Реальные автомобили в играх: почему не ломаются, где российские и что с GTA?

Спойлер

Всё не то

Большое разнообразие гоночных игр, в различных жанрах и с множеством механик, позволяет найти для себя отличное развлечение, которое в реальной жизни недоступно. Можно дрифтовать на улицах или бороться с бездорожьем, собирать “ласточку” своими руками или крушить все встречные корыта, удирать от копов или участвовать в официальных турнирах.

Но идеальной гоночной игры не существует – если есть много реальных машин, то ещё большей кучи желанных тачек там нет; наличие фотореалистичной графики не гарантирует реализм при авариях и близко; а если авто могут разбиться в хлам, то только лишь придуманной разработчиками марки.

Реальные машины в такой мясорубке не встречаются
Реальные машины в такой мясорубке не встречаются

Почему же так происходит, что, например, в Gran Turismo авто реальные, а в GTA – нет; в долгоиграющей серии Need for Speed постоянно есть Lamborghini, но Ferrari – редкий гость; а российский автопром в крупных проектах представлен разве что покойной Marussia?

Где логика?

На первый взгляд совсем непонятно почему автопроизводители сами не идут к игроделам, ведь это выглядит вполне логично: игры получают возможность привлекать фанатов именно этой марки или даже модели авто, а игрок может в будущем и воплотить свою мечту, взяв-таки кредит на заветный Porsche.

А если до вождения в реальном мире игрок ещё не дорос, то именно виртуальные гонки могут заложить фундамент любви к машинам в целом, и к определённому бренду в частности. Так автоконцерны могут взращивать себе аудиторию поклонников задолго до их финансового и правового взросления. Причём малой кровью – разработчикам игр от правообладателя требуется всего лишь лицензия.

Porsche 911 GT3 RS – частый гость в серии Need for Speed
Porsche 911 GT3 RS – частый гость в серии Need for Speed

И вот на этом моменте возникают большинство нюансов, которые и обламывают все попытки игроделов создать отличный продукт. Стоит понимать, что по своей сути разработка хорошей игры – это, в первую очередь, творчество, а потом уже бизнес. А вот в мире автомобилей на первом месте стоят деньги. И для того, чтобы эти две вселенные нашли общий язык, нужно хорошо постараться представителям обеих сторон.

Лицензия

Так, для начала, ещё до вопросов лицензирования, разработчикам надо иметь либо крупные и успешные релизы в прошлом, либо наработки текущего проекта для демонстрации качества продукта. Ни один серьезный производитель не даст права на свои машины неясно кому.

Понятное дело, что у больших издателей с длинной историей сотрудничества с автоконцернами (например, Electronic Arts, Microsoft или Sony) все вопросы решаются в разы проще и быстрее – условия обновляются и контракты продлеваются.

А если подобных связей нет, то у создателей есть окно между стартом разработки и анонсом самой игры для получения необходимых лицензий. Упростить процесс выбивания желаемых разрешений может размер компенсации за эту самую лицензию – и это нормальная и логичная практика.

Ничего необычного, просто McLaren Senna с конструктора Lego в Forza Horizon 4
Ничего необычного, просто McLaren Senna с конструктора Lego в Forza Horizon 4

Опять же, если разработчик в хороших отношениях с производителем автомобилей, то и ценник может быть не самый большой, а иногда всё обходится взаимовыгодным обменом. Разработчики могут предоставлять производителю рендеры, ролики, специальные версии игры для демонстрации на выставках или иные материалы для рекламных целей. То есть «бесплатно» получить лицензию на ту или иную марку можно при хороших и долгосрочных отношениях с производителем.

Деньги – не вопрос

Стоимость лицензий, конечно же, у всех разная. Каждый автопроизводитель требует сумму, которая, по его мнению, отражает престиж и значимость марки. Издателям и разработчикам в такой ситуации нужно быть уверенными, что будущие продажи игры отобьют эти траты. А ведь кроме начальной суммы, владелец бренда может захотеть ещё и процент от продаж самой игры.

Также, есть компании, которые даже за деньги не всегда готовы предоставить права. Например, Ferrari – одна из самых недешевых компаний и они очень дорожат своей репутацией. А минимальный ценник у них – сотни тысяч долларов. То есть добавить Ferrari в игру может быть даже дороже, чем купить реальный суперкар. Но всё же, под тяжестью чемоданов зелени, сдаются и они. Только позволить это себе могут самые богатые издатели.

К чести самой Ferrari, их машины можно увидеть и в независимых автосимуляторах, как, например, Assetto Corsa, разработчики которой также создавали симулятор Ferrari Virtual Academy. То есть, в этом случае помогли “былые заслуги”.

Итальянки с характером в Assetto Corsa
Итальянки с характером в Assetto Corsa

Ещё одну проблему при лицензировании может создать наличие эксклюзивных прав у одного из издателей. Так, Porsche имели эксклюзивное соглашение с Electronic Arts с момента выхода Need for Speed: Porsche Unleashed в 2000 и вплоть до 2016. Но, при большом желании, можно и тут найти выход – для Forza Motorsport 4 от Microsoft было заключено суб-соглашение с EA на использование автомобилей Porsche в игре.

Причиной отказа продажи лицензии может быть и наличие желаемого авто в нескольких других проектах, и чтобы дорогая машина “не выходила в тираж”, права на неё больше не продают.

Бюрократия

Сам процесс получения лицензии у крупных компаний не вызывает больших проблем. Бюрократические вопросы решаются, в большинстве своём, довольно слажено из-за наличия подобного опыта у автопроизводителя ранее – переговоры ведутся напрямую с официальными агентствами лицензиара.

Но если вопрос касается российского автопрома – то всё совсем наоборот. Начиная с отсутствия соответствующих департаментов, продолжая непониманием для чего им это вообще надо, и заканчивая незнанием в каких формах это утверждать и как фиксировать. То есть, для российских автопроизводителей игры – это тёмный лес, в который они идти не собираются ещё долго. Попытку под именем Lada Racing Club даже вспоминать страшно.

Lada Racing Club могла стать культовой игрой
Lada Racing Club могла стать культовой игрой

Когда речь заходит об особых требованиях к самой игре, то они у всех автоконцернов похожи:

  • Нельзя поощрять игрока за откровенно плохие действия (если выехать на встречку ещё можно, то протаранить стену уже нет).
  • Основной целью игры не должно быть нанесения урона машине.
  • Машины не должны сбивать людей.
  • Машины не должны ломаться сами по себе.
  • Машины не должны терять свой узнаваемый вид (в различных градациях – от лёгких царапин до отваливающихся частей).
  • Машины не должны падать с обрывов (вот откуда берутся непробиваемые ограждения).
  • Машины не должны взрываться.
Крутые парни не смотрят на взрыв
Крутые парни не смотрят на взрыв

В этом описании чётко прослеживается геймплей серии GTA – автопроизводители просто не хотят видеть свои машины в таких играх. Но сами Rockstar, соблюдая данные правила, выпустили серию гонок Midnight Club с вполне себе реальными автомобилями.

Другим можно?

Данные запреты сильно контрастируют с другим развлечением, в котором часто фигурируют автомобили. Речь идёт, конечно же, о кино. Можно вспомнить большое количество фильмов, в которых абсолютно реальные авто и сбивали людей, и взрывались, и падали с обрывов. А сколько раз они глохли – не счесть!

Мемфис умоляет Элеанор завестись
Мемфис умоляет Элеанор завестись

И некоторые производители даже платят создателям фильмов за то, чтобы их машины там засветились. Так, в картинах от Marvel часто мелькают Audi. Но всё же стоит понимать, что в кино зритель принимает участие только как наблюдатель, и всё что он видит – действие по согласованному сценарию. В отличии от игры, где он сам себе режиссёр.

Любителям гонок с реальными машинами остаётся лишь надеяться, что автопроизводители всё же увидят в играх не только возможность чуть “подхалтурить”, а и полноценный вид искусства, которое, при должном профессионализме, может приносить хорошие деньги. И тогда то, что не является табу для кино, станет повседневностью и в играх.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

эх, Колян на последнем скрине в лучшие годы своей карьеры... Вот раньше действительно кино снимали

5