на главную
об игре

Больше, чем Red Dead Redemption: цифровая одиссея по Дикому Западу

Слияние жанра вестерн с видеоиграми случилось задолго до триумфа Red Dead Redemption. Истоки этой связи уходят в 1970-е годы...

Когда заходит речь о вестернах в игровой индустрии, первое, что приходит на ум многим — это Red Dead Redemption. Проект Rockstar Games погрузил игроков в живописный мир на границе цивилизации, где они могли прочувствовать атмосферу американского фронтира. Спустя восемь лет студия представила Red Dead Redemption 2 — масштабный приквел, получивший множество наград и признаний.

Тем не менее, история серии началась гораздо раньше: приключения Джона Марстона были продолжением другой игры от той же студии — Red Dead Revolver, вышедшей ещё в 2004 году. А если копнуть глубже, окажется, что вестерн давно и многократно находил отражение в интерактивных медиа.

Ранние видеоигровые вестерны

Миф о Диком Западе очень рано вошел в историю игровой среды. Так, в 1971 году вышла игра The Oregon Trail - образовательная игра, в которой вы управляете группой поселенцев, путешествующих по Орегонской тропе, одному из главных маршрутов, по которому шли золотоискатели, шахтеры и поселенцы во второй половине XIX века. Через три года после создания, в 1974 году, состоялся первый масштабный релиз видеоигры.

С тех пор появилось множество других версий, которые в определенный момент привнесли визуальную составляющую в то, что до этого было исключительно текстовым приключением. На конференции Game Developers Conference (GDC) в 2005 году об истории The Oregon Trail рассказал один из ее создателей - Дон Рауитш. Это был полезный момент, чтобы проследить, как спустя долгое время после выхода игры она остается живой в памяти многих людей. Для многих The Oregon Trail стала первым подходом к видеоиграм и имеет фундаментальное значение в истории игр: ведь она смогла продемонстрировать образовательный потенциал. В 2022 году игра получила ремейк.

Для многих The Oregon Trail стала первым подходом к видеоиграм и имеет фундаментальное значение в истории игр: ведь она смогла продемонстрировать образовательный потенциал игровой среды. На протяжении многих лет ее снова и снова вспоминают с положительной стороны за то, что она смогла через игровую составляющую рассказать о том, какой была жизнь тех, кто отправился на Дикий Запад в поисках удачи.

В любом случае, история видеоигр с самого начала связана с образами Дикого Запада. Образ, который, не случайно, взорвался в следующем десятилетии, когда стало возможным включать в игры более сложные визуальные образы, чтобы иметь возможность показать на экране персонажей и обстановку Дикого Запада.

По крайней мере, некоторые из этих продуктов заслуживают упоминания. Один из первых - Gun Fight (1975), открывший период японских аркадных игр, которые также попали на американский рынок. Два ковбоя противостоят друг другу с оружием в пустыне, которая кажется пустыней, учитывая наличие кактусов, которые можно использовать в качестве укрытия. Несмотря на немногочисленные элементы, имеющиеся в ее распоряжении, она четко тематизирует идею поединка в контексте фронтира.

Несколько лет спустя настала очередь Sheriff (1979), аркадной игры, в которой вы управляете шерифом, которому приходится противостоять нескольким бандитам, укрываясь за повозками, чтобы защитить город и спасти свою девушку.

Эта видеоигра была выпущена компанией Nintendo и, вероятно, стала первым продуктом, над которым Сигеру Миямото (создатель Super Mario, The Legend of Zelda и других) работал в качестве художника.

Ее также можно вспомнить среди игр, в которых проводились эксперименты с системой прикрытия Space Invaders (1978) с ее защитными бункерами, которые здесь заменены тележками, более соответствующими обстановке, но не отличающимися по функциональности.

Еще один продукт, вошедший в историю, хотя и по совсем другим причинам, - Custer's Revenge (1982), известная тем, что стала одной из первых откровенно порнографических видеоигр, а также многочисленными обвинениями в сексизме, расизме и прославлении культуры изнасилования, которые она получала на протяжении десятилетий.

Иллюстрация ее особенностей проста: вы управляете офицером Джорджем Армстронгом Кастером, печально известным американским солдатом, который здесь практически голый (на нем только шляпа, сапоги и бандана) и должен добраться до коренной американки, тоже голой, чтобы совокупиться с ней, избегая по пути стрел.

Последующие издания, вышедшие на небольшом расстоянии от оригинала, содержали некоторые изменения, отчасти в попытке смягчить, по крайней мере, наиболее острые обвинения. Женщина на обложке больше не привязана к столбу, и намек на то, что отношения происходят по обоюдному согласию; больше нет отсылок к историческому персонажу Кастеру; существует и обратная версия, General Retreat, в которой именно женщина присоединяется к солдату, движимая желанием совокупиться с ним.

Как можно догадаться, вестерн - лишь туманный и причудливый предлог для показа эротической ситуации, но в любом случае эту игру нельзя было не упомянуть в этой статье

Однако в том же году команда разработчиков (Mystique) выпустила еще две порнографические видеоигры для Atari 2600: Beat 'Em & Eat 'Em и Bachelor Party.

1980-е: десятилетие жанрового разнообразия

С 1982 по 1992 годы наблюдался настоящий всплеск интереса к вестерн-тематике в видеоиграх. За этот период было выпущено множество проектов самых разных направлений, в которых фигурировали ковбои, индейцы, золотоискатели, стрелки и первопроходцы. Одной из таких игр стала Cliff Hanger (1984), где игроку предстояло ловко расправляться с преступником, используя хитроумные ловушки, напоминающие приёмы, знакомые по мультфильмам о Койоте и Бип-Бипе, включая схожую пустынную местность.

В том же году вышла Highnoon (1984), чей заголовок перекликается с классикой кино — фильмом «Ровно в полдень» Фреда Циннемана, а Gunsmoke (1985) заимствует название у легендарного телешоу, выходившего в эфир целых два десятилетия, но формально не связана с ним.

При этом ни Highnoon, ни Gunsmoke не являются официальными адаптациями своих кинематографических тёзок. В 1986 году на сцену вышла Express Raider (также известная как Western Express), которая пошла против канонов жанра: здесь игрок управляет не защитником закона, а налётчиком на поезда.

Для того времени это было в новинку, ведь большинство других игр, вроде Wild Gunman (1984), Bank Panic (1984), Outlaws (1985), Law of the West (1985) или Mountie Mick’s Deathride (1987), наоборот, предлагали вжиться в роль блюстителей порядка — либо официальных лиц, либо людей, движимых чувством справедливости.

Тем не менее, Express Raider не был единственным случаем, когда геймеру предлагалось встать по другую сторону закона — к примеру, в Train Robbers (1987) необходимо было грабить проходящие составы.

Появлялись и игры по лицензии: например, Lucky Luke: Nitroglycérine (1987) давала возможность сыграть за Лаки Люка — героя известных франко-бельгийских комиксов.

Любопытный случай — Spaghetti Western Simulator (1991), название которой напрямую отсылает к итальянским вестернам, получившим прозвище «спагетти-вестерны». И если перепрыгнуть на пару десятилетий вперёд, можно отметить возвращение этих мотивов в играх Bud Spencer & Terence Hill: Slaps and Beans (2017) и её продолжении 2023 года, вдохновлённых лёгкими вестерн-комедиями с Бадом Спенсером и Теренсом Хиллом — вроде "Меня зовут Троица" (1970).

1980-е годы стали отличным примером того, насколько свободно жанр вестерна пересекался с другими игровыми формами. Помимо экшн-игр, выходили и более необычные проекты — такие как Locomotion (1985), где управление железнодорожными путями было основной задачей, или Western Games (1987), представлявшая собой набор мини-игр с участием ковбоев, соревнующихся в армрестлинге, доении коров и других испытаниях.

Чаще всего исторические параллели в этих играх были весьма условными, но иногда разработчики обращались и к реально существовавшим фигурам. Помимо скандальной Custer’s Revenge, стоит упомянуть The Wild Bunch (1984), где фигурируют имена участников одноимённой преступной группировки.

Безумные 90-е

С началом 1990-х годов количество игр в антураже Дикого Запада стало только нарастать. В этот период появились действительно качественные проекты — местами трэшовые, местами гениальные, а порой и то, и другое сразу.

Например, Mad Dog McCree (1990) стал первым в истории виртуальным тиром с живыми актёрами (не считая древнего прототипа из 70-х). Это одна из важнейших вех в развитии жанра «интерактивное кино» и всей индустрии в целом. Геймплейно всё было просто: целишься и стреляешь по бандитам на фоне декораций Дикого Запада, а параллельно наблюдаешь, как актёры изо всех сил переигрывают на камеру — так стараться не решался никто до и вряд ли решится после. В этом трэше чувствуется какая-то искренность, и, что самое удивительное, Mad Dog McCree до сих пор бодро играется, а в своей дурашливой трактовке голливудского вестерна попадает в точку. В 2009 у игры даже появился ремастер

В том же духе, но уже в духе японских аркад, на свет появилась Sunset Riders (1991) — по сути, самобытный клон Contra с револьверами вместо бластеров. Изначально игра вышла на аркадных автоматах, но настоящий культовой стала после портов на SEGA Genesis и SNES.

Невозмутимый охотник за головами шёл слева направо по пыльным городкам, шахтам и пустыням, расстреливая целые орды бандитов В игре можно было набить очки, заглянув в салун к красоткам — задолго до того, как это стало модным в GTA. Играть можно было в кооперативе, выбрав одного из двух (в аркадной версии — четырёх) героев.

Ближе к середине десятилетия японцы снова напомнили, что вестерн может быть безумным и стильным. Wild Guns (1994), аркадный тир с потрясающим пиксель-артом и элементами научной фантастики, предложил новый взгляд на ковбойскую тематику: где ещё можно закидывать динамитом гигантских роботов в стиле стимпанк? Изначально игра вышла на SNES, но сегодня стоит обратить внимание на ремастер Wild Guns: Reloaded, доступный на всех современных платформах.

Чуть позже, в 1996-м, появился ещё один нестандартный вестерн — Wild Arms. Это уже была не аркада, а полноценная японская ролевая игра, вдохновлённая атмосферой Дикого Запада. На самом деле, сеттинг у неё скорее научно-фантастический, но вестерн-эстетика — револьверы, пустыни, ковбойские шляпы — была вплетена в структуру мира очень органично.

Завершились 90-е на высокой ноте — кинематогрофичным вестерном Outlaws от LucasArts (1997). По сути, это Doom на Диком Западе, выполненный на старом движке Jedi Engine, знакомом по Dark Forces. Со временем Outlaws обрела статус культовой, а её саундтрек до сих пор вспоминают как один из лучших в жанре.

История «Отчаянных»

С началом 2000-х годов количество игр в антураже Дикого Запада стало постепенно сокращаться. Однако, несмотря на спад популярности, в этот период появились действительно качественные проекты.

Хотя для многих вершиной вестерн-тематики остаются Red Dead Redemption и её продолжение от студии Rockstar Games, ещё до их выхода на рынке уже были достойные представители жанра. Одной из таких игр стала Desperados: Wanted Dead or Alive (2001), о которой стоит упомянуть особо.

Это была тактическая игра с видом сверху и выраженными элементами скрытного прохождения: игроку предстояло незаметно устранять или обезвреживать противников. Главным героем выступал Джон Купер — меткий стрелок, к которому в процессе присоединялись союзники с уникальными умениями, необходимыми для отвлечения врагов и взаимодействия с окружающим миром.

Продолжение, Desperados 2: Cooper’s Revenge (2006), имело амбициозную концепцию, но столкнулось с рядом технических и дизайнерских трудностей. Хотя идея перенести знакомую атмосферу в полноценное трёхмерное пространство выглядела перспективной, на деле это сыграло скорее в минус: спустя время многие критики и игроки стали воспринимать сиквел менее благосклонно, чем оригинал.

Следующая часть — Helldorado (2007) — получила смешанную реакцию, оставшись в памяти скорее как неоднозначное продолжение. Лишь с выходом Desperados 3 (2020) серия смогла вернуть былую славу.

Проект, разработанный студией Mimimi Games, во многом воспроизводил структуру первой части, но был дополнен рядом нововведений и улучшений, что сделало его заметным событием для жанра тактических стратегий в реальном времени.

К слову, ранее Mimimi уже зарекомендовали себя благодаря успешному стелс-экшену Shadow Tactics: Blades of the Shogun (2016). Хотя та игра была выдержана в японской стилистике, разработчики продемонстрировали глубокое понимание жанра.

Desperados III стал приквелом к самой первой части, и его сюжетная линия, охватывающая ранние годы Купера, была положительно воспринята и критиками, и фанатами.

Не только Red Dead Redemption

Вышедшая в 2005 году игра GUN от Neversoft стала одной из первых, кто по-настоящему постарался передал атмосферу Дикого Запада в открытом мире. Проект впечатлял технической стабильностью, графикой и неожиданной жёсткостью — без попыток смягчить реалии того времени. Главный герой — охотник Колтон Уайт, втянутый в череду трагических событий, которые навсегда меняют его судьбу.

Сюжет напоминал сцены из классических вестернов: ограбления поездов, перестрелки, личная драма и эффектная месть. Помимо основной истории, игрок мог охотиться, ловить преступников, участвовать в погонях и карточных партиях.

В числе заметных представителей вестерн-жанра стоит выделить и серию Call of Juarez, стартовавшую в 2006 году.

Этот шутер от первого лица включает в себя элементы скрытного прохождения, особенно в миссиях с участием одного из двух главных героев — молодого Билли и проповедника Рэя.

Билли — юноша, которого ложно обвинили в гибели собственной матери, и именно это становится причиной, по которой Рэй начинает его преследование. Герою приходится прятаться при любом удобном случае, чтобы избежать поимки.

Если Gun осталась единичным проектом без продолжения, то Call of Juarez превратилась в полноценную серию. В 2009 году вышел приквел Call of Juarez: Bound in Blood, в котором игрок берёт на себя роли Рэя и его брата Томаса во времена Гражданской войны в США.

Затем последовала Call of Juarez: The Cartel (2011), где разработчики отошли от классического сеттинга вестерна, оставив лишь отголоски жанра в сюжетной составляющей. И, наконец, Call of Juarez: Gunslinger (2013) вернула серию к её истокам, хотя и показала мир Дикого Запада в период его заката.

Ещё один интересный проект — The Gunslinger (2011), шутер с боковой прокруткой, разработанный для Kinect. Управление осуществляется с помощью обеих рук: одна отвечает за передвижение, другая — за прицеливание и стрельбу.

Особенностью игры стало оформление в духе театральной постановки с марионетками, действие которой разворачивается на фоне мрачной и насыщенной деталями вестерн-среды с элементами фантастики и современных реалий.

Среди одиночных проектов можно выделить несколько интересных представителей, заслуживающих внимания. Hard West (2015), например, нередко называют вестернизированной версией X-Com — это пошаговая стратегия, в которой игрок управляет отрядом бойцов, сражающихся с потусторонними силами. Помимо тактического геймплея, игра включает в себя мистическую составляющую. В 2022 году игра получила тепло принятый сиквел.

Если говорить о Диком Западе с примесью мистики, то следует обратить внимание и на Weird West: Definitive Edition. Игра представляет собой мрачную интерпретацию Дикого Запада с элементами сверхъестественного. Игроки управляют пятью уникальными персонажами, включая охотника за головами и человека-свинью, исследуя открытый мир, наполненный странностями и опасностями.

В 2022 году свет увидел экшенн от третьего лица Evil West. Игроки берут на себя роль охотника на вампиров Джесси Рентье, сражаясь с ордами сверхъестественных существ в альтернативной версии Дикого Запада. Игра предлагает динамичные бои и разнообразный арсенал оружия.

Отдельного упоминания заслуживает Where the Water Tastes Like Wine (2018) — необычное повествовательное приключение, исследующее традиции устного народного творчества. Действие разворачивается в Соединённых Штатах, в условной временной рамке, где смешиваются различные исторические периоды, включая эру Дикого Запада. Игра показывает, как простые, ничем не примечательные истории — о кражах кур или столкновениях с дикой природой — с течением времени перерастают в легенды о ковбоях и преступниках.

Этот подход служит напоминанием о том, как складывался образ фронтира: десятилетиями, в устных рассказах, романах, кинолентах, комиксах и, в конечном итоге, видеоиграх. В этих культурных слоях часто теряется грань между правдой и вымыслом. Потому важно помнить: перед нами не историческая хроника, а художественное переосмысление, которое, даже при уважении к фактам, неизбежно искажает реальность — как это делает Red Dead Redemption, пусть и со всей искренностью и тщательностью.

12
2
Комментарии: 2
Ваш комментарий

GUN на комп порт с первого, а не 360 бокса

Lucky Luck серия игр про дикий запад