10 лет назад: Heroes of Might and Magic 5

©

Именно десять лет назад, благодаря усилиям российской команды Nival, мир увидел пятую часть действительно легендарной стратегической серии Heroes of Might and Magic.

Русскоязычные девелоперы к тому времени доказали всей обитаемой вселенной свою состоятельность несколькими действительно мощными играми. В 2004, например, состоялся успешный релиз оригинальной и масштабной фантастической стратегии «Периметр». Ubisoft, на тот момент получившая права на эксплуатацию побитых судьбой «Героев», доверила разработку пятой номерной части талантам из страны балалаек и чистого спирта. Как рассудила история (и показали результаты продаж), французы поступили правильно.

Неизвестно, как там на Западе, а вот на просторах бывшего СССР каждая новая игра бренда (после третьей части) вызывала ожесточенные споры. Консервативные игроки размахивали дрекольем перед носом у любителей революционных изменений, доказывая неприкосновенность древней концепции «Героев», а «революционеры» обидно дразнили стариков и твердили о пользе новых веяний. До мордобоя не доходило, но и критики, и простые пользователи дискутировали до хрипоты на форумах и страницах профильной прессы. Пятая игра не стала исключением, и если полистать обзоры десятилетней давности, то можно без труда найти два-три-десять отличающихся в корне мнений. Меж тем, Heroes of Might and Magic 5 вошла в историю как игра, вернувшаяся к проверенным механикам третьих «Героев», и при этом впервые показавшая знаменитую стратегию в полноценном, красочном и эффектном 3D.

Несмотря на нехватку полигонов и дрянную оптимизацию, игра своей картинкой мгновенно зацепила тайные струны души очень многих геймеров. Буйство ярких красок, отличный художественный стиль и внимание к деталям было оценено по достоинству. Впервые в серии камеру обучили эффектно летать над городами различных фентезийных рас, выхватывая удивительной красоты ракурсы. Глобальную карту можно было рассматривать часами, подмечая всяческие приятные глазу мелочи. Эффект умножался благодаря музыке: симфоническая оркестровка за авторством постоянных «геройских» композиторов Роба Кинга и Пола Ромеро отлично подошла эпическому фентези Heroes 5.

История, рассказанная в пятой игре, не претендовала по изобретательности на лавры Джорджа Мартина, но могла увлечь плотностью событий. И хотя искушенный игрок привычной усмешкой встречал предложенное сценаристами Nival обилие интриг и расследований, сотрясавших империю людей, царство эльфов и прочие государственные образования, следить за сюжетом было интересно. А временами продолжительная компания Heroes of M&M 5 даже удивляла. Многим запомнился сюжетный поворот с принцем Николасом, убиенным демонами в боя. Возлюбленная Николаса после долгих мытарств оживила-таки кавалера с помощью некромантии, да только вместо вздохов под луной, получила злобного вампира.

Механика пятой серии эпоса смогла продемонстрировать лучшие элементы Heroes прежних лет. В произведении россиян отлично ужились те два элемента геймплея, что не отпускали от монитора еще в далеких 90-х: путешествия по глобальной карте и пошаговые бои. Просторные локации были до отказа напичканы всевозможными бонусами, необязательными квестами, загадками и источниками ценной добычи. Открывать новые земли и натыкаться на неожиданные приключения оказалось невероятно увлекательным занятием; позднее, через два года ту же страсть авантюриста удачно реализует российская команда Katauri Interactive в родственном «Героям» проекте King’s Bounty: Легенда о рыцаре. Что касалось пошаговых битв, то, несмотря на некоторые проблемы с балансом сторон, эти «фентезийные шахматы» давали немалый простор для тактических задумок и затягивали не хуже импортного пылесоса. Переиграть неравную битву в десятый раз и одолеть врага с минимальными потерями среди подопечных горгулий и джиннов — удовольствие высшего порядка.

Любителей красочных спецэффектов и сеттинга Dungeons and Dragons ждали несколько школ магии и широкий выбор колдунства. В лучших традициях стратегического жанра каждая армия получилась колоритной и непохожей на другую: опыт игры за лавину скелетов и зомби ордена Некрополис в корне отличался от экспериментов с чарами и алхимией Академии Волшебства. А для желающих изучить игру досконально разработчики приберегли обилие настроек и игровых режимов. Любимый геймерами старшего поколения Hot Seat по-прежнему дарил чистый позитив (да-да, вспоминаем тесные комнатушки общежитий и гигантские мониторы).

Очень жаль, но Heroes of M&M 5 не избежали национальной напасти русскоязычных девелоперов: на момент релиза в игре было полно программных ошибок. Не год и не два создатели доводили до ума свое творение патчами, как в том бородатом анекдоте про реактивный истребитель, получавшийся из паровоза после обработки напильником. К чести Nival, заплатки выходили оперативно и в немалых количествах. Разработчики старательно поддерживали на плаву свой продукт.

Некоторые любители героического бренда жаловались на излишне цветастую, карамельную стилистику (в памяти всплывает негодование фанатов Diablo по поводу обилия цвета и света в триквеле), но это, как говорят каннибалы Амазонии, дело вкуса. Мрачную серию Disciples еще никто не отменял, за декадансом и унынием — туда. Кого-то смутила затянутость и сложность одиночной кампании, ведь на одну из тридцати миссий вполне можно было потратить весь вечер и успешно эту миссию завалить, избрав на старте неверную стратегию развития фракции.

Глядя на Heroes 5 с высоты минувших лет, можно со всей уверенностью сказать: россияне справились с разработкой и поддержкой проекта. После релиза в мае 2006 со стапелей студии Nival сошли два дополнения: аддон «Владыки севера» (гномы рулят, куют и перековывают!) и великолепный финал «Повелители орды» (вместе с брутальными орками пришли серьезные изменения в основную механику, например, альтернативные пути развития юнитов). А дальше? Дальше игровая индустрия СНГ впала в кому, а за шестую часть «Героев» взялись небесталанные венгры. Но это уже другая история.

168
об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 72

Последние достойные Герои, наиграл сотни часов. Больше только в 3 часть.

108

Как по мне самая топовая часть (да простят меня третьи герои)

90

NineHeart конечно, тебе "виднее" же правда...

0

"А дальше? Дальше игровая индустрия СНГ впала в кому" Не сразу, потом ещё Катаури выпустили великолепную игру King's Bounty и пару допов к ней. А вот потом да, кома.

39

Uruz Да, Легенда о Рыцаре и Принцесса щикарны, но потом они пошли мусор делать.

15

Kyle_Katarn А Принцеска и перекрёстки миров были последними дополнениями от самих Катаури. Остальное делали дочерние компании от 1С. У Катаури сейчас похоже дела плохи, а я так надеялся на продолжение серии и на новых рейнджеров.

9

Uruz "а я так надеялся на продолжение серии и на новых рейнджеров." - +100500. Перекрестки, кстати, тоже были очень слабым дополнением.

5

Kyle_Katarn Перекрестки да. А вот тёмная сторона мне даже понравилась. Хоть и не сами Катаури её делали.

2

Uruz Не будет продолжения , так как сооснователь и один из разрабов ушел оттуда давно очень.

1

Когда вижу надпись 10 лет назад, сразу думаю- 3 часть героев, но потом вспоминаю какой сейчас год

29
Несмотря на нехватку полигонов и дрянную оптимизацию,

Автор красавчик - обожаю его за эту фразу, сразу настроение поднял)

27

У меня голда пятых - лицензия... купил лет шесть назад, не жалею ни капли... Похоронил серию когда вышли шестые герои...

19

Пятые уже ретро? Боже, как я стар.

19

Хотел сказать что у меня диск с игрой лежит, но бегло пробежав глазами по полке с дисками вспомнил, что лет 10 как она не помню уже у кого. По рукам пошла и не вернулась.

15

а за шестую часть «Героев» взялись небесталанные венгры Щито? Кто? "Небесталанные"? Да где вообще можно было отыскать таких бездарей и еще удивляться, что выпустили такой кал и спешно спихивать игру на каких-то то ли индусов, то ли китайцев. Да вы вообще в курсе, какую херню эти венгры до этого делали? Черная дыра... Убейсофт в своем репертуаре. С одной из самых значимых франшиз в истории они не смогли сделать почти ничего. Да даже успех пятых - это по сути случайность. По имеющейся информации, они почти не глядя выбрали компанию приславшую прикольный трейлер. Повезло просто, что Нивал действительно умел делать хорошие игры. Прикольный трейлер могли прислать и индусы. Ладно, далее однозначный вин - Темный мессия (на сюжетных наработках пятой части, кстати), ради которого наконец-то наняли истинных мастеров. И все. Остальное все провал. Хотя мне лично нравится М&М Х, но мое мнение мало кто разделяет. И теперь остается только вспоминать и переигрывать старые части.

15

с трудом верится, что 10 лет прошло. и хоть тогда рубился с упоением, сейчас охладел, что к героям, что к age of wonders. ведь во многих 4Х играх нужно продумывать и планировать всё гораздо более скрупулезно, хитрей и внимательней чем в героях. и это вовсе не обязательно хардкорные стратегии по матану от paradox. с другой стороны ништячков вроде драйва в героях отродясь не было, не ртс же

14

Начал играть со 2-й, в далеком 2003м или 4-м не вспомню уже. До сих пор иногда играю, стилизация там сильнейшая и баланс годный. Вообще, считаю каждую часть в чем уникальной, каждая из них чем-то притягивает. Хз, кто 4-е не любит, не встречал таких людей. 1-я после 2-й смотрится слишком комично, наверно это же чувство вызовет 2-я, для поигравших в 3-ю изначально, хех. Хотел бы расставить их по местам, но только это невозможно,с удовольствием запущу и не раз 2,3,4 и 5е герои. В последующие не играл.

13

S l a s h Уже 3тьи были тогда давно, наверно с 3тьих и начинал.

-1

Эх... Великолепная стратегия!

11

Незабываемое, конечно, знакомство☺ эти инферно с огненно- дымным следом составляли весьма серьёзную конкуренцию как написанию, так и защите диплома☺

10

10 лет..а кажется недавно вышла..6 часть не очень..7 ещё не пробовал... а третью сколько не пробовал,не могу втянуться

8

Лучшая, после третей части игры

8

Самый сок это 3 и 5 части игры

7

Сколько часов с на одном компе, сколька ржача и ругани!!!!! эххх вернуть бы то время!!!!!!!!!

4

Я обожаю третью часть, но и пятая запала в душу, главным образом потому, что разрабатывали наши. Считаю что игра удалась. Кстати после пятой части к серии больше не притрагивался (ремастер третьей часть не в счет).

4

Не знаю как вы, а я не мог оторваться от Disciples 2 в вперемешку с героями.

4

Marbas96 Не ты один)) Я вот и сейчас считаю что Disciples 2 это самый сильный ответ Геройской серии и при этом самый самодостаточный и аутентичный. Дарковость и стиль Невендаара цепляли не на шутку.

7

Marbas96 Да, тоже крутая весчь. Хотя меня вечно кумарили почти невыносимые боги в столицах. первая часть тоже хороша, а вот третью даже не запускал - послушал характеристики друзей.)

0

Лучшая часть в серии. Третью часть так и не смог осилить. Шестая и седьмая вышли лютым калом.

3

ну крутая игра жаль что они убили серию

3

До сих пор играю в нее.

2

До сих пор стоит на ПК, игра отличная - и с друзьями поиграть, и вечерок скоротать)

2

До сих пор иногда перепрохожу компанию, ибо после 5ых героев достойных не было по-моему.

2

Действительно достойная часть из серии Heroes of Might and Magic. Мне эта игра доставила много удовольствия и я с удовольствием прошел ее множество раз.

2

ээхх, лучше чем 3 ничего пока не было

1

Не судите строго , но я единственный человек не игравший в серию этих игр .Что можете посоветовать для начала ознакомления с серией .С какой игры начать , и на какой остановиться . Подскажите . Заранее спасибо .

1

dedkill7 3я или 5я. Третья-старше, но глубже, 5я-современнее-красивее, музыка получше, но как по мне беднее по объектам карты. Попробуй пройти кампанию 5х- она хороша, а там определишься 4я- на любителя- меня оттолкнуло убогое смешение замков, а так- там просто механики другие

4

из множества игровых миров Асхан из пятых героев запомнился больше всего.За историей этого мира было интересно следить,но шестая часть просто похоронила весь интерес(

1

10 лет назад?! Вот так время летит. . . В третью часть не играл. Пятая была для меня первым опытом во вселенной. Для меня это - эталон. Столько времени не потратил ни на одну игру. Особенно доставляло собраться с друзьями и устроить заруб на пол дня. Фраза "Отвернись, мой ход" прилагалась =))))) Эх, времена были. . .

1

Классная игра. До конца проходил только её и третью(в том числе и аддоны обоих). А вот остальные до конца не осилил. Особенно четвёртую жуть.... 7 ещё стоит на компе. Может и дойду до конца, но даже до пятых ей далековато.

1

самая лучшая часть 3 , это точно

1

Такое ощущение что игра вышла совсем недавно,но прошло уже много лет.И 5 часть героев самая шикарная стратегия,в которую можно поиграть с друзьями по локалке,или на одном компьютере

1

как это было давно... 3 часть игра детства! после 3й, 4 так себе, 5норм хотя со своим причудами. В 1 и 2 не играл. 6 неплоха. Серия скатилась

0

Эх помню как на кануне выхода, обсуждали игру: "Там настоящее 3Д будет!" "А четвертые Чем не 3Д?" "А у меня пойдет?"

0

10 лет!!? о боже как я стар помню ище в 3 с друзями по очереди всегда за нежить вот время било)))

0

А у джиннов за шеей сразу следовала шапка, минуя башку. А ракшасы при любом апгрейде и маги при альтгрейде меняли пол. А Аграил не может в программу защиты свидетелей. А у гномов клюквенная медвежья кавалерия. Люблю эту игру, особенно летающий город магов с горгульями-тумбочками и рыцарей Гавани, у которых грифоны с гравицапой на башке и которые тренируют конницу из крестьян мало того, что на верхней башне замка, так ещё и заодно обучая стрельбе и молитвам.

0
PC-говно написал: Когда вижу надпись 10 лет назад, сразу думаю- 3 часть героев, но потом вспоминаю какой сейчас год

Ээх, согласен...)

0

О боже, как же это было прекрасно

0

что то у меня дежавю как будто я где та уже читал и дунжион и драгонс и возмущался то а оно тут при чем. как по мне игра вышла добрая но у нее сильно торчали уши какой-то там игры название которой я позабыл. 3д использовался хорошо. 3д города. правда камера во время сражений была не слишком свободной. в игре была добрая музыка как по мне игру подвел движок. он был прожорлив и немощен. в результате низкопоклонничая ерунда пиксельные тени текстурки подвезли только в дополнение и то они уже понятию графона не слишком отвечали. были проблемы и с геймплеем. например помню как мне подовало пукан задание с откопкой священного грааля. на помощь пришли чтаки и перекопка гигансеого куска карты. пека возмутительно. да и в целом игра была не слишком проста. последующие жи игры серии героев вызывали пека недоумение. особенно запомнилось как года стали нарисованы.

0

Ууууууу, ностальгия. Я на этой радости вырос - во дворе игра еще долго обсуждалась. Затем Пятые Герои ожили, как и третьи до них, благодаря мододелам-самоучкам (правда, легендарных модификаций игра не получила - если знаете - напишите, буду рад). На официальном сайте седьмой части игры (с голосованиями и прочими прибабахами) многие ругали новую часть еще до релиза за 2D-экран, требовали возврата 3D- моделей и для юнитов. Вспомним то удовольствие, про которое говорилось в статье - вращение моделек. Аддоны, которые завершили историю Империи Грифонов, шедевральны. После них лично мне было как-то не очень хорошо. А что говорить про уход новых частей игры в прошлое - сражаться в них за династию, а затем и империю, историю ухода которой мы давно знаем было паршиво. Клево было и наличие отдельных ходов для самих героев - это прям как в четвертой части, только без угрозы смерти оных.

0

Да уж, время летит порой незаметно, помнится как начинал свое знакомство с серией еще со 2й части, потом была 3 и 4 а вот в 5 не довелось поиграть, правда помню точно, как в период разработки 5 части велись неоднозначные споры среди игроков по поводу того, стоило или нет делать 5 героев в 3D.

0

Самая любимаю часть серии + еще и наши разрабы делали, кому то не нравилась стилистика и рисовка, но в итоге это стало одним из звеньев цепи под названием "В памяти навсегда"

0

после 5-ой части герои стали каким-то другими

0

bairen Не то что стали другими а то что серию практически окончательно слилили. Даже 7-ая часть не вернула серии былую славу.

4

Да ....хорошая игра,...была(

-1

Эту часть переиграл много раз, лучшая часть Героев.

-1

В финальном варианте у игры, по сути, был только один минус - через 5-6 часов игры ИИ начинает очень долго думать над ходами. Доходило до абсурда, когда ты ходишь за минуту, а потом ещё 10 мин ждёшь, пока все компы походят. Если бы не это, то можно было бы смело назвать лучшей игрой серии.

-2

У 6-ки и 7-ки был потенциал, но... Только 3 и 5, 1, 2, 4 части на любителя.

-2

"Нивал" так и не поправил все баги игры, так что зря юбики обращались к отечественным разработчикам. Нивал тогда ударился в кросс-платформу и положил огромный болт и на исправление своих патчей к героям, которые делались по принципу" одно латаю- две новые проблемы вношу". После героев Нивал практически исчез как разработчик игр, туда им и дорога.

-3

Весёлый_пекарь Хоть один баг назови существующий. Да и какие были в хоть в первой версии? так что зря юбики обращались к отечественным разработчикам. Да, надо было сразу бежать к венграм или узкоглазым.

1

На каких консолях она выходила?

-9

Только третья часть, только третья часть. Хотя раз в сто лет можно и в первую понастальгировать.

-36

После 4-ых героев пошло какое-то дерьмо клепаться!

-86

NineHeart ты что??? 5 герои это достойное продолжение! Лучше 4 однозначно! Да не 3, но и не 6! Лучшая после 3! Заслуженное серебро!!! А для меня они навсегда останутся настоящими героями! Так же греет сердце что сделаны они Nival(российская независимая компания разработчиков). По мне 5 идеальна!

4

Максим Покровский Сорян если обидел, меня 5-ые не зацепили. .

0

NineHeart переиграй и пройди всю сюжетку, а лучше сыграй в сценарии с друзьями, а так же поробуй дуэли 3 на 3 даже одному интересно!

0