасно
что то у меня дежавю как будто я где та уже читал и дунжион и драгонс и возмущался то а оно тут при чем. как по мне игра вышла добрая но у нее сильно торчали уши какой-то там игры название которой я позабыл. 3д использовался хорошо. 3д города. правда камера во время сражений была не слишком свободной. в игре была добрая музыка как по мне игру подвел движок. он был прожорлив и немощен. в результате низкопоклонничая ерунда пиксельные тени текстурки подвезли только в дополнение и то они уже понятию графона не слишком отвечали. были проблемы и с геймплеем. например помню как мне подовало пукан задание с откопкой священного грааля. на помощь пришли чтаки и перекопка гигансеого куска карты. пека возмутительно. да и в целом игра была не слишком проста. последующие жи игры серии героев вызывали пека недоумение. особенно запомнилось как года стали нарисованы.
Ууууууу, ностальгия. Я на этой радости вырос - во дворе игра еще долго обсуждалась. Затем Пятые Герои ожили, как и третьи до них, благодаря мододелам-самоучкам (правда, легендарных модификаций игра не получила - если знаете - напишите, буду рад). На официальном сайте седьмой части игры (с голосованиями и прочими прибабахами) многие ругали новую часть еще до релиза за 2D-экран, требовали возврата 3D- моделей и для юнитов. Вспомним то удовольствие, про которое говорилось в статье - вращение моделек. Аддоны, которые завершили историю Империи Грифонов, шедевральны. После них лично мне было как-то не очень хорошо. А что говорить про уход новых частей игры в прошлое - сражаться в них за династию, а затем и империю, историю ухода которой мы давно знаем было паршиво. Клево было и наличие отдельных ходов для самих героев - это прям как в четвертой части, только без угрозы смерти оных.
Да уж, время летит порой незаметно, помнится как начинал свое знакомство с серией еще со 2й части, потом была 3 и 4 а вот в 5 не довелось поиграть, правда помню точно, как в период разработки 5 части велись неоднозначные споры среди игроков по поводу того, стоило или нет делать 5 героев в 3D.
Самая любимаю часть серии + еще и наши разрабы делали, кому то не нравилась стилистика и рисовка, но в итоге это стало одним из звеньев цепи под названием "В памяти навсегда"
после 5-ой части герои стали каким-то другими
bairen Не то что стали другими а то что серию практически окончательно слилили. Даже 7-ая часть не вернула серии былую славу.
Да ....хорошая игра,...была(
Эту часть переиграл много раз, лучшая часть Героев.
В финальном варианте у игры, по сути, был только один минус - через 5-6 часов игры ИИ начинает очень долго думать над ходами. Доходило до абсурда, когда ты ходишь за минуту, а потом ещё 10 мин ждёшь, пока все компы походят. Если бы не это, то можно было бы смело назвать лучшей игрой серии.
У 6-ки и 7-ки был потенциал, но... Только 3 и 5, 1, 2, 4 части на любителя.
"Нивал" так и не поправил все баги игры, так что зря юбики обращались к отечественным разработчикам. Нивал тогда ударился в кросс-платформу и положил огромный болт и на исправление своих патчей к героям, которые делались по принципу" одно латаю- две новые проблемы вношу". После героев Нивал практически исчез как разработчик игр, туда им и дорога.
Весёлый_пекарь Хоть один баг назови существующий. Да и какие были в хоть в первой версии? так что зря юбики обращались к отечественным разработчикам. Да, надо было сразу бежать к венграм или узкоглазым.
На каких консолях она выходила?
Только третья часть, только третья часть. Хотя раз в сто лет можно и в первую понастальгировать.
После 4-ых героев пошло какое-то дерьмо клепаться!
NineHeart ты что??? 5 герои это достойное продолжение! Лучше 4 однозначно! Да не 3, но и не 6! Лучшая после 3! Заслуженное серебро!!! А для меня они навсегда останутся настоящими героями! Так же греет сердце что сделаны они Nival(российская независимая компания разработчиков). По мне 5 идеальна!
Максим Покровский Сорян если обидел, меня 5-ые не зацепили. .
NineHeart переиграй и пройди всю сюжетку, а лучше сыграй в сценарии с друзьями, а так же поробуй дуэли 3 на 3 даже одному интересно!