на главную
об игре
Layers of Fear 2 28.05.2019

Разбор сюжета Layers of Fear 2. Да, это гениально

Должен сказать, что в Layers of Fear 2 история более лихо закручена, чем в первой части и составлять ее приходится буквально по крупицам, которые дают нам записки, предметы, слайды, голосовые записи и прочее... Пропустил что-то - нить сюжета уже потерялась. Давайте начнем с самого начала.

Пролог

История начинается довольно мутно(фактически это концовка, о чем игрок не подозревает вообще). Герой идет по коридору тонущего корабля, открывает одну из дверей, а там его ждет загадочная женщина, которая отрывает голову мальчику. Из туловища начинает идти свет. "У тебя почти получилось",- смеясь, говорит дама... Мы просыпаемся.

Акт 1

Очнувшись, Актер выходит из своей каюты и слышит, как Режиссер просит его не спать. Запускает пленку первого акта "Отплытие" - начало пути. Все началось с того, что протагониста, одного из самых выдающихся представителей актерского мастерства пригласил таинственный режиссер для съемок фильма. Режиссера этого все считают чудаковатым, ходят слухи, что всем кандидатам на роли он устраивает некие испытания. Нашего Актера тоже считают довольно странной личностью, но все сводится к тому, что деятели искусства все такие. Ему не нравится идея съемок на судне, однако агент все же смог его уговорить. Ради протагониста оцепили приличную часть лайнера, дабы звезда могла спокойно ходить по нему и спокойно вживаться в роль. На корабле не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Спустившись вниз, можно найти факты, что охрана обеспокоена проблемой безбилетников, которые каким-то образом проникли на судно и тщательно скрываются. Внезапно и с помещениями становится что-то не так: комнаты начинают повторяться. Продвигаясь все дальше по кораблю, Актер доходит до ключевой точки невозврата - глобуса. "Весь мир - театр, но актеры паршиво подобраны",- вещает Режиссер. Голос просит Актера вспомнить, кем ему довелось быть, пока мир не сказал, кем довелось стать. Как бы намекая о прошлом. Потолок резко преображается, обнажая потолок трюма с просачивающейся водой. После этого протагониста начинают посещать различные видения и флэшбеки, таинственные метки, и манекены-статисты. Которые могли существовать и в реальности, так как Режиссер предусмотрительно заказал 100 штук для этого эксперимента. Но, конечно, самое интересное, что Актер начинает находить вещи детей, Лили и Джеймса, которые вполне могли быть теми самыми "зайцами". Постепенно мир начинает окончательно преображаться и переходить в черно-белую пленку, ситуации, которые происходят с героем, намекают на его прошлые работы в фильмах. Через какое-то время Режиссер дает указания, в какого манекена нужно выстрелить. Независимо от решения протагониста, он повстречается с мальчиком, который посоветует набраться смелости, ведь ему ее не хватало, "в отличие от нее"(Лили - прим.) В дальнейшем герой встречает силуэт мальчишки в коридоре, однако это всего лишь иллюзия: очертания оказываются уродливым монстром, который пускается в погоню за протагонистом. После погони Актер получает пленку и возвращается к себе в каюту.

Акт 2

Внезапно, он обнаруживает, что комната немного преобразилась, а снаружи бушует буря, но он идет в комнату и запускает новый материал.

В "Охоте" окружающий мир все больше преображается, а мы узнаем новые детали о герое. Несмотря на свою популярность, даже самые преданные поклонницы не могли узнать его в лицо. Комнаты все больше начинают дублироваться, рассудок героя постепенно теряется, и события вновь нас переносят к детям на корабле - Лили и Джеймсу. Дети давно находятся на корабле, охрана в курсе, что в служебных помещениях кто-то прячется, но никак не может их найти. За это экипаж штрафуют. А вскоре, начинают урезать пайки. Команда начинает падать духом и становится злее, дети тоже начинают голодать, пытаясь найти хоть какие-то объедки, но все тщетно. В это время актер начинает им сопереживать и начинает ощущать то же самое.. Ему везде начинает мерещиться еда, но затем она исчезает. В конце концов, он натыкается на колодец, который чисто физически не может быть на корабле. Затем следует абсолютно идентичная сцена с Молохом из фильма "Метрополис" 1927 года. Почему разработчики выбрали именно этот фильм? Возможно, чтобы подчеркнуть социальное неравенство классов, как в том немом кино? Пока богачи отдыхают на лайнере, бедняки голодают? Сложно сказать. "Человек может стать сосудом, хранящим в себе чье-то пламя", продолжает голос Режиссера. В дальнейшем становится понятно, что все это куча ассоциаций связанных с прошлым. Мы вернемся к этой отсылке позже. Режиссер также предлагает проверить инстинкты Актера, что сделать с едой: поддаться инстинкту и взять себе или оставить собаке и ее щенкам. Здесь уже выбор за игроком. Заветный золотой кубок, который герой пытается прибрать к рукам, никак не дается ему. Да и золото становится грудой рыб. Сознание Актера приводит его в некий подземный город, где из окон начинает бить пламя, а вскоре и снова приходит Бесформенный. От которого мы поспешно убегаем. Так заканчивается глава.

Акт 3

"Кровавые корни" - самая информативная глава с точки зрения сюжета. Персонаж больше не может выйти из своей комнаты, вместо этого, он опускается в подвал дома. Герой уменьшается в размерах(или сам дом гигантский, подчеркивающий, что мы переживаем абстрактные отголоски из детства. Игра окончательно пытается убедить нас, что главный герой и есть сам Джеймс Бернс, младший брат Лили. Исследуя дом, можно найти кучу предметов и историй, которые проливают свет на становление личности протагониста.

Отец семейства служил в британских войсках во время Первой мировой войны. Во время сражения он лишился глаза. Его жена, которую он очень сильно любил, умерла во время вторых родов. Все, что осталось от нее на память - это медальон. Ребенку удалось выжить, но отцовской любви ему так никогда и не удалось получить. Более того, отец ненавидел Джеймса просто за то, что тот существовал, так как считал его виновником смерти своей супруги. Он никогда не дарил ему подарков на день рождения, предпочитая отнести цветы на могилу его матери. Хотя, в глубине души, он осознавал, что это неправильно и находил отмазки. Отец зарабатывал на жизнь показом фильмов в доме. Однажды ему подогнали пленку с фильмом про пиратов и во время очередной "вылазки" его увидела Лили. Фильм произвел на нее такое сильное впечатление, что она сама решила стать пиратом, Капитаном Бернсом, а своего братишку нарекла квартермейстером. Поэтому, неудивительно, что пиратская романтика так завлекла ребятишек. Полученные деньги от показов, отец пропивал и спускал на азартные игры. Вскоре, бизнес, похоже, прикрыли из-за несоблюдения мер пожарной безопасности. Несложно догадаться, что насилия в подобной семье было не избежать. Как правило, под горячую руку попадал нелюбимый сын Джеймс. Родная сестра не могла спокойно на это смотреть, и вскоре сама начала попадать под раздачу. Отец неоднократно высказывал недовольство Лили, что "она слишком забивает пацану голову глупостями, когда от него и так никакого толку". В конце концов, во время очередного избиения, Лили не выдержала и начала оскорблять отца, называя его "одноглазым уродом" и видимо, ей тоже досталось... Но об этом позже. Пробежав лабиринт, с гигантским циклопом, который символизирует те самые детские страхи и ненависть отца, протагонист находит гротескное умирающее тело нерадивого папаши. Лилли говорит, что здесь делать больше нечего и их ждут великие дела. Из этого всего можно сделать вывод, что те самые безбилетники на лайнере - это и есть Лили и Джеймс. Но как они могут существовать, если актер уже взрослый? Вероятно, в процессе съемок начало всплывать прошлое и переворачивать его с ног на голову. В этом же эпизоде можно встретить момент создания "Бесфоменного" - Джеймс пытался что-то слепить и в итоге получился уродец. "Сперва нужно создать мысленный образ, иначе, он так и останется.. бесформенным". Не забываем к отсылке "Путешествие на Луну" от 1902 г. Кто знает, может, тот сюр, что творился в фильме на Луне, чем-то сопоставим с кораблем, на котором мы находимся? Еще одна важная деталь: перед началом "Корней" все стены в каюте актера утыканы ножами. Мы еще вернемся к этому.

Акт 4

В акте "Дыши" помимо бесконечных коридоров и кровавых стен, Режиссер акцентирует внимание на том, что "некоторых вещей быть не должно". Эпизод иллюстрирует самые неприятные моменты детства, такие как вспышки ненависти Лили к Джеймсу. Вполне возможно, что защищая брата, Лилли тоже пережила насилие со стороны отца. Защитить ее Джеймс не смог. Флэшбеки постоянно напоминают ему об этом. Смогла ли Лили преодолеть это? Сцена, где манекен буквально потрошит тело ножом, заставляет задуматься. Была ли это истинная причина, по которой дети сбежали на корабль?

В какой-то момент протагонист должен сделать последний выбор: или дойти с трудом до горящей двери или следовать указаниям Режиссера не сопротивляться.

Через некоторое время выясняется, что Лили в какой-то момент оставила Джеймса одного. Тот, находясь в шоке, начал разговаривать с какой-то неведомой силой, но скорее всего, это были просто крысы. Блуждая по глубинам океана, заполненном Бесформенными, протагонист приходит к последней пленке и сцене, где молодой Джеймс со стаей крыс оплакивает Лили. Он разочарован тем, что Лили обещала быть всегда вместе с ним, но умерла. Голова девочки в коробке - как символизм. Только ее пение преследует протагониста.

Акт 5

С началом последней главы, каюта, да и весь лайнер видится герою затонувшим, причем много лет назад. Режиссер говорит, что все это место - отражение нерешительности Актера. "Руины того, чего не было вовсе. Пустое и разрушенное место. Прямо как ты." Вновь появляется голос Лили, которая говорит, что мы ее звали, но вместо нее появилось нечто другое. Здесь не совсем понятно, что она имеет ввиду: либо Джеймс пытался сохранить о ней память, но какие-то моменты запомнились ему в другом свете, либо он вызвал чей-то другой образ. Вообще, этот акт можно интерпретировать по-всякому, одно точно, что Режиссер здесь проявляет больше инициативы и дает четкие указания. Задушевные разговоры с протагонистом намекают на их знакомство до съемок. Кто-то даже предполагал, что Режиссер и есть отец главного героя. Но это не точно.

Он сталкивает Актера лицом к лицу со своим главным страхом - Бесформенным и заставляет вглядеться в него, чтобы осознать, что протагонист такой же. Как только это осознание приходит - Бесформенный рассыпается. В конце главы мы можем посмотреть последствия выборов, что у нас в итоге получилось. Лили и Джеймс бегут с тонущего корабля (возможно, они и стали инициатором взрыва), кругом хаос и суматоха. В какой-то момент их разделяет обрушившаяся конструкция и Лили буквально сносит взрывом на глазах у Джеймса, который стоял рядом и ничего не смог сделать. И в этот момент обещания сестры быть с ним навеки настолько врезались в память мальчика, что альтер-эго сестры всегда было в нем с того момента. Это можно понять из записки душевных метаний в пятом акте "Я, она, мы"... Все смешалось. Как художник из первой части пытался увековечить идеальный портрет жены, так и Джеймс пытается увековечить воспоминания о Лили через актерское мастерство. Помните цитату Режиссера из второго акта про сосуд и пламя? Вот Джеймс и стал этим сосудом, хранившим пламя Лили.

После этого протагонист пробуждается в той же обстановке, что и в прологе и открывает дверь, чтобы увидеть финал.

Заключение

У игры три концовки. "Пламя" - если герой подчинялся Режиссеру или ослушался всего один раз - будет сцена, где повзрослевший Джеймс встречается со своим юным эго. Тот сидит за столом и поедает фигурку Бесформенного. Страхи больше не нужны, все осталось в прошлом. Мы также понимаем, что прошлое нужно отпустить и начать жить своей жизнью. В гримерке Джеймс рассматривает плакаты фильмов со своими ролями, вглядывается в зеркало, но не узнает себя. Он стал просто оболочкой, которая может превратиться в любую личность. Фактически, сам Джеймс и есть манекен. Он поступает именно так, как хочет от него Режиссер для соответствия роли. В реальной же жизни, главная его цель - быть кем-то другим. Фотографии, на которых он не получается, указывают именно на это.

Более сложная в интерпретации концовка "Навеки", где мы не слушаемся указаний Режиссера, но делаем то, что говорит Лили. Мальчик театрально убивает себя и Бесформенного, тем самым Джеймс окончательно уничтожает прошлую личность и становится тем человеком, которым всегда хотел быть - Лилли. Теперь она будет жить вечно. И останется навеки, как того и хотел Джеймс. Помните, как в третьем эпизоде Джеймс удивился сестренке, мол, как ты можешь стать капитаном, ты же девочка. На что Лилли отвечает, что может быть кем угодно..

Существует также фанатская теория, согласно которой, мы и есть изначально Лили. Женская одежда в гримерке с первых минут игры, крики, отражение тени, встречи с призрачным Джеймсом... Она проходит через его воспоминания и боль и выстроила трагичного персонажа. В конце она возвращается к своей личности. Так, в детской в третьем акте после выбора она говорит, что умерла, но возродилась и теперь сможет стать кем-то еще. Но подобная теория не "впиливается" в документалки, то же интервью с Джеймсом, которое можно прослушать, где он говорит, что сестра для него - ВСЕ. Если говорить проще, то настоящая Лилли мертва, а главный герой - это и Лили и Джеймс, просто в концовке "Навеки" хоронит в себе личность Джеймса. И не спрашивайте, как мужчина смог к концу игры стать женщиной. Я не знаю:D Это арт-хаус.

Концовка с "Бесформенным" будет если протагонист делал разные выборы и не придерживался какой-то четкой линии. Загадочная женщина отчитывает героя, говоря, что он совершает одни и те же ошибки, поэтому он не может получить желаемое, ведь это нужно заработать. Но ей, в отличие от Режиссера важен именно результат, а не перевоплощение. Цикл повторяется.

Какая концовка канонична? Здесь нет однозначного ответа как и в первой части. Пускай каждый решит для себя сам. Буду рад послушать различные теории и побеседовать в комментариях на тему сюжета. Игру можно адаптировать абсолютно по-разному, и это прекрасно. Есть над чем подумать.

Комментарии: 5
Ваш комментарий

Хороший разбор, примерно те же впечатления остались.

1

Ну что-то такого ажиотажа от второй части, который был после первой, не наблюдается. Хотя лично для меня и первая часть, была на большого любителя

0

Мама Стифлера Игра очень сильно загружена в моральном плане, поэтому сразу отсеивает любителей скримоты и любителей зарашить. Большинство оказалось туповатым, чтобы понять ее, поэтому ажиотажа мало. Лучше в какой-нибудь дум погонять в стотысячный раз, там очень интереснее.

2

Дрисня шизофреническая. Люди разучились делать игры. Не то что раньше Дум2, Дюк Нюкем, Шадоу Вариор.

-9