Когда FIFA остановилась в развитии

©

Вне игры

Картинка со звуком
Картинка со звуком

EA Sports — It’s in the game — слоган, знакомый многим любителям спортивных игр в общем, и футбола в частности. Довольно иронично, ведь сами EA давно уже «вне игры» — они всё больше и больше погружаются в циничное зарабатывание денег.

И сегодняшняя FIFA — самый успешный в плане доходности продукт в линейке Electronic Arts. Такое положение вещей сформировалось после добавления в FIFA 09 режима Ultimate Team — онлайновой составляющей с микротранзакциями. С этого момента новые итерации игры встали на конвейерные рельсы, всё больше теряя индивидуальность и любовь игроков (но не их количество, ведь достойной альтернативы нет, как бы PES не пытался ею стать).

Ultimate Team — «лицо» сегодняшней FIFA
Ultimate Team — «лицо» сегодняшней FIFA

Правда, за свою почти 40-летнюю историю, «электроники» успели разработать и издать огромное количество различных игр посвященных спорту № 1. Да, в первую очередь, на слуху основная серия FIFA со своими ежегодными релизами разной степени паршивости. Ну и её «младшая сестра», FIFA Mobile, которая «доит» игроков на мобильных устройствах с 2016. Но это только пожелтевшая вершина довольно большого айсберга.

Футбол на любой вкус

В обойме EA постоянно есть игры, приуроченные к большим международным турнирам — Чемпионат мира (c 98 года) и Чемпионат Европы (с 2000). Но лицензию на ЧЕ-2016 и ЧЕ-2020 удалось заполучить Konami для её PES (наличие недоступных в FIFA турниров — всегда было главным завлекаловом в Pro Evolution Soccer). Кстати, игры по Чемпионату мира 2010 и 2014 годов от Electronic Arts не выходили на ПК, так и оставшись консольными эксклюзивами.

Последняя самостоятельная игра по ЧМ была в 2014
Последняя самостоятельная игра по ЧМ была в 2014

Не обошли «электроники» стороной и самый известный клубный турнир — Лигу чемпионов UEFA. Право воплотить его кочевало между различными разработчиками, дольше всех им владели Konami. EA смогли выпустить две игры в середине «нулевых», после чего проиграли борьбу за лицензию японским конкурентам. Но, начиная с 2018, все еврокубки целиком и полностью отдались на попечение «электроникам», которые уже не делали по ним отдельные проекты, а интегрировали в серию FIFA (благо, каркас без лицензии там уже был давно).

Для любителей уличного футбола была создана отдельная серия FIFA Street, три части и перезапуск которой вышли в промежутке с 2005 по 2012. В дальнейшем уличный футбол пропал с радаров, но появлялся, например, по ходу сюжета в истории Алекса Хантера. А начиная с FIFA 20 вернулся для разнообразия в главную игру как «новый» режим Volta.

Новое — это хорошо забытое старое
Новое — это хорошо забытое старое

Гениальным тактикам и прирождённым стратегам EA регулярно поставляла отдельную площадку для манёвров с 1997 по 2013. Речь идёт о серии FIFA Manager и её предшественницах — Total Club Manager и The F.A. Premier League Football Manager. Правда, проиграв конкуренцию Sega с её Football Manager, EA прекратили развитие симулятора управленца, ведь дополнительно монетизировать подобную игру крайне тяжело. Очень упрощённая версия менеджера доступна в основной серии FIFA и по сей день.

Также Electronic Arts в 2010-х довольно активно пробовали себя в free-to-play MMO в различных жанрах. Фанатам футбола была предложена игра FIFA World. Но проект не дал ожидаемого «выхлопа», и спустя 18 месяцев после запуска открытой беты, в 2015, его свернули вместе с «братьями по онлайну» (NFS World, Battlefield Heroes и Play4Free).

Кунсткамера

Но всё вышеперечисленное — довольно известные игры. А ведь в послужном списке Electronic Arts есть проекты, которые имели свои интересные особенности или достались не совсем очевидным платформам и регионам. И речь идёт не о мобильных поделках, таких как номерная FIFA на Java, N-Gage или GBA, а о более уникальных играх.

Например, The F.A. Premier League Stars (1999–2000) — в отличии от стремящейся к реализму FIFA, это более динамичная версия футбола с уникальной механикой «звёзд»: за различные достижения игрок получает валюту-звёзды, которые можно тратить на прокачку своих футболистов. Как и другие игры спортивной линейки EA того времени, имеет отдельные версии для таких стран, как Англия, Испания или Германия.

Почему-то немцам досталась самая скучная обложка
Почему-то немцам досталась самая скучная обложка

А вот FIFA Soccer World Championship (2000) уже чисто японский эксклюзив для PlayStation 2. По сути это FIFA 2001, но содержащая команды футбольных сборных U-23 разных стран. Выпущенная, понятно дело, под летние Олимпийские игры-2000. Также, только для японского рынка, издавались и обычные версии FIFA под названием Total Football.

Для более широкой аудитории, EA в 2002 выступили издателем игры Lego Soccer Mania, которую можно назвать аркадной «фифой», только в Lego-мире и с полноценным сюжетным режимом. В обычной FIFA сюжетная история появилась только в 2016.

Динамичный футбол с модификаторами, кастомизацией и сюжетом — игра опередила свое время
Динамичный футбол с модификаторами, кастомизацией и сюжетом — игра опередила свое время

Не обошли «электроники» стороной и бум социальных сетей, выпустив в 2010 браузерную игру FIFA Superstars на Facebook. Это был полный аналог режима Ultimate Team с обычной версии игры со своими карточками и монетами. Иронично, что самого процесса игры в футбол там не было — только расчёт результатов. Проект накопил множество жалоб от пользователей и плохо поддерживался со стороны компании, что и привело к закрытию игры в 2013.

Отдельным столпом стоит free-to-play’ная FIFA Online для азиатского рынка, первая версия которой была выпущена в 2006, и которая получает регулярные обновления до сих пор. Упор там сделан, как понятно из названия, на онлайновую составляющую, ну и сама игра популяризируется как киберспортивная дисциплина. Насколько она успешна можно судить по количеству игроков — в 2020 там насчитывалось около 30 миллионов человек.

Есть ли свет в конце тоннеля?

В дальнейшем от неоднозначных, но порой весьма любопытных проектов Electronic Arts отказались, сделав упор на «развитии» онлайн-составляющей FIFA. Ведь режим Ultimate Team и FIFA Online каждый год приносят стабильную прибыль, которая давно уже измеряется миллиардами долларов.

С таким уровнем доходов, сделать имиджевый проект, который, да, не принесёт золотые горы, но покажет что у компании есть ещё азарт игрока а не бизнесмена — раз плюнуть. Но это, понятное дело, никому не надо.

Аркадный спорт выпускался под брендом EA Sports BIG
Аркадный спорт выпускался под брендом EA Sports BIG

Хотя, что говорить о дополнительных играх, если и главную свою «кормилицу» Electronic Arts наполняют контентом из рук вон плохо. Так, в первой игре серии, которая вышла в 1993 на Sega Mega Drive / Genesis было всего лишь 48 сборных стран плюс одна команда EA. А теперь вопрос — сколько сборных в последнем релизе (FIFA 21)? 49! То есть игра, которая в оглавление вынесла название самого главной футбольного органа в мире, за почти 30 лет смогла на длительной основе включить только четверть реальных участников организации. Да, в отдельных играх под турниры, сборных добавляли больше, но так заморачиваться (а точнее, тратиться на лицензирование) постоянно EA, видимо, не хотят.

Ну так может они клубный футбол популяризируют отлично? Посмотрим на реальные цифры: после добавления режима FUT, появление новых турниров в каждой итерации симулятора замедлилось в 3 раза (с 1.77 до 0.53). А прирост количества новых клубов упал более чем в 2 раза (с 27.46 до 12.84).

В последнее время динамика добавления новых турниров и команд в FIFA заметно снизилась
В последнее время динамика добавления новых турниров и команд в FIFA заметно снизилась

Можно возразить, что сейчас в FIFA есть все топовые турниры, но нельзя отрицать и того, что старые чемпионаты, которые раньше были в игре, давно там не появляются. Например, лиги Израиля, Чехии и Греции. Или экзотическая Малайзия — даже такие, откровенно слабые в футбольном плане чемпионаты, в былые времена EA могли спокойно добавить в игру.

Вряд ли сегодня Pro Evolution Soccer, который постоянно стоит в тени FIFA, может предложить больше денег чем EA за лицензию итальянской Серии Б, бразильских турниров или российской Премьер-лиги. Японцы просто «подбирают» то, что Electronic Arts не очень выгодно покупать. Отдельные эксклюзивные лицензии PES, например, итальянский Ювентус, скорее, исключение из правил, и даже страшно представить, сколько за это «самураи» заплатили. А вот третий дивизион Германии EA лицензировали не так давно с вполне очевидным расчётом — немецкие фанаты известные любители футбольных игр, и явно принесут больше денег чем русские и бразильцы вместе взятые.

Сегодня российская Премьер-лига Electronic Arts не нужна
Сегодня российская Премьер-лига Electronic Arts не нужна

Так что, в сухом остатке, сегодня футбол от EA Sport как планета Шелезяка: «Нововведений нет. Менеджера нет. Населён онлайн-задротами.» Зачем придумывать что-то ещё, если «золотая жила» уже найдена, правда?..

Видеообзоры Аналитика Подборки
11
об авторе
🎵 Lana Del Rey – Video Games
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 3

давно остановилась
2010 был потолком

1

остальные игры лишь отличаются тем, что окружение меняется и все. Механики, сюжеты, игровой процесс уже идут по кругу. Вот и отличие фифы от других игр

0

Стопгейм: Только не списывай один в один!

Автор: Ок!

0