на главную
об игре
IL-2 Sturmovik 27.10.2001

Ил-2 Штурмовик: Забытые Сражения

В то утро, помолившись знакомому ботхисатве и надев чистое исподнее, двинулся в офис 1С что на Селезневской. Но то ли молился я плохо, то ли исподнее оказалось не совсем чистым - коробочных версий не было. Ничего, подумал я, отстегивая 217,6 рублей за двухдисковый "джевел", и до коробки лапы дотянутся, главное - ЗС в руках!
Но до заветного момента запуска было еще 12 часов...
NB: В данный обзор внесены добавления и исправления поле месяца эксплуатации.

1. Установка
Маясь от невозможности проверить игру на рабочем мега-компьютере (P-200Мгц, 32М памяти, 1000 Мб винт, CD-привода нет) и ходя по форумам в поисках чужих впечатлений, наткнулся на сообщения о глюках при инсталляции. Честно говоря, когда вставлял диск в привод, сильно волновался. Но напрасно: на моем домашнем компьютере (P4-1,4ГГц, 256М RIMM, GF-2Ti-64DDR, SB Live 5.1, CD NEC 40-скоростной, Win-98, все драйверы родные, кроме детонатора полуторалетней давности) не было ни проблем с читаемостью дисков, ни BSOD, ни, забегая вперед, прочих обнаруженных другими (как, например, повисание машины при выходе из игры или звуковых глюков). Заняв примерно 1,2 Гб, игра вежливо попросила меня дважды перегрузить компьютер, затем запустилась со второго диска. Следует заметить, что после месяца работы падения, зависания и прочие "радости" так и не появились.

2. Графика и тормоза
Честно говоря, в подробные настройки графики не лазил. В настройщике выбрал OpenGL, тип своей видеокарты и разрешение 1024х768х32 бит; в самой игре даже не открывал видео настройки.
При моей конфигурации (отсутствие всяких штук для старших ГеФорсов и Радеонов), быстродействие на старых картах по сравнению с оригинальным Ил-2 не изменилось. Иногда бывают подтормаживания (в начале крупной миссии, при близких взрывах), иногда сильно тормозит при резком ускорении времени (причем, сама игра продолжается и через несколько секунд ты обнаруживаешь себя в совсем другом месте), но в остальном все идет гладко и довольно быстро (ФПС мерить не умею, да и не рвусь: либо быстродействие меня устраивает, либо нет).
Над Финским заливом и над Берлином тормоза заметнее, но летать не мешают.

3. Еропланы
Самолетов в игре, как бы это помягче сказать, дофига. Помимо всех машин из Ил-2 + все добавления (часть из которых стали летабельными), появилось много новых. Есть "Харрикейн", "Буффало", Р-40, Р-47, Р-51, ТБ-3, Ил-4, СБ, Су-2, Ла-5, Бф-110, Ме-210, Ар-196, "Каталина", МS-406, "Блейнхейм", и прочая, и прочая, и прочая, причем многие самолеты представлены различными модификациями (например "Харикейна" - 4 штуки, "Блейнхейма" - 2 и тыды), не считая разных наборов вооружений. Особого внимания заслуживают летабельные бомберы (ТБ-3 и Не-111), а также вандерваффе - "летающий напильник" или "Ласточка" - кому как больше нравится - Ме-262.

Естественно, сразу стал пробовать новые самолеты. Первым под горячие руки попался ТБ-3. Тихий, медленный, основательный это самолет оставляет впечатление неспешной солидности, присущей уверенным в себе людям. Легко взлетает, легко садится даже в чистое поле, особенно если учесть, что его крейсерская скорость меньше посадочной для некоторых других самолетов. Но влюбил в себя меня карандашик в кабине штурмана, перекатывающийся по планшету на виражах.
Затем были облетаны всевозможные "ястребки", но так как их слишком много, "распробовать" пока не получилось.

3.5 Прочая техника
Добавились венгерские танчики, а также - "Марат" (посвящается всем Руделям), "Киров", "Ниобе", "Вяйнемейнен", "Илмариен" и ... "Аврора"!

4. FM&DM
Физика изменилась, это хорошо чувствуется. Появилось много новых "двигательных" фишек: некоторые моторы при отрицательной перегрузке начинают "стучать" и глохнуть (все, на "Ишаке" уже не забалуешь), усложненное управление двигателем (состав смеси, высотные корректоры, магнето etc), раздельное управление двигателями на многомоторниках (взлет на ТБ-3 или Не-111 превратился в сказку!). Причем все эти "штуки" при правильном использовании заметно влияют на характеристики ЛА. Уже нет характерного для "Ила" убегания ведущих и сейчас вполне реально держать строй. Также заметно, что ручное управление двигателем эффективнее автоматического, поэтому если хочешь выжать и самолета все, на что он способен, придется учиться грамотно работать шагом винта, смесью, высотными корректорами и радиатором. Тахометр и термометр теперь любимые приборы.

Субъективно, летать стало проще. Самолеты лучше держат энергию, поэтому теперь любители продукции В. Мессершмитта и К.Танка могут натурально "бум-зумить", отрываясь на горке от преследователей. Попасть в штопор стало труднее, выйти - легче. Парадокс - но самым строгим к штопору самолетом оказался Р-40.

Землю, наконец, сделали "неровной"; и если на небольшой скорости еще можно кататься по сельхоз угодьям, весело попрыгивая на кочках, то, садясь "на ноги" шасси ломаются. Приходится садиться на пузо (и идти под трибунал).

Физика оружия тоже поменялась. То ли эффективность стволов повысили, то ли прочность самолетов понизили, но сбивать стало легче. "Фока" уже не такой бетонный, Ю-88 разбираются пулеметным "Ишаком" (если догнать), у "красных" появились ПКиллы (до выхода ЗС часто встречал в сети утверждение, что убить пилота на советских самолетах практически нереально). Да, при включенном HighGore кровь видна почти на всех самолетах («стодесятый» мессер вообще превращается в ванну с кровью).

5. Прочее
Есть прожекторы (очень жутко попасть ночью в пересечение лучей), которые почему-то при уничтожении записываются как зенитные орудия; аэростаты заграждения. Стало больше отдельно стоящих деревьев, появились настоящие горы. Помимо подсветки приборов, ночью можно включить посадочную фару (полезность не проверял) и АНО (а вот это - очень полезно в ночных полетах).

6. Карты
Появились карты Балатона лето-зима, Львова, Финского залива лето-зима (от Хельсинки до Ленинграда!!!), новые сетевые. Естественно остались все старые карты.

7. Разные дополнительности
В офф-лайн теперь можно менять скины самолета и пилота (при редактировании можно подменить своей фотографией), в быстром редакторе - настраивать сходимость стволов, есть изменения в полном редакторе, например, настройка вооружения каждого самолета в группе или появления в меню "прочие объекты" всех зданий-строений-заводов-беноколонок-сортиров, используемых в игре. Правда, обозначаются они цифровым кодом, поэтому нахождение в списке из более чем трехсот объектов нужный, представляется нетривиальной задачей. Появилось понятие "линия фронта". В режиме "Arcade=1" показываются не попадания пуль и снарядов, а точка и вектор попадания в цель, что очень хорошо: нет лишних сжирающих скорость белых пятен, видны траектории осколков.

8. Динамические кампании
Есть кампании за СССР, Германию, Финляндию и Венгрию (за последние две страны только истребительные). Так как я больше тяготею к штурмовикам, а в оригинальном "Иле" летал кампанию на Иле, пришлось сесть в "Штуку".

Начал в 1941, под Львовом.Сначала общее по кампаниям. На мой взгляд, их структура очень похожа на кампании в "Aces over Europe", что не может не радовать. Сначала выбираешь страну, затем свое звание, затем тип кампании (истребитель, штурмовик, бомбардировщик), затем время кампании. Например, Львов-41(И-16 тип 18).

На задания с тобой летают уже не безликие боты, а почти настоящие пилоты, у каждого из которых есть своя фотография, летная книжка, список побед и наград. После удачных вылетов, пилоты наравне с тобой получают новые звания, награды и повышают свое мастерство. Потеря такого "раскаченного" товарища может сильно осложнить дальнейшую службу. Также любой пилот может попасть в плен (сев или выпрыгнув за линией фронта) и в госпиталь, причем с больничного пилоты возвращаются обратно в эскадрилью. Убитые пилоты заменяются зелеными новичками, сбитые самолеты восстанавливают по одному за миссию. Легко может получиться ситуация, когда боеспособных самолетов в эскадрилье практически не останется, и штурмовать хорошо прикрытый аэродром приходится в одиночку (причем генератор не сделает тебе скидку и выпустит положенные 6-9 перехватчиков). Еще интересный момент: при уменьшении численности какого-либо самолета в целом, понижаются шансы встретить его в небе. Как же я радовался, когда выбили всех Эмилей и "стодесятых", и на прикрытие стали выделять Фридрихов!

Миссии генерируются, причем, похоже, что последовательность задач строго задана, а меняются время, конкретная цель и состав участников. В списке заданий появились атаки мостов и перебазирования на другие аэродромы.

Теперь конкретно о кампании за "Штуку". Если бы в жарком небе 41-го творилось то, что предлагает нам ЗС, то немцы никогда бы не продвинулись дальше Смоленска. Пример типичного задания: атака автоколонны. Со стороны немцев 6 "Штук" и четыре "стодесятых" прикрытия, со стороны СССР - шестерка "Ишаков" и шестерка "Мигов". Понятно, что из немцев на аэродром вообще никто не возвращается, в лучшем случае удается перетянуть за линию фронта и плюхнуться на первое попавшееся ровное поле (и бегом вприпрыжку от чадящей машины). Причем перехватывают все время до атаки. Что-то мне с трудом верится в такие расклады в 41 году.
Так, после 15 выполненных заданий в моей эскадрилье осталось два человека от первоначального состава и то потому, что один из них – не убиваемый игрок.

Еще претензия: наземные цели перестали разделять и пишут в одну графу. Мосты, здания, ангары вообще не считаются, хотя задания по уничтожению мостов с регулярностью появляются (справедливости ради отмечу, что мосты записываются в летную книжку).
Но в целом - интересно и сложно, особенно при "полном реализме". Только бы Эмилей в прикрытие не давали...

9. Режимы сложности
Теперь при "полнореальных" настройках стало значительно чудесатее: на карте нет беленького самолетика, который указывал текущее месторасположение и летать нужно по ориентирам (на первом диске есть директория с картами, которые предлагается распечатать и летать по ним). Зеркала заднего вида, значения скорость-высота-курс в левом нижнем углу можно включать/выключать специально назначенной кнопкой. Да, забыл отметить - несмотря на сочетания Sift+, Alt+ и Ctr+ клавиатуры уже не хватает.

10. AI
Ситуация: быстрый редактор, я на Ла-7 с 3хБ-20, противник - FW-190A4, ветеран.
Сход в лобовую - БА-БАХ! - обломки "лавочкина" падают на землю.
Что за дела - новый вылет. БА-БАХ! "Лавочкин" с выбитым двигателем и раненым пилотом идет к земле.
Не понял - новый вылет. БА-БАХ! Тяжело летать на одном крыле...
Противники стали умнее, агрессивнее. Теперь трижды подумаешь, прежде чем идти на лобовую, а против "фок" и "стодесятых" это вообще чистое самоубийство. Практически исчезла ситуация, когда бот чуть-чуть "недокручивает", словно ему не хватает выдержки.

На малых высотах боты летают уверенее, чем в "Иле", ведомые отлично держут строй, действительно прикрывая ведущих.
Стрелки бомбардировщиков снова стали снайперами, причем сами пилоты хорошо работают педалями выводя атакующие истребителей из мертвых зон под оборонительный огонь. Спасает только уязвимость стрелков.
Но есть и минусы. Пару раз боты были замечены в чудовищных по своей глупости коллизиях, которые трудно чем-либо объяснить.

11. Недостатки и баги
Тьфу-тьфу-тьфу, серьезных багов не обнаружил. Но есть досадные мелочи, которые, конечно, не портят впечатление, но отвлекают. Во-первых, корявый русский язык: похоже, тексты переводились с английского. Во-вторых, замечена "очепятка": Сторой пилот убит. В-третьих - на "Штуках" ну никак не получается отстрелить себе хвост. В-четвертых, не все самолеты есть в музее (Су-2, например, нет). В-пятых, опять часть машин доступна только из полного редактора (все гидросамолеты, MC.202).

Выводы: отличное продолжение отличного симулятора! А если будет продолжаться поддержка в виде адд-онов с новой техникой/кампаниями/картами, то игра вообще станет вечной. Конечно, есть некоторые недостатки, но это - "не баги, а фичи".
Так что всем вирпилам бежать в магазины (хотя, о чем я? у всех вирпилов ЗС уже есть)!!!

Геймплей - 9/10
Графика – 9/10
Звук – 9/10
Музыка – 7/10
Управление – 9/10
Интерфейс – 8/10
Новизна – 7/10
Оправданность ожиданий – 9/10
Общий рейтинг - 8.7

автор: Василий "Mg_H" Матвеев

Комментарии: 16
Ваш комментарий

а общий рейтинг могли поставить и 10 ;) И графику тоже -- "превосходный" режим автор по причине отсталости железа (GF-2Ti-64DDR) чисто физически включить не смог.

0

энциклопедическая ценность обзора весьма хороша
литературная, увы, достаточно сомнительна

0

я думаю, куда более полезно было бы высказать это автору напрямую

0

возможно
но тогда этого не увидел бы релактор... =(

0

отличная игра
глючная правда
без патчей ну никак они не мегут

0

То Оракул:
На самом деле правильно. Как мне кажется такую игру нудно и должно обозревать как раз больше с исследовательской точки зрения зарубающегося человека, только он сможет грамотно jewtybnm и описать все там. Далеко не каждый наичудеснейшим образом пишещий автор сможет сникнуть в игру со столь многими аспектами имено данной сцецифики. Такчто, как мне кажется, тут все в порядке. Человек не просто сел, поиграл и написал. Тут первопричина другая, не играется ради написания, а пишется постольку поскольку, что все равно играет в нее :) И причем, как видно, очень увлекательно :))

0

Этот обзор почему-то (...Честно говоря, в подробные настройки графики не лазил...) напоминает то, что публикуется на форуме "Ви нам песали" всем известного игрового сайта на букву "а"... Неприятно.

0

2 Flyer-Fighter
Если честно, ничего не понял =)))

0

2 Solid_Snake : а вы нам почему-то (честно говоря, я там часто не появляюсь) напоминаете "остроумного" посетителя этого "многоуважаемого" форума. Глупо.

0

"Пару раз боты были замечены в чудовищных по своей глупости коллизиях"
У меня была миссия в Ленинграде на P-37, в которой при долгом кружении над районом сосредоточения столкнулись, с небольшим интервалом по времени, две пары самолётов. В итоге, из 8 нас осталось 4... Очень мило.

0

Да что говорить игра ПРОСТО СУПЕР!!! И графика и геймплэй и т.д. Только, вот, я ещё в неё не играл пока... :) Но обязательно попробую!

0

эй чуваки а НО-СД где можно взять для русской версии ато купил на базаре левую копию и сижу вот мучаюсь до мая игра пахала классно а после 1го мая надо было ставить патч 1.0Р ну а он СД спрашивает :(

0

самая крутая вещь ,которую я когда либо видел ! Ее даже не с чем сравнивать .

0

ja novichek... v uchebnyh missijah ne vse objasnjaut. vot chto vazhno mne znat` est` parametry gaz - eto ponjatno. shag vinta - ? chto on delaet. tjaga ? - chto eto? em magnetto - kak rabotaet.. pomogite.

0