Когда речь заходит о киберспорте в СНГ, все вспоминают о Dota 2. Русскоязычные трансляции турниров обходят англоязычных коллег, клубы стремятся подписать любой мало-мальски популярный состав, чтобы приобрести новых поклонников. Но что происходит там, за пределами карты Защиты Древних? Разбираемся, за какими дисциплинами пристальнее всего следили поклонники киберспорта из СНГ в 2019 году.
Dota 2 - непоколебимый лидер
Конечно же, безусловный лидер в регионе. За год отметка часов просмотра превысила 100 млн, поклонники Dota 2 смотрели всё: от небольших региональных чемпионатов до The International. Если Южная Америка и Азия, также сходящие с ума по Dota 2, уже находят себе новых любимчиков, то игроков из СНГ ничто не может отвлечь от просмотра любимой дисциплины.
В топ-5 по среднему количеству зрителей - одни турниры по Dota 2. И дело не только во всеобщей любви СНГ к доте. Во-первых, студии привлекают внимание к дисциплине, куда более активно занимаясь промоушеном чемпионатов. Тут и специальные гости, и контент, и конкурсы с крутыми подарками. Во-вторых, прошлый турнирный сезон был вполне успешным для главного представителя региона на дота-сцене - Virtus.Pro. До TI они трижды попадали в топ-3 мейджоров, заставляя поклонников из СНГ смотреть каждый матч вплоть до финального дня. А после подогрели интерес к отборочным и чемпионатам обновленным составом и соперничеством с другими командами региона. Разве могут зрители из СНГ пропустить дебют пятерок Virtus.Pro и Natus Vincere? В пике на русскоязычном стриме отборы на первый крупный турнир сезона, MDL Chengdu Major, смотрели почти 94 тыс. человек!
Но безусловным лидером по зрительскому интересу в СНГ снова стал The International. В 2019 году турнир прошел в Шанхае, так что смотреть чемпионат приходилось не по ночам, а днем. В пике на русскоязычных стримах TI9 удалось собрать более 670 тыс. зрителей. И кто знает, какой была бы эта цифра, если бы VP и Na'Vi не вылетели так рано.
Пока кругом твердят о том, что Dota 2 умирает, зрители из СНГ не собираются отворачиваться от своей любимой игры. Может быть, они уже не заходят сыграть матч-другой по вечерам, а вот трансляции запускают регулярно. Но главный конкурент не дремлет.
CS:GO - вечный догоняющий
Раз в пару недель CS:GO бьет рекорды по одновременному количеству игроков. Организаторы турниров празднуют постоянно обновляющиеся максимальные отметки числа зрителей на трансляции. В 2019 году шутер даже обошел Dota 2 по количеству часов просмотров в мире. Но в СНГ их бой так и остается неравным: за 2019 года поклонники CS:GO провели на трансляциях 50,9 млн часов. А это в два раза меньше лидера региона.
Если Dota 2 фокусируется на топовых командах и собирает свои просмотры на крупных чемпионатах при поддержке Valve, то CS:GO идет по другому пути. Здесь проводят множество лиг разного уровня в различных регионах, таким образом дисциплина удерживает интерес к разноплановым матчам. Но именно мейджору по CS:GO в Берлине удалось сломить монополию дотеров в топе по количеству просмотренных часов и пиковому показателю зрителей. Правда, эти цифры все равно оказались в разы меньше TI (240 тыс у CS:GO против 670 тыс. у TI в пике).
Сказалось на зрительском интересе и то, что главные любимцы региона, Natus Vincere, проходили через сложный этап становления состава. Перестановки отразились на результатах, а значит и на зрительском интересе. Региону повезло, что в это время их флаг успели перехватить ребята из AVANGAR, пробившиеся в финал берлинского мейджора. Их фанатский сектор в зале Мерседес-Арены был совсем небольшим, но вот ажиотаж на стриме выступление СНГ-команды создало немалый. Жаль только, что удержать этот уровень надолго коллективу не удалось.
Сейчас, когда Natus Vincere опять набирают форму, студии в СНГ снова могут надеяться на прирост зрителей на трансляции. Может, это не 35 миллионов долларов призового для привлечения аудитории, но кто откажется посмотреть на игру топ-1 команды мира по версии HLTV?
Что еще смотрят в СНГ?
Под номером три в этом рейтинге должна была находиться... пропасть. Именно она расположилась между играми от Valve и другими дисциплинами по зрительскому интересу в СНГ. Разрыв между претендентами на фоне цифр Dota 2 кажется минимальным и незначительным. Например, первым из догоняющих в 2019 году удалось финишировать Warface, изданием которой в СНГ занимается MY.GAMES. Цифры статистики говорят сами за себя: за год игра успела набрать всего 4 миллиона часов просмотров.
Зато Warface можно назвать настоящей домашней дисциплиной. Большинство игроков - представители СНГ. Трансляции - на русском языке. LAN-финалы - в России. Все необходимое, чтобы собрать зрителей на трансляции. Организаторы заманивали аудиторию на стримы не только лучшими командами. Они проводили шоу-матчи с участием популярных стримеров Ильи Мэддисона и Андрея "Dread" Голубева, добавляли специальные награды за побитые рекорды по просмотрам и раздавали подарки зрителям. И это приносит свои плоды: больше трети просмотров за год пришлось на турниры с самыми мощными рекламными кампаниями, Warface Armageddon League и Warface Open Cup:Season XIV Finals (874 тыс и 771 тыс часов соответственно). Второй из них на пике смог собрать более 51 тыс. зрителей. Все-таки, игроки любят щедрых разработчиков!
А вот Hearthstone в СНГ, кажется, любят просто так. В прошлом году Blizzard полностью поменяла турнирную систему, чем оттолкнула многих профессиональных игроков. Но в СНГ этого как будто не заметили. HS набрал все те же 3,4 млн часов просмотров, а среднее количество зрителей на трансляциях даже успело подрасти.
Конечно, не обошлось без магии SilverName и Kolento - любимцев СНГ, попавших в лигу GrandMaster. Матчи с участием игрока Team Spirit во втором сезоне стали одними из самых просматриваемых в европейском регионе, хоть ему и не удалось попасть на основной турнир в рамках Blizzcon.
Но если изменения в турнирной системе не слишком сказались на популярности Hearthstone в регионе, то новое решение от Blizzard может серьезно ударить по просмотрам в СНГ. Теперь официальные турниры по карточной игре транслируют на YouTube - платформе, не пользующейся большой популярностью среди поклонников компьютерного киберспорта. Уже на первом турнире сезона пик русскоязычной трансляции упал с почти 9 тысяч до 1,400 зрителей. И если Blizzard не придумают выход из ситуации, в этом году HS в топе не окажется.
Замыкает пятерку самых популярных киберспортивных дисциплин в СНГ еще один экспериментатор этого сезона - PUBG. В прошлом году разработчики всерьез взялись за профессиональную сцену, структурировали ее и ввели систему региональных лиг. В мире это сильно ударило по просмотрам и популярности дисциплины, но даже этого "королевской битве" хватило, чтобы задержаться в топе СНГ. Хотя пик русскоязычных трансляций все равно пришелся не на регулярный сезон, а на Twitch Rivals PUBG Showdown #2, который одновременно смотрели 17 тыс. зрителей.
За такую щедрость от региона разработчики PUBG могут поблагодарить Natus Vincere. Клуб продолжает поддерживать состав по этой игре, создает контент и приводит русскоязычных зрителей на трансляции. А заодно повлиял тот факт, что в СНГ совершенно не развит мобильный киберспорт, пока в Азии игроки перебираются в PUBG Mobile.
Вполне возможно, что почетное место среди догоняющих в прошлом году могла занять League of Legends. Но СНГ-офис Riot Games тоже пошел на эксперименты: трансляции LCL проводили на платформе Яндекс.Эфир. Это сказалось на доступности не только информации о просмотрах, но и самой трансляции, многие зрители с трудом могли найти её на просторах интернета или сталкивались с техническими проблемами. В этом сезоне СНГ-лига LoL вернулась на Twitch и только за первые недели набрала почти 500 тыс. просмотренных часов.
По поводу Пабга. У него сейчас вообще киберспортивная аудитория очень маленькая, на всех трансляциях. Это одновременно и странно и естественно. Киберспортивные игры интересны именно те, которые заточены под командную игру. Игры с большим дисбалансом и большой рандомностью в киберспорте практически никогда не пользуются популярностью. Это касается и Колды, и Танков и в том числе касается Пабга. Вообще такая дисциплина, как королевские битвы, крайне слабо себя показывает в киберспортивном формате, так как обладает огромной рандомностью, отчего команды практически никогда не могут выступать стабильно. С другой стороны, киберспорт в плане Пабга только набирает обороты. Нету как такового единого фронтлайнера (у Доты 2-ой им стал TI), нету различных чемпионатов. лиг. Если в 2019-ом году вводили сезоны профессиональных лиг, привязанных к своему региону, которые выполняли функцию отборочных по региону, то в 2020-ом году от этих лиг полностью отказались. Но с другой стороны, наблюдать за Пабгом в силу его специфичности и рандомности - намного интереснее, чем играть в сам Пабг. Отчасти уровень интереса в Пабге выше, чем в КСе и Доте, но Пабг никогда не будет восприниматься как командное противостояние.
Правительственные организации начинают делать турниры для школьников по Dota 2, это вам не в компьютерный клуб сходить на продержание поиграть)
А радуга ?