на главную
об игре
Metro Exodus 15.02.2019

"Ведьмак - это трэш". Дмитрий Глуховский о "Метро", СССР и промахах Сапковского

Дмитрий Глуховский известен не только любителям фантастической литературы. Его имя знакомо и геймерам, ведь роман «Метро 2033» породил популярную серию шутеров. В преддверии выхода долгожданной Metro Exodus мы встретились с писателем и поговорили об играх, литературе, Советском Союзе и кислотных дождях.

Прежде, чем начнём, хотим показать вам вот это. [Протягиваем томик «Ведьмака».] С произведением вы ведь в том или ином виде знакомы?

Я не читал, честно говоря. Ну, то есть я знаю про главного героя, как там его... а, Геральт! [Быстро пролистывает книгу, затем откладывает в сторону.]

Есть множество книг, которые нетрудно адаптировать в формате видеоигры. Но по-настоящему удачных примеров всего два: «Ведьмак» и ваша серия «Метро». Как думаете, почему получилось именно у вас?

Наверное, просто повезло. По крайней мере, мне. Люди, ответственные за S.T.A.L.K.E.R., ушли из студии GSC Game World, потому что их перестали кормить едой, и решили заняться собственным проектом. Им нужна была литературная основа, так они попали на меня и всё сложилось. Они нашли мои произведения на маленьком сайте, который ежедневно посещали от силы 50 человек, никаких книг у меня ещё не было. Это просто судьба, на самом деле. [Пожимает плечами.] Всё могло быть совершенно иначе.

Дмитрий Глуховский
Дмитрий Глуховский

Автор «Ведьмака» подал в суд на студию CD Projekt RED и хочет получить от неё 16 миллионов долларов. Ещё Сапковский возмущён, что младшее поколение связывает сагу о Геральте с играми, а книги считает сопроводительной продукцией. Если говорить о Metro, эту серию за рубежом тоже в первую очередь ассоциируют с шутерами, и только потом с литературой. Вам не обидно?

[Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.]

«— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш.

Конечно, мне не обидно, совсем наоборот. Куча народу бы не узнала о моих книгах, если бы не игры, и наоборот. У нас с командой 4A Games симбиоз: мы помогаем друг другу, поддерживаем и дополняем. Я им даю немного больше эмоций, историй и смыслов, а они мне — фантастический мир и ощущение сопричастности к огромному проекту. В отличие от автора «Ведьмака», который не понял, что рождается новое медиа, и всё провафлил. Хочет 16 миллионов долларов? Ну пускай. [Пожимает плечами, иронически ухмыляется.]

Когда вы только начинали сотрудничать с командой 4A Games, вам не было страшно отдавать своё детище другим людям?

Всё очень просто: не отдавай своё детище идиотам. Тебе постоянно придётся их пасти и контролировать каждый шаг. Удостоверься, что ты работаешь с талантливыми людьми, и позволь им интерпретировать вещь так, как они того хотят.

Мне кажется, что Сапковскому дичайше повезло с людьми. Единственная проблема — он не договорился насчёт авторских отчислений, но он сам виноват! [Разводит руками.] Из-за этого Сапковский расстроился, начал гнать на них и возомнил себя великим писателем. Наверное, это яркий жанровый автор, который написал интересную книжку. Но не стоит так переживать, что люди думают о ней как о новеллизации видеоигры. Не комплексуй, чувак. У тебя всё впереди.

Игры серии Metro проделали немалый путь — от скромного АА-релиза до хита, который стал чуть ли главным на презентации Microsoft в этом году. А можете ли вы сказать то же про книги серии — стали ли они лучше?

Я всегда работаю над ошибками. К примеру, когда тебе двадцать лет, ты одним образом представляешь себе, что такое хорошая книга и как правильно её написать. Но когда тебе под сорок, представления меняются, — ты уже читал другие вещи, прошёл через другие жизненные этапы. [Оживлённо жестикулирует.] В пятнадцать лет тебя интересуют мальчики и девочки. В двадцать у тебя появляются другие увлечения, ты бунтуешь против родителей. С годами приключения уже не штырят, начинаешь думать о человеческих отношениях, эмоциях. Тебя разрывают противоречия: родители, против которых ты бунтовал, становятся слабыми, — меняются мотивы и количество вещей, которые хочется отразить в искусстве. Это более широкий спектр. Адреналин, тестостерон и эстроген уже не столь новы, и ты открываешь для себя множество других вещей.

Довольно быстро я начинаю тосковать от повторения пройденного — в таком случае просто не получаю удовольствия от процесса. Слава богу, у меня нет необходимости писать что-то трижды в год. Я могу вынашивать идею несколько лет, а после — спокойно её воплощать. Всякое бывало: и успешные книги, и не очень. Но я ни об одной не жалею. Каждый раз я старался и делал всё, что в моих силах. И никогда целенаправленно не халтурил. [Разводит руками.]

Наверное, не мне судить о собственном росте. [Пожимает плечами.] Но думаю, что это естественный процесс. Ты всегда должен ставить перед собой новые задачи, пробовать новые темы и жанры. Через поиски и эксперименты ты можешь вырасти над собой прежним. Или развиться куда-то вбок. Или вниз. Но не стагнация. Это ужасно. Там, где стагнация, всегда начинается гниение.

Вы опубликовали «Метро» в 2002-м. А если предположить, что этот роман вы бы писали сейчас, в век соцсетей и интернета, — сильно бы изменилось его содержимое?

Если мы говорим об отражении реальности, можно вспомнить книгу «Метро 2035», которая отражает мой новый взгляд на жизнь, судьбу, политику и так далее. Говоря о технологиях: мы стали меньше читать длинные тексты. Всё, что длиннее двух страниц, — лонгрид, а книга — суперлонгрид.

Но литература — это не обязательно письмо, это просто история.

Сейчас вместе с подкастами мы переживаем возрождение устной культуры. Мой новый проект, который называется «Пост», — аудиальный. Это аудиосериал, который мы создаём с компанией Storytel. Я с ними работаю, как Джей Джей Абрамс — с HBO. Скромненько, да? [Смеётся.] Действие разворачивается в развалившейся на куски России. Она пытается снова собраться при помощи Транссибирской магистрали. На ней стоит город-крепость Пост, который стережёт рубеж обитаемого мира — а за ним начинается полная неизвестность.

Это постапокалиптический проект, отвечающий веяниям времени. Сезон из десяти эпизодов по пятьдесят минут, с разделением на акты и клиффхэнгерами в конце. Всё в лучших сериальных традициях. С профессиональными актёрами и моей авторской начиткой.

По сей день распространено мнение, что видеоигры — для детей. Мол, взрослому человеку только пасьянс не стыдно разложить, а уже какие-нибудь полноценные боевики — моветон. Как думаете, откуда это?

Могу по себе сказать: становится тяжело в них вникнуть. Я ведь уже не торт. [Улыбается.] В школьные и студенческие годы сидел за играми ночами. Но взрослея, остаётся меньше свободного времени и хочется эти часы провести иначе. Проще залипнуть в сериал, потому что в него быстрее вникаешь. А в игре иногда нужно полтора-два часа просидеть, чтобы до сюжета дойти, — становится скучновато. Думаю, многие с этим сталкиваются.

Люди моего поколения в детстве играли на «Денди» и 286-х компьютерах. [Говорит с нарочито преувеличенной интонацией] Мое поколение! «Денди»! Ох, как давно это было! Это часть моего контекста, мне не нужно привыкать или пытаться проникнуться видеоиграми. Графика была, конечно, не такая *** [ошеломительная], но концепция была та же. 

Я глубоко уверен, что игра может быть таким же произведением искусства, как кино. Или быть настолько же трэшовой, как плохой фильм или книга.

Вы вдохновляетесь играми?

[Оживлённо] Конечно, Fallout! Романтика пустошей — это моё. Если говорить о классических частях, само собой. Года полтора-два назад купил себе последнюю PlayStation и Fallout 4 с мыслями о том, что проведу в их компании новогодние каникулы. Сели с братом, запустили, а через три часа у меня начали вываливаться контактные линзы и я уснул. [Смеётся.] Там настолько медленно разворачивался сюжет, что я не успел увлечься, как заскучал. Вот так у меня закончилось знакомство с игрой.

В России дико фанатеют по S.T.A.L.K.E.R., Metro и Fallout. Как думаете, откуда у постсоветского человека такая тяга к руинам, мраку и разрухе?

Это наша жизнь. [Разводит руками.] Мы видим в этих произведениях отражение мира, в котором живём. Живём прямо сейчас — весь этот класс и лоск заканчиваются вне Москвы, с филиалами в Екатеринбурге и Питере. Есть места недалеко от МКАД, вроде Лобни, которые выглядят далеко не шикарно.

Когда-то существовал СССР — довольно герметичное и замкнутое пространство, отделённое от Запада и окружённое сателлитами. У него было своё представление об истории, добре, зле и собственном месте в мире. «Мы за справедливость, мы страна добра, на нас нападают, мы отбиваемся» — и так далее. [Оживлённо жестикулирует, изображая диалог.] Своё представление о будущем: «Мы строим коммунизм, за это деды воевали и бабки умирали, но это будет рай на земле, где всё будет бесплатно и по справедливости». Русскому человеку очень важна справедливость.

Однажды всё это развалилось. Сказали: «Мы пошутили, ничего этого не будет. Теперь у нас другой проект. Кстати, и накопленные вами в банках деньги мы тоже забираем». Ушли Прибалтика, Грузия, Украина. Ещё раньше отвалились Польша и Чехия. Людям велели забыть о прошлом и бросить мысли о светлом будущем. Что будет дальше? «Чувак, мы не знаем. Мы импровизируем». Все эти ухоженные города начали умирать, потому что «бабки» закончились: улицы потрескались и заржавели, автобусы перестали ходить, пошли кислотные дожди. *** [конец]. Апокалипсис. Вот что такое девяностые.

За последние десятилетия в нашей истории смешалось всё: и безграничная свобода, и полная безответственность, и боязнь завтрашнего дня. Мы фактически живём на руинах. С одной стороны, всё в твоих руках, с другой — чувствуешь, что величие страны уже в прошлом.

В Средние века у людей было ощущение, что раньше было лучше: Греция, Рим, великие культуры и цивилизации; а сейчас — мрак, чума и варвары. Вот такое настроение у «Сталкера» и «Метро 2033». [Показывает на плакат игры, висящий у него за спиной.] Они настолько классно передают это ощущение, что мы совпадаем с ним.

Нам ведь тоже довелось родиться в мире, который сложился как карточный домик. Всё полетело — этика, эстетика, архитектура, Ленин, Сталин. Остались ржавые рельсы, потрескавшиеся дома и Чернобыль. Это наша среда обитания.
Комментарии: 72
Ваш комментарий

Не, я конечно всё понимаю, но вот это уже просто капец. Дима явно не читал свои книжки - вот где треш.

78

Ух, вот это заголовок, будет жарко!

Картинки по запросу кажется срач начинается
Картинки по запросу кажется срач начинается
73

О, желтушный заголовок, не имеющий ничего общего с написанным в самой статье. Всё как я люблю.

59

Аlex_Pro

[Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.] «— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш.
-7

Господи, я теряю веру в человечество. Antoha Logvinov Найс из контекста вырываем.

14

чел с пулемётом. какого контекста? Человек назвал содержание книги - трешем. Контекст тут роли не играет.

-9

Antoha Logvinov Эм, вопрос был о том, что Сапковский хочет от Проджектов денег. На что Глуховский и ответил. Разговор не шел о содержании книги или о творчестве Сапковского в целом, а именно о самом скандале.

2

чел с пулемётом.

чел с пулемётом. написал: Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.] «— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш.

ты читаешь кое-как? Именно подобное и странно. К чему вообще было делать так и давать такую оценку содержимому? А если это оценка ситуацию с Сапком, то причём тут то, что он взял книгу и после того, как зачитал оттуда строчки произнёс оценку ситуации?

1
Я не читал, честно говоря. Ну, то есть я знаю про главного героя, как там его... а, Геральт! [Быстро пролистывает книгу, затем откладывает в сторону.]

ммм Прям как многие любят,не поиграв в игру обо*рать ее.

55

Камень_в_реке Молодец, прочитал первую строчку, получи леденец.

4

Звезду поймал, можно подумать Метро это какое то произведение искусства лул :)

53

H0llow Как игра метро на голову выше педьмачка, правда это не его заслуга)

-51

Автор «Ведьмака» подал в суд на студию CD Projekt RED и хочет получить от неё 16 миллионов долларов. Ещё Сапковский возмущён, что младшее поколение связывает сагу о Геральте с играми, а книги считает сопроводительной продукцией. Если говорить о Metro, эту серию за рубежом тоже в первую очередь ассоциируют с шутерами, и только потом с литературой. Вам не обидно? [Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.] «— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш. Конечно, мне не обидно, совсем наоборот. Куча народу бы не узнала о моих книгах, если бы не игры, и наоборот. У нас с командой 4A Games симбиоз: мы помогаем друг другу, поддерживаем и дополняем. Я им даю немного больше эмоций, историй и смыслов, а они мне — фантастический мир и ощущение сопричастности к огромному проекту. В отличие от автора «Ведьмака», который не понял, что рождается новое медиа, и всё провафлил. Хочет 16 миллионов долларов? Ну пускай. [Пожимает плечами, иронически ухмыляется.] Мне кажется, что Сапковскому дичайше повезло с людьми. Единственная проблема — он не договорился насчёт авторских отчислений, но он сам виноват! [Разводит руками.] Из-за этого Сапковский расстроился, начал гнать на них и возомнил себя великим писателем. Наверное, это яркий жанровый автор, который написал интересную книжку. Но не стоит так переживать, что люди думают о ней как о новеллизации видеоигры. Не комплексуй, чувак. У тебя всё впереди. Давайте, не прочитавшие блог и ткнувшие на кликбейтовый заголовок фанатики ведьмака, срите Глуховского. Ведь он виноват в том, что вас в школе читать не научили. Даже идоту понятно, что вопрос был о ситуации вокруг Сапковского и СД Проджектов. Равно как и ответ , который дал Глуховский.

27

Глуховский сам не большой мастер. Написал довольно проходной, но, нельзя отрицать, стильный (и коньюнктурный) романчик.. Спасибо надо коммьюнити говорить и в ноги кланяться))) та же игра на две головы выше его книги получилась, если можно вообще такое сравнение использовать.

22

Чет челик совсем в говно упал

13

тупо жёлтый заголовок,фраза вырвана из контекста и Глуховский говорил лишь о фрагменте из книги (или вобще о ситуации с тем как сапковский клянчил деньги) ,а саму книгу он даже не читал

9

BarackKamacho вот именно. С чего тогда такой комментарий? Давай любую книгу метро откроет Сапок, прочитает 2 строчки и скажет, что это треш.

-2

Antoha Logvinov я честно не знаю зачем он читал этот фрагмент,может он называл эту ситуацию трэшем,а может это такой тонкий подкол что он одновременно прочитал фрагмент,но при этом говорил о ситуации с сапковским.В любом случае он не говорил напрямую что ведьмак это трэш,он сказал что он его не читал

2

BarackKamacho Но он сказал про треш ПОСЛЕ ТОГО, как зачитал оттуда строчки. Логика?

-5

Antoha Logvinov Возможно для манерности просто,неужели не видел в кино такого? Обычно так подразумевается отсутствие интереса по данному вопросу

7

BarackKamacho Ага, можно долго объяснять это самым разным образом, только правды никто не знает. Если просто читать без всяких ухищрений, то факт налицо.

-4

У меня глюки, либо обман зрения, но посмотрев внимательно в фото Глуховского, то я вспомнил Патрика Уилсона!!!

7

Вот так да, а сектанты то у нас и читать умеют кое как. Повелись на желтушный заголовок - ни за что обосрали автора, даже не читая интервью. Даже не смейте после этого пытаться оправдать фанатскую базу ведьмака.

7

Я смотрю тут много людей кто дальше заголовка и не читает. Так как понятно что трэшем он назвал ситуацию между Сапковским и СД Проджект.

7
[Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.] «— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш.

Шедевральный обзор. Глуховский вполне мог бы работать критиком

7

Источник 4pda - даже не удивлен.

7
Мне кажется, это трэш.

очередной тролль PG конфёрмд

6

Интервью интересное, мужик прикольный, его изо всех сил сдерживаемое стремление как-нить уколоть Сапковского, ну хоть капельку, но не сильно, чтобы в глаза не бросалось, вполне закономерно и выглядит очень по-человечески... Но лично мне не нравятся его книги. Игры серии "Метро" нравятся, книги - нет. Не нравится, как он пишет, - чисто по технике. Впрочем, мне и Сапковский как писатель (да и как личность тоже) не нравится, и "Ведьмак" его в любом воплощении неинтересен. "Работаю надо ошибками", говорит... Надо посмотреть, что он там последнее написал. Вдруг и правда лучше, чем первые части "Метро".

6

По-моему, слушать интеллигенцию - в частности творческую, типа писателей - нужно крайне-крайне осторожно, потому что представители данной прослойки общества часто витают в облаках, ибо они писатели, художники и прочие фантазёры. Витания в облаках у таких людей нередко выползают за рамки профессии в обычную жизнь, позволяя видеть и анализировать окружающий мир лишь через узкую призму своих мечтаний, крайностей, упрощений и наивностей (что и присуще творческому процессу), особенно когда нет нужного образования для компетентности в вопросах обсуждаемых. Почему нет, если голова забита своими вымышленными мирами ? Внимание к реальному миру в таком случае выделяется по остаточному принципу. Эдакое подобие аутизма, простите. Считайте это профессиональная психологическая травма. Так что не слушайте творческую интеллигенцию, слушайте лучше научную, но при условии, что тот, чьим словам вы собираетесь внимать, имеет знания во всех областях вопроса и при условии, что у него есть опыт, способность анализировать и отсутствие манипуляций, что определить сложно, но можно и нужно.

6

Кандил Полностью согласен !

1
чел с пулемётом. написал: И окей, у меня встречный вопрос. Если Глуховским считает Ведьмак трешем, то почему он назвал книгу буквально в следующем абзаце интересной: Наверное, это яркий жанровый автор, который написал интересную книжку.

Мне интересно, как ты это объяснишь. Потому, что отсюда выгляди так. как будто кое-кто обосрался не дочитав до конца ткнув на кликбейтный заголовок.

4

Как можно сравнивать эти две совершенно разные игры.

3

А смысл этих писак?Ведь если бы делали точь-в-точь как в книге выходил полный шлак и трэш.Спасибо художникам которые делают героев более менее нормальными и редакторам что убирают всякую ненужную чушь. Короче еще один Еврей хочет поиметь бабла со студии.

3
Единственная проблема — он не договорился насчёт авторских отчислений, но он сам виноват!

Вот и правда, знал бы он что за гейм индустрией столько хайпа.

3

Ну это правда. Книги сапаговского еще хуже даже, чем убогие игры.

3

Интервью довольно интересное. Как-то была на презентации его книги - так что и поговорить с ним тоже реально интересно))

3

Хорошее интервью. А желтушный заголовок хорошо отлично обжёг чувства верующих.

3

Одепты метро и сталкера против ведьмака вот ето бойня была бы

2

Extor Menoger Это кароч идея для шоу: берем заброшенный городок где-то в Сербии, запускаем туда 3 группы людей: фанбои сталкача, ведьмака и метро. Где-нибудь в центре города делаем огромную кучу мусора, раздаем 3 флага(с лого игры) каждой из групп и даем задачу ткнуть этот флаг в самую вершину мусора. Победившая команда(игра) будет признана лучшей в мире, а проигравшая будет месяц играть нонстопом в победившую игру. Можно раздать огнестрел и продать платные подписки на транлсяцию. Для разнообразия, чуть позже выпустить консольщиков с пк-боярами на гфорсах 8800 гт.

9

Очевидно, что он имел ввиду ситуацию с Сапковским, а не произведение, всё благодаря тупому кликбэйту.

2
Listoman написал: Как игра метро на голову выше педьмачка, правда это не его заслуга)

Окей

2

Первая книга у него вполне себе интересная, а вот что дальше пошло... Но игры классные, жаль правда в первом Метро не сделали каноничную концовку.

2

А что не так? Сапковский действительно пишет беллетристику для пляжного чтения. Как и Глуховский впрочем.

2
Mabel Pines написал: Интервью довольно интересное. Как-то была на презентации его книги - так что и поговорить с ним тоже реально интересно))

Он на "Эхо Москвы" каждый месяц вещает. Интересно иногда послушать его. Первое "Метро" - шикарная книга, продолжение правда полный отстой =)

2

Пффф. Мало ли что там этот говнописака сказал. Вообще не интересно его мнение.

1

Да, Глуховский из когорты неумных людей.

1

Ну так-то ведьмак реально трэш.

1

"Ведьмак - это трэш". Дмитрий Глуховский о "Метро", СССР и промахах Сапковского Заголовок "желтой газетенки". Не, ну реально. Вырвали слова из контекста, при этом же половина (а то и больше) даже не прочитают статьи, но назовут Глуховского "козлом" и т.д. И так всегда.

1

По ходу товарищ и впрям глуп, да книги ляха Сапковского на голову выше, его беспонтовой писанины.

1

СаковСКИЙ ГлуховСКИЙ сечёте ? (с) Пако

0

Глуховарский, прощай! Вариться тебе теперь в своем говне 100 лет. И поделом

0

что то чтиво для сельского сортира, что это. уровень графомании примерно как у дарьи донцовой

0

Лол кек, когда в прошлый раз этот чсвшник сказал, что Ждалкер 2 им не конкурент и вёл себя, как последний мудак, многие писали, что чувак честный и откровенный, и вот бы с ним бухнуть да по душам поговорить, но стоило ему отстранённо высказаться (даже не косо глянуть или что то конкретное сказать) о Ведьмаке, как весь народ тут же "прозрел"...

0
Быстро пролистывает книгу, затем откладывает в сторону.
Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.
Пожимает плечами, иронически ухмыляется

Какие-то понты на пустом месте. Хотя чего еще ожидать от человека, который называл своего более успешного коллегу(Сапковского) "arrogant motherfucker"

всё провафлил
это трэш.
Не комплексуй, чувак

Лексикон достойный 40-го дяденьки из литературных кругов.

В двадцать у тебя появляются другие увлечения, ты бунтуешь против родителей.

Лол. В 20-ть нормальные парни уже живут отдельно, а не бздёх родительский нюхают.

Но литература — это не обязательно письмо, это просто история.

Он, наверно, всю ночь эту цитату придумывал, а в итоге хрень сморозил.

Нам ведь тоже довелось родиться в мире, который сложился как карточный домик. Всё полетело — этика, эстетика, архитектура, Ленин, Сталин.

Лол, Сталин с Ленином померли задолго до его рождения. Чувак пытается филосовствовать и приписать себя к истории этого "мира", но получается пафосные пуки в лужу

Я могу вынашивать идею несколько лет, а после — спокойно её воплощать.

Да какие идеи ты воплотил? За всю жизнь только одну серию книг смог родить, из которых только 2 нормальные.

Люди моего поколения в детстве играли на «Денди» и 286-х компьютерах.

Поздновато он начал играть, если учесть, что на момент ее появления на рынке ему было как минимум 14 лет. Походу, говорит то, что его аудитория хочет от него услышать.

0

Пора бы ему уже по шапке надавать. ЧСВ зашкаливает

-2

Эй! 4Agames! Скажите спасибо этому говноеду, ибо из-за него я игру и не куплю. Отдавать деньги за проект на базе рассказов такого "писателя" для меня оскорбительно. Он полил дерьмом многие мои любимые произведения...

-3

Anti 4it Судя по твоему неумению читать, ты в Ведьмаке только катсценки смотрел, так что думаю не велика потеря, на ютубе свои любимые катсценочки из Метро Эксодуса посмотришь, как выйдет игра.

1