Что же такое онлайн стратегия и как выбрать игру?

В этой статье я подробно разберу особенности жанров и поджанров некоторых онлайн стратегий и расскажу о лучших представителях каждого из трех самых популярных жанров стратегий.


Небольшое предисловие

Наверное начнем с того, какие вообще стратегии на рынке сегодня, для чего мы с вами вместе перенесемся в мой любимый магазин Steam и перейдем в категорию "Стратегия"... Не каждый об этом задумывался, отчего я поясню, что в этой категории список банально всех игр, которые хоть как-то попадают под определение стратегии (вернее, тех, у которых есть такой тег на странице магазина).

Скриншот 1. Главная страница категории стратегий в магазине стима
Скриншот 1. Главная страница категории стратегий в магазине стима

Прокрутив чуть ниже, мы обнаружим, что выбор здесь слишком большой выбор, а тегов жанров у каждой современной игры штук 20... И именно поэтому я постараюсь максимально информативно и быстро объяснить вам особенности каждого (вообще не каждого) из них (из своего собственного списка).

Скриншот 2. Демонстрация разнообразности поджанров стратегий
Скриншот 2. Демонстрация разнообразности поджанров стратегий

TBS (Пошаговые стратегии)

Кто бы что ни говорил, пошаговые стратегии - чрезвычайно популярный в мире жанр игр, но он столь обширен, что не может не вызывать ряд вопросов. И формально, да, шахматы — это абсолютная база TBS: ее чистейшая форма и чистокровный представитель. Но я предпочитаю формулировку, согласно которой шахматы - это не представитель, а основополагающий элемент всех современных TBS как универсальная логика для них. И поэтому я не включу ее в топ. Здесь нет разницы в сеттинге, а поджанры между собой особо не отличаются (сами поймёте*, почему), поэтому логично было бы просто взять игры с наивысшим рейтингом.

Скриншот 3. Топ 5 TBS по оценкам в стиме
Скриншот 3. Топ 5 TBS по оценкам в стиме

*Ну да, они все (почти) исторические.

  1. Total War: MEDIEVAL II
  2. Mechabellum
  3. WARNO
  4. Total War: ROME II
  5. Total War: EMPIRE

"Ну вот", — вы скажете, — "Хорошие, мол, игры". А я скажу, что это гибриды. И по сути очень слабо относятся к TBS, но так как их оценки запредельно положительные, они на вершине списка, а значит, покупатель подумает, что это пошаговая стратегия, потому что чаще всего это *первый* тег в списке жанров.


Total War: MEDIEVAL II в частности (и серия Total War в целом) — идеальный пример гибридной пошаговой стратегии. Здесь у игрока 2 мета - шага игры: глобальный (он же административный) за время которого игрок производит ресурсы, занимается дипломатией, строит козни, итд глобально, и непосредственно сражение, за время которого игрок управляет армиями, но не отдельными подразделениями с тонким микроменеджментом, как привыкли любители RTS, а целыми полками мяса. Здесь потеря сотен солдат - вынужденная мера. Солдаты — это ресурс. Потеря армии не ведёт к немедленному поражению. Вы почти всегда можете депнуть полцарства и собрать армию еще больше и сильнее. Микро здесь сводится не командованию отдельными героями, а к пути к глобальными идеям, вроде построению линий фронта, окружению войск противника, связыванию итд.

Хорошая игра, но, увы, не чистокровный TBS; здесь административная часть порой лишь для галочки (преувеличение), а топовые игроки всегда могут с первых секунд начать раш (не без оговорок).

Примерами чистокровнейшего TBS можно по праву считать XCOM 2, либо Civilization V.

Если XCOM 2 — это шахматы на стероидах, то Civilization V — интересная пошаговая стратегия с горой разнообразных механик и морем контента, который может бесконечно дополняться модификациями, а сама игра при этом не требует запредельно мощного железа и пойдет даже на среднечковом ноутбуке, а если вас не парит графика, то вообще хоть на тостере.

Скриншот 6. Администрирование в 5 Циве
Скриншот 6. Администрирование в 5 Циве

И после своего действия ты лично передаешь его следующему игроку, отчего она и считается пошаговой. Среди минусов же можно отметить уж очень грустную графику (не просто старую, а прям мутную и мыльную), и игру в циферки без намека на импакт. Так что игра может и стратегия каких поискать, но это просто симулятор тактического давления цифрами.


RTS (Стратегии в реальном времени)

Жанр не такой древний и традиционный, как TBS, но совершенно точно куда более динамичный, быстрый захватывающий и амбициозный. Если в играх предыдущего жанра игры с большим упором на долгую аналитику возможностей условного ВПК, матчи по пол жизни с длительными раундами и строгий контроль хода, то в ортодоксальном RTS упор в быстрые атаки, вечное давление, превозмогание, бесконечные стычки и козни, экономию, и микроконтроль вплоть до каждого отдельного юнита, скорость реакции и стратегию.
В RTS нередко глубокая проработка карты, множество скиллов для каждого юнита, внимание к деталям и почти менее картонный искусственный интеллект.

Таким образом, фундаментальные принципы ортодоксальных RTS - почти полное отсутствие автоматики. Вы контролируете:

  • Рабочих (сбор ресурсов, строительство).
  • Производство зданий и юнитов.
  • Целую армию из десятков самостоятельных юнитов и техники.
  • Экономику и технологическое развитие.

Вот, что нам предлагает Steam:

Скриншот 8. Топ 5 RTS в стиме (вообще)
Скриншот 8. Топ 5 RTS в стиме (вообще)

Знающий моментально заметит, что дело тут нечисто. Откровенно говоря, специалистом быть не нужно... Вас дурят. Dota 2 вообще не RTS, никогда ее не была, HOI 4 ни разу не RTS, а самая настоящая глобальная стратегия (далее GS), Crusader Kings III даже близко не RTS уже на том уровне, что она пошаговая отчего. Иронично, к слову, что вобще-то чем выше игра на этом скриншоте, тем меньше она относится к RTS.

Что ж. Это правда (как и то, что я графоман).

Но так уж и быть, если вам кажется, что мое бесплатное мнение не авторитетно, а я просто вахофаг, то вот вам мнение, которое стоит денег.

Скриншот 10. Chad GPT о RTS
Скриншот 10. Chad GPT о RTS

Значит, я позорно удалю из этого списка шпионов самым честным способом (не без оговорок).

Скриншот 11. Новый список
Скриншот 11. Новый список

И о, чудо! Теперь у игр обратная градация свойств RTS, но, так сложилось, что The Riftbreaker и вообще никак не RTS, но третий раз я скролить не буду.

И по этому наш настоящий правильный православный список будет выглядеть так:

  1. Warhammer 40,000: Dawn of War - Definitive Edition
  2. Stronghold Crusader: Definitive Edition
  3. Broken Arrow
  4. The King is Watching

И даа, гордости во мне не меньше, чем в вас, ведь последние 2 игры - чистокровные русские. Обе они - инди-игры наших православных Российских разработчиков, почему я считаю справедливым бесплатно рассказать о таких отличных проектах (Broken Arrow пока сырая, и стоит как танк, но все же).


Warhammer 40,000: Dawn of War - Definitive Edition

Ну это не очевидно, но она так высоко в Steam по большому счету потому, что ее наиболее спортивная, проработанная, совершенная часть настолько культовая, что фанаты серии тупо смели все полки в первый день релиза ремастера, невзирая на то, что изменения исключительно технические и визуальные. Так что далее только о Warhammer 40,000: Dawn of War – Soulstorm

Игра довольно нишевая, но является идеальным представителем жанра и по совместительству великим проектом с глубочайшей проработкой карт, фракций и отдельных юнитов, хорошей по сей день графикой, 3D моделями с кучей анимаций, хорошим искусственным интеллектом юнитов, под управлением которого войска, коим назначена цель самостоятельно принимают решения о глобальных, скажем так, базовых действиях вроде перегруппировок или смены режима боя, оставляя игроку более тонкое управление войсками и техникой без оказуаливания геймплея Здесь все еще еще есть онлайн, но да, он не такой большой, как у конкурентов, и порог вхождения будет великоват, но в игре есть отличная одиночная кампания с сюжетом и частичками лора вселенной.


Stronghold Crusader: Definitive Edition

Тут нам повезло: вторая отличная игра по канонам жанра (с оговорками).

Во-первых, это основательный графический и технический ремастер Stronghold Crusader (все, больше нечего сказать). Это все то прекрасное, что предлагает нам Soulstorm, но в средневековье, и здесь упор, внимательнее, не на битве, а на строительстве и львиная доля сложного микроконтроля теперь в стройке. И это... это. Это уникальный опыт, а такое мы ценим.

Я сам все это создал, сам, по кирпичику...

Эта цитата идеально описывает суть игры и передает ее атмосферу. Теперь мы вручную строим каждую стенку в своей крепости, как в каком - нибудь Clash of Clans, но только теперь это хорошая игра, а не мобильный симулятор депозитов.

Это все еще RTS, но теперь стратегия не в битве, а в стройке, а на битву приходится только процентов 30, а из коренных отличий от Soulstorm то, что глобальных ресурсов (типа влияния) больше нет. Все ресурсы спокойно производятся внутри вашей базы (крестьяне рубят лес, фермы выращивают зерно)! так что это не стратегия о бесконечном превозмогании пачкой тяжеловооруженных юнитов, а симулятор Киевской Руси.


GS (Глобальная стратегия)

Чую негодование обиженных хойщиков.

Начну я с того, что GS - ультранишевый жанр, а легенды RTS - многомиллиардные массовые киберспортивные дисциплины, с чем спорить глупо. Поэтому и в конце

Что ж, часто чем меньше жанр, тем честнее топы игр в магазинах.

Скриншот 12. Топ 5 GS в стиме
Скриншот 12. Топ 5 GS в стиме

И тут как Царь и Бог в рамках своей статьи и просто жестоко вычеркну все, что мне не понравится, и вы согласитесь.

Мой список:

  1. Hearts of Iron IV
  2. Europa Universalis V

Почему так мало, да? Потому что все, что я удалил ничего из себя не представляют без старых игроков, и стоят как Боинг, не давая ничего уникального.


Я специально дождался этого разделителя, чтобы нагляднее продемонстрировать суть жанра.

Вообще GS - это поджанр стратегических игр, который часто путают со стандартными RTS или TBS, но у него есть ключевые отличия.

Невероятный масштаб: Вы управляете целой нацией, империей или цивилизацией на огромной карте (часто — всей планеты) в течение длительных исторических периодов (десятилетий или веков).

Акцент на долгосрочном планировании: Победа достигается не тактическими уловками в одном сражении, а длительной стратегией. Решение, принятое в 1450 году, может определить вашу судьбу в 1750-м (но обычно нет).

Это стратегический эквивалент сложного романа-эпопеи, а не невероятного превозмогания на протяжении рассказа.

Hearts of Iron IV

ХОЙ 4 - глобальный симулятор цифр, .png - картинок, таблиц цифр и оплаты миллионов денег за dlc, без которых игра по сути унылый кал. А еще это Парадоксы.

Это значит, что право потыкать на кнопку "произвести" с модификатором "Х15" и [название техники] (там пиктограмма) будет стоить вам 2К рублей.

В этой статье (но не после ХОЙ 4) лишь те игры, которыми я владею законно, и такой прогрев мне не нравится!

ХОЙ 4 перегружена абсолютно лишними и бесполезными кнопками, тумблерами, таблицами, окнами, миллионами строк бесполезного текста, и по сути не глобальная стратегия

Вся игра - это наблюдение за ростом цифр: количество заводов, уровень стабильности, военная мощь, политическая сила. Достаточно сделать так, чтобы ваши цифры росли быстрее, чем у противника.

Таблицы в таблицах в окне прокачки без выбора ради таблиц с картинками с техникой
Таблицы в таблицах в окне прокачки без выбора ради таблиц с картинками с техникой

Хочешь танк? Жми "танк". Откуда бабки? Какая тебе разница? (В историческом моде, хорошо, но не в рандом - моде же).

В историческом моде весь период с 1936 по 1939 год за любую страну это нажатие 1231414 кнопок для инициации 3 - 4 процессов по метовым путям развития.


Но с DLC, и уж тем более с модами игра превращается в, действительно, великую... Песочницу. Да.

Спойлер

Но если руки - крюки, соси лапу

Это идеальное описание HOI 4. Конструктор. Песочница. С модами здесь возможно вообще что угодно, это правда так. Здесь можно начать СВО, можно развязать ядерную войну с цыганами против инопланетян в 1523 году. Но ванильная игра из себя вообще ничего не представляет. И это уникально. По отдельным параметрам она уступает тупо всем:

  • HOI4 абстрагирует экономику до «заводов и ресурсов». Victoria 3 моделирует полную экономику, спрос/предложение, миграцию, политические группы, социальные классы (так же как и хойка не давая толком повоевать).
  • HOI4 - это абстракция под видом проработки, WiE2 - это реальная проработка: здесь моделируется каждый взвод, снаряд и поставка провизии. Хойка на фоне этого погружения - игрушечные солдатики
  • Исторически Strategic Command любят больше, чем ХОЙ (но это не объективно, согласен).
  • Europa Universalis V из списка предлагает вместо табличной экономики реальную экономическую модель в игровом времени (но больше похвастаться нечем).

Вердикт

Свод универсальных законов компарации:

  • Сравнение игр разных жанров по аспектам, не присущим всем сравниваемым играм несправедливо.
  • Сравнение игр разных жанров на основе всех аспектов сразу всегда подразумевает затрагивание и стоимости продукта и необходимых для полноты картины модификаций.
  • Сравнение в рамках жанра (или поджанра) должно производиться строго между равноценными его представителями.

Поствердикт

Топ игр по жанрам составлен не будет: здесь слишком мало игр, и не упомянуто еще с десяток уникальнейших проектов (в том числе и отечественных) вроде нашего "Периметра" - уникального RTS с терраформированием и моделированием энергосистемы вместо абстракции энергии во всех других играх, или множества онлайн модов для сложнейших 4X (об этих играх будет в следующей статье).

Но в статье уже есть объяснение.

10
0
Комментарии:  0
Ваш комментарий