Большой разбор Mafia и Mafia: Definitive Edition. Часть 4

©

Что изменилось в покушении на Сальери, как сухой закон Штатов повлиял на сюжет, и зачем сократили самую длинную миссию оригинала.

Здесь и далее: слева – Mafia: The City of Lost Heaven (2002), справа – Mafia: Definitive Edition (2020)
Здесь и далее: слева – Mafia: The City of Lost Heaven (2002), справа – Mafia: Definitive Edition (2020)

Третья часть разбора

Все диалоги взяты из официальных русских локализаций с парой контекстных правок. Присутствуют спойлеры ко всем ключевым событиям и поворотам обеих игр.

ГЛАВА 12. СДЕЛКА ВЕКА

Поли выступает с предложением восполнить утерянный груз канадского виски. Он познакомился с неким кентуккийцем по имени Уильям Гейтс – тот привёз из родного штата немалую партию выпивки и готов поставлять её семье Сальери. Дона такая перспектива устраивает, и он одобряет первую деловую встречу, которая должна состояться на паркинге в Сентрал-Айленде.

Новые авторы пересмотрели сценарий: во-первых, опять сменили обстановку и перенесли брифинг из бара на склад в Холбруке. Во-вторых, подрихтовали рассказ Поли – по ходу он заявляет, что доселе Гейтс и его отец сотрудничали с Морелло, пока мафиозо не пренебрёг договорённостями. Поэтому нужно обставить всё как грабёж, чтобы у старшего появился мотив переметнуться к конкуренту, способному защитить товар. Изначально всё было проще: торгаш из Кентукки сам подогнал первый грузовик с виски на заказ солдата Сальери.

Троица отправляется на место встречи. Тут тоже не обошлось без новшеств: раньше не нужно было своеручно доезжать до парковки – нужный уровень подгружался сразу через две кат-сцены.

Но в ремейке добавили новый маршрут, ещё и слегка переписав действие – теперь Сэм добирается отдельно, а Ломбардо и Анджело сопровождает личный водитель дона, Карло. И эта поездка становится весьма напряжённой, когда Поли начинает травить шофёра за мягкотелость.

На верхнем этаже стоянки героев встречает парень из Кентукки вместе с подельниками. Важная деталь: в английской версии "Мафии" 2020-го Гейтс действительно говорит с характерным южноамериканским акцентом. Уговор идёт как надо – гангстеры платят взнос за первую партию зелёного змия. Правда, в адаптации добавили странную вставку: чтобы всё выглядело как налёт, Поли ломает Уильяму нос, но тот не в обиде – его шнобель и так перебит после визита к Морелло.

Но каким-то образом главарь вражеского клана прознал о сделке и выслал своих ребят, и в долю секунды парковка превратилась в поле боя. Хотя есть один нюанс: в оригинале оптовик сошёл с дистанции на первом же выстреле – однако по новой фабуле Уильям Гейтс остаётся в живых.

Томми, Поли и Сэм вынуждены своими силами пробиваться к выходу. Суть игрового процесса одна – зачистить все этажи от недругов и безопасно вывезти груз из автостоянки. И всё же дизайнеры Hangar 13 внесли свои правки в уровень. Так, теперь нужно оборонять ещё и трёхтонку с алкоголем, а не возвращаться за ней уже после пальбы. А ещё добавили сценарное препятствие: автомобиль врагов случайно врезается в бочки с бензином, машины поблизости загораются и блокируют проход – приходится спускаться в подвал и крутить вентиль подачи воды. Подобное было и в оригинале, но там требовалось просто кинуть гранаты в заграждение из вражих колымаг.

Выбравшись наружу, герои направляются обратно на склад Сальери. Следом на ними трогаются и бойцы Морелло. В игре Вавры игрок рулил грузовиком сам, а погони можно было избежать, если своевременно изрешетить стрелков – ещё одна спрятанная хитрость от чехов (читайте в главе 4). В обновлённой миссии рулит Сэм, а Том и Поли выполняют обязанности конвоиров, и здесь на троицу налетают всё новые тарантасы едва ли не всю дорогу. Также вновь добавили механику разрушаемости, которая ещё и вписывается в эпоху повествования: по пути бандиты сворачивают в гувервилль – поселение для обнищавших после Великой депрессии американцев.

Сбросив хвост, троица благополучно пригоняет спасённый товар в хранилище – по новоделу именно здесь заканчивается третий акт. Сальери доволен виски, и члены клана тут же его распивают – дела семьи наконец-то пошли в гору, а соперник впервые остался ни с чем.

Первоначальную сцену заканчивали идентично, но в баре, и там всплывала одна деталь. Помните южный акцент продавца? Неспроста он отсутствовал в оригинале. Босс вещает правду: на деле Уильям оказался мелким жуликом, который обокрал Морелло и хотел всё банально сбагрить. Но это не вяжется с новым каноном – тамошний Гейтс прослыл поистине честным парнем из Кентукки.

ИНТЕРМЕДИЯ-ТРИ

Счастье бутлегерское длилось недолго – уже в декабре 1933 года сухой закон отменили, и все войны за нелегальное пойло сошли на нет. Впрочем, бандитский бизнес не заглох: согласно показаниям Томми Анджело сыщику Норману уже в 38-м, семья Сальери вложила выручку от спиртного в новые предприятия – и даже частично легализовала свои интересы в Лост-Хэвене.

Внутриигровая газета приписывает 32-му президенту США Франклину Рузвельту такую цитату: "В новой эре гарантируем каждому по бутылке пива!"
Внутриигровая газета приписывает 32-му президенту США Франклину Рузвельту такую цитату: "В новой эре гарантируем каждому по бутылке пива!"

За два года клан обогатился, Поли и Сэм заимели собственные заведения, а у Томми и Сары родилась дочь. Избегали разве что наркотиков, ведь продажа веществ – табу для любого гангстера старой закалки, и за это жестоко наказывал верховный суд мафии. Его название не упоминается, но из контекста можно подытожить, что Анджело имеет ввиду Комиссию. И когда детектива возмущает сам факт наличия трибунала у преступников, оригинальный Том продолжает свою мысль.

ТОММИ: Почему Дон должен был подчиняться? Мафия торжествовала над сухим законом со своими законами. Кучка бедных необразованных сицилийских эмигрантов была сильнее, чем все законы, суди и полиция здесь, в Штатах. Конечно, пришлось повозиться. (2002)

И уж это Норман как порядочный полицейский не смог обойти молчанием.

НОРМАН: Ваша система работает, но знаешь почему? Потому что вы – банда эгоистичных убийц и заботитесь только о собственной выгоде. [...] А мы думаем обо всех. Копы должны поддерживать закон и порядок для всех, а это куда тяжелее. (2002)

В ремейке тема устройства криминального мира не получает такого развития, как в проекте Illusion Sortworks – на первый план выходит подоплёка войны между донами Лост-Хэвена. По словам Тома, Сальери наращивает влияние и начинает выходить из тени своего противника. А Норман вспоминает дело, которое отчасти раскрывает главному герою причины междуусобицы.

НОРМАН: Несколько лет назад полиция нравов взяла судью за растление малолетки. В камере судья здорово разговорился – хотел пойти на сделку со следствием. Признался, что брал взятки и от Морелло, и от твоего Сальери. Пытался их стравить, но Морелло, узнав об этом, пригрозил заживо закопать его детей на пляже... (2020)

И у нового Томми в голове окончательно складывается мозаика – вот что послужило для Морелло первопричиной нанести открытый удар по сопернику. Действие переносится в 1935-й...

ГЛАВА 13. БОН АППЕТИТ!

Сальери жаждет пообедать в своём любимом ресторане, но поскольку Карло заболел, дон просит Тома отвезти его. День должен пройти как по маслу, но Эннио всё равно просит главного героя держать пистолет при себе – мало ли. Настроение боссы излучают разное: оригинальный словно и не предчувствует ничего дурного, обновлённого же тревожит, что Морелло давно не давал о себе знать. И как окажется после, это и впрямь было затишье перед бурей.

Но прежде – небольшой вояж на личном родстере патрона. В этой главе для обеих версий предумотрены геймплейные диалоги. В старой "Мафии" шеф поёт дифирамбы шеф-повару Пепе, он тоже родом из Сицилии. Во время новой поездки герои болтают о собственных мыслях – Сальери признаётся, что после истории с Фрэнком сам штудирует бухгалтерские книги, а Томми радуется, что после отмены двадцать первой поправки больше не нужно иметь дел с контрабандистами.

Личный автомобиль дона Сальери
Личный автомобиль дона Сальери

В ресторане дона встречают как дорогого гостя – Пепе мгновенно накрывает стол и заваливает клиента яствами. В ремейке дополнили момент с подачей напитков: Том отказывается от кьянти, Сальери с одобрением это подмечает, и Анджело признаётся – если не бросит пить, Сара его бросит. И выясняется, что это сам босс надоумил девушку на такой ультиматум. Новый фрагмент – прямая отсылка на события после резни в соборе, когда главгерой топил душевные муки в хмеле.

Первичный ланч проходил более беззаботно – Томми просто лестно огласил, что обязательно сводит в ресторан супругу. Но идиллию прерывают внезапно нагрянувшие бандиты с томпсонами, разгромив заведение до щепки. Укрывшись за столом, герои соображают, что это – люди Морелло.

Пока "крёстный отец" отвлекает внимание на себя, Том через задний двор пробирается к парадному входу и расправляется с гангстерами. В целом на этом отрезке "Ангары" следуют игровому процессу оригинала, разве что с собственной механикой стрельбы. Радует появление сюжетных мелочей: враги называют Анджело по фамилии, зная, что перед ними – один из лучших бойцов Сальери.

Глава семьи признателен протагонисту за спасение жизни, но времени на благодарности нет – копы уже в пути. Однако Эннио догадался, кто отдал его на убой неприятелю – и персонажи едут домой к Карло. Сценаристы 2020-го переселили шофёра из Маленькой Италии в Холбрук, а ему самому добавили бэкграунда – отец телохранителя когда-то был на короткой ноге с Морелло.

Ворвавшись в дом водителя (и испугав его девицу), Томми спускается по пожарной лестнице вдогон за предателем. Здесь по геймплею уровни не сходятся: если изначально Карло отбивался, а на звуки стрельбы подтягивалась местная шпана, то в адаптации расправу сделали по принципу главы "Бегущий человек" – только теперь догоняет главный герой, а изменник удирает, моля о пощаде.

Но даже оправдания (Морелло грозился убить мать шофёра) его не спасают – в ремейке Сальери жестоко добивает Карло, размозжив его голову о брусчатку. Таким образом Hangar 13 впервые демонстрируют животную ярость старика c репутацией рассудительного главаря. Причём у Вавры тут даже нашлось место юмору – Томми подметил, что впервые убил человека в одних трусах.

Но и он резко прерывается следующим эпизодом пытки рабочего из тред-юниона Серджо Морелло. В новом варианте этим занимается сам вожак, а младший его навещает – раньше было наоборот. Но замысел не изменился – новость о том, что Сальери выжил, приводит братьев в смятение и к осознанию того, что отныне война двух кланов переходит в активную фазу.

Правда, кое-что всё же переиначили: уже на этом этапе игрок узнаёт, что в своё время Эннио и Марко убили старого дона Пеппоне, и именно после этого начали конфликтовать – оригинальный Томас Анджело поведает эту историю аж в четвёртой интермедии...

ГЛАВА 14. С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Посягнув на жизнь самого дона Сальери, Морелло фактически в открытую объявил ему войну. Новая "Мафия" даёт возможность прочувствовать весь градус напряжения в клане – снаружи бар наглухо заколочен досками, а задний двор кишит стрелками, готовыми к нападению врага.

Но босс Томми не намерен легко сдаваться и вместе с Винченцо разрабатывает план по устранению злопыхателя и всей его свиты. А начать приказывает с опостылевшего городского советника, строящего козни семье еще с 32-го года. Гилотти устраивает в честь дня рождения пьянку на пароходе, где собирается вся городская элита, а также пресса, для которой он подготовил речь.

Естественно, на борту будет полно охраны, но Винни и тут подсуетился – уборщик оставит в мужском туалете револьвер. Чиновника нужно застрелить именно во время выступления, на виду у всех, чтобы навести шуму и отпугнуть от Морелло других его союзников.

Томми отправляется в доки – без разрешения на корабль никто, разумеется, не пускает, поэтому главный герой обыскивает одно из окрестных помещений и находит там костюм матроса. Согласно ремейку, об этом уже позаботились Сэм и Поли – первый запрятал в туалете юнгу без сознания, а второй арендовал лодку, на которой протагониста и увезут после выполнения заказа.

Попав на судно, ряженый морячок прощупывает обстановку и расспрашивает у членов экипажа, как попасть в запертую уборную. Тут имеются свои различия: в оригинале спасатель берёт с Тома обещание вычистить клозет в обмен на ключ. В этом заключалась вариативность уровня: геймер мог найти ведро и добросовестно отправить Анджело драить гальюн – но мог и проигноривать указание, что привело бы к перепалке с разгневанным пловцом и немедленному разоблачению.

К сожалению, в российской локализации не переведены сюжетные текстуры, в том числе и карта
К сожалению, в российской локализации не переведены сюжетные текстуры, в том числе и карта

Адаптированная версия по своему обыкновению ведёт игрока за руку – нужно всего-то найти подкупленного уборщика и забрать ключи со стола. Зато имеется собственная привязка к ручному бою – один из матросов узнаёт в Томми солдата Сальери и вступает в драку. Но гангстер всё равно проникает в туалет, забирает оружие и находит укромное место для прицеливания.

И вот появляется виновник торжества. Новые разработчики переместили Гилотти из личной каюты в банкетный зал – к сожалению, это лишило играющего забавной пасхалки, где главгерой мог напиться у бара. Советник проходит к сцене и заводит пафосный монолог о мнимой борьбе с преступностью, к которой сам и причастен. В обеих играх спикера можно дослушать до конца, но так или иначе Томми всаживает в голову бюрократа пулю и спешно спускается к лодке товарищей.

В первой "Мафии" сбежать было куда проще – Том, как и посоветовал ему Винни, мог затесаться в толпу, а после убийства спокойно сбежать в суматохе. Но авторы ремейка продлили миссию за счёт перестрелки уже с верхней палубы, откуда протагонист 2020-го года взял Гилотти на мушку.

Но и это не мешает Тому успешно сбежать из корабля – и в новой игре в составе всей троицы.

ГЛАВА 15. ВЕЗЁТ ЖЕ...

Или "Везёт же гаду!" в локализации Mafia: The City of Lost Heaven от 1С.

Следующий в очереди на гибель – Серджо Морелло-младший, гроза профсоюзов, смотрящий за портом Лост-Хэвена и, по словам дона Сальери, отъявленный мерзавец.

САЛЬЕРИ: Ему нравится причинять людям боль, поэтому как только кто-нибудь переходит ему дорогу, он начинает убивать. Он никогда не жалеет времени на подобные вещи. Конечно, я не одобряю его методов работы... он просто маньяк. (2002)

Но помимо общей со старшим братом жестокости, ходят о Серджо и другие слухи – дескать, уж очень везуч, и ни одно покушение ещё не увенчалось успехом. Hangar 13 с ходу демонстрируют эту черту в новой кат-сцене, созданной по лекалам оригинального ролика из середины миссии.

Сэм и Винченцо проваливают заказ на убийство Серджо
Сэм и Винченцо проваливают заказ на убийство Серджо

Чешская команда выстраивала композицию главы иначе. В исходнике первый шаг делают Том и Поли. Тактика проста: подъехать к ресторану "Итальянский садик", где часто обедает жертва, позвонить в заведение из будки на другой стороне улицы, позвать к телефону Морелло, а затем нашпиговать его свинцом. И план срабатывает отменно... вот только трубку берёт не Серджо, а другой мафиозо – и тут же попадает под раздачу. А спасать лузеров от погони придётся игроку.

Второй план придумывает Винни. В Оуквуде живёт любовница Серджо, которую он часто навещает. Задача Томми – по-тихому прикрепить взрывчатку к машине братца Морелло, а после – дождаться фейерверков. В этом отрывке ремейк идёт почти вровень с оригиналом.

"Ангары" лишь добавили боковой дворик для внедрения стелса и слегка докрутили первоначальную сцену – выжидая момент взрыва, Томми общается по телефону с Сарой. В остальном же события повторяются: главный герой закладывает взрывчатку, отходит на безопасное расстояние, но внезапно в авто садится не Серджо, а его пассия – и протагонист не успевает её предупредить...

В третьей попытке – опять несовпадение. Впрочем, место происшествия то же самое – закусочная возле набережной в деловом районе. В старой игре туда заявляются Ломбардо и Анджело через некоторое время после неудачи с подрывом. У Серджо там встреча с букмекером, и всё, что нужно – внаглую подойти и пустить счастливца в расход. Но в самый ответственный момент у Поли клинит автомат... Новодельцы переписали действие – Поли и Сэм находят Морелло-младшего синхронно с заданием Тома. Последний созванивается с Винченцо, и тот говорит ему, куда ехать.

Для ремейка создали новый уровень – троица врывается в столовую, застав всраплох Серджо, и тот использует официантку как живой щит. Не желая лицезреть случайную гибель ещё одной женщины, Томми отводит ствол Поли в сторону, и брат Морелло снова даёт дёру.

Другое дело – оригинал, там совсем иной эпизод. После трёх фиаско подряд Сальери поручил убийство Серджо другим рабочим, а Тома отправил чисто для подстраховки. Профи (как они сами себя называют) придумывают целую схему: захват железнодорожной станции, запуск паровоза, ожидание брата Морелло и сталкивание его же на рельсы. И дело идёт как по-писаному... но в последний момент Серджо замечает саботёров, шофёр газует, а горе-мастеров таранит локомотив.

Окончательно взбесившись, под нестареющую La Verdine главный герой пускается в погоню за везучим подонком. И здесь ремейк наконец-то ровняется с проектом 2002 года – перебив всех недругов в закусочной, Том, Поли и Сэм выбегают через чёрный ход, но Серджио уже улепётывает на авто. И пока компаньйоны чертыхаются в отчаянии, протагонист берёт мотоцикл и трогается.

К слову, Mafia: Definitive Edition – это первая игра с мотоциклами в серии, но по сюжету без них не обойтись только в этой миссии. В прочих вещах преследования практически идентичны, хотя новые геймдизайнеры разбавили трассу заграждениями на мосту Джулиано да митингующими у профсоюза. Но конечная неизменна Серджо достаёт свой главный козырь и направляется в порт.

В оригинальной "Мафии" канонада в порту была едва ли не самой изнурительной за всю игру. Такой эффект достигался за счёт трёх факторов: первый – чудовищная отдача оружия вкупе с реакцией Тома на любое попадание; второй – крайне умелое распределение недругов по локации; третий (и самый главный) – масштабность. На откуп игроку отдавали сразу весь порт, и это серьёзно усложняло геймплей – хоть аптечек и было четыре на уровень, враги скрывались за каждым углом, снайперы на вышках целились без промаха, а при смерти зачистку приходилось выполнять заново.

Уровни ремейка же выстраивали коридорно, и почти каждая обновлённая миссия линейна, даже на крупных локациях. И с портом поступили по аналогии с фермой (глава 9) и аэропортом (глава 10) – игрок добирается до цели постепенно и по заранее заданной траектории. Здешняя сложность тут строится прежде всего на количестве NPC и числу получаемого от них урона.

Достать Серджо в первой "Мафии" также было непросто. По задумке создателей, злодей укрывался в одном из складов, и чтобы туда попасть, игрок должен был снять с нефтевоза тормозные колодки и пустить его прямо к воротам. Всё это сопровождалось ещё и кинематографичной вставкой, где Том поджигает чёрное золото окурком от сигареты – проблема заключалась лишь в том, что додуматься геймер должен был сам, и из-за одноразовости механики не всем это удавалось.

Адаптация более дружелюбна к игроку, но менее затейная для олдфага – конкретно здесь у играющего попросят всего лишь дёрнуть подсвеченный рычаг. И это не столько прихоть авторов, сколько само влияние современных игр. Но даже с такой концепцией разработчикам удалось максимально приблизить уровень в порту к ощущениям от первоисточника – даже несмотря на укрытия и регенерацию, враги выносят вперёд ногами с пары пуль и коктейлей Молотова.

И всё это затевалось ради того, чтобы поганый братец Морелло наконец-то отправился в пекло, а главный герой произнёс свой коронный one-liner...

ТОММИ: Везёт же тебе, ублюдок!
'You lucky bastard!'
'You lucky bastard!'

...и потом заскочил к Луке Бертоне за очередным побочным квестом.

Правда, и тут сценарий перекроили на пользу зрелищности. Ранив Морелло, Томми загоняет его в хранилище бочек с горючим. Серджо искренне потешается, когда у протагониста закончились патроны – и тогда Том делает ход конём и поднимает на воздух весь склад вместе с хозяином.

Пятая часть разбора

Обзоры Аналитика
44
Пишу, анализирую
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 8

услада для глаз, читать этот разбор. Жду новой серии, как мультик в детстве))

10

Чёрт, взахлёб прочитал четыре выпуска... и конец! Жду продолжения, автор умница! :)

8
Таким образом Hangar 13 впервые демонстрируют животную ярость старика c репутацией рассудительного главаря.

Кстати очень грамотный ход. В оригинале Сальери всю игру оставался тёплым дедушкой, здесь же его раскрыли лучше и показали что в конечном итоге он ничуть не лучше Морелло.

5

Жду продолжения, отличные статьи

1

бон аппетит самая крутая миссия в игре. реально чувствуется накал, в отличие от оригинала

-2

игра УГ, как и оригинал(проходил не раз), сочувствую автору, раз он берется за это дно

-21

Зачем ты проходил УГ не раз? Можно с этого места поподробнее, пож!

14