География консолей: VC 4000, Bridge Companion, CD-I, Game Wave

Консольный гейминг уже давно стал обыденной частью жизни для многих. Кому-то везёт больше, и он «рубится» на PlayStation 5 прямо со старта, а кому-то и кредитная Mega Drive в радость. Исторически же сложилось так, что все самые успешные игровые устройства создавались либо в Японии, либо в США, «а остальные страны им завидуют». Китай-бабай и другие Тайвани тут не в счёт, так как, зачастую, они просто копировали всё, что могло хоть как-то продаваться.

Но за десятки лет существования консолей, попытки приобщиться к этому явлению были и в многих других странах. Где-то более успешные, а где-то и с откровенными провалами. В этом материале мы начнём изучать карту мира на предмет наличия самобытных игровых станций в таких точках, где они обязательно должны были быть, где могли бы появиться, и даже где их никто не ждал.

Пакуйте геймпады в чемоданы – наш круизный ТАРДИС отправляется прямо сейчас!

Германия: Interton Video Computer 4000 (1978)

Сперва предлагаю посетить Германию. Но не современную, а образца 50-летней давности. В это время домашние консоли уже вовсю популяризируются как отличное развлечение перед телевизором. Производитель слуховых аппаратов из Кёльна Interton тоже решил приобщиться к данной шумихе, и дать людям кроме возможности слышать ещё и возможность портить зрение и сажать кинескопы.

Сначала прощупав почву выпуском по лицензии американских приставок от Atari и Magnavox, Interton приступает к созданию собственной консоли в 1974. Только через три года приставку демонстрируют на радиовыставке в Берлине, а ещё через год она поступает в продажу под именем Interton Video Computer 4000. Передовых характеристик новинка на получила, ограничившись средними параметрами как для консоли второго поколения. Но один неоспоримый плюс у приставки всё же был – цена в 300 дойчмарок на целую сотню была ниже стоимости устройств прямых конкурентов.

Правда вот утверждать что консоль целиком и полностью разработана только Interton нельзя, так как в то же время подобные решения появляются у других производителей. Аналогичное устройство, например, было и у земляков Interton – компании Radofin.

Как и многие другие, играми для своей приставки Interton занимались самостоятельно – от поиска разработчиков до издательства. Всего в библиотеку VC 4000 попало около 40 наименований, но 3 из них так и не добрались до релиза. Со временем сторонние производители начали продавать специальные переходники для картриджей от других консолей с аналогичным железом, что расширило список кассет (а именно так назывались носители) ещё на десяток позиций.

Забавный факт: рекламные кампании в игровой индустрии даже полвека назад работали не всегда честно. Так, Interton начинали продвигать свои игры не то что до выхода, а даже до начала разработки. Например, пока в печатных изданиях шла реклама игры Motocross, руководство компании в срочном порядке искало программистов для реализации этой идеи. А абстрактное описание в стиле «гонки на большой скорости» позволяло варьировать геймплей в любом направлении, главное чтобы гонки там были хоть в каком виде. Так и получилось, что по ходу дела готовую игру Dragrace просто переименовали в Motocross. Сама игра, конечно же, от этого не изменилась. Чтобы уж не врать так нагло, на коробке картриджа разместили здоровенную надпись Dragster, на фоне которой название Motocross просто теряется.

Таким образом на Video Computer 4000 появились все игры первой необходимости. Тут тебе и спорт на любой вкус, и космические стрелялки, настольные игры для детей и карточные развлечения для игроков повзрослее. Кстати, требование сначала переписывать игру с картриджа в память консоли сегодня выглядит забавно, но в то время вопросов не вызывало.

В действительности же, количество так и не переросло в качество – даже тогда не очень избалованные геймеры жаловались на простецкую графику и кривость игрового процесса. А серьёзные конкуренты в лице Intellivision и Atari 2600 только укрепляли брюзжание пользователей.

Но всё же консоль некоторым спросом пользовалась, ведь новые партии производились вплоть до 1983. Жизненный цикл такого устройства в 5 лет – довольно неплохой показатель. Вот только к тому времени финансовые проблемы Interton заставили её свернуть своё игровое подразделение и опять сконцентрироваться на слуховых аппаратах.

Думаю, на этой ноте самое время сменить как локацию, так и целое поколение консолей.

Великобритания: BBC Bridge Companion (1985)

В то время как VC 4000 с десятками игр уже потеряла актуальность, британская телерадиокомпания BBC разродилась своей собственной консолью… с одной игрой. Хотя, точнее будет сказать «с наборами обучающего материала для отдельно взятой игры». Как же так получилось?

Из названия приставки уже понятно, что Компаньон создан именно что для освоения аспектов и тонкостей игры в бридж. Насколько это интересное и многогранное развлечение можно судить по тому, что спортивный бридж – это единственная карточная игра, признанная Международным олимпийским комитетом как вид спорта. Да, на стороне шахмат как спортивной дисциплины есть союзник.

В начале 80-х у BBC уже был успешный опыт выпуска электроники, а именно компьютера BBC Micro, который глобально использовался в образовательных целях по всей Великобритании. Для создания более специфического устройства, компания заручилась поддержкой широко известного в узких кругах теоретика и практика игры в бридж – Эндрю Камбитеса.

Так как основным контингентом приставки создатели видели людей взрослых и не совсем знакомых с консольными развлечениями, конструкция Компаньона получилась крайне простой, если даже не сказать «примитивной»: никаких тебе отдельных джойстиков и общих кнопок – все элементы управления размещены на самой приставке и отвечают только за одну функцию. Отсутствие звукового сопровождения и примитивная графика в играх тоже не идут в зачёт Bridge Companion. Плюсом можно назвать разве что приличные талмуды с подробным описанием многих нюансов, которые шли в комплекте с каждым картриджем. Изучив их все, наверное, можно было научиться играть в бридж даже без консоли.

Сами же картриджи всё же надо было вставлять в слот как и в других приставках. Правда их наполнение разнообразным можно назвать только с большой натяжкой: все 9 носителей были не отдельными играми в карты, а больше практическим руководством по определённым тонкостям одной игры. Проще говоря – каждый картридж являл собой определённый гайд по игре в бридж. И это в то время, когда на рынке появились такие бесспорно отличные системы как NES, Master System и даже Atari 7800, которые кроме карточных игр могли предложить ещё и сотни других.

Но BBC и не планировали «тягаться» с чисто игровыми устройствами, делая ставку только на конкретных пользователей. Стоимость в 200 фунтов (что на порядок выше большинства других систем того времени) и узконаправленность в плане геймплея только подчёркивали идею – эта консоль хорошо будет смотреться возле телевизора не обделенного умом и финансами сэра. Подходящих «сэров» аналитики BBC насчитали в количестве около 10 000 человек – по крайней мере, серийников консолей с большими номерами не встречалось. А для рядовых игроков приставка интереса не представляла, ведь со временем не вышло даже её аналогов или хотя бы клонов.

Вот таким образом у британской телерадиокомпании и появилась крайне нишевая, а оттого и малоизвестная консоль.

Что же, теперь у нас на очереди не менее интересный представитель тогдашнего некстгена.

Нидерланды: Philips CD-i (1991)

Завершим с Европой визитом в страну тюльпанов и другой зелени – Нидерланды.

Начало 80-х, силами Philips и Sony, подарило миру один из успешнейших носителей цифровой информации – компакт-диск. Постоянно развивая технологию, две компании успели создать столько CD-форматов, что для удобства их даже стали называть цветами радуги – по обложке диска. В контексте уникальных консолей, нас больше всего интересует «зелёный» Compact Disc Interactive (или CD-i сокращённо).

Историю о том, как Nintendo и Sony так не родили Play Station (ещё раздельно) знают, наверное, все. Именно тогда, вместо чисто внутрияпонского сотрудничества, Большая N обратилась за помощью ещё и к партнёрам Sony – компании Philips. Но и из этого союза также ничего толкового не получилось. А голландская компания решила использовать уже готовые наработки для создания своего собственного мультимедийного комбайна, назвав его просто Philips CD-i. К тому же, по условиям старых договоров, за ними оставались права на использование популярных брендов Nintendo – Mario и The Legend of Zelda, чем Philips и успели воспользоваться, выпустив 4 игры по лицензии. Но в дальнейшем Nintendo аннулировали соглашения, так как их не устроило качество планируемых продолжений.

Другими «большими» релизами на платформе стали игры, которые на видеоплеере себя чувствовали как рыба в воде – Dragon's Lair, Mad Dog McCree и разработанная специально для CD-i Burn:Cycle. Только вот для работы с видео, многим моделям CD-i требовался дополнительный картридж DVC за 200 долларов, что вообще не добавляло баллов платформе. А более громких проектов не вышло из-за неоднозначно менеджмента. Ведь изначально игровая составляющая мало волновала нидерландскую компанию – так, первые три года Philips CD-i рекламировалась исключительно как мультимедийное развлекательное устройство, в котором геймерские возможности уже шли в довесок.

И только когда продажи различных моделей стоимостью около 700 долларов не оправдали возложенных ожиданий, руководство компании приняло решение переквалифицировать CD-плеер в полностью игровое устройство. Новые ревизии изменили облик «видака» на более подходящий для консоли, получили порт для второго геймпада, ну и цена упала в два раза.

Только пить «Боржоми» уже было поздно – геймеры отдавали предпочтение либо Sega Saturn, либо уже ожидали выхода Sony PlayStation. Даже заигрывание с онлайн-технологиями не помогло привлечь аудиторию. В итоге, такое метание между “умными и красивыми” стоило компании Philips около миллиарда долларов убытков.

Интересно, что в 2018 году, на волне переизданий популярнейших консолей в мини-формате, пользовательскую поддержку получил и фейковый анонс Philips CD-i Classic. Представители компании поблагодарили за живой интерес к провальной приставке, но всё же не решились на такой шаг.

Но грустить о несбывшихся мечтах у нас времени нет, так как пора уже кроме нескольких консольных поколений сменить и целый континент.

Канада: ZAPiT Game Wave (2005)

На этот раз махнём через Атлантический океан, прямиком в Северную Америку.

История консоли Game Wave от канадской компании ZAPiT наглядно показывает, что мало кто учится на чужих ошибках. Провал «игрового» CD-плеера от бренда с мировым именем не стал показательным примером для совсем молодой команды, которая решилась на создание игровой платформы на основе… плеера DVD.

Идея уже существовавшей геймерской технологии для DVD (Nuon) показалась довольно заманчивой, но не обладая большими бюджетами, ZAPiT Games нашли просто гениальное решение – встроить в дешёвые проигрыватели плату Altera MAX II (что-то вроде известной сейчас Arduino). Дополнил чудо инженерной мысли комплект из 4 геймпадов, которые по факту были обычными пультами от плеера. А форма корпуса в виде волны стала последним штрихом в этом шедевре игровой индустрии. Воплощала данную идею в жизнь другая компания из Онтарио – Nytric.

Кстати, подключать можно было целых 6 контроллеров за раз, что позволяло играть во всякие викторины и настолки прямо всей компанией одновременно. Достигалось это использованием отдельной ИК-частоты для каждого из пультов. Но других игр, кроме так простых головоломок и телешоу, платформа предложить не смогла, ограничившись лишь 13 релизами самой ZAPiT Games. Поэтому и рекламировалась только как устройство для «семейных посиделок» – такой вот локальный мультиплеер, если угодно.

Сейчас реальное число проданных приставок назвать трудно, но в рекламе упоминалось количество в 70 000 устройств, правда, без какого-либо контекста. Можно сделать вывод, что это был планируемый показатель, к которому Game Wave вряд ли добралась. Ведь цена в 100 долларов для простецкого DVD-плеера могла оправдываться разве что наличием 3 запасных дистанционок в комплекте. К слову, накинув 25 баксов сверху, можно было взять ещё 2 пульта.

Полноценной игровой системой Game Wave так и не стала, но как развлечение на пару вечеров она всё же работала. В дальнейшем никакого развития платформа не получила, а спустя 4 года после основания, сама компания ZAPiT Games прекратила существование. После этого Nytric пытались даже продавать остатки плеера в Индии вне бренда ZAPiT, но это ни к чему не привело.

Ещё одна поучительная история завершена.

Итог

Ну что же, первый консольный тур получился довольно насыщенным – нам удалось как прогуляться по Европе, так и заглянуть в Новый Свет, а каждая из посещённых стран рассказала одну из множества историй о приставках. Куда в дальнейшем закинет нас судьба гадать не буду, скажу лишь что в следующий раз обязательно встретимся.

Комментарии: 0
Ваш комментарий