на главную
об игре
Murdered: Soul Suspect 02.06.2014

Murdered: Soul Suspect - без права на ошибку

Таинственный убийца терроризирует Салем. Небольшой город оказывается во власти Звонаря и только лишь один герой может его остановить. Все остальное — детали Murdered: Souls Suspect. Одной из лучших игр прошлого года.

Игровая индустрия вот уже который год пытается быть «как кино». В роликах, постановке, сюжетах — во всех деталях, которые ранее были доступны лишь синематографу. Геймеры с придыханием смотрели, как Солид Сней сбрасывает с себя водолазный костюм, как камера пролетает по окрестностям базы на Аляске. И всем, в общем-то, было плевать, что шпион прятался в коробке, а драматические эпизоды чередовались с поиском задницы Мэрил — этакий гротеск по Кодзиме.

Но дурное дело не хитрое, и вот уже прилавки магазинов завалены попытками разных «творцов» создать интерактивное произведение искусства; на меньшее они, очевидно, не согласны. Получается всегда по-разному. Дэвид Кейдж давит на эмоции, но допускает непростительные для триллера ошибки (слить имя убийцы на втором часу игры — это уметь еще надо), Сэм Лейквспоминает Стивена Кинга, а герой Deadly Premonition — погружается в пучину безумия в небольшой городке, пестрящим перекличками с сериалом Дэвида Линча.

В сущности, удивительное другое: стоит только появится игре, в которой интерактивная история подается без скидок на геймплейные костыли, выясняется, что геймерам это… не нужно. Почти два десятка лет индустрия эволюционировала, чтобы наконец появилась Murdered: Souls Suspect. Но самый обычный владелец приставки ведет себя как графиня из пьесы Лопе де Вега, в результате чего разработчики идут по миру, а сама Murdered получает на орехи от всех, кому не лень.

Этот текст — попытка реабилитировать лебединую песню Airtight Games в глазах читателей, а заодно объяснить, почему Murdered все же стоит покупки. Не рецензия , но анализ сильных сторон Soul Suspect. И последнее предупреждение: если вы по какой-то причине боитесь спойлеров, то завершите чтение на этом абзаце.

В конце XIX столетия сразу два автора детективов разработали своею концепцию классического полицейского романа. Речь идет о Стивене Ван Дайне и Рональде Ноксе. По мнению мэтров, хорошее произведение получается только тогда, когда его создатель следует некоторой сверхконцепции или, проще говоря, не отвергает советы Ван Дайна и Нокса. Нетрудно предположить, во что завела жанр такая стандартизация. Эпоха безвестных писателей, чей pulp-fiction сегодня не всякий исследователь назовет, ирония по отношению к последователям этой концепции и, как следствие, выход «Убийства Роджера Экройда» от… Агаты Кристи, чей финальный поворот долго еще снился Ноксу и сотоварищам.

Авторы Murdered, как и большинство постмодернистов, не отвергают идей, предложенных двумя классиками, однако местами выворачивают их на совершенно новый уровень. Убийцей не может быть приведение? Ну… Фактически приведение само и не убивает. Любовь не должна становиться движущей силой произведения? А она завершается в начальном ролике. Но поскольку наша сегодняшняя статья — это анализ того, что в Soul Suspect однозначно хорошо, давайте подробнее пройдемся по ключевым правилам Ван Дайна и посмотрим, какие исключения предложила Airtight Games.

Правило первое: Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах;

Airtight Games не водит игрока за нос и дает возможность вести расследование на равных с главным героем. Без утаек и роялей в кустах. Разве что в голову к Джой (девочки-медиуму, а заодно ключевому персонажу истории) залезть не удастся: она вышвыривает незадачливого сыщика-призрака из своего сознания при первой же попытки им завладеть.

Правило второе: В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

Ключевой твист Murdered буквально насмехается над этим списком правил, однако де-факто сценаристы не допускают ничего такого, что обманывало бы зрителя в большей степени, чем Звонарь вводил в заблуждение полицию Салема.

Правило третье: Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником

А вот здесь уже интереснее. Ронан О’Коннор становится служителем правопорядка после смерти своей возлюбленной. Прошлое героя опутано криминальными сетями почище, чем каторжный отрезок жизни Эжена Видока. В начальной заставке, когда Звонарь убивает Ронана, у того перед глазами проносится почти вся жизнь — в том числе, воспоминания о бывшей жене. В дальнейшем, если внимательно исследовать мир Murdered, Ронан не раз будет натыкаться на флешбеки из прошлого. Airtight Games схитрила: любовь в Murdered — главная действующая сила, заставляющаяО’Коннора вести свое расследование, но сама амурная линия хронологически завершается задолго до начала событий Soul Suspect. Вот такое исключение. Кстати, первое и весьма, весьма изящное.

В разное время под интерактивными играми понимались совершенно разные произведения. С одной стороны, это обычные FMV-развлечения — к ним, например, относятся различные «тиры» из девяностых. С другой стороны, есть Heavy Rain. Вот лишь несколько IP, которые в свое время считались, если и не шедеврами, то локомотивом прогресса — точно.

Dragon’s Lair

Наверное, самае известная (и первая) попытка создать что-то интерактивное. Фабула незамысловата. Принцесса похищена драконом. На ее выручку отправляется недотепа-рыцарь. Все остальное — чистое видео с перерывами на допотопные QTE. В свое время Dragon’s Lair порвала все возможные шаблоны и была переиздана на куче разных платформ. К слову, версия для «народной» Mega Drive так и не сумела добраться до массового рынка. Позже пираты стали распространять ее на своих картриджах.

Space Pirates

В истории игровой индустрии название American Laser Games ассоциируется с безвкусными FMV-тирами. Space Pirates — это, наверное, один из самых ярких примеров творчества студии. Дешевые декорации, переигрывающие актеры и живое видео. Если и существует игра, которая способна описать ВСЮ FMV-индустрию, то это именно Space Pirates.

Night Trap

Завязка проста. В дом к девушке пытаются проникнуть грабители. Ваша задача — спасти барышню от неминуемой гибели. Для этого потребуется расставить в доме множество ловушек, в которые при удачном стечении обстоятельств и угодят преступники. Night Trap небезосновательно причисляют к золотому фондуSEGA CD — дискового аддона для Mega Drive. Это действительно один из лучших для IP для системы.

Heavy Rain

В свое время эта игра заставила многих геймеров всерьез обратить внимание на PlayStation 3. По мнению ряда критиков, именно она стала творческим пиком Quantic Dream и Дэвида Кейджа. Впрочем, существует мнение, что и Beyond: Two Souls «ничего так вышла».

Правило четвертое: Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником

В истории Murdered повязаны все. Полицейские, чьей личиной пользовалась Абигэйл для убийства медиумов, Ронан, который и в прошлом преступник, да и в настоящем умудрился побывать Звонарем. Звонарь — это не один человек, а целая толпа людей, попавшая под влияние духа дрянной девчонки из времен пуританской Америки. Но можно ли считать того же Ронана (да и любого другого человека, попавшего под влияние Абигэйл) убийцей? В финальном твисте истории герой рассуждает об этом.

Для закона он навсегда останется Звонарем, но Джой будет знать, где тут правда, —говорит Ронан в монологе.

Таким образом, разработчики сыграли на контрасте: с одной стороны, правило классического детектива нарушено не было, поскольку убийца — это приведение, но сам главный герой оказался непосредственно причастен к действиям Звонаря.

Правило пятое: К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания

На протяжении всей истории Ронан задается вопросом: «А кто же Звонарь?». В отличие от Шерлока Холмса с его чисто спортивным интересом к разгадыванию тайн, наш детектив пытается распутать клубок жестоких убийств с целью отправится, кхм, на… небеса. Там его уже заждалась возлюбленная. В ход идут и наблюдения, и работа с памятью людей, но никогда Soul Suspect не скатывается в банальщину. А те моменты, которые не были объяснены «по ходу», отлично раскрывает финальный твист, в котором Абигэйл вселяется в Рекса.

Правило восьмое: В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства

И здесь авторы схитрили: чисто номинально к событиям Soul Suspect причастны люди. Они — движущая сила истории; их руками совершаются все преступления. Однако ключевые кадры истории в логове «Звонаря», а также некоторые намеки «до» проясняют картину: сверхъестественные «силы и обстоятельства» имеют прямое отношение к Murdered. Таким образом, Alright Games в очередной раз сумела буквально растоптать детективные клише, де-факто придерживаясь до последней запятой.

Правило двенадцатое: Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека

Не человека, но духа и не поимки, но «упокоения». Тем не менее, у Эбигейл этих «сообщников» на протяжении веков было как минимум несколько десятков — по числу жертв в каждой эпохе. Тем не менее, факт остается фактом: сценарий Soul Suspect ставит точку в деятельности одного злодея, подводя тем самым черту под расследованием, начавшимся еще в «реальном мире».

Правило тринадцатое: Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе

Ближе к концу сюжета, наткнувшись на заметки о предыдущих убийства, так напоминающих деятельность Звонаря из настоящего, Ронан задумывается: а уж не секта ли это? На деятельность религиозного «клуба по интересам» намекает многое: значительно разнесенные во времени убийства, их почерк, отсутствия видимой взаимосвязи между жертвами. Разумеется, все это оказывается не более чем уловка — в действительности никакой секты не было и в помине, а все намеки введены авторами намеренно.

Правило четырнадцатое: метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения

И вновь подмена, причем сразу на двух уровнях. С одной стороны, Звонарь действует руками людей, но сам он — призрак. Соответственно, от методов маньяка за версту несет паронормальщиной. Не отстает от Эбигейл и сам Ронан, поскольку в его расследовании на равных долях присутствует как обычные детективные методы (сбор и сопоставление улик), так и вселение в чужое сознание. Alright Games методично играет с геймером, хотя далеко не факт, что каждый из покупателей Murdered осознает, насколько тонкие кошки-мышки затеяли с ним разработчики.

Думаю, ни для кого не секрет, что реальное салемское дело оказалось гораздо более мрачным, нежели все произведения, созданные по его мотивам. Небольшой городок в Новой Англии вошел в культуру как место, где по подозрению в колдовстве — по законам тех лет это считалось преступлением — было казнено двадцать человек.

Murdered: Souls Suspect частично заимствует завязку этой кровавой истории. В реальном Салеме одной из «пострадавших» от ведовства стала девочка по имени… Эбигейл Уильямс. По показаниям свидетелей, двенадцатилетняя Эбигейл заразилась страшной болезнью. Недуг заставлял принимать молодую пуританку необычные позы, кричать и — самое страшное — закрывать уши, когда священник пытался произнести молитву.

Вполне понятно, что власти не могли пустить это дело на самотек, тем более одной из пострадавших от «недуга» была девятилетняя дочка местного пастора. Достаточно быстро следствие обнаружило первую подозреваемую — рабыню Титубу. Под давлением «неопровержимых улик» эта особа призналась во всем, что хотели ее мучители, и даже назвала еще нескольких девушек, которые, по словам Титубы, входили в местную колдовскую общину.

Самая пикантная деталь в этом «следствии» касалось способа, благодаря которому инквизиторы получали имена преступников. На них указывали… видения пострадавших девочек. После того, как очередную «ведьму» брали под стражу та, желая оправдаться перед властями, указывала на еще нескольких «подозреваемых». Таким образом, к окончанию следствия в тюрьме томилось около ста человек.

Позже начались казни, которые и послужили поводом для народного волнения. Оно оказалось столь велико, что практически всех, кто не успел взойти на эшафот, оправдали или помиловали. Казалось бы, при чем здесь Murdered? Вот на этом моменте и начинается самое интересное.

Согласно сценарию игры, Абигэйл прекрасно осознает, что отправляет на верную смерть невинных девушек и женщин, но делает из самых «лучших» побуждений. Все жертвы девчонки были медиумами и, соответственно, могли видеть духов. Для правоверной пуританки, которая успела подобраться к периоду пубертата, «необычности» медиумов оказалось достаточно. Эта часть сюжета Murdered соотносится с началом реального салемского дела. В одном из флешбеков Ронанузнает, что, в конечном счете, ложь девочки стала известна «судьям» — прямая отсылка к завершению этого громкого процесса.

Murdered погубила ее экспериментальность. Критики жаловались на введение в механику«сражений» (они — самая ужасная часть игры, спору нет), а рядовые геймеры в большинстве своем «не догнали», что перед ними самое настоящие интерактивное кино, просто гораздо глубже и умнее, чем шедевры от Activision или American Laser Games.

Не увидели они и двух десяток перекличек с современной культурой, отсылок к бытующему образу «моста в рай». Пожалуй, только очевидное сходство с фильмом «Медиум» позволило массовому игроку хоть в чем-то похвалить Murdered. Этот текст писался более года. Его черновик появился в прошлом июле — сразу после первого прохождения Soul Suspect. Сейчас за окном вновь середина лета, и я вновь запускаю Murdered. Знаете что? За прошедшие двенадцать месяцев игра ничуть не «постарела». Жаль только Alright Games больше уже ничего не сможет создать. Радует одно: ее лебединая песня оказалась чудо как хороша.

Комментарии: 14
Ваш комментарий

spaMER1992 Причем тут л.а.нуар вообще?

18

Прошел игру на одном дыхании. Каких то минусов не замечал, т.к. был захвачен сюжетом. Весьма оригинальная история. Еще понравились мини истории, которые рассказывались когда соберешь детали какого то предмета. Не знаю почему эта игра провалилась. Геймплей там не такой уж скучный. Видимо надо было выкинуть геймплей совсем и выпускать по эпизодам. Тогда бы все схавали.

17

Крутой сюжет и атмосфера убиты ужасным геймплеем- прямо как Deadly Premonition.

9

Тольк вчера прошел, четкая игруля, атмосферная!

9

spaMER1992 В обе играл. Общего ничего совершенно. Или ты все детективные игры считаешь одинаковыми?

6

Ну насчет того что игра была одной из лучших в прошлом году автор немного погарячился- все же слишком чуждыми казались все эти бои с призраками, да и техническое исполнение хромало. Но атмосфера в игре была знатная, да. Жаль только что сиквела, в котором были бы учтены все ошибки оригинала, мы не увидим.

5

spaMER1992 Зачем ты сравниваешь разные игры? Что за привычка у вас такая?

4

хэйтеры будут говорить свое,а мне нравится!

4

Нужно было больше маркетинга тогда бы было гораздо лучше

2

как по мне игра очень даже получилась....очень даже получилась......

1

caliskan Ты в эти игры играл вообще?

-6

Божественный пекашник Почти идентичные, у тебя или с памятью не ахти, или тебе стоит в них переиграть. В обе.

-8

caliskan Ну их не так много, и последней, хоть что-то из себя представляющей был именно л.а. нуар. А мёрдеред полностью слизывает геймплейную составляющую. За исключением некоторых моментов.

-10

Унылый клон Л.А. нуар, но непонятным причинам кому то понравившийся.

-30