Да кто такой этот ваш "АнимЭ"?!!

©

Последние 2-3 года замечаю необычайно резкий рост популярности японской мультипликации в самых разных слоях общества. Эта самая мультипликация, она же аниме, буквально прёт изо всех щелей. Популярные игры обзаводятся аниме-адаптациями, полнометражное аниме крутят в кинотеатрах, манга продаётся в книжных магазинах. Даже здесь, на Playground.ru наряду с новостями об играх, технике и кино всё чаще стали появляться новости подобного рода. Не удивлюсь, если скоро в разделах сайта появится отдельная категория новостей именно по аниме.

Меня, как анимешника с 10-летним стажем, не может не радовать это. В то время, когда я начинал увлекаться этим, меня и мне подобных считали ненормальными фриками, смотрящими не то мультики для детей, не то гейскую мультипликацию, не то девчачьи розовые сопли. Сейчас фриками сочтут скорее тех, кто до сих пор считает аниме чем-то из вышеперечисленного.

В связи с этим у меня возникла мысль. Наверняка не один я замечаю этот рост популярности аниме. Но в отличии от меня, многие столь же далеки от японской мультипликации, как я сам далёк от кальянного рэпа. А потому, имея возможность взглянуть на всё это изнутри, я постараюсь пояснить за аниме далёким от него людям, выяснить причины растущей популярности, а также оценить все плюсы и минусы данной мультипликации и сообщества, увлечённого ей.

Для начала мы начнём с положительных сторон и причин популярности аниме, а после обязательно затронем спорные и негативные моменты.

Новизна впечатлений

Дитя погоды
Дитя погоды

Для многих обывателей знакомство с аниме происходит при банальном поиске новых впечатлений. У каждого из нас наступал такой момент, когда любимые фильмы и сериалы надоедали, игры перепроходить вообще не охота, а на книгах уже давно толстым слоем лежит пыль. Ну, думаете, прилягу и я. Проходит пять минут, десять, пятнадцать… Лежать надоедает, а тяги к уже перечисленным видам досуга всё нет.

И вот этот момент в голове всплывает то самое загадочное «аниме». И вот лежишь такой и думаешь «Не, ну попробовать-то стоит… Главное, шторы поплотнее закрыть, да дверь в комнате на щеколду запереть. Да и вообще, один раз не контрабас! Не понравится – выключу!»

И именно в этот момент многие влюбляются в аниме. Без перехода, подготовки, стадий принятия. Это для них ново. Это свежо. Это необычно. Привычные темы рассматриваются под другим углом, с точки зрения японского менталитета. А некоторые темы в общемировой культуре и вовсе никогда не поднимались.

Пожалуй, для многих именно это ощущение новизны становится решающим фактором. Анимешники – не какие-то там извращенцы или инфантилы. Они такие же люди, которые просто искали что-то новое.

Свобода от повестки

Дюрарара
Дюрарара

Это уже ближе к тому, почему именно сейчас аниме стало так популярно. В нём на самом деле не существует такого понятия, как повестка о сексуальных и расовых меньшинствах. Но при этом нельзя сказать, что там нет представителей ЛГБТ или расового разнообразия.

Говоря об этом, не могу не вспомнить о чернокожем русском из аниме Дюрарара. Саймон, он же Семён Брежнев работает в суши-баре, где подают суши с борщом. Какая к чёрту повестка, нетфликс? Вот действительно уникальный и интересный персонаж!

В то же время в аниме существуют вполне конкретные жанры, посвящённые ЛГБТ-тематике. Сёдзё-ай или юри посвящены женской однополой любви (разница лишь в том, что первое не несёт в себе 18+ контент), а сёнен-ай и яой, соответственно, посвящены КРЕПКОЙ МУЖСКОЙ ВОЛОСАТОЙ ДРУЖБЕ!!! Вне этих жанров встретить персонажей, увлечённых любовью к представителям своего пола тоже можно. Но это происходит достаточно редко + подобный персонаж и его переживания будут действительно важны для сюжета, а не воткнуты туда ради одобрения меньшинств.

Обширный список тем

Евангелион
Евангелион

Не смотря на уже указанную мной новизну, аниме ничем не отличается от других массовых культурных явлений в плане тем. Те же жанры, те же направления, ровно та же драматургия. Есть и свои ответвления, уникальные для этого вида мультипликации. Ни в одной другой культуре нет такого увлечения боевыми роботами, пилотируемыми людьми. Как и нет и такого количества произведений, посвящённых девочкам-волшебницам.

Вообще аниме в своём стремлении охватить новые пространства иногда доходит до безумия. Как вам сериал о кемпинге? Да. Просто девочки выезжают на природу, расставляют палатки и отдыхают, общаются между собой и делятся своим опытом и хитростями выживания. Всё. Или же… ну не знаю… Офисная работница спасла раненого дракона, а тот обратился горничной и подкатывает к ней, стараясь скормить свой хвост…

Каво?

Япония, иди поспи!

Но как бы ни безумно это звучало, но… за этим интересно наблюдать. Начиная с «что за чушь я смотрю?» зритель, вникая в ситуацию, с головой уходит в этот мир. Здесь каждый может найти себе что-то по душе. Как говорится, было бы желание.

Масштабы производства

В каждом году новое аниме выпускается раз в 4 сезона. Каждый новый сезон начинается во второй месяц времени года, принося с собой еженедельные порции нового аниме. Десятки сериалов. Хоть ушами ешь, если всеядный. И этот поток никогда не прекращается. Наоборот, в нынешних условиях он даже увеличивается. Найти что-то для себя можно почти всегда. А даже если и не вышло чего-то, что вам по душе, наверняка ещё идут сериалы с прошлого сезона.

Эмоции

Необъятный океан
Необъятный океан

Пожалуй, самый важный аспект. В то время, когда солидная часть фильмов, сериалов и книг едва ли способны подарить хоть какие-то вразумительные впечатления, оставаясь лишь своеобразной жвачкой для мозга, аниме в большинстве своём давит именно на эмоции. Вот такие вот японцы свинолюды, выжимают самое сокровенное из нутра зрителей. Смотришь себе аниме про школьника, который умер и в загробной школе разгребает косяки жизни других учащихся, смеёшься до слёз, а потом БАЦ и понимаешь, что ревёшь в голосину… вот потому что вот так вот.

При этом спектр эмоций, испытываемый зрителями, разнится от сериала к сериалу. Пожевав стекла, мы можем пойти смотреть аниме про клуб дайвинга, члены которого чаще ныряют в бухло, чем в море, а после глянуть какое-нибудь анимцо про музыкальный клуб. И каждый новый сериал или фильм в этом списке может подарить зрителю самые разные эмоции.


На этом, я думаю, можно закончить с перечислением положительных сторон. Теперь мы поговорим о минусах данной культуры и причастности к ним. А они тоже имеются.

Токсичное сообщество

Да, у «самой мирной культуры в мире» внутри царит та ещё атмосфера. Твой выбор и твои предпочтения многие просто не будут уважать и брать в расчёт. Но при этом почему-то те же люди, что плевали на твои вкусы, за свои будут рвать и метать. Зачастую лучшая оценка, на которую можно рассчитывать, делясь своим списком тайтлов – это «Середняк».

Гипертенденциозность

Проблема эта зародилась в последние пятнадцать лет развития аниме индустрии. Допустим, одна студия выпускает достаточно новаторское и свежее в своих идеях аниме. Оно преуспевает в прокате, обретает бешеную популярность. И в течении ближайших 3-5 лет в каждом сезоне половина аниме-сериалов будет клонами того самого аниме или так или иначе будут паразитировать на нём.

Сначала мы пережили бум сёненов. Самый популярный жанр для возрастной категории 12+ в нулевые буквально процветал. Но в то время хватало действительно уникальных и интересных проектов, которые долго жили и создавали внушительную фанбазу.

После случился бум гаремников. Безвольный главный герой с полным отсутствием характера, внутреннего конфликта и прочих признаков хорошего персонажа. Так надо, чтобы любой зритель мог без проблем поставить себя на его место. Его непременно табунами окружают красивые тянки, которые невесть за что его все разом любят. Выбрать ни одну из них он, чаще всего, не сможет в силу слабохарактерности. Неловкие падения с мацанием сисек, панцушоты по поводу и без прилагаются. В свои 14 лет я это хавал за милую душу, каюсь, все мы не без греха.

Демоны старшей школы
Демоны старшей школы

После мы наблюдаем за подъёмом аниме про застревания в онлайн-играх. Первопроходцем в это жанре был ХакЗнак, но он был слишком новаторским для своего времени, а потому незаслуженно забыт. А потому в начале десятых все лавры себе присвоили Мастера Меча Онлайн. Запертые с помощью шлемов полного погружения в игре герои пытаются найти из неё выход. Тот, кто умирает в игре, будет убит тем самым шлемом в реальности. Это была действительно свежая и интересная, но очень сложная концепция. Из-за чего 95% клонов этого аниме представляют собой сущий шлак. Совершенно непроработанные миры, механики, которые специально подогнаны под главного героя, добавьте сюда ещё гаремную составляющую. Вуаля, вы выпустили в прокат кринж!

Мастера Меча Онлайн
Мастера Меча Онлайн

Ну а поскольку в подобном аниме большая часть виртуальных миров представляется фентези, то следовало ожидать следующего бума. Исекаи. Тут уже ситуация иная. Главный герой неведомыми силами переносится в фентезийный мир для того, чтобы… А вот тут уже много вариантов. Как и вариантов переноса в другой мир. Главного героя могут призвать из нашего мира в тот мир, он может туда случайно попасть или умереть, переродившись в другом мире (естественно сохранив память). Тут уже мир не завязан на игровых механиках, подтягивать его под героя и делать удобным для него куда проще, ошибки не так заметны.

На данный момент именно жанр исекая царствует в аниме-фандоме, переживая свои лучшие времена. Но через год-два и он пойдёт на убыль, уступив место новой теме для клонирования и подражания.

Ну и важно понимать, что не смотря на всю эту гипертенденциозность, клоны и подражатели в совокупности своей составляют лишь приблизительно 50% от всего, что выходит в каждом сезоне. А это значит, что что-то оригинальное и интересное конкретно вам вы всегда найдёте.

Знакомьтесь: Мэри Сью и Марти Сью

Overlord
Overlord

Терминами Мэри Сью или Марти Сью обозначают героиню или героя соответственно, которые по сути своей являются видением автором себя в своём мире. Такие герои сверхсильные, сверхкрутые, умные как стадо математиков, доминантные, как самка гориллы (©Dawg) и так далее. И любят и уважают их все, чуть ли не в жопу к ним с языком готовы залезть. А те, кто не любят их, падают ниц пред ними после первого же чиха этого самого Мэри/Марти. Вот вообще божества на земле. А самое главное, что как автору, так и читателю легко и приятно себя ассоциировать с такими персонажами.

А ещё обычно мир не притягивается под таких героев. Он вокруг них строится. И все события в этом мире происходят лишь для того, чтобы показать, как крут наш непобедимый и всеми любимый (место для вашего варианта).

Введенчество

No Game-No Life
No Game-No Life

Наверняка многие знают примеры сериалов, которые при наличии обширного первоисточника рассказывают лишь самое начало истории. Нам показывают главного героя, его окружение, начало пути и… всё! Вот просто всё! Дальше копайтесь сами, ищите первоисточник, учите японский, заказывайте из Японии оригиналы ранобэ и манги. Но экранизации продолжения можете не ждать. Фанаты No Game – No Life меня поймут.

На самом деле это не самая распространённая проблема на данный момент. Многие студии, явно не желая плыть со всеми по течению, вспоминают о своих старых проектах, выкупают их у других студий и начинают делать продолжение. Но даже так, это происходит лишь на фоне сверхпопулярности проекта и того, сколь обширную фанбазу он сформировал.

Для чего же вообще так делать? В целях рекламы. Аниме-студия выпускает 12-серийный сериал на основе какого-либо ранобэ или манги, поднимая тем самым продажи для автора оригинала и формируя целую категорию мерча. Этот самый мерч производится под лицензией авторов экранизации, продаётся и в итоге студия получает процент с прибыли, и пальцем не пошевелив. Как и автор оригинала, который несомненно тоже получит огласку.

И именно потому, что подобные сериалы демонстрируют лишь вводную часть цельного произведения, эту проблему я обозначил именно как введенчество.

Итог

Всё же, что такое это ваше аниме? Геевщина для детей, меха с девочками-волшебницами? Да нет, это такая же индустрия, со своими правилами, плюсами и минусами. Да, это не для всех. Очень многие не станут смотреть аниме из-за рисовки, дебильных рожиц, фансервиса и тд. Но если вы всё ещё думали над тем, стоит ли вам начинать просмотр аниме или нет, то я надеюсь, что моя статья вам хоть сколько-нибудь да помогла.

Комментарии: 20
Ваш комментарий

Советую начинать с Хаяо Миядзаки, а там уже решите

5

Как-то ляпнул анимешникам, что нормально отношусь к аниме, а Миядзаки даже нравится. Чуть не отпинали) Сказали он типа не считается за аниме в принципе или максимум за адаптированную под гайдзинов попсу)

1

Видимо, какие-то неправильные анимешники.

0

Так то не анимешники. Пусть упарываются своими нарутами да ванписами и не лезут в старую добрую классику шедевров.

2

Аниме можно найти на любой вкус. Хотя в последнее время индустрия погрязла в самоповторах и штампах.

3

Как старый анимешник, скажу: годная аналитика.

2
Последние 2-3 года замечаю необычайно резкий рост популярности японской мультипликации в самых разных слоях общества.

2-3 года назад из пещеры вылез? )))

1

Не, я не вылезаю, мне и в пещере комфортно.

0

Перевод названий плох уже тем, что заставляет заинтересовавшегося делать лишнюю работу по переводу перевода. Если с салом всё ещё понятно, то очередной исекай с названием в духе "я подавился печенькой и реинкарнировался в другом мире, где меня 24\7 насилует рота футанари" ты упаришься искать на англоязычном трекере или том же МАЛе:) А в остальном статья как статья, пойдёт.

0

Практически любой сайт помимо своей вариации перевода названия предоставляет оригинальное название аниме, по которому потом уже можно искать. А в случае с салом... ну тут всё очевидно, мне кажется.

-1

Ну подумаешь некоторые аниме наркоманские... в этом и плюс ведь каждый найдет то что ему нравится...

0

Так и не понял что такое это ваше "АнимЭ"? Пойду лучше посмотрю последнюю серию "Повелителя", как раз вышла с сабами.

0
Всё же, что такое это ваше аниме?

Это очень стильная рисовка, море эмоций, смешных и печальных драматических событий, и развитие отношений между персонажами. В западных голливудских мультиках и фильмах об этом всё чаще забывают и во главу угла ставят продвижение какой-либо повестки, забывают рассказать историю и забивают болт на развитие отношений между героями. Поэтому в какой-то момент я начал смотреть аниме МНОГО. Потому что в аниме этих проблем НЕТ (ну почти).

АНИМЕ сами японцы называют ВСЕ мультфильмы, любую анимацию. Они не делят мультики на аниме и НЕ аниме. К сожалению большинство фанатов аниме элементарно этого не знают и часто спорят на тему: что можно называть аниме, а что нельзя называть аниме.

Моё любимое аниме Мастера Меча Онлайн и Легенда об Аанге. Один умник однажды мне сказал, что Легенда об Аанге не аниме, потому что его создали в США, а в штатах аниме не рисуют. И вообще мангу создали после мультика и поэтому Аанг не аниме. И тут я задал вопрос. А чё, если я не японец, значит я априори не могу нарисовать аниме? Что за двойные стандарты? Что за расизм? И какая вообще разница в очерёдности появления манги и самого мультика - не пофиг ли? На что ответа я не получил никакого, кроме оскорблений, мол я ничего не понимаю в аниме. Но я по прежнему стою на своём и никто во всём свете не способен меня переубедить в том, что Легенда об Аанге является полноценным аниме. И точка.

P.S. Рекомендую смотреть аниме ВСЕМ! Особенно, если вам надоела навязываемая толерастия с запада и голливуда в целом, тогда аниме вам точно зайдёт. К рисовке можно привыкнуть. Просто дайте шанс аниме! Не бойтесь прикоснуться к новому!

-2
Мастера Меча Онлайн

Дальше не читал.

Ладно, каюсь - в принципе просто проглядывал по диагонали эту стену текста и, если бы было не лень, сказал бы о многом, но когда увидел, что серия .hack переведена как ХакЗнак, а Sword Art Online ВНЕЗАПНО стало - господи прости - Мастерами Мечами Онлайн, то уже тут можно многое сказать о писавшем. Как минимум то, что он либо в английском ни бум-бум, либо в целом смотрит аниме в озвучке Ancord-а, Persona99 и кто там ещё есть/был (они ещё живы вообще?) и в целом не запарывается на счёт правильности переводов и прочей "несущественной" фигни, ага.

Так как у меня чуть-чуть пригорело, сразу всё по полочкам, чтобы те, кто будут меня дизать, дизали за дело.

- Sword - это меч. Art - искусство, Online - ну, онлайн, "на связи", но все мы юзаем в русском именно "онлайн", не суть.

- Оригинальная игра именно об ИСКУССТВЕ МЕЧА (в целом оружия, но Кавахара выбрал именно меч, опять же не суть). Не о каких-то там мечниках, а именно об искусстве (можно сказать "мастерстве" - фить, ха) владения мечом. Надеюсь разжёвывать разницу между "Мастер" и "мастерство/искусство" не нужно?

- Повторюсь - ранобе/аниме названо так в честь первоначальной игры, а названия игр на постсоветском пространстве не переводятся. НЕ ПЕРЕВОДЯТСЯ. Мы играем в Battlefield, Сall of Duty, Assassin's Creed, Warcraft и т.д. и т.п., но не в Поле Боя, Зов Долга, Кредо Ассассина, Военное ремесло и далее по списку. Хотя поклонники Фаргуса может до сих пор и играют, не знаю.

- Я уже не помню кто, но какие-то особо популярные у школьников (читай: широкой аудитории) уникумы в 2012/2013 году перевели название так и теперь каждый не шибко умный человек, который вместо уроков английского видимо курит/курил за гаражами, до сих пор по старой памяти называет тайтл так.

- Всякие ссылки на свои Упарашикимори и т.д. можете оставить себе. Единственный достойный ресурс в этом плане долго держал оборону, но тоже в своё время пал под натиском невежественного быдла. Просто держите в уме, что официально лицензированное в РФ ранобе по SAO называется Sword Art Online. Не ваши любимые "Мастира Мича Анлайн)000" (что, в принципе, было бы вполне логично для привлечения той самой "широкой аудитории"), а именно Sword Art Online, даже не Искусство Меча Онлайн. Смекаете?

Вернёмся к автору статьи - т.е. .hack/Sign переводится как ХакЗнак (а чего забугорное hack как "взлом" не переводим тогда, а?), No Game No Life вообще не переводится, а SAO - ну вы поняли как, не хочу эту мерзость опять писать. Ну круто, чё, самые настоящие двойные стандарты. Вот как можно серьёзно воспринимать слова и, в частности, целые статьи таких людей, а?

Опять же про .hack - оно (именно аниме, про игры не говорю) вполне заслуженно забытое. Оно слишком медленное и в целом претенциозное (все герои постоянно смотрят в даль, по пол часа молчат и говорят незавершёнными фразами), в нём всё до самого конца не понятно, мало экшена (в игре с упором на сражения, где у каждого оружие, да) и в нём нету одной из самых главных вещей в аниме про компьютерные игры - связи с реальным миром и качественное (читай: правдоподобное) объяснение всего происходящего. Там были самые обычные ОЧКИ реально существовавшие в 90ых как средство погружения в игру. Как именно это работало? Как душа/личность главного героя туда попала (по dial-up соединению, лол)? ДА ПОФИГ. Собственно, многие современные исекаи про игры тоже страдают от этой проблемы, а ведь это очень важно. Две вещи, что не отнять у .hack - атмосфера и самый первый опенинг. Ну ещё и факт, что именно там была первая аниме-адаптация про попаданцев в игру, да, тут без вопросов. Только вот историю пишут победители, и почему-то после релиза кучи сезонов/OVA/полнометражек по .hack волна аниме на подобную тематику не началась, а после SAO началась - странно, странно...

И, наконец

В то время, когда я начинал увлекаться этим, меня и мне подобных считали ненормальными фриками, смотрящими не то мультики для детей, не то гейскую мультипликацию, не то девчачьи розовые сопли. Сейчас фриками сочтут скорее тех, кто до сих пор считает аниме чем-то из вышеперечисленного.

Эм, нет? И 20 лет назад, и 15 лет назад, и 10 лет назад, и 5 лет назад и даже сегодня (и, гарантирую, через 5 лет, может и через 10 тоже) серьёзно смотрящих аниме будут относить в определённую категорию умалишённых. Просто стоит почитать комментарии на том же пегаче под чем-нибудь популярным и связанным с аниме (привет Киберпуку), где можно узнать много нового и интересного. Группы "Смерть анимешникам" (лол) во всяких ВК тоже не исчезли и вряд ли исчезнут. Даже в забугорном либеральном мире анимешников поносят "обычные нормальные люди". Чего греха таить - в современной Японии люди до сих пор не особо афишируют тот факт, что они отаку, хотя вот там-то за 20 лет произошли просто феноменальные изменения в этом плане и теперь хоть ко всяким полноценным фрикам всё также относятся соответствующе, но всё равно гнобить с доведением до самоубийства как в 00ых в большинстве случаев не будут. И это в самой Японии, альма матер всея аниме, где есть конкретный с*ка большой район, где на высоту целых зданий висят изображения анимешных девочек и нон-стоп играет кавайная музыка - чего уж говорить про остальной мир?

-7

Признаться, тоже всю твою стену текста по диагонали читал через строку. На первые 80% горения про переводы названия я могу ответить просто: да, я в английском ноль. Так уж вышло, что в школьные времена я учил немецкий, а после языками не занимался. Так что уж извините меня за мои "Мастира Мича Анлайн". Хотя нет, не надо. Это придирка на ровном месте. Я использую уже устоявшиеся в сообществе названия, а не официальные переводы и тд просто по привычке.
И да, я предпочитаю смотреть аниме в субтитрах.

Эм, нет? И 20 лет назад, и 15 лет назад, и 10 лет назад, и 5 лет назад и даже сегодня (и, гарантирую, через 5 лет, может и через 10 тоже) серьёзно смотрящих аниме будут относить в определённую категорию умалишённых

Вот тут вообще не согласен. Уж за 10 лет можно вполне себе проследить изменения в отношении к той или иной прослойке общества. А про "Смерть Анимешникам" тд могу лишь сказать, что у любого движения есть фаза противодвижения в той или иной форме. И с ростом популярности движения противодвижение слабеет. Как пример можно посмотреть передачу, где Децл со скинхедами общался аж в далёком 2002 году. Может ли быть такое сейчас? Где-нибудь, да может, наверняка. Но далеко не в тех же масштабах, что и в то время. Примерно то же самое я сейчас наблюдаю и с восприятием аниме как части медиаконтента. Что до отношения к аниме в Японии, так тут причина в консервативности самого населения страны. Авторитет старшего, всё такое. Пока живы те, кто не одобряет это, называть себя анимешником в Японии постесняются многие. Но как только нынешнее поколение займёт лидирующие посты, так я тебя уверяю, сразу всё поменяется.

2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Sword_Art_Online

Sword Art Online (яп. ソードアート・オンライン Со:до А:то Онрайн) — серия ранобэ японского писателя Рэки Кавахары с иллюстрациями художника, выступающего под псевдонимом abec. На основе романов выпускается манга[2], аниме адаптаций, адаптация в формате Drama CD[3], а также компьютерные игры[4][5]. В 2015 году издательство «Истари Комикс» приобрело лицензию на публикацию ранобэ, и в этом же году на канале 2x2 состоялся показ аниме-адаптации под названием «Мастера Меча Онлайн». Ранобэ является одним из рекордсменов по числу экранизированных томов: из двадцати шести книг основной серии аниме-адаптацию получили восемнадцать.

Чел, ты бы хоть иногда включал моск, говорят помогает.

2

Нет, если уж говорит по сути, то человек-то прав. Вот только адаптация названий существует не только в аниме. У нас "Форсаж" называется именно "Форсаж", когда в оригинале это "The Fast and the Furious". "Мальчишник в Вегасе" - это в оригинале "Hangover". А "Джонни Д." вообще в оригинале называется "Public Enemies", а в нашем прокате его назвали так, чтобы привлечь внимание актёром на главной роли. И таких примеров много.
Про это мистер диванный ноунейм забыл, но докопаться до статьи другого ноунейма, который просто хотел поделиться своим мнением, он счёл необходимым.

5

Просто чел обосрался на ровном месте, не зная базы.

3