ААА-игры: шедевр игропрома или сломанный аттракцион?

©

Я не раз встречал мнение, что ААА - игры это самое лучшее, самое качественное и самое крутое что есть в современной игровой индустрии. Что без ААА - игр индустрия осиротеет, потеряет краски, старнет бедной и несчастной. Но любые попытки найти этому подтверждение приводили меня к прямо противоположном выводам: ААА - игры определенно имели вес, но до шедевра не дотягивали, поскольку чаще всего представляли собой самый обычный аттракцион, производство которого к тому же стоит кучу денег, которые нужно как-то отбивать.

Да, вы не ослышались. Подобно американским горкам, многие игры тащат игрока по своим локациям как по рельсам. И в этом плане лучшим примером будет серия игр Call of Duty - безупречный и безумно популярный аттракцион, похожий на безумные горки. Однако, сравнение с американскими горками подходит далеко не всем играм, поэтому куда правильнее будет сравнить их с зоотропом.

Зоотроп это довольно необычный аттракцион. Он представляет собой диск, на котором расположены разные фигуры, которые подобно кадрам кинопленки постепенно меняют позы. Когда зоотроп вращается, за счет особенности человеческого зрения, мы видим как пластиковые фигурки оживают и безжизненная экспозиция становится новой реальностью, в которой происходит что-то интересное. Или не происходит, если у авторов зоотропа не хватило фантазии.

Mafia III на мой взгляд наглядный пример сломанного зоотропа - и смотреть не на что и аттракцион сломан(по крайней мере на релизе)
Mafia III на мой взгляд наглядный пример сломанного зоотропа - и смотреть не на что и аттракцион сломан(по крайней мере на релизе)

В современном ААА фантазия и оригинальность часто замещается шаблонным сюжетом, реализмом, исторической достоверностью и различными видами нарративных нагромождений. И в этом нет ничего удивительного - современные ААА игры давно уже ориентируются не только на геймеров, но и на тех, кто в игры вообще никогда не играл. Их рекламная компания заходит далеко за пределы игровых СМИ, а управление и сюжет не вызывают сложности ни у кого. Подобный подход позволяет увеличивать продажи.

Беда в том, что в подобных зоотропах часто попросту не на что смотреть - персонажи скучные, анимации тоже, глазу не за что зацепится. А если в процессе разработки не хватило средств и ресурсов, то зоотроп не будет работать как следует - картинка в идеальную не сложится. И это будут просто кружащиеся на огромной скорости фигурки.

Спасти такой зоотроп может умелое распоряжение ресурсами и кропотливый труд, а также авторское видение, но крупно бюджетным проектам оно противопоказано - аудитория может не понять. Или все таки может? Народная любовь и популярность таких игр как BioShock Infinite, NieR:Automata и Portal 2 говорит о том, что хороший ААА не обязательно должен быть стерильным и типичным. Вот только глядя на современные ААА-игры я, увы, практически не вижу этого самого авторского видения, потому оно по большей части осталось рудиментом “нулевых”, а большая часть игр современных - это не более чем попытки “списать у товарища”.

Отсюда - отсутствие шедевров. Природа шедевра в том, что он своей уникальностью, непохожестью и непревзойденностью прокладывает путь в неизвестное, неожиданное, открывает новые направления. Аттракционы же, если их не соорудила команда гением-новаторов, по большей части просто развлекают и ничего другого предложить не могут.

И получается замкнутый круг ААА-зоотропа: чтобы продавать аттракцион - его нужно сделать дорогим(Ведь по мнению многих игроков хороши лишь дорогие и качественные игры), чтобы дорогой зоотроп приносил прибыль его нужно сделать понятным аудитории и обставить дорогими сопутствующими товарами, чтобы товары продавались о зоотропе нужно рассказывать всем и каждому...А как там с инновациями? С открытием новых направлений? Нет? Совсем?

Dishonored - хороший пример того, как игра становится полноценным приключением, но таких ААА игр очень мало
Dishonored - хороший пример того, как игра становится полноценным приключением, но таких ААА игр очень мало

Если лишь один путь превращения аттракциона в подлинный шедевр - снижение рисков и усиление авторской работы, использование новых идей. Проще говоря - переход на АА-игры. “Даблэй” не стоит так дорого, как ААА игры, но многие игроки скорее всего даже не заметят изменений. Зато у их разработчиков будет большая свобода и возможность сделать свой зоотроп чуть меньшим, зато проработанным и исправно рабочим.

Впрочем, даже это не гарантирует, что АА игра станет шедевром. Такова уж их природа - их всегда мало. АА-игры также могут превратится в конвейер, бессмысленный и беспощадный. Но если разработчики будут заинтересованы в создании уникальной игры, а геймеры - в её приобретении, вероятность создания крутой игры становится намного выше. Но будут ли?

На этом месте мое размышление зашло в тупик и я хотел бы услышать вапше мнение в комментариях. Что вам ближе - дорогие аттракционы за 70 баксов или игры с душой, гораздо более дешевые и менее разрекламированные? Какие игры на ваш взгляд выглядят как идеальный зоотроп?

Аналитика
13
об авторе
Пиши, но не сокращай
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 16

Стоимость вообще дело десятое, для меня важно то, что автор игры хотел мне сказать. Если ему вообще было, что сказать:)

А в дорогих играх автор ничего не хотел сказать, за него говорит маркетолог, а маркетолог хотел развести меня на бабки и уехать отдыхать. Игровой процесс заменяется примитивным тиром или кликером для дебилов с дцп, щедро политым грубой лестью. И эта мерзкая, тошнотворная лесть, заменяет и сюжет, и диалоги. О герой, ты спас нас! Такой герой, как ты, несомненно, послан нам небесами, чтобы победить Злейшее Зло Злого Замка! А эти красавицы, увидевшие тебя 2 минуты назад, уже готовы отдаться тебе за сараем, но подождут от тебя подарков, чтобы не создавать очереди, надо ж понимать момент, ну! А злодей уже трепещет при виде героя третьего уровня и удаляется готовить ловушку через три гринд-зоны, чтобы герой взял как минимум 60-й уровень и оделся в эпики...РЕБЯЯЯТ, Я ПРОСТО НЕСКОЛЬКО РАЗ КЛИКНУЛ МЫШКОЙ. ХВАТИТ УЖЕ, Я ЕЩЁ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ, АСТАНАВИТЕС!!!! А им пофигу:(

Ещё раз, я бы понял, если бы это всё начиналось после реально сложных моментов, вроде первых часов игры в Готику 1-2, любой, кто не бросил их и дожил до второй брони, заслужил несколько тёплых слов, но блин, обычно ты лениво постреливаешь в тупых ботов, прихлёбывая чай и жуя бутерброд, а игра тебя расхваливает на все лады. Нечестно, несправедливо и очень обидно, что маркетолух изначально считает тебя умственно неполноценным и общается с тобой, через игру, по методичке для санитаров дурдомов.

Ну и да, штампы в каждом проекте достали уже. От стандартных типажей РПГ и плёхих рюсских с истинно русскими именами Ушат Помоев и Бидон Надоев просто тошнит, лучше уж в индюшатнике поискать, авось что и попадётся.

12
маркетолух изначально считает тебя умственно неполноценным

Таковы современные реалии. С этим ничего не поделать.

Благо, что подобное отношение стало без труда отслеживать уже по рекламной кампании, когда разрабы хвастаются тем, что наняли для озвучки якобы популярных блогеров и "целебрити", добавляют в серьезную игру костюм радужного пони, или демонстрируют "геймплей" без единой секунды этого самого геймплея.

В общем, стало проще отделять зерна от плевел по косвенным признакам.

9

на мой ПеКа взгляд в индустрии наступил "парадокс школьника" или стахановский парадокс, когда нас окружают неплохие игры но вызывают сытую отрыжку в основном и они плюс минус все уперлась в некий стеклянный потолок.

усугубляет ситуацию старания маркетологов продать игру формируя завышенные ожидания а в место етогоу очередная игра и она быстренько обесценивается.

и какого то однозначно правильного решения тут нет. в общем тоу решение кристаллизуется само эволюционно - похоже что все дорогие игры будут игры сервисы с долгой поддержкой. так игор будет выпускаться меньше при этом индустрия не просядет потому что игроки будут играть и приобретать ящики с лутом. и свободное время индустрии будет сложно заполнить какими то другими проектами пек-пек

что до аа игор скорее как я их понимаю для крупных разработчиков это будут быстро делаемые игры краткосрочной. помнится сказали и посмеивались про конвейер игр. современные аа игры скорей всего будут именно такими если будут. однако там возможно и будет место и для новых торговых марок потому что риски игр снижаются но индустрия вроде как то рассчитана на узнаваемые торговые, которые превращаться в сериалы.
в противном случае это будет простым откатом в прошлое.

для мелких жи разработчиков эта аа игра будет той же ааа игрой просто потому что они не могут привлечь на нее большие инвестиции, следовательно для них это будет такой же рискованный или даже более рискованный проект и им тоже нужно будет продаться и по возможности понравится всем.

утопический мир где инди разработчики поднимут бабла на мобилках и прокачаются до крупных ПеКа проектов но не смогут разрастись до макро корпораций и будут делать примерно тоже самое что ааа игры но с меньшими расходами на маркетинг скорей всего не реализуется.

4

ААА давно уже не гарант качества. Увы.

3

Это шедевр сломанного игропрома и сервис, сервис, сервис.

2

Шедевров полно среди ААА проектов. Их нет только для тех категорий геймеров, кто слишком много играет. Ведь играм свойственно надоедать, как и любому другому искусству. Много играешь = быстрее устаёшь от игр... шедевры начинаешь не замечать по причине усталости. Всё просто.

Природа шедевра в том, что он своей уникальностью, непохожестью и непревзойденностью прокладывает путь в неизвестное, неожиданное, открывает новые направления.

Всё что можно было открыть, уже давно открыто. Уже давно все уникальные пути кем-то пройдены. Неизведанного больше не осталось. Ничего нового не придумать. Прими реальность! Хватит витать в облаках!

Что вам ближе - дорогие аттракционы за 70 баксов или игры с душой, гораздо более дешевые и менее разрекламированные?

Под играми с душой подразумеваются кривые геймплейные плохо работающие механики ИНДИ проектов? Но зато с душой и уникальны своей кривизной.

Нет уж спасибо! Сегодня не 90-ые, когда ради душевности можно закрыть глаза на кривость игры в целом. Сегодня 2021 год. Сегодня в первую очередь игра должна круто выглядеть, а уже во вторую очередь должна быть душа, но необязательно. Всё-таки в игры играем ради развлечения. Следовательно в первую очередь качественные игры - это аттракцион. Игры в первую очередь должны развлекать... потом всё остальное.

2

Согласен!

И про кривость "индюшатины". И про то, что конкретно в геймдеве (ну судя по всё новым играм начиная с нулевых) - все пути уже давно открыты.

И главное: тоже считаю, что в настоящее время, в игре всё должно быть гармонично - и графика, и звук, и дизайн. Поэтому ну какой-бы там не был геймплей - в какой-нибудь loop Hero или квази-Денди платформеры я не собираюсь играть. В Cuphead или Ori или Disco Elysium хотя бы постарались в стиль! В общем графика очень важна! Спасибо, наигрался в Денди

4

только что хотел выдать что то подобное

0

Насчёт того, что всё открыто и пройдено, поэтому оригинальные игры невозможны...

Человечество развивается за счёт использования и комбинирования наработок предыдущих поколений. Электродвигатель может крутить вал коробки передач станка, а может эксцентрик фаллоимитатора, всё зависит от кругозора творца идеи, верно?

Накидать идею оригинальной игры не так сложно, как кажется, методом комбинации удачных моментов из ранних игр, единственная преграда тут - упоротые твари, готовые запатентовать хоть огонь, хоть колесо, лишь бы получать деньги и ничего не делать.

К примеру, идея за 15 минут - как насчёт симулятора паука с видом от первого лица, обзором на 360, с поправкой на реальное расположение глаз каждого доступного вида, поддержкой VR и крафтом? Мы берём Спору, AvP, немного Конана и справочник по арахнидам, пропихиваясь в нишу образовательных игр. От выбора карты зависит доступный игроку вид, спектр его добычи, количество и вид врагов, способы охоты и время суток, с поправкой на циркадный ритм. Игра начинается с вылупления из яйца, можно выбрать пол, это влияет на продолжительность геймплея и финальную задачу, как нетрудно догадаться:) В зависимости от выбранного вида, тут может начаться как замес в духе королевской битвы, так и кратковременное затишье, из которого некоторые виды могут просто улететь на парашюте из паутины или планируя, на манер белки-летяги. Есть даже вид для веганов, и его геймплей - воровство жратвы у муравьёв и эпизодические стычки с ними. На городских картах основным и почти бессмертным противником выступает человек, огромная жирная и волосатая гора с громадным тапком в руке. Кстати, поле зрения сильно ограничено, в зависимости от вида, некоторые виды вообще слепые, у них только обоняние и радар, на основе вибрации поверхностей. Основная цель игры - борьба с невежеством и страхом, который оно порождает.

И ведь ничего нового, всё уже было, что-то даже частично реализовано как примитивные индюшки с отстойной графикой и примитивным геймплеем, но никто не собрал всё вместе и не довёл до ума.

1

Каждый год выходят игры с новыми механиками или необычными игровыми циклами.

Но новое это не всегда что то инновационное. Достаточно просто расказывать интересные истории хотя бы с интересными персонажами.

0

Для тех, кто не понял что такое зоотроп:

Спойлер

Простите, лучше аналогии не нашел.

0

Это точно не шедевры. Просто баблом пускают пыль в глаза всякими озвучками, пиаром, купленными громкими именами, постановкой и прочей выскотехнологичной лабудой необходимой для съемки кинца. Кинцо шедевром-игрой быть не может.

...впрочем есть парадоксальное исключение: малобюджетное кинцо может быть шедевром именно по причине малобюджетности.

0

NieR:Automata это "ААА-игра"?

Seriously?!

0

По моему, всех игр достаточно.

Есть и трипл эй, и т.н. дабл эй, и В-категория. (или АА это подразумевается В, только другими словами?).

На любой вкус: Шутеры - так вот есть CallofDuty как ААА, вот RAGE2 как АА, вот Necromunda Hired Gun как B; Стратегии - вот Total War - как ААА, Iron Harvest как AA, Frostpunk как В, Адвенчуры - вот GTA как ААА, вот Control как АА, Senua Sacriface - как B. Также ролевые игры и т.д.

Поэтому всегда можно найти по вкусу и желанию. Бывает хочется играть в трипл эй блокбастеры. А бывает в инди.

0

ААА лучше чем Индюшатина

0

У каждого своё понятие игры высшего уровня. Для меня лично, это: Космические Рейнджеры 1/2. Warhammer 40 000 Dark Crusade. NFS Underground. NFS Most Wanted. И ещё примерно с десяток другой старых игр. Из новых, для меня нет игр которые вошли бы в мою коллекцию ААА игр. Категория АА: Две Души. Детройт. Трилогия МЕ. Трилогия Ведьмак. Total War Rome ( оригинал, а не ремастер ). Ну и тд и тп, достойные игры, но не дотягивающие до пьедестала.

Это на мой взгляд. А кому - то иному, по нраву пиксельные игры, и они для него будут ААА класса. Всё субъективно.

0