на главную
об игре
Mass Effect 3 05.03.2012

Шепард, мы тебя не забудем: 7 причин гениальности Mass Effect

Десять лет прошло с тех пор, как ретранслятор зашвырнул звездолёт «Нормандия» вглубь галактики. Там мы познакомились с диковинными расами, схлестнулись с машинами апокалипсиса Жнецами и узнали, что за хамло огрызается из рулевой. Десять лет, а кажется, будто вчера. Вы можете любить Mass Effect всем сердцем или смотреть на сериал, как кроган — на саларианца. Но даже самый упрямый скептик вынужден признать, что классическая трилогия BioWare — вещь значимая и своеобразная. Почему так?

Жил отважный капитан…

Во многом обаяние игры держится на образе капитана-авантюриста. Приём стар как мир: замкнутое пространство корабля идеально подходит для раскрытия персонажей, а морские истории — это, считайте, готовые героические сюжеты. Берёшь их, добавляешь вымысел по вкусу — и получаешь нужный эффект. Особенность подхода BioWare в том, что из знакомых по историческим книгам образов сотрудники студии создали нечто действительно выдающееся.

Как и сотни бравых лидеров до него (или неё, если играть за женщину), герой Mass Effect составлен из нескольких реальных прототипов. Своим именем капитан «Нормандии» обязан первому американскому астронавту Алану Шепарду — для западной космонавтики он значит не меньше, чем Юрий Гагарин для нашей. С той лишь разницей, что запомнился не фразой «Поехали!», а предстартовой молитвой «Please, dear God, don't let me fuck up» — «дорогой Боже, пожалуйста, не дай мне *** [облажаться]». Однако создавать главное действующее лицо эпопеи на основе единственной личности было бы слишком просто.

Шепард схож с известным адмиралом Горацио Нельсоном — человеком влюбчивым и отважным. Подобно герою Mass Effect, Нельсон завёл на родине немало высокопоставленных врагов, что не мешало ему блестяще управлять военным флотом Британии. Несмотря на слабые физические данные, адмирал не чурался драки: в одном сражении он потерял руку, в другом ему травмировали глаз — как тут не вспомнить коммандера, сшитого по кускам в лаборатории «Цербера»?

Горацио Нельсон и капитан Шепард
Горацио Нельсон и капитан Шепард

Другой подходящий прообраз особенно близок американцам. Во время гражданской войны в США северяне устроили южанам морскую блокаду для удушения торговли хлопком и ввоза из Европы стратегических ресурсов. Но бравые каперы ухитрялись обходить патрули и побеждать в самоубийственных стычках с флотилиями противника. Хотя их положение было незавидным: у себя на родине их считали офицерами ВМФ, а на севере Штатов — пиратами, что влекло за собой самое суровое наказание. Тем не менее на этой почве сложилась своя субкультура с народными песнями, героизацией трансатлантических рейсов и легендарными личностями — такими как Рафаэль Сэмс.

Капитан заслужил репутацию ловкого тактика. В 1862 году англичане построили для него крейсер «Алабама», который был замаскирован под прогулочную яхту и отличался техническими новшествами вроде телескопической паровой трубы — напрашивается аналогия с «Нормандией» версии 2.0 от того же «Цербера». Это не все параллели: Сэмс вывел из строя более 60 судов противника, был ранен в бою, а после службы на море командовал сухопутными войсками. И хотя его черты гораздо сильнее проступают в Малкольме Рейнольдсе из телесериала «Светлячок», он вполне мог служить одним из источников вдохновения BioWare.

Но самое поразительное, что будучи составленным из нескольких образов, Шепард остаётся уникальным для каждого игрока. Разнятся детали внешности, поведения, биографии — сложно найти двух идентичных коммандеров у разных поклонников Mass Effect. За что разработчикам, конечно, низкий поклон.

Короля делает свита

Плоха та RPG, где свет сошёлся клином на главном герое. Он важен, спору нет, но его окружают не менее выразительные личности. При том, что состав команды определили давно обкатанным методом: свели на одной палубе максимально отличающихся друг от друга персонажей. Вот интроверт Кайден Аленко, а вот свой в доску турианец Гаррус. Немногословный кроган Урднот Рекс прямолинеен как лазерный луч и не стесняется поднять оружие на командира. Учёная Лиара, наоборот, отличается застенчивостью и почти детским любопытством.

Представители разных рас, взглядов на войну и мир — разношёрстность этой компании дают почувствовать миссии и диалоги. Особенно там, где выбор не ограничен репликами «хорошо», «очень хорошо» и «превосходно». В результате каждого соратника Шепарда воспринимаешь как личность, а не ходячий набор штампов. И когда приходится решать, кого оставить в живых, Кайдена Аленко или Эшли Уильямс, нервничаешь не на шутку.

Кроме соратников, удался и злодей Сарен — по сути, альтер-эго Шепарда. Он будто застрял между машинами Жнецами, периодически истребляющими разумную жизнь в галактике, и грёзами о собственном мессианстве. Поддайся, чтобы уцелеть — таково его кредо. Иначе не выживет вообще никто.

Глядя на масштаб угрозы, мы сами начинаем колебаться, думать, а что если отступник всё-таки прав? Редкий антагонист в видеоиграх получается настолько же рельефным и убедительным, не говоря уже о сочувствии, которое он время от времени вызывает. После завершения трилогии и выхода «Андромеды» стало ясно, что на Сарене конструктор злодеев у BioWare сломался — они получались всё хуже и хуже.

Бездна звёзд полна

Персонажи — лишь полдела. Чтобы достичь полного погружения, необходима хорошо продуманная вселенная, в законы которой вникаешь без особого труда и научных степеней по физике или биологии. Именно такой мир придумал руководитель разработки Кейси Хадсон в соавторстве с писателем Дрю Карпишиным. Набив руку на Star Wars: Knights of the Old Republic, оба поняли, что им по силам создать свою космическую оперу. Такую, чтобы не использовала идеи Джорджа Лукаса, но в то же время была не менее масштабной.

Концепт-арт космической станции Сида Мида (слева) и «Цитадель» из Mass Effect (справа)
Концепт-арт космической станции Сида Мида (слева) и «Цитадель» из Mass Effect (справа)

Хотя полностью избежать влияния столпов жанра всё же не удалось. Скажем, тайные агенты спектры из Mass Effect напоминают джедаев, а в парламенте разумных рас на станции «Цитадель» чувствуется что-то от «Вавилона-5». Дизайн локаций вдохновлён работами Сида Мида и других футуристов. Да и артефакты давно исчезнувшей цивилизации, научившейся путешествовать при помощи ретрансляторов, явно подсмотрены в «Космической одиссее» Артура Кларка. Зато канадцы оказались оригинальны в деталях и их проработке.

Вместо далёких-предалёких галактик они описали нашу — на закате XXII века. Человечество обнаружило, что не одиноко среди звёзд, поэтому со скрипом вливается в сообщество инопланетян. В этом ему помогают чужие технологии — от нулевого элемента до своего рода магии, биотики. Живой вселенную делают расы, которые отличаются не только внешностью, но и тараканами в головах. Например, батарианцы никак не могут простить Альянсу решения по спорным территориям, кроганы загнали себя в каменный век и пали жертвами генетических экспериментов, кварианцы на свою же беду создали роботов-гетов, восставших против хозяев. От одной только беседы с Тали’Зора о традициях её народа захватывает дух.

Понятно, что паре человек подобный объём работы не осилить. Дрю Карпишин отметил в одном из интервью:

Каждая планета имеет одного основного писателя, отвечающего за связанные с ней тексты. Но как ведущий сценарист, я проверял согласованность фрагментов… Всё, что вам нужно для подобного результата — команда авторов. Чтобы сделать первую Mass Effect, BioWare наняла более дюжины писателей на полный рабочий день.
Дрю Карпишин и Кейси Хадсон
Дрю Карпишин и Кейси Хадсон

Впрочем, эпопея не сразу обрела подобный размах. Изначально это была история о высокоразвитой расе, облюбовавшей Землю для выращивания здесь рабов, то есть людей. По замыслу Хадсона, конфликт должен был строиться на борьбе за свободу под предводительством капитана Андерсона. Но фабула вышла мелкой — её пришлось изменить с учётом более серьёзного противника (Жнецов) и расширенной хронологии, которая оперирует десятками тысяч лет, а не парой-тройкой стычек в космосе. Так, шаг за шагом, вселенная игры приобрела грандиозность, сравнимую с уже упомянутыми мирами Star Wars и Star Trek.

«Мако» грязи не боится

Скрупулёзность разработчиков проявилась и в исследовании звёздных систем, без которых атмосфера космического приключения была бы затхлой. Здесь десятки доступных для посещения планет, и у каждой своя «легенда». Где-то колонисты развернули добычу полезных ископаемых, где-то процветает сельское хозяйство, а райские уголки вроде Вирмайра оказываются предметом споров между силами Альянса и бандитами. Для каждого мира придуманы размеры, средняя температура, сила тяжести, химический состав, длительность суток и года — вроде мелочи, а приятно. Даже если на подробно измеренной поверхности нечего ловить.

С другой стороны, многие планеты награждают за исследовательское любопытство: там можно собрать немного ресурсов, здесь — зачистить аванпост от гетов. Руководитель разработки Кейси Хадсон видит за маленькой хитростью большую перспективу:

Это одна из вещей, делающих виртуальную вселенную больше. Вы действительно не знаете, что будет за углом и в следующей системе. Некоторые из планет снабжены подробными локациями, а на других нет ничего, кроме радиосигналов.

Куда бы ни прибыли Шепард с командой, в путешествиях они полагаются на военный вездеход «Мако», снабжённый пушкой, дюзами для прыжков и сумасшедшей физикой поведения, из-за чего езда на нём запоминается надолго.

Особые чувства дарит поездка на броневике по поверхности Луны — с видом на Землю и возможностью пощупать творение советской оборонки. Так создаётся ощущение глобальности, участия в чём-то эпохальном, а не камерной истории, какими часто грешит научная фантастика.

BioWare, за которую не стыдно

Герой, его друзья, враги и вселенная, где можно оттянуться в баре после перестрелки с зомбированными кроганами — это, конечно, здорово. Но чтобы элементы игры работали как единое целое, то же самое требуется от её разработчиков. 2007-й год, когда вышла первая Mass Effect, можно назвать золотым временем BioWare. Компанией ещё управляют Грег Зещук и Рей Музика, на её счету великолепные Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic и Jade Empire. А буквально все её начинания отличаются готовностью сделать то, для чего у других кишка тонка.

Рискованное объединение боевика с ролевой системой, откровенные сцены, знаменитое колесо диалогов, работающее через пень-колоду и точно такие же перестрелки — всё это влияет на душевность игры в не меньшей степени, чем шутки Джокера или назначение Шепарда спектром. Но именно на трилогии Mass Effect мы увидели, как в ответственном за неё коллективе что-то надломилось. BioWare начала приспосабливаться, халтурить и бойко торговать DLC. «С волками жить — по-волчьи выть», скажете вы. И, возможно, будете правы.

Вне игры

Прелесть космической эпопеи в том, что серией ролевых боевиков дело не ограничивается. Как и другие фантастические вселенные вроде Star Wars, Mass Effect окружена контентом всех форматов и возрастных ограничений. Первое, на что стоит обратить внимание — романы уже знакомого нам сценариста Дрю Карпишина: «Открытие», «Восхождение» и «Возмездие». Все они переведены на русский и заполняют сюжетные пробелы между выпусками классической трилогии. Если вам любопытно, как складывалась карьера Андерсона, каким образом Сарен нашёл корабль «Властелин», откуда взялась организация «Цербер» — обратите внимание на эти книги.

Немало света на личность Призрака, лидера «Цербера», проливает и цикл комиксов с подзаголовком «Эволюция». Здесь мы узнаём, что некогда этого человека звали Джек Харпер — он был сорвиголовой в духе Хана Соло, и успел поучаствовать в войне Первого Контакта. Так в мире Mass Effect названо столкновение между едва освоившими космос людьми и расой турианцев.

Другая арка комиксов — «Вторжение» — повествует о судьбе станции «Омега» и её атаманши Арии Т'Лоак. Здесь жители космической базы расплачиваются за эксперименты «Цербера», но и сама организация не стоит в стороне. На помощь осаждённой «Омеге» Призрак высылает генерала Олега Петровского — он должен арестовать изменника Реймонда Эша и прикончить монстров.

Как ни странно, один из самых облюбованных персонажей спин-оффов — Джеймс Вега, качок-задира с «ирокезом». О его злоключениях можно узнать из комикса «Обвинение», а также из анимационного фильма Mass Effect: Paragon Lost, созданного совместными усилиями BioWare и студии Funimation. Инцидент на Фел Прайм, наёмники из группы «Кровавая стая» под руководством крогана с украинской фамилией Арчук, Вега в амплуа Рэмбо — фанаты оценят, если не коробит от стиля аниме.

Другой такой не будет

Великое можно разглядеть только на расстоянии. Вот почему сейчас, спустя десять лет, куда интереснее пройти оригинальную игру, накатив на неё мод с HD-текстурами, чем мучать более современную «Андромеду». Перезапуская сериал в 2017-м, разработчики вернулись к идеям первой Mass Effect: к исследованию планет и поездкам на вездеходе, знакомству с новыми персонажами в экстремальных условиях. Но вместо чемпионского рывка мы получили творческую импотенцию сценаристов и аниматоров. Это неприемлемо. Дайте-ка лучше ещё раз отбить у гетов Цитадель!

Комментарии: 21
Ваш комментарий
Другой такой не будет

это точно брат... это точно...

36

Одна из немногих игр, в которые разработчики положили душу и даже спустя многие годы, играя в Mass Effect ты будешь чувствовать жизнь внутри игры, очень редкое явление, ну очень.

25

В своё время концовка третьей массы подорвала мне пукан, но это лучшая трилогия из всех и перепроходить её десятки раз не надоест.

11

в трилогию было интересно играть там была атмосфера там был крутой мир андромеда пустышка

10

Замечательная трилогия.

9

Прочитал блог, аж грустно стало😔😠

8

В разработчиков есть 2 пути: 1) Признать свои ошибки что они сделали в Андромеде ( да я ее так называю потому что , она недостойна носить имя Масс Эффект) . Пригласить ОБРАТНО розроботчиков что делали 1 трилогию. ЗАпилить норм шедевер чтоб все забыли Андромеду навсегда. 2) Забыть слово Масс Эффект , далиьше пилить кривые проекты.

3

Круто ! все 3 части прошел на ура !

0

Почему-то все забывают, что масыч это реинкарнация Котора.

-1
И когда приходится решать, кого оставить в живых, Кайдена Аленко или Эшли Уильямс, нервничаешь не на шутку.

Мне было плевать на обоих, но бросить можно было лишь одного. Компаньоны из последующих двух частей были интересней.

-2

Все забыли, чем была игра изначально. Очередной РПГ по шаблону БиоВари:) Начиная с первого БГ, студия клепала одну и ту же игру, с одними и теми же типажами и шаблоном геймплея. Герой собирает команду, решает её проблемы, после чего идёт нагибать Злодея с буквы З под пафосную музыку. За что эту бесконечную игру с разными названиями и любили...а потом в руководстве решили, что для того, чтобы делать игры, достаточно принадлежать к меньшинствам, а всё остальное - придирки гомофобов и прочих НиТаЛиРанТныХ граждан. И всё сломалось, когда последние талантливые люди оттуда разбежались в панике. Их можно понять, сложно всё время работать спиной к стене и ничего с пола не поднимать.

-3
Hirok написал: Почему-то все забывают, что масыч это реинкарнация Котора.

KOTORы гораздо лучше - там и ролевая система относительно вменяемая, и дизайн карт чаще всего не в стиле "кривая кишка с парой аппендиксов".

-4

Nukemall А я и не говорил, какого качества реинкарнация)

-3

Nukemall Особенно второй,жаль его доделать не дали(фанаты это дело чуть поправили)для меня вся трилогия эфекта массы не доросла до второго Котора.И да парень сверху это стандартная игра от биовар с очередными избранным,командой злодеем и прочим.Если ты играл в одну игру от биовар то ты играл во все их игры.ИМХО.

0

Про "гениальность" серии слишком сильно сказано. Как РПГ или шутер серия ME - полное барахло, по сути это интерактивный тир с кинематографичными вставками. Вот как раз из-за того, что сменились "режиссёр" и "оператор" вставок провалилась MEA - и постановка вышла бездарно-унылой, и камеру стали ставить слишком близко к персонажам из-за чего у тех рожи перекосило("перспективные искажения" известные тем, кто снимает настоящие кино/фото - если снимать со слишком малой дистанции у объектов съемки раздувает носы и губы, выпячивает скулы итп). Если бы "съемочная группа" осталась той же, что в прежних играх - всем было бы пофигу и на идиотский сюжет, и на беспощадный гринд, и на прочие недостатки(ME1 "пипл схавал" несмотря на убогость дизайна карт и задания типа "собери 100 жетонов").

-12

Никого не колышит, то что в первом Mass Effect героем игры был не Шепард, а мир вокруг? То что Шепард стал крутым персонажем, это заслуга ME2 и ME3. Но изначально он был героем ни о чём, самым обычным солдафоном во флоте альянса. Я хочу сказать, что Андромеда это в некоторой степени ремастер ME1 - обе игры работают по одним и тем же правилам. И в обеих играх на главного героя плевать, особенно при первом прохождении. И опять же в обеих играх только ближе к финалу герой начинает что то из себя представлять, а до этого героем игры был мир вокруг. Первый эффект очень сильно похож на Андромеду. Но почему то Андромеду критикую все, кому не лень, а МЕ1 практически никто. А ведь ответ просто. Все забыли, чем была игра изначально. Все помнят игру по Шепарду из 2-й части, частично из 3-й. И это печально! Игрокам подавай коридоры с морем кат сцен, вместо исследовательского геймплея МЕ1 и Андромеды. На лицо деградация игроков. Никакой творческой импотенцией создателей Андромеды здесь не пахнет. Просто игроки нифига не разбираются в искусстве.

-39

Janekste и все внезапно забыли и как у народа бомбило с концовок в свое время, и историю с кексами.

11

Janekste Ты прав, ну как минимум до момента с импотенцией создателей Андромеды. Уже давно не секрет (ну наверное, и если верить утечкам), что там команда была собрана из хрен пойми кого, процесс разработки происходил в полном бардаке и вообще творился дикий трэш, из-за чего 2 года с фиг знает скольким баблом слито в унитаз (привет "эффективному" менеджменту ЕА). Отсюда например анимация такая. ЕА грамотно слили очередной сингл отдав игру не в те руки и забив на контроль, что позволило успешно козырнуть невыгодностью таких игр на каком-нибудь совете директоров. В остальном да, игра очень хорошо повторяет опыт МЕ1. Вот только в этом и проблема - оно нафиг не надо было никому и это как раз кризис идей. МЕ1 - первая такая игра десятилетней давности. Ее топорность, местами унылость, кривая постановка отдельных сцен, убогий мако, конченный гринд планет - все это не имело значения на фоне увлекательной истории с потрясными персонажами. Вот Андромеда и получила за то, за что МЕ1 не получил просто потому, что первый опыт и положительные моменты с лихвой перекрыли все это. Нового Андромеда не предложила ничего,а потому и перекрыть недостатки просто было нечем, а одним и тем же второй раз это сделать трудно. Не так скоро во всяком случае. Опуская технический момент, те кто не ждал от нее ничего запредельного, или вообще ничего не ждал - вполне были удовлетворены. Например я :) Что же до Шепарда...Он не никто. Он символ, лицо игры если хотите. Не потому что великий и безумно интересный герой аля Геральт, или еще какой-то культовый персонаж, а потому что Шепард - это сами игроки, любители этой серии, которые получили просто невероятное кол-во удовольствия от истории, в котором им дали поучаствовать и каждому по своему. Многие до сих пор ежегодно круг почета делают. Отсюда такая любовь, и поэтому Шепард так крут :) И это правильно в общем-то. Ну потому кстати такая острая реакция не светофор. В большинстве своем хэппи-энда не хватило людям, и было странно ожидать, что люди кайфанут с того, что по сути их самих слили чуть ли не единственным бессмысленным выбором в игре, хотя он должен был быть самым важным, а итог хоть чуток прозрачным, а им в итоге выкатили тлен и разочарование. Реалистично конечно, победа в войне редко ощущается как победа, но пожалуй все же не стоило делать это единственным вариантом концовки, пускай с парой ответвлений. Жаль что другая такая могла бы быть, но ей уже просто не дадут появится. И не потому что кто-то деградирует, не думаю, просто уже нет смысла напрягаться и делать такие игры. Увы и ах.

10

Janekste Толсто.

Janekste написал: Но изначально он был героем ни о чём, самым обычным солдафоном во флоте альянса.

В первой же кат-сцене говорится, что Шепард - не обычный солдафон. А через час игры он становится Спектром. Вброс не засчитан, идем далее...

Janekste написал: Андромеда это в некоторой степени ремастер ME1 - обе игры работают по одним и тем же правилам. И в обеих играх на главного героя плевать, особенно при первом прохождении.

Твое имхо. Что в первой части, что в последующих двух сопериживал своему Шепарду.

Janekste написал: Но почему то Андромеду критикую все, кому не лень, а МЕ1 практически никто. А ведь ответ просто. Все забыли, чем была игра изначально. Все помнят игру по Шепарду из 2-й части, частично из 3-й.

Все помнят оригинальную трилогию целиком, как цельную историю. И первая часть заложила прекрасный фундамент для следующих частей, чем Андромеда похвастаться не может.

Janekste написал: На лицо деградация игроков. Никакой творческой импотенцией создателей Андромеды здесь не пахнет. Просто игроки нифига не разбираются в искусстве.

Просто кто-то тут вбрасывает не умеет.

28

Janekste то что в первом Mass Effect героем игры был не Шепард, а мир вокруг? То что Шепард стал крутым персонажем, это заслуга ME2 и ME3 нет. игра начинается с пафоса - этот ли человек нужен галактике. ну а дальше был ввод игрока в мир по средствам относительно неопытного персонажа. потом как бы то персонаж и игрок получают свободу действий. в ме2-3 просто шепард уже зарекомендовал себя как очень крутой крутой человек, первый спектр способный совершить невозможное и от того культ шепарда. но по своей сути положение шепарда и повествование о нем не претерпело существенных имений. есть гг с некой парогон-ренигадской харизмой и спутники. в андромеде по сути все то же самое. неопытный гг чтоб ввести игрока в курс дела но только по сути его занятие это не спец операции (преследование сарена) а колонизации планет. ну и подобно ме1 есть некий антагонист со своими целями которого игрок должон забодать. при всем при этом поступки и харизма персонажа перестала быть особо черно-белой как результат персонаж выглядит несколько блеклым хоть и озвучен и имеет какие-то там моральные выборы. в общем как ни крути ме-а проигрывает по времени выхода та как в 7-8 году все это было круто а в настоящем весьма обыденно. так же проигрывает если сравнивать с трилогий само собой в размахе и эпичности это как после спасения галактики отправится сажать да окучивать картоплю. все это однако закономерно так как нужно начинать с чего то малого и райдер должен определенным образом вырасти. это не делает игру объективно плохой однако этот и совокупность некоторых других факторов дают наблюдаемый ПеКа результат.

3