
21 июля 2010 года на Xbox 360 вышла игра Limbo от студии Playdead. Она застала старт «инди-революции» и стала одной из самых заметных и высокооцененных игр своего времени. Сегодня Limbo — признанная классика, а поиграть в нее можно буквально на всем: от консолей прошлого поколения до смартфонов. В честь юбилея великой игры вспоминаем, какой она была и как повлияла на игровую индустрию.
Limbo — это красивый, но в то же время бесконечно мрачный платформер-головоломка
Это одна из первых инди-игр, вставших между экспериментальностью (в механиках, повествовании, арте — во всем) и «большим» кинематографическим опытом. Игра полностью черно-белая, она максимально контрастна — только силуэты и размытые формы, лишь самые важные детали выходят на свет. А ее саундтрек почти целиком состоит из жутких эмбиент-звуков: шелест листвы, кваканье лягушек и жужжание мух в жутком лесу; грохот огромных механизмов на заводе; электрический треск ламп в покинутом городе. А уж когда игра все-таки заряжает музыку… тревога и черный липкий ужас моментально перемешиваются в голове и заполняют все тело.
Limbo — жуткая игра, отталкивающая по своей сути, но в то же время удивительно затягивающая. Она сфокусирована на геймплее, но ее прохождение больше напоминает просмотр артхаусного кино (разработчики вдохновлялись немецким экспрессионизмом) или разглядывание мрачных, «проклятых» картин.
Арт и работа со звуком превратили Limbo в мощный эмоциональный опыт. Геймплейно же это был размеренный платформер, делающий ставку на физические и гравитационные головоломки — тоже не самый расхожий для 2010 года формат. Зато подходящий к готической атмосфере игры. К тому же разработчики смогли выдержать баланс: в игре почти нет задачек, на которых можно капитально застрять, но и совсем очевидными многие пазлы в Limbo не назовешь. Да и пробежать Limbo можно за пару часов, так что опыт концентрированный. Впрочем, это тема все еще спорная — многим перетаскивания ящиков в игре надоедали раньше, чем она заканчивалась.

В Limbo была простая, но пробирающая до костей история
Игра рассказывала ее без слов — исключительно намеками и яркими визуальными образами. Главный герой Limbo — маленький мальчик — вошел в лимб, чтобы отыскать свою сестру. В средневековом католицизме лимб — это место для некрещеных младенцев и праведников, не принявших христианство. Такие люди не заслужили мук, но и спастись в раю они не могут. Это не самое позитивное, но и не страшное место, однако Playdead изобразили его по-настоящему жутким. Путь мальчика пролегает через лес к заброшенному мегаполису и обратно в «дикие земли». По пути он встречает «монстров», мертвых аборигенов, ловушки, паразитов, способных управлять людьми и другую жуть — отражения его страхов из прошлой жизни.
Истории о героях, которые отправляются в условный «ад», чтобы спасти кого-то родного — это классика. Их пересказали уже миллион раз, в том числе и в видеоиграх, но свой потенциал они все еще не исчерпали и в душу забираются очень легко. Потому что желание нырнуть в бездну ради любимого человека легко понять. Но у Limbo есть и второй слой. Как погиб главный герой? Раз его сестра здесь, она тоже мертва? Что произошло и где их родители? Что за сила разлучила их после смерти? Эти вопросы сами собой рождаются в голове во время прохождения и обогащают приключение еще более мрачным драматизмом.

Главный герой Limbo часто умирает — и это страшно
Подчеркнутая хрупкость пацана и бесстрастное отношение мира Limbo к нему — один из самых жутких и сильных приемов игры. Мальчик тонет, его режут на части капканы, протыкает насквозь огромный паук. Случается это все, как правило, очень быстро и бесцеремонно. А тот факт, что мы видим лишь силуэты — без лишних деталей — лишь усиливает происходящий кошмар.
Limbo стоит у истоков тренда на инди-игры со взрослыми авторскими историями
Задала его Braid, вышедшая на Xbox 360 в 2008-м — за два года до Limbo. В ней Джонатан Блоу тоже рассказывал личную, взрослую историю через метафоричный сюжет про паренька, ищущего принцессу в красочных королевствах. Xbox 360 вообще много сделала для инди-движения — она стала следующей большой платформой, после Steam, позволившей инди выйди в массы. Раздел Xbox Live Arcade какое-то время был настоящим домом для крутых независимых игр и даже весомым поводом для покупки Xbox.
В целом инди-игры существовали и до этого, но именно период в начале десятых стал для них переломным и сформировал отдельную индустрию внутри уже существующей. По каналам не только «Стима», но и через Xbox инди-разработка вышла на широкую аудиторию, раньше игравшую в Call of Duty и FIFA. Braid, Super Meat Boy, Limbo, Fez — это не только столпы инди-революции, но и крайне успешные проекты, принесшие большие деньги своим создателям. Та же Limbo в первые две недели продалась тиражом в 250 000 копий, а сегодня там вообще уже миллионы. Сейчас-то эти сотни тысяч — нормальные цифры для инди, а настоящие хиты типа Undertale быстро расходятся тиражом от миллиона копий.

Limbo — это отличная игра, грандиозный успех для маленькой студии Playdead и для всей игровой индустрии. Для разработчиков он конвертировался в Inside, вышедшую в 2016 году. Эта игра продолжила идеи Limbo, но взяла новую высоту по всем параметрам — от геймплея и нарративных приемов до художественного исполнения и музыки. С тех пор Playdead работает над новым, все еще безымянным проектом. А ее сооснователь Дино Патти в 2017 году организовал новую студию, в которой делает игру Somerville.
Ну а инди-игры в целом за прошедшие десять лет окончательно перестали быть чем-то маргинальным и захватили мир — сегодня они соседствуют на крупных выставках с блокбастерами и пользуются вниманием паблишеров и игроков. Не в последнюю очередь — благодаря Limbo.
Символом инди-революции стала Plants vs. Zombies на пару с World of Goo. Limbo же лишь 3 часовая одноразовая бродилка, не более.
Да никак не стал. Посредственная унылая бродилка.
По мне так символом стала Braid. Хотя самым качественным проектом из всех этих первопроходцев была Aquaria.
Лимбо классная игрушка. И эффект от её выхода до сих пор чувствуется - каждый сезон выходит индюшка, пытающаяся копировать Лимбо хоть в чём-нибудь.