Украинские игровые студии

Что возникнет у вас в голове при словосочетании «украинский геймдев»? Безусловно, большинство скажет «Сталкер и Казаки», кто-то дополнит — «ну, Метро ещё», большие знатоки предложат неудачливую The Sinking City. Предлагаю вам краткий обзор самостоятельных украинских студий (привет Ubisoft и Crytek), которые оставили след в игровой истории и даже до сих пор её пишут.


Киевская компания Action Forms (основана в 1995) была одним из пионеров украинского геймдева.

К интересным релизам можно отнести: серию доисторических экшенов Carnivores, Анабиоз: Сон разума и игру по известному мультфильму Остров сокровищ, в озвучке которой принимали участие актеры оригинального мультика.

Джим Хокинс – очень, очень хороший и вежливый мальчик. Скромен, добр и правдив. Слушает маму и каждое утро делает зарядку.
Джим Хокинс – очень, очень хороший и вежливый мальчик. Скромен, добр и правдив. Слушает маму и каждое утро делает зарядку.

Среди отменённых проектов следует упомянуть Duke Nukem: Endangered Species (наработки которой перекочевали в игру Вивисектор: Зверь внутри) и ещё один классический мультфильм — Приключения капитана Врунгеля.

Вымирающие виды – игры нет, но скриншоты по сети гуляют
Вымирающие виды – игры нет, но скриншоты по сети гуляют

Также следует отметить, что большинство своих игр Action Forms разрабатывали на собственном игровом движке AtmosFear.

До нашего времени компания не дожила, так как последний релиз состоялся для мобильных платформ в далёком 2011 году в коллаборации со студией Tatem Games (основанной выходцами из самой Action Forms).


Best Way является игровым подразделением северодонецкой IT-компании, основанным ещё в 99 году.

С самого начала у студии была своя тактика и она её придерживается до сих пор. Речь идет о серии стратегий в реальном времени в сеттинге Второй мировой — В тылу врага.

В тылу врага — она же Soldiers: Heroes of World War II, она же Faces of War, она же Men of War
В тылу врага — она же Soldiers: Heroes of World War II, она же Faces of War, она же Men of War

Собственный игровой движок Best Way — GEM — используется для разработки других похожих проектов сторонними студиями.

На данный момент силы компании брошены на поддержание мультиплеерной тактики Men of War II: Arena.


Основанная в 2000 году в Киеве студия Frogwares также нашла свою дорогу ещё на заре существования. А именно — игры о приключениях Шерлока Холмса. Первый релиз от «жаб» был в 2002 году (The Mystery of the Mummy), а последний запланирован на 2021 (Sherlock Holmes: Chapter One).

Шерлоку время явно пошло на пользу
Шерлоку время явно пошло на пользу

Несколько интересных проектов было и вне приключений Холмса. Так, в 2014 студия принимала участие в разработке игры по произведениям Лавкрафта — Call of Cthulhu. А в 2019 Frogwares выпустили собственный хоррор в том же стиле — The Sinking City, который уже через год пропал с цифровых магазинов после проблем с издателем игры. Разборки между разработчиками и издателем идут до сих пор.

Кто из них самозванец?
Кто из них самозванец?

Днепровская студия Black Wing Foundation, с момента основания в 2006 году, успела поработать над такими проектами как первая часть юмористической стратегии Сталин против марсиан и хоррор In Fear I Trust. Последняя самостоятельная игра — Renoir (2016) — хоть какой-либо популярности не получила.

Lenin, partiya, komsomol!
Lenin, partiya, komsomol!

За свою короткую историю компания также пережила отмену: анонсированный ещё в 2009 мультиплатформенный шутер Scivelation после смены движка, перезапуска разработки и нескольких переносов дат релиза, всё же так и не увидел мир.

Это ещё Salvation, или уже Scivelation?
Это ещё Salvation, или уже Scivelation?

На данный момент компания переключилась на аутсорс и занимается портированием игр со «старших» платформ на мобильные. Среди последних проектов: Brothers: A Tale of Two Sons, Life Is Strange и Hello Neighbor.


Компанию GSC Game World можно описать одним словом — S.T.A.L.K.E.R.

А если серьезно, то киевская студия, основанная ещё в 1995 году, за свою историю пережила и взлёты и падения.

До своего главного на данных момент триумфа компания успела выпустить с десяток различных игр, среди которых самыми известными были, конечно же, Казаки.

Дедушка Сталкера — шутер FireStarter
Дедушка Сталкера — шутер FireStarter

Накопленные за 10 лет опыт и возможности позволили GSC взяться за более амбициозный проект, нежели примитивный шутер или приевшийся уже RTS. Не отвлекаясь на все проблемы и события, которые сопровождали разработку игры, можно просто констатировать факт — в 2007 году, с релизом S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, компания сделала существенный шаг вперед.

Успех игры подтолкнул студию на выпуск самостоятельных дополнений — приквела Чистое небо (2008) и сиквела Зов Припяти (2009).

Не играл — не мужик!
Не играл — не мужик!

В 2010 году были оглашены планы на релиз полноценного продолжения игры. Чёткого объяснения почему дальше всё пошло по одному известному месту нет до сих пор, но понятно что с 2011 процесс разработки S.T.A.L.K.E.R. 2 был максимально заторможен, если не остановлен полностью.

До 2014 года студия жила только на бумаге и в лице основателя — Сергея Григоровича.

А когда-то он был худощавым парнем в очках
А когда-то он был худощавым парнем в очках

Возрождение компании началось с игры Казаки 3 (2016), которая по факту была ремейком первой части. На данный момент игра S.T.A.L.K.E.R. 2 анонсирована, но точной даты релиза не получила.


Ещё одна киевская студия — Vostok Games — основана в 2012 году частью сотрудников GSC Game World, которая на тот момент, фактически, прекратила свое существование. Новоиспеченная компания оценила свои возможности и взялась за разработку free-to-play мультиплеерного шутера, который мог бы заинтересовать сформированное сообщество Сталкера.

Так в мир вышла, а точнее, пытается выйти с 2014 года игра Survarium. До сих пор она находится в «раннем доступе», имеет смешанные отзывы и совсем плачевный онлайн.

Онлайн Survarium (400 человек) и Fear the Wolves (1 человек)
Онлайн Survarium (400 человек) и Fear the Wolves (1 человек)

Второй проект студии — Fear the Wolves (2019) — тоже не может похвастаться хоть какими успехами. Старая формула «Зона-шутер-мультиплеер» не сработала, хоть всё это и было приправлено «королевской битвой» и полноценным релизом с достаточно умеренным ценником. Но это явно не пошло на пользу — сервера игры буквально пусты.


Ещё одни выходцы из GSC, студия 4A Games, в отличии от Востока, достигли гораздо большего. Компания была основана в 2006 году в Киеве. На тот момент сотрудники только что созданной 4A Games продолжали работать в двух местах одновременно.

В 2009 студия анонсирует игру по роману Дмитрия Глуховского — Метро 2033, релиз которой состоялся уже в следующем году.

Redux-версия Метро 2033 до сих пор выглядит отлично
Redux-версия Метро 2033 до сих пор выглядит отлично

Успех игры позволил выпустить два продолжения: Луч надежды и Исход. Также, в 2014 году были выпущены обновлённые версии первых двух игр. В это же время, из-за политических событий, штаб-квартира студии была перенесена на Мальту.

4A Games даже на Мальте называют себя украинской студией
4A Games даже на Мальте называют себя украинской студией

Интересно, что кроме серии Метро, среди проектов 4A Games есть ещё Арктика 1 — экшн-шутер для виртуальной реальности. К тому же, все игры компании разработаны на собственном движке 4A Engine.


Достойные упоминания


Вот так и выходит, что украинский геймдев всё же просторнее Казаков, Сталкера и Метро. Хочется верить, что ещё больше интересных игр и новых имён с Украины ждут нас в будущем.

Комментарии: 49
Ваш комментарий

Очень много достойных студий, жаль что многие закрылись на волне кризиса 2009 года. Я бы на второе место поставил Deep Shadows, очень амбициозная студия! Creoteam и ее Collapse, ее игру я считаю предсказала события 2013-14! Ну и самый амбициозный проект - Salvation, жаль, очень жаль что не вышла. Сколько эта бюрократия и недофинансирование съело много хороших студий с талантливыми разработчиками. Я вои до сих пор ищу, где же делись бывшие разработчики, чем занимаются сейчас, может работают в западных студиях... Знаю только что Deep Shadows вообще ничем не занимаются, 2 человека казуалы делают остальные в соцсетях чет пишут. P.S. Кстати, забыл написать про Digital Spray Studios и ее великолепный You Are Empty

32

Frogwares - территориально украинская, а так двумя ирландцами основана. Но студия неплохая, The Sinking City мне понравилась в целом.

20

Ждём-с теперь рассказ про Русский геймдев 😃 Там тоже есть про что рассказать. От игр по Второй Мировой до упоротых квестов и РПГ по всему, что только можно сделать квест и РПГ.

19

Да, знаю несколько наших знаковых игр и играл в них. Космические Рэйнджэры (2002), Магия Крови (2005), Короли Баунти (2008). Ну и куда же без него, знаменитый Тетрис Пажитнова.

16

А еще Юбисофт имеет в Киеве офис, и украинские разработчики принимали участие в создании нескольких частей Ассасинов, но разумеется не только они.

8

Портировали на ПК ассасинов, начиная с 3 части. Помню, у меня тогда лаги были) Юнити тоже портировали.

1

Конкретно офис в Киеве занимался оптимизацией кода. А вот сам процесс портирования (то есть переписывания кода в другой формат) был где-то в другом месте. Вроде как недавно ещё в Одессе открыли офис Юбисофт

5

В Киеве сейчас не только портирование. Они уже несколько лет набирают Концепт художников, которые нужны на ранней стадии производства. Если я не ошибаюсь киевская студия сделала Trial racing

0

Еще помню давно играл - Ксенус-2-Белое золото, тоже была весьма оригинальная и интересная игра.

8

Клон фар край, не более. Раньше трава была зеленее и разрабы считали что могут пободаться с титанами. А щас ну вот кто против фарика полезет? Правильно никто

-2

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти лучшая и трилогия Метро

5

Талантливые и предприимчивые люди живут в Украине

4

Казаки неправильно указана в статье. Потому что Казаки и Козаки, 2 разные (так скажем организации). Одни были запорожцами, вторые кубанские...там даже одежда была разная, . Ну GSC правильно указали на обложке Cossacks

4

Watchdogs, Far Cry частично делали в Киеве еще, все тот же пресловутый Ubisoft на Дмитриевской. Я даже был у них на собесе на тестера)) не прошел

3

Юбисофт Киев обычно портами на ПК занимается, а не прямой разработкой игр.

3
В это же время, из-за политических событий, штаб-квартира студии была перенесена на Мальту.
4A Games даже на Мальте называют себя украинской студией

Эмм, они просто открыли офис на Мальте и половина команды переехала туда. В Киеве главный офис как был, так и есть, поэтому как бы и украинская студия.

3

А эти парни из Донецка которые сделали в свое время Тормозилки, шикарная игра для своего времени)

1

Warface стоило упомянуть. Когда Crytek был на мели, Warface приносила стабильный доход.

1

крайтек - немецкая компания,которая тоже разрабатывала warface,вместе с британцами,корейцами и турками

3

Наверное имелось в виду что Киевский офис крайтек тоже принимал участие в разработке

1

Только Warface делал киевская студия Crytek

1

и немецкая тоже,а издавала российская мэйл,ру

-1

Из-за того, что киевская студия Crytek делала ей ведь даже права оставили, а не перепродавали. При чем тут кто издавал?) Если смотреть так, то Метро тогда Германская игра, Deep Silver ведь в Германии

1

а Carnivores с анабиозом и you are empty?

1

Нас забыли ;)

Fifth Dimension Company

https://fd.com.ua/

;)

1

Вот и подружились мы все =)

1
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален

Познавательно. Шерлока и Мумию я в том году проходил. :)

0

A4 Games вообще красавцы, свалили всем семейством когда надо и независимы абсолютно. В таких новых условиях и игры рождаются очень достойные.

0

В прошлом году студия была приобретена Embracer Group.

0

Есть также одна из моих любимых игр от GSC "Heroes of Annihilated Empires"

0

Не хватает MiroWin - которые разработчики Guns'n'Stories: Bulletproof VR, Boiling Steel, Redemption of the Damned...

0

Крутейшую Chasm: The Rift упоминать конечно же не надо

-1

Даже сейчас на пост советском пространстве нет новых интересных проектов, люди обленились, всем интересены истории других стран, серия Assasin Creed, например и других иностранных проектов. На территории РФ и стран СНГ как будто нечего рассказать. Можно преподнести историю как свергли царскую семью, например. Рассказать увлекательную историю на современном графическом движке.

-2

Тут только Сталкер достоин упоминания. Остальное какой-то треш, в который сыграли 2,5 человека.

-9

а ещё Warfacе делали в Киеве и Украинские разрабы!!! хоть и локализована игра в россии! не могу понять до сих пор почему Украина не сделала свои сервера ?

-13

изи, рынок снг считается РУ регионом, серваки там удобнее держать как минимум из-за пинга, ну и большинство игроков будут оттуда

3

ещё немцы,британцы,корейцы и турки

2

То есть получается вы играете с Российских серверов?

1