Самые редкие и экзотические жанры игр в истории - в поисках самого бесперспективного жанра

Существует безумно большое число жанров и поджанров игр. Иногда жанра как такового нет, но ряд игр можно объединить по особым признаком в группу. Большая часть таких жанров и групп игрокам хорошо известна. Но есть и такие, что когда то побыв популярными, в итоге стали крайне редкими и малоизвестными. Некоторые жанры и вовсе умерли - как например игры со световыми точками и накладками, какие были на первой в мире консоли - Magnavox Odyssey.

Некоторые жанры переродились в нечто совершенно другое - популярные в 80е текстовые игры сегодня с успехом заменили нейросетевые боты, созданные по принципу мира, в котором игрок может делать все, что угодно. Интерактивные книги всегда были малопопулярный жанром , но зато стабильно выходили. Квесты, или как их называют в англоязычной прессе Point and Click Adventure, пережили второе рождение - новинок в этом жанре много.

Но есть жанры, чье состояние непонятно. Игры выходят, но будут ли они выходить дальше? В этой подборке я собрал жанры, поджанры и типы игр, которые редки и могут совсем исчезнуть. Изучив их историю и особенности, я попробовал найти самый редкий и вероятно бесперспективный для будущего развития жанр.

Лутер-шутер

Идея объединить механики Diablo и шутеров на первый взгляд кажется безумием. Игрок должен искать более качественные предметы и поднимать свой уровень, чтобы пройти вперед по сюжету, либо просто получить доступ на миссию. Такой геймплей понравился многим игрокам, но были игроки что считали лутер-шутеры искусственно усложненным жанром шутеров.

Считается, что жанр был изобретен разработчиками игры Hellgate: London в 2007 году. Этот мистический шутер, в котором сил сопротивления уничтожают демонов, напавших на Землю. К сожалению, оригинальная команда разработчиков стала банкротом в 2008 году и игра по сути умерла.

Но жанр популяризовала серии игр Borderlands. 2009 год для многих стал открытием этого жанра, а после выхода Borderlands 2 в 2012 году интерес к лутер шутерам среди игроков значительно возрос. Borderlands предлагал игроку сеттинг уникального, не похожего ни на что мира планеты Пандора, в котором смелые охотники ищут Хранилища, а глава корпорации “Гиперион” Красавчик Джек довольно неоднозначно ведет себя по отношению к ним. То убить пытаться, то помогает. Странный он, короче.

Borderlands надолго застолбила за собой собой жанр, но в последнее время такие игры все таки стали выходить. Если же пробежаться по истории жанра, то можно выделить еще несколько игр. The Division 2016 года переносила игрока в заснеженную, охваченную безнадегой америку, весьма популярным оказался фантастический шутер Destiny 2.

Японские разработчики из культовой Tamsoft выпустили чудовищно кривой и адски сложный шутан о школьницах, переживающих нашествие зомби. SG/ZH: School Girl/Zombie Hunter оказался неудачной попыткой совместить сюжет с элементами повседневности и зомби-экшеном. Действие игры происходит в мире культовой серии слешеров Onechanbara и для озвучивания героинь были приглашены небезызвестные сэйю.

Необычное видение жанра можно было увидеть в игре Alienation - изометрический лутер-шутер о борьбе с пришельцами вышел лишь на PS4 в 2016 году. А про Outriders 2021 года даже сказать нечего - создания культовой компанией People Can Fly, она оказалась никому не нужна.

Сегодня лутер-шутеры выходят достаточно часто, что делает этот редкий жанр перспективным и не вызывающим опасения.

“Злые машинки” (Vehicular Combat)

Обычно подобные игры принято относить к жанру “аркадных гонок” и “гонок на выживание”, но я хотел бы более четкого определения. Игры в духе Carmageddon, Twisted Metal, Crashday, Gas Guzzlers Extreme, Clutch это не просто гонки, это битва на машинах. Даже во вселенной Warhammer есть похожая игра - Dark Future: Blood Red States.

Подобные игры есть на ПК и консолях, но они никогда не получают широкой популярности, что делает жанр потенциально вымирающим. А ведь особенности жанра впечатляют - куча разного необычного оружия, система разрушения автомобиля, куча разных машин, безумный драйв и зачастую еще и сюжет.

Рельсовый шутер

Старый жанр, получивший среди современных геймеров крайне низкую оценку. А все потому, что геймеры не понимали, что рельсовые шутеры имеют много общего с аркадами и казуальными играми, но мало общего с шутерами настоящими. И даже если игра выглядит как Call of Duty, на деле это все тот же Chicken Shoot и главное в этой игре - быстрая реакция. В рельсовых шутерах игрок не ходит сам - его по уровню будто по рельсам тащит игра.

Ярчайшие представители жанра - Rambo: The Video Game, серия Heavy Fire, Blue Estate были раскритикованы критиками и неоднозначно приняты игроками. Классика жанра - игра The House of the Dead все еще на хорошем счету и у критиков и у игроков. Ну а старую добрую серию Virtua Cop помнят вероятно лишь энтузиасты жанра. Хотя, в игре Yakuza 0 была миссия, вдохновленная этой игрой. Удивительно, на старую пародию на фильмы категории Z - Corpse Killer даже издали на современных платформах.

Есть и другая вариация рельсового шутера - в ней персонаж летит по уровню и игрок видит его со спины. Его тоже нельзя назвать популярным. Хорошим примером будет культовая игра Space Harrier, в которой игрок может управлять движением персонажа. Неправильное понимание жанра и смерть аркадных салонов ставят рельсовый шутер в тупик развития.

Тир

Самый обычный тир, игра, в которой игрок стреляет не по противникам, а по мишеням, тарелкам и бутылкам всегда был мало интересен геймерам. Оно и понятно - столь странная игра выглядит скучно на фоне настоящих шутеров и экшенов, зачем вообще играть в игру, где все, что ты можешь делать - это стрелять по мишеням?

На самом же деле это такая разновидность спортивных игр и она дает хорошее представление о том, что такое спортивная стрельба. Игроками таких чаще всего становятся увлеченные спортивной стрельбой люди, а также любители шутеров старшего поколения, которым хочется почувствовать умение владеть виртуальным оружием в идеале.

Когда-то существовали игры жанра пейнтбол (жанр не умер до сих пор, просто он слишком нишевый), в которых команды сражались друг с другом с помощью пейнтбольных пушек. Многие игровые критики тоже удивлялись - а зачем вообще делать такую игру? В чем смысл? А смысл простой - передать впечатление от этого вида спорта игрокам. Ведь не каждый может поиграть в пейнтбол. Так вот, не каждый может просто пойти в тир.

Из игр подобного жанра можно выделить NRA Gun Club для PS2 от Национальной стрелковой ассоциации США, диски с которой весьма редки и не самую старую игру Reload 2015 года с кучей оружия. Вот только на современных ПК она работает не корректно. И конечно же нельзя забывать о симуляторе World of Guns, в котором помимо тира есть качественно проработанный процесс сборки и разборки оружия. Близкой по духу можно назвать игру 2023 года Gunsmith Simulator.

Интересно, что жанр пытались возродить в VR - Team 17 выпустила неплохой тир LETHAL VR, который предлагал массу локаций и разное оружие. Тем не менее, есть риск, что жанр тир попросту умрет в связи с невостребованностью.

Мультиплеерный кликер

Обычно кликеры являются однопользовательскими играми, но бывают исключения. К примеру, компания Valve создала многопользовательский кликер Monster game и выпустила его в Steam в рамках летней распродажи 2014 года. Тогда на одном сервере собиралось множество игроков и вместе кликало по различным монстрам. У игроков были специальные абилки, позволяющие лечить команду, увеличивать урон и быстрее поднимать уровни игроков.

После того как распродажа завершилась, игра была отключена. Но существуют другие многопользовательские кликеры, к примеру - Infinite Hero. Подозреваю, что именно игра Valve вызвала интерес к такому виду кликеров. Жанр вероятно вымрет, или уступит место idlе-играм, поскольку для его существования нужны сервера, что существенно снижает круг потенциальных разработчиков.

Биологический симулятор

Существует некогда крайне популярный жанр симулятора жизни, поджанром которого является биологический стимулятор. Такие бывают как крайне серьезными, рассказывающими о жизни животных, вирусов и бактерий, так и несерьезными, рассказывающими о жизни выдуманных существ, дизайн которых часто доверяется игроку.

Иногда можно встретить мнение, что подобные игры являются вариацией God game, в которой игрок влияет на развитие существ в игре. Самые яркие примеры подобных игр - Spore, EVO: Search for Eden, серия Sparkle. В ближайшее время выйдет игра Adapt, также в интернете можно найти видео с геймплеем духовного наследника Spore - Darwin Mission.

Spore - одна из самых удивительных и уникальных игр, которую когда-либо создавали для современных консолей и ПК. Начиная играть маленькой клеткой вы развиваетесь и превращаетесь в существо, каждый этап вашего развития уникален и неповторим. Это самое настоящее RPG об эволюции, полное сюрпризов и удивительных открытий. Этап “Племя” воспринимается как игра другого жанра, она больше похожа на симулятор поселения, а когда ты впервые доходишь до этапа “Цивилизация” и пытаешься освоить целую планету - челюсть падает на пол - еще недавно ты был просто маленькой клеткой в воде…

Биологические симуляторы очень нравятся игрокам, однако, найти подобную игру в магазине довольно тяжело. Я не знаю с чем это связано, но надеюсь, в будущем мы увидим массу разнообразных игр в этом жанре.

Кабал шутер

Кабал шутер - крайне редкий жанр, основоположником которого стала игра 1988 года Cabal. Это был аркадный тир, особенностью которого была необходимость игрока перемещаться по карте, чтобы более эффективно расстреливать противника. Нечто похожее мы видели на ряде локаций легендарного боевика Contra. Но кабал шутеры отличаются фиксированным экраном.

Культовой игрой жанра стала Wild Guns для SNES 1994 года, о перестрелках на Диком западе. А относительно недавно вышла Wild Guns Reloaded. Wild Guns предлагал игроку множество различных опций - разные снаряды, двойной прыжок, накопление неуязвимости.

Крайне необычным воплощением кабал-шутеров стала игра Sin and Punishment, вышедшая в 2000 году на Nintendo 64. В нем были смешаны разные жанры, а трехмерная среда позволила сделать игру еще более динамичной и напряженной, но в основе лежал все тот же кабал шутер.

Полагаю, непопулярность кабал-шутера связана исключительно с его исторической особенностью - фиксированной камерой. Зачем играть в игру, которая держит тебя на одном экране, когда есть похожие игры, только с кучей локаций? Например, те же Contra и Metal Slug.

Qix-like

Qix +++
Qix +++

Qix вышел в 1981 году и стал одним из символов аркадного бума 80х. Геймплей был прост - игрок был должен очерчивать небольшие участки экрана, дабы полностью его захватить, опасаясь при этом противников, что могу прервать захват. Хотя Qix был хитом и получил кучу подражателей, в XXI веке игра практически никак себя не проявляла - у нее было слишком мало последователей.

Самые яркие примеры использования механики Qix в современных играх - Fortix, Lightfish, Space Xonix, Cubixx HD. Самый свежий релиз похожей игры - аркада для взрослых Мококо X 2022 года. Похоже крупным компаниям подобные игры не интересны, а независимые разработчики берутся за них крайне редко.

Симулятор врача

Хотя существует большое число медицинских тайкунов, симуляторы врача были и остаются одним из самых редких жанров игр. Они пережили возрождение в эпоху флеш-игр, но их уровень качества не позволял говорить о том, что жанр все таки стал более “живым”.

Одной из первых игр, поднимающих тему хирургии и медицины была Microsurgeon 1982 года от Intellivision, но ее вряд ли стоит воспринимать серьезно. А вот по-настоящему культовыми играми жанра стали визуальная новелла LifeSigns, адвенчура Life and Death и серия визуальных новелл Trauma Center. У этих игр даже сложилась небольшая фанбаза, ценящая особенности и стилистику подобных игр.

Щедро сдобренная фансервисом LifeSigns: Surgical Unit для Nintendo DS многими игроками описывается как Phoenix Wright от мира медицины. Life and Death для ПК вышла в 1988 году, но была чертовски продвинутой и красивой игрой, показывающей быт хирурга, лечащего самые разные заболевания. Игра отличалась большим числом проработанных анатомических артов и почти достоверным процессом операций.

Ну а серия Trauma Center за счет мини-игр и харизматичных персонажей надолго стала одним из столпов жанра. И хотя ее критиковали за отход от реальной медицины, не стоит забывать что Trauma Center рассказывает о медицине будущего и разрабатывался специально для Nintendo DS.

Увы, после долгое время ничего подобного не выходило и жанр по сути изменил курс из-за выхода множества игр по мотивам медицинских сериалов и игры Surgeon Simulator, которая была юмористическим симулятором хирурга и предлагала игрокам совершенно безумные операции с невероятно сложным управлением.

Из современных игр можно выделить Reanimation Inc и Bio Inc Redemption. А еще на 2025 год анонсирован симулятор Medic: Pacific War.

Туб-шутер (Tube shooter)

В космическом пространстве висит цилиндр или труба. У нее есть грани и игрок перемещался по этим граням, дабы встретить на них противников, выстрелить в них и получить за это очки. Главной игрой жанра с которой его всегда ассоциируют является игра 1981 года Tempest, разработанный Дэвидом Тюрером.

Исторически сложилось так, что туб-шутеры появились на аркадных автоматах и с переходом на консоли и ПК потеряли весь свой шарм и очарование. То, что на большом аркадном автомате выглядело как путешествие в космической бездне, на обычных мониторах почему-то стало выглядеть как нечто примитивное и простое. Вероятно, большую роль в этом сыграло оборудование аркадных автоматов и их неповторимый звук.

Кроме того, для создания подобной игры нужно было хорошее понимание ее дизайна, чего у разработчиков игр ни того времени, ни сегодняшнего дня нет. Именно поэтому лишь некоторые разработчики брались за этот жанр.

Tempest является одним из первых аркадных 3D-шутеров, а также одним из первых аркадных релизов, в которых использовался монитор с векторной графикой. Именно эта необычная графика сделала игру уникальной и впоследствии, выпуская многочисленные сиквелы игры, Atari постарались сохранить этот векторный стиль. Даже сегодня можно купить Tempest 4000 и он будет похож на оригинальную игру.

Концепция туб-шутера была сильно переработана в игре N2O: Nitrous Oxide. Теперь все абстрактные атрибуты жанра ушли на второй план, а игрок управлял космическим кораблем, летящим в тоннеле, и перемещающимся по его стенам. Игра iS: Internal Section и вовсе выглядела как калейдоскоп - в ней изображение игровых объектов было максимально абстрактным.

Туб-шутер можно смело назвать самым редким и экзотическим жанром, поскольку за всю историю игр вышло около 50 игр этого жанра и большинство из них осталось в прошлом, на старых консолях. Добавить к этому попытку Atari судиться с одним из разработчиков похожей по геймплею игры и можно не удивляться, почему жанр по-сути мертв и перспектив к возрождению нет.


Какой вывод можно сделать после ознакомления с этими жанрами и типами игр? Вероятно, редкость жанра напрямую зависит от того, насколько он востребован игроками. Тир и таб-шутер наименее востребованные и вероятно именно они рискуют однажды пропасть. Если конечно, им не пойдут навстречу новые технологии. VR вполне может вдохнуть жизнь в эти жанры.

Какие необычные и экзотические жанры игр знаете вы? Расскажите в комментариях.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

Интересная подборка.

Обожаю Twisted metal (конкретно вторую часть).

0