Почти полтора месяца мне потребовалось на то, чтобы наконец пройти Red Dead Redemption 2 и получить полное моральное право написать этот пост. Возможно, кто-то справился бы быстрее, но в случае с RDR 2 спешка совершенно неуместна, и у меня не было никакого желания спидранить это эпохальное произведение только ради того, чтобы попасть в тренды со своим очень важным мнением. Зато теперь весь интернет завален обзорами RDR 2 разной степени адекватности, которые, по сути, и побудили меня к написанию этого материала.
Мимо Red Dead Redemption 2 не позволил себе пройти ни один игроблогер – уж очень соблазнительна перспектива запрыгнуть на паровозик хайпа и вынести оттуда пригоршню просмотров. Что самое удобное, тратить 200+ часов своей жизни и изрядную сумму дерева на приставку и игру совсем не обязательно – можно просто глянуть пару чужих обзоров и перепечатать текст, украсив его своими догадками и предположениями. К сожалению, результат такой работы с материалом способен вызвать приступ истерического хохота у всех, кто играл в RDR 2 не только на ютубе. Вот вам выдержка из такого обзора за авторством одного из топовых игровых каналов на Дзене (надеюсь, тебе стыдно, чувак):
К тому же ближе к финалу противники станут хитрее и живучее: будут выдерживать несколько выстрелов в голову из револьвера, упадут на землю, как бы погибая, а потом встают и нападают со спины. Справиться с такими сложностями игры можно, время от времени обновляя оружие и постоянно смазывая его.
Конечно, профессиональные игровые журналисты никуда не делись, и отработали материал, как и полагается, на должном уровне. Проблема только в том, что эти ребята вынуждены выполнять редакционное задание в условиях жёстких дедлайнов, продиктованных как раз потоком низкосортного шлака от товарищей вроде автора приведённой выше цитаты.
Чаще всего опытному критику достаточно использовать стандартный шаблон игрового обзора с перечислением минусов и плюсов, после чего можно уверенно зачитать вердикт. Самое главное тут – не отходить от работающей схемы ни на шаг. Не скажешь про достоинства – обзовут хейтером, забудешь про недостатки – скажут, что продался. Вот и пришлось труженикам пера и геймпада вооружаться микроскопом, дабы ни в коем случае не упустить из виду хоть что-нибудь, за что можно поругать RDR 2.
Я не профессионал, так что тоже не стану изобретать велосипед: минусы/ плюсы/вердикт. А то мало ли, кто-то заругает в комментах за необъективность.
Минусы
У меня было достаточно времени на то, чтобы подостыть (финальные титры прошли несколько дней назад) и спокойно сформулировать своё отношение к RDR 2, отбросив лишние эмоции. Подостыл, отбросил, но всё равно считаю Red Dead Redemption 2 все-то ЛУЧШЕЙ ИГРОЙ за всю историю индустрии электронных развлечений. И я не собираюсь даже стелить себе соломку из осторожных блеяний о том, что "ну, это просто моё субъективное мнение" или "ну, у игры тоже есть свои недостатки". ВСЕ мнения субъективны и у ВСЕХ игр есть свои недостатки.
Сорян, но от фраз в духе: «РДР 2, конечно крутая играя, но не лишена проблем» у меня уже начинаются рвотные позывы. Какие же все профессиональные и объективные, что заметили в игре на 200+ часов пару косяков. И я не говорю о том, что недостатки нужно замалчивать, но нужно соотносить масштабы проделанной работы с критичностью допущенных промахов. Если пара глюков с анимацией и проваливание за пределы карты для вас фатальны, то дальше можете не читать – очевидно, что игра говно.
Другой штамп: «RDR 2 – слишком медленная и не для всех» – встречается с неменьшей регулярностью, чем срыв покровов о "косяках и проблемах". Может для кого-то это будет новостью, но любое художественное произведение (коим, несомненно, является RDR 2) – ононе для всех. Идеальный пример "игры для всех" – это Mario, но и она многим не нравится (например, мне). Почему-то никто не записывает адскую сложность Dark Souls ей в минусы – все прекрасно понимают, что это краеугольный камень местного геймдизайна и осознанное решение разработчиков. Так почему-же медитативный тон повествования RDR 2 и её низкая скорость заставляют игрожуров нахмуривать брови?
Третий столп непоколебимой объективности русского игрожура: «в RDR 2 устаревший дизайн заданий, не изменившийся со времён первых GTA». Тут у меня вообще закипает котелок в попытках осознать и парировать такое обвинение, запущенное неизвестным героем и подхваченное доброй половиной всех игроблогеров. На самом деле, крыть мне действительно нечем – дизайн действительно не изменился. Только проблема тут в том, что другого способа выстроить повествование в открытом мире просто не существует в природе. Тут недавно один бурятский гений попытался перенести свою гениальную серию в опенворлд, но на выходе всё равно получил морально устаревший концепт Far Cry. В общем, давайте так. Вы пишите в комменты примеры действительно инновационного опенворлда, который максимально органично сосуществует с повествованием, и я признаю, что в RDR 2 не лучший открытый мир из когда-либо созданных, извиняюсь и записываю этот пунктик в минусы.
Ну и куда же без унылой стрельбы и сложного интерфейса? Ну что ж, должен признать, что Rockstar действительно не смогли переизобрести шутерное управление с геймпада. Наверное, надо было привязать прицеливание к тачпаду, а инвентарь запилить в виде экселевской таблички. Автоаим в самом деле несколько срезает фан от стрельбы, но другого способа сделать шутер играбельным на приставке ещё не придумали, уж извините. То же самое справедливо и для всем ненавистного кругового интерфейса (хотя с ним у меня проблем как раз не возникало). Короче, мне кажется, что не очень правильно записывать недостатки платформы в недостатки игры. Другое дело, что эксклюзивность (скорее всего, временная) для приставок я не считаю чем-то хорошим, но это, опять же, не имеет прямого отношения к качеству игры и вообще тема для отдельного разговора.
Плюсы
Наверное, никто из отечественного сегмента игроблогеров и журналистов не упустил вышеозначенные критические промахи RDR 2, о наличии которых сами Rockstar за семь лет разработки почему-то не догадывались. Это, конечно, похвально, но ребята так увлеклись выискиванием хоть чего-то плохого (объективность же, ну), что упустили всё самое главное. Главное не разглядеть под микроскопом и не вычленить стандартными методами с разбором игры на составляющие. Нужно просто отложить свой блокнотик с шаблоном "правильного обзора", переключить тумблер снобизма в нулевое положение и спокойно играть.
Через недельку-другую вдруг выяснится, что RDR 2 невозможно измерить стандартными инструментами "объективной игровой критики" просто потому, что вы не сможете найти подходящих примеров для сравнения. Red Dead Redemption 2 общается с игроком на совершенно ином уровне, по умолчанию считая его человеком с обширным жизненным бэкграундом, и не пытается заботливо разжевать ему заложенные в себя смыслы. В современном мире сложно найти более взрослое художественное произведение. Кинематограф на 99% – сплошь попкорн, а последняя игра с претензией на взрослую драматургию – Witcher 3, на фоне RDR 2 выглядит как современная игровая адаптация детского стишка Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Кто-то сейчас мог вспомнить нуар Max Payne или суровость Last of Us, и это, безусловно, хорошие примеры "взрослых игр", но, на мой взгляд, они больше стараются выглядеть взрослыми, чем являются ими на самом деле, используя стандартные приёмы нагнетания драмы и беспроигрышны триггеры-слёзовыжималки. История Red Dead Redemption 2 в разы глубже и многогранней всего того, что мы привыкли наблюдать в играх. Повествование здесь не просто служит проводником для геймплея, заставляя игрока активней сопереживать происходящим на экране событиям. Оно поднимает множество непростых вопросов и проблем. Здесь и про преданность идее и человеку, и про место этого самого человека в стремительно меняющимся мире, и про непреодолимые препятствия, что через слом кардинально меняют мироощущение, дают новую жизнь и второй шанс.
В RDR 2 нет ничего статичного – всё здесь меняется вместе с течением времени, и в первую очередь меняются люди. То, что до выхода игры считалось главным козырем игры, а именно безумно дотошная симуляция открытого мира, на деле оказалась лишь очень дорогим и изысканным обрамлением для главной истории. Все те многочисленные элементы "симулятора ковбоя", которые многие поспешили окрестить лишним и надоедающим затягиванием прохождения, существуют только для того, чтобы максимально глубоко погрузить игрока в шкуру Артура Моргана. Неспешно посмотреть на жестокий и красивый мир его глазами, содрать с оленя шкуру его руками и, никуда неспеша, вместе с его друзьями послушать песню у костра.
В горнило повествования были заброшены и те самые 1200 актёров озвучания, которых либо люто выдрессировали для соответствия общему уровню качества, либо очень тщательно отбирали (скорее всего, и то и другое). Для Rockstar характерно уделять повышенное внимание работе с актёрами, но тут, опять же – новый уровень. Режиссура звука выполнена с какой-то маниакальной скрупулёзностью, и игрок никогда не услышит в игре каких-то заиканий, рваных переходов в диалогах и прочих мелких косяков, способных выдернуть его из погружения. Тоже самое касается и саундтрека, который вообще стал одним из самых неожиданных откровений лично для меня. Никогда бы не подумал, что можно так обыграть классические вестерновые мотивы, чтобы они звучали свежо и драйвово, но при этом аутентично.
Не совсем понимаю, зачем в конце 2018 года писать о визуале, но для протокола запишу, что он великолепен. RDR 2 не пышет спецэффектами как тот же God of War, а от обилия красок не кружится голова. Напротив – он успокаивает, умиротворяет и заставляет в себя поверить. Тем не менее челюсть всё же пришлось возвращать на место когда я впервые заглянул в ночной Сен-Дени.
Вердикт
В завершение очень кстати придётся пятый популярный игрожурский штамп в отношении Red Dead Redemption 2. Звучит он так: «RDR 2 – это никакая не революция в игровой индустрии, а просто развитие и переосмысление идей GTA». Нет, я не буду настаивать на том, что RDR 2 революционна, но в таком случае давайте просто не будем использовать этот термин в контексте игр, если он не подходит даже к RDR 2.
Семь лет штат в полтыщи лучших специалистов работал над чудовищно гигантской сингловой игрой с невиданным до этого уровнем подачи нарратива, и всё это в эпоху игр-сервисов и ориентации на казуальных игроков. Red Dead Redemption 2 – это совершенно эпохальное произведение, существующее вне трендов и актуальной конъюнктуры рынка. Rockstar плюют на стандарты и 100% работающие рецепты коммерческого успеха, рискуют и ломают эти самые стандарты. И если после всего это God of War – игра года, то Red Dead Redemption 2, в таком случае, – игра поколения.
К сожалению, Rockstar сломали и мои представления о том, что такое хорошая игра. Чёрт, а я ведь собирался на новогодних каникулах в Assassin’s Creed Odyssey поиграть. Пойду теперь занижать свои требования в какой-нибудь кривенькой индюшатине, время от времени поглядывая и отвечая на ваши комментарии к этой статье.
Наверное самое тупорылое, что можно сказать про RDR2 - "это снова как GTA на диком западе". Это настолько сбитый и выдержанный во всех областях проект, что кроме похвал в сторону Рокстар ничего сказать нельзя. А концовка статьи, в принципе, дело говорит. Про God of War будут говорить весь год, а про RDR2 через десять лет.
Осилил блог. Прочитал до конца. Игра года - Каллаут 76. Кто бы что не говорил.
Отличная статья. Практически полностью согласен с автором. Хотелось бы выделить вот эту мысль:
ИМХО, хоть и короткая, но очень точная и емкая характеристика игры.
Все правильно. Игра не должна утомлять и раздражать, а RDR2 это делает постоянно.
Эстеты будут орать об эпохальности, исключительности, брюзжа от «холопских» выкриков про неспешный темп повествования, вязкость геймплея и прочие очевидные недостатки. Да, игра чудовищно детализирована, да, так никто не делал до рокстар, да, тренды унижены, попраны и обесчещены самым нахальным образом. Но Игра ли это поколения? Ммм, вряд ли, слишком много в ней тех самых «но», лежащих прямо на поверхности. Без всякого сомнения такие игры должны быть, они покоряют новые вершины, привнося в генетику индустрии столь необходимый для эволюции код, но при этом чересчур увлечены своим нон-конформизмом. P.S. Больше всего громогласно воззвал к небесам на моменте, где автор на ясном глазу утверждает, что в шутеры без автоэйма на приставках играть невозможно, тщась предподнести собственный лоу скилл, как объективную реальность.
Tигра Если не эта игра,игра поколения тогда какая?
BarackKamacho Что такое «Игра поколения»? Давай начнем с этого. Чем она должна обладать, по какому критерию определяться?
BarackKamacho Для меня RDR 2 одна из главных игр за весь игровой опыт вообще , я к ней вернусь не раз и не два .Но (!) игра поколения - это очень размытое и громкое понятие , например на это звание сейчас наиболее подходит Ведьмак 3 на который все молились 3 года назад , да и сейчас на него оглядываются ( привет новые Ассасины) , вспоминая прошлое поколение на ум приходит Скурим , Гта V, Last of Us , Bioshock, Batman - т.е игры на которые ориентируются разработчики при создании своих новых творений и которые тем не менее являются вершинами своих жанров. Касательно RDR2 и игры поколения , определенно это одна из главных игр 8го поколения , но ведь сможет ли она снискать всенародную любовь или будет культовым проектом не для всех , все таки народу нравятся забавы попроще и без лишних экзисциальных вопросов аля Gta , более того большинство то и ждет от RDR 2 именно Gta с конями и ковбоями , поиграя разочаровываясь ( лично знаю примеры и читал подобные отзывы) , сейчас пока игра не вышла на самую "прибыльную" платформу и вокруг нее есть хайп и флер элитарности она будет на волне - будут искаться в сети намеки на пека релиз и пока еще не все консольщики в онлайн наигрались , но выйдет она рано или поздно на пекарню , бояре затестят свои видюхи , погоняют и уйдут в свои бенчмарки и выживачи , да и аудитория gta от нее явно в восторге не будет , так что RDR 2 игра для эстетов , ценителей игр как искусства и высокобюджетный артхаус , альманах Америки 19 века , но не главная игра поколения , даже те ж критики дают предпочтения более попсовому God of War...
Чьи то обзоры перетаскивать на пегач? Зевок" зачем? Есть форум для этого с названием "впечатление от игры" Минусы стрельба? Я не видел ещё не в одной игре что что бы оружие чувствовалось как настоящие как в рдр 2 в игре надо учитывать взвод курка и возвращение руки после отдачи и это разные действия и все в такой малькой миниигре как стрельба, столько функций и в одном лишь выстреле(просто маленькая гениальность) Да в игре все медленно это кайф и недостаток, помню после одной миссии я возвращался в город трусцой это заняло минут пятнадцать но я просто наслаждался кантри и речкой у которой медвежонок хавал кого-то. Тишина и спокойствие ну и палец просто устал жать на Х лол Миссии не как в гта в гта драйв и бешеный темп любой даже там стелс склоняется дикому экшену. А тут до 3й главы туториал) Я в онлайн не играл почти и хз когда буду, но сюжетной я доволен.
-zotik- Этот взвод курка ерундой оказался, я и некоторые другие игроки постоянно стреляли в молоко при попытке взвести курок, потому что за каким-то фигом Гг взводит его автоматически через несколько секунд, а если зажмешь кнопку на долю секунды дольше, то он тупо палит перед собой. Я не играл в GoW, но сделать игрой года однокнопочный слешер-кино... мда уж.
По-моему очень адекватное мнение, я еще не закончил RDR2, изучаю мир, не тороплюсь. Но в принципе со всем согласен. Спасибо, за труды автору.
В современном мире сложно найти более взрослое художественное произведение. Здорово. И ведь вроде не дебил, текст написан связно, читается легко...маскируется, сволочь:) Хотя может с высоты его культурного багажа, эдакой огромной кучи из Колобка, этикеток моющих средств и голливудских боевиков по комиксам это и так. Как там в песне, в мире ослеплённых тьмой может солнцем показаться пламя от свечи?
Все абсолютно верно сказано,критики с пегача про "всего лишь ГТА на диком Западе" могут лишь идти играть в более подходящие для них проекты
BarackKamacho В доту или пупок например.
Спасибо рокстар за то, что подарили самого живого персонажа в истории видеоигр. Тут одного взгляда его красных глаз, полных сожаления и желания что то исправить, достаточно что бы почувствовать некогда любимого и пылающего харизмой Геральта слишком уж картонным. Жаль что он столько отдал Датчу, ведь объединять людей ему удавалось даже лучше. В миссии по спасению орла он боевой состав банды, по сути, разбил на два лагеря.